40367

Нарушение ощущения и восприятия

Реферат

Медицина и ветеринария

Психосенсорные расстройства встречаются при эпилепсии энцефалитах и опухолях мозга могут быть следствием органических поражений теменнозатылочиых отделов и области межуточного мозга К расстройствам восприятия относят иллюзии и галлюцинации. Галлюцинации сенсорное восприятие имеющее характер истинного восприятия но в отсутствие внешнего раздражения органов чувств. Галлюцинации классифицируют по органам чувств как слуховые наиболее часто встречаемые зрительные тактильные обонятельные. элементарные фотопсип элементарные зрительные...

Русский

2013-10-16

39.5 KB

16 чел.

Новосибирский государственный медицинский университет

Кафедра психиатрии и наркологии

Зав. кафедрой д.м.н., проф. Короленко Ц.П.

РЕФЕРАТ

Тема: Нарушение ощущения и восприятия

Выполнил: студент 9 группы

5 курса лечебного факультета

Бекк Е.Г

Новосибирск 2006

Психическая деятельность — целостный процесс, и все его стороны находятся в неразрывной связи и дополняют друг др>та. Об этом необходимо помнить, изучая те или иные психопатологические симптомы.

Согласно теории отражения, восприятие — это отражение предметов и явлении действительности при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие -одно и первых звеньев познания и тесно связано с ощущениями, отражающими отдельные свойства предметов, и 'представлением, воспроизводящим в сознании образы реальной действительности. В отличие от ощущений восприятие целостно и имеет активный характер. Особенности восприятия зависят от функций органов чувств, состояния сознания человека, внимания, эмоционального состояния, социального опыта.

К элементарным признакам расстройств ощущения относятся:

1. Гиперестезия — резкое повышение интенсивности ощущений - чаше локальное.

2. Гинеетезия - снижение интенсивности, яркости ощущений.

3. Парестезия - расстройства ощущения, заключающиеся в восприятии необычных. ранее не отмечавшихся, чаще неприятных ощущении. Пациенты испытывают сложности в описании парестетических феноменов, они лишь указывают на их схожесть с неприятными отпущениями под кожей, чувством локального повышения/понижения температуры, зудом, но отмечают, что эти ошушения являются более сложными, чем все данные описания. Иногда пациенты используют метафоры для описания парестезии, например, '«насекомые под кожею/.

Гиперестезия, гипестезия и парестезия могут встречаться в норме, но могут являться также признаками некоторых расстройств психики, например, психотических расстройств (короткое психотическое расстройство, шизотипическое расстройство, шизофрения, бредовое расстройство и др.). расстройствах настроения (большое депрессивное расстройство, биполярное расстройство и др.). при других нарушениях.

Наличие гиперестезии, пшестезпн и парестезии должно приводить диагноста к необходимости дифференциальной диагностики с неврологическими расстройствами.

Психосенсорные расстройства - расстройство, представляющее собой сложное искажение восприятия внешнего мира и/или собственного тела, нарушение синтеза ощущений, полученных непосредственно органами чувств. Искаженно может восприниматься форма предметов (метаморфопсия). их величина (макро- и мпкропсия), количество (полиопия). При искаженном восприятии больными частей тела говорят о расстройствах схемы тела. К исихосенсорным относятся и оптнковестнбулярные расстройства, при которых все окружающее пациента находится в бурном движении, например, шатается, рушится, проваливается и т.д.

Психосенсорные расстройства встречаются при эпилепсии, энцефалитах и опухолях мозга, могут быть следствием органических поражений теменно-затылочиых отделов и области межуточного мозга,

К расстройствам восприятия относят иллюзии и галлюцинации.

Иллюзии - ложное, искаженное восприятие объективно имеющегося раздражителя.

Иллюзии различаются по виду анализатора, т.е. классифицируются как слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные.

Иллюзии не всегда являются признаками психического расстройства. Оип нередко бывают у психически здоровых лиц при наличии условий, затрудняющих восприятие (недостатки слуха или зрения, плохое освещение), в состоянии утомления, эмоционального напряжения, при наличии тревоги, страха (аффектогенные иллюзии). При психических заболеваниях иллюзии часто являются одним из ранних симптомов острого психоза (тяжелые инфекции, интоксикации, алкогольный делирий и др.), например, парэйдолические иллюзии.

Галлюцинации - сенсорное восприятие, имеющее характер истинного восприятия, но в отсутствие внешнего раздражения органов чувств.

Галлюцинации классифицируют по органам чувств как слуховые (наиболее часто встречаемые), зрительные, тактильные, обонятельные.

По степени выраженности различают следующие виды галлюцинаций:

1. элементарные - фотопсип (элементарные зрительные галлюцинации1), акоазмы (элементарные слуховые галлюшшатш):

2. простые - включающие односложный феномен, например, ложное восприятие одного слова;

3. сложные — включающие множество ложно воспринимаемых объектов / феноменов, например, наличие нескольких «голосов» в голове, переговаривающихся друг с другом:

4. сценические - включают огромное количество галлюцинаторных объектов феноменов, наблюдаемых пациентом как бы со стороны.

Прогностически важным является классифицирование слуховых галлюцинаций по их содержанию:

1. Императивные - галлюцинаций повелительного содержания; пациент с такого рода галлюцинациями расценивается как опасный для себя и окружающих.

2. Угрожающие - содержание этих галлюцинации включает угрозы.

3. Комментирующие ~ выступают как комментарий действий пациента.

4. Антагонистические — при наличии нескольких голосовых феноменов, содержание которых противоположно.

Наличие у пациента обонятельных или вкусовых галлюцинаций должно склонять врача к проведению дифференциальной диагностики с опухолями ЦНС. для которых галлюцинации этого вида более характерны.

По характеру воспринимаемых галлюцинаторных объектов феноменов галлюцинации разделяют на истинные и пеевдогаллгошшапии.

Гипнагогическт галлюцинации возникают перед засыпанием (при закрытых глазах) пли в сумерках. В связи с тем. что пганагогпческпе галлюцинации могут быть одним из  ранних симптомов возникновения психических, необходимо уделять внимание активному их выявлению.

В связи с особенностями восприятия в детском возрасте (несовершенство функционирования анализаторов, живость детского воображения, повышенная внушаемость и самовнушаемость, недостаточность-самоотчета в воспринятом и др.) у детей легче возникает иллюзорное восприятие окружающего (перед засыпанием, под влиянием прочитанных сказок, в состоянии страха, при повышении температуры и т. д.). Яркость восприятия предопределяет чувственный характер галлюцинаторных переживаний у детей. Чаше встречаются простые истинные зрительные н тактильные галлюцинации, реже - слуховые и обонятельные. Они отличаются отчетливостью, устрашающим и неприятным содержанием ('звери, тараканы, крысы, страшные образы из сказок и т. д.) и носят эпизодический, нестойкий характер. Яркие образные галлюцинации чаше наблюдаются при инфекпнонно-токсических заболеваниях. Псевдогаллющшашш у летен младшего возраста почти не наблюдаются. Они могут встретиться лишь у подростков. ! ; ; ;;

У пациентов, обращающихся за помошыо к стоматологам, нередко жатобы могут отражать не столько стоматологический статус, сколько психический- Так ощущение гнилостного запаха во рту, восприятие деформации зубочелюстнон системы, ощущение и восприятие инородных тел во рту, нарушения чувствительности в области кожи лииа. слизистых губ. щек. языка - могут быть проявлением таигх нарушений. Если у пациентов, обращающихся за помощью к стоматологам, своевременно не распознается патология ощушенпя и восприятия, это может привести к ошибочному лечению, в том числе, и к оперативному вмешательству (удаление зубов и др.).

Обследование пациентов с расстройствами восприятия

О наличии зрительных галлюцинаций может свидетельствовать живая мимика пациента, пронизанная страхом. удивлением, любопытством. внимательный пристальный, взгляд папиента в определенном направлении, где нет ничего, что могло бы привлечь его внимание. При слуховых гал:1кшинаш1ях пациенты к чему-то прислушиваются, говорят в пространство отдельные слова и целые фразы: иногда ватой затыкают уши. При наличии императивных галлюцинаций может быть неправильное поведение (упорный отказ от еды. суицидные попытки и др.). Отказ от еды характерен для пациентов с обонятельными и вкусовыми галлюцинациями. Расчесы кожи могут свидетельствовать о наличии тактильных галлюцинаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14827. Ұлттық ойындар мен өнердiң тәрбиелік сипаты 72 KB
  Ұлттық ойындар мен өнердiң тәрбиелік сипаты 1. Ұлттық ойындардың тәрбиелік маңызы. 2. Ұлттық ойынсауық түрлері туралы. 3. Әдетғұрып ойындары арнаулы жырмен айтыспен басталуы. Ойнамайтын бала жоқ. Ойынға қызықпайтын адам жоқ. Көңiл көтермейтiн адам сауық құрмайты...
14828. Ұлттық салт-дәстүрлерді насихаттаудың тәрбиелік мәні 85 KB
  Ұлттық салтдәстүрлерді насихаттаудың тәрбиелік мәні. 1. Отбасы тәрбиесi ұл мен қыз тәрбиесiнiң ерекшелiктерi жастарды жұбайлық өмiрге даярлау. 2. Отбасы тәрбиесiнiң 8 түрi. 3. Қазақстандықтардың ұлттық салтдәстүрлерiн марапаттаудың әлеуметтiк мәнi Қазақ халқы ұл тә
14829. ФАРАБИ ТРАКТАТТАРЫНДАҒЫ БІЛІМ, ТӘРБИЕ ЖӘНЕ АДАМГЕРШІЛІК —ГУМАНИЗМ МӘСЕЛЕЛЕРІ 46 KB
  ФАРАБИ ТРАКТАТТАРЫНДАҒЫ БІЛІМ ТӘРБИЕ ЖӘНЕ АДАМГЕРШІЛІК ГУМАНИЗМ МӘСЕЛЕЛЕРІ Ж. Исахметұлы Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Қазіргі дүниені неғұрлым дұрыс танып білу үшін және жақсы өмірдің дұрыс жолын таңдай білу үшін және жаңа мыңжылдықта ...
14830. Уәлихановтың қазақ халқының салт-дәстүрлерi туралы ой-пiкiрлерi (1835-1865). 58.5 KB
  Уәлихановтың қазақ халқының салтдәстүрлерi туралы ойпiкiрлерi 1835-1865. 1. Шоқанның алғашқы хат тануы. 2. Ш.Уәлихановтың орыс достары. 3. Шоқанның БатысШығыс халық әдебиетін зерттеуі. 1.Шоқанның өскен ортасы. Әжесi Айғанымның әкесi Шыңғыстың маңына аңшы әңгiмешi е
14831. Шоқан Уалихановтың ағартушылық идеялары. (1835-1865) 40.5 KB
  Шоқан Уалихановтың ағартушылық идеялары. 1835-1865 Шоқан Уалиханов – ұлы ағартушы – демократ қазақтың ғұлама ғалымы шығыстанушы тарихшы этнограф фольклорист Шоқан Шыңғысұлы Уалиханов қазақ мәдениеті мен әдебиетінің тарихында ерекше орын алады. Аса дарынды қазақ
14832. ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ШЫҢДАЛУ – БАСТЫ БАҒЫТ 84 KB
  ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ШЫҢДАЛУ – БАСТЫ БАҒЫТ Б.С.Нұрмағамбетова Мемлекеттік мекеме – Павлодар қаласының № 28 орта жалпы білім беру мектебі қазақ тілі Қазіргі кезде ғылымда тұлғаның өзінөзі ұйымдастыруына тәрбиелеу жөнінде яки түрлі пікір қалыптасқан. Олардың біріөзі
14833. Этнопедагогика мен этнопсихологияның ортақтығы 138 KB
  Этнопедагогика мен этнопсихологияның ортақтығы 1. Ұлттық психикалық құрылым мен ұлт мәдениетi арасында байланыс. 2. Ұлттық психикалық құрылым мәдени ерекшелiктiң шартты белгісі. 3. Салтдәстүр сабақтастығы. Этнопедагогика лттыќ салтдєстрлердiњ тєлiмдiк мєнма...
14834. Абайдың әділеттілік туралы іліміне шолу 63.5 KB
  Асан Омаров – абайтанушы ғалым Әділет Министрлігі жанындағы Дін мәселелері жөніндегі ғылымизерттеу және талдау орталығының жетекші маманы. Абайдың әділеттілік туралы іліміне шолу Адамның ішкі әлемінің рахаты мен тыныштығы былайша айтқанда жа...
14835. АЛАШ ФИЛОСОФИЯСЫ ӘЛЕМ ҚАЗАҚТАРЫ МӘДЕНИЕТІ КОНТЕКСІНДЕ 41.5 KB
  Тұрдығұл Шаңбай Алаштану ғылымизерттеу орталығының директоры Семей мемлекеттік педагогикалық институты Философия және саясаттану кафедрасының меңгерушісі АЛАШ ФИЛОСОФИЯСЫ ӘЛЕМ ҚАЗАҚТАРЫ МӘДЕНИЕТІ КОНТЕКСІНДЕ Құрметті қауым Қадірлі қонақтар ...