40386

АФФЕКТИВНЫЕ СИНДРОМЫ

Доклад

Медицина и ветеринария

До настоящего времени многочисленные исследования посвященные поиску предикторов суицидального поведения както психопатологических личностных социальнодемографических соматических и прочих не позволили выдвинуть достаточно надежных для практики критериев предсказания суицида. Наиболее весомые клинические критерии имели прямую корреляцию выше 05 лишь со степенью серьезности суицидального намерения что говорит об опосредованном значении психопатологических критериев. Результаты подобных исследований в области предсказания суицидального...

Русский

2013-10-16

49 KB

0 чел.

АФФЕКТИВНЫЕ СИНДРОМЫ включают полярные эмоциональные расстройства -депрессии и мании.
Депрессивный синдром характеризуется болезненно пониженным настроением, тоской, которые иногда сопровождаются физически тягостным ощущением давления или тяжести в области грудной клетки, интеллектуальным и моторным торможением (затруднение течения мыслей, потеря интереса к профессиональной деятельности, замедление движений вплоть до полной обездвиженности-депрессивный ступор). Пессимистическое мировосприятие при депрессии сопровождается тревогой, чувством вины, идеями малоценности, приобретающими в тяжелых случаях характер бреда самообвинения или греховности,
суицидальными идеями и тенденциями.

До настоящего времени многочисленные исследования, посвященные поиску предикторов суицидального поведения (как-то психопатологических, личностных, социально-демографических, соматических и прочих) не позволили выдвинуть достаточно надежных для практики критериев предсказания суицида. Наиболее весомые клинические критерии имели прямую корреляцию выше 0,5 лишь со степенью серьезности суицидального намерения, что говорит об опосредованном значении психопатологических критериев. Результаты подобных исследований в области предсказания суицидального поведения указывают на потребность в поиске неких новых общеметодических подходов.

Трудности прогноза обычно связывают с наличием многих индивидуальных факторов суицидального риска, непостоянством, изменчивостью предиспонирующих переменных и их сочетаний. Традиционный методический подход содержит, по сути, аналогию с прогнозированием динамики психопатологических состояний, имеющих свои патокинетическне стереотипы. Но совершение суицида не предсказуемо подобно динамике психопатологических явлений, поскольку может толковаться как естественная поведенческая реакция, и подобно всякому иному поведенческому акту не может иметь вполне надежного даже самого обширного комплекса критериев предсказания.

Отсюда первое общее положение: высказанная позиция, означает, что суицидальное поведение правомерно рассматривать не только как патологию с точки зрения рациональности поведения индивида, но также и как норму с эволюционной точки зрения. Развитие мышления в процессе эволюции биологического вида человека разумного сопряжено с появлением нового поведенческого акта - действий по самоуничтожению, не встречающихся в предшествующей лестнице видов. Животные не совершают самоубийств, будучи способными к самозащите тела, но не собственной личности.

Эволюционное совершенствование всякой функции имеет пределы, устанавливаемые тем, что ввиду некой чрезмерности она становится уже невыгодной для выживания. Это касается, конечно, иных условий отбора в природе, но в принципе появление подобного предела следовало бы предполагать также в отношении совершенствования мышления. Далеко не бесспорно представление том, что усложнение человеческого поведения вне всяких границ должно быть безусловно выгодным. (Если верить эволюционной теории, то в порядке гиперболы можно заметить, что стремительность развития больших полушарий по отношению к скорости эволюции других органов находится примерно в такой же пропорции, как скорость роста новообразований по отношению к темпам роста здоровых тканей. И, кстати, так же, как новообразование ведет к самоуничтожению организма, так и злокачественно развившиеся большие полушария принесли с собой поведение самоуничтожения).

Таким образом, суицидальные действия выступают биологически естественным, хотя и как бы нецелесообразным элементом поведенческого констеллята. Можно полагать, суициды (наряду, с нерациональным групповым поведением) возникают на определенном этапе эволюции как выражение общего закона, то есть как фактор, ограничивающий усложнение мышления и поведения.

Теперь второе положение: можно ли биологизировать подобную философскую позицию? Да, суицидальные тенденции имеют определенное сходство с патологией влечений. Например, вероятность повторного суицида удваивается, или, скажем, при тяжелых депрессиях может отсутствовать логическая обоснованность (личностный смысл) и предварительное планирование суицидального акта. Или еще один факт - осознание конечности жизни происходит у детей 6-8-летнего возраста, т.е. вначале второго, эгоцентрического, и задолго до третьего, социального этапа развития самосознания. Поэтому меньше оснований искать главные критерии предсказания суицида в кругу социально-демографических. Но следует ли соглашаться с выделением понятия влечения к смерти? Это вновь приведет к представлению о том, что данное глубинное влечение выявляется опять же аналогично генезу психопатологических симптомов по принципам этиоэпигенетической теории Джексона-Эя-Биликевича. Термин влечение к смерти сам по себе является силлогизмом - влечение к прекращению влечений. Потому при поверхностном осмыслении за счет своей парадоксальности он просто обретает броское и запоминающееся звучание. Суицид же достаточно понимать как приспособительную реакцию: сложившиеся обстоятельства несовместимы или представляются несовместимыми (при депрессии, например) с сохранением собственной личности. Если эти обстоятельства устранить невозможно, то, защищая свою личность, прекратить их действие приходится самыми крайними средствами - уничтожением личности. Исчезает потребность в умозрительном выделении дополнительного “инстинкта смерти”, поскольку суицид представляет собой, да, патологическую, неэффективную, но именно приспособительную, защитную реакцию, акт самосохранения личности. Примерно так это было сформулировано психиатром Фридрейхом.

Отсюда третье положение: представляется, что последний упомянутый методический подход незаслуженно мало прямым образом используется для подбора критериев прогностической оценки аутоагрессивоного, в данном случае суицидального поведения. Речь идет о точке зрения Фридрейха, которую иными словами высказывал и социолог Дюркгейм: самоубийства порождаются той утонченной человеческой этикой, которая ставит человеческую личность выше самого существования.

Экспериментально эти рассуждения можно проверить двумя прикладными методами - клинико-психопатологическим и психодиагностическим.

Высказанные положения парадоксальны не более, чем, скажем, представление об адаптационном смысле всякой соматической болезни. Тем не менее, противоречие здесь содержится – стремление к самосохранению путем самоуничтожения, и, по идее, оно должно быть выражено соответствующими клиническими или психологическими признаками. Антисуицидные признаки в процессе суицидальных действий возможно более существенно смогут отразить степень серьезности и риск повторения попытки, чем критерии социально-психологического и демографического характера.

Итак, изучаемую группу составили 42 женщины в возрасте от 19 до 54 лет, госпитализированные в психиатрический стационар в связи с суицидальным поведением. Нозологически полиморфную группу объединяло присутствие в каждом случае депрессивной симптоматики. Фиксировали наличие у больных осознаваемого противодействия суициду в период приготовления или совершения попытки.

Образовались две подгруппы больных. В 1-й подгруппе 14 больных не обнаруживали мыслей о сопротивлении своему суицидальному плану или же отмечалось вытеснение совершенных поступков такой направленности. Так, больная с меланхолическим синдромом в своем самоотчете указывала, что “думалось только о бессмысленности жизни”. Или, например, другая больная, которая публично нанесла себе поверхностное повреждение кожи, настаивала, что ее спасла лишь случайность, она же имела лишь самое решительное намерение погибнуть.

Во 2-й подгруппе (28 больных) отмечено осознанное противодействие выполнявшемуся суицидному замыслу. Так, пациентка с истинной попыткой объясняла, что она думала: “потом пусть уже что угодно врачи сделают, только бы легче стало” (т.е., наличие альтернативного варианта действий). В других случаях в самоотчете больных звучит боязнь выполнения суицидальных действий (т.е., наличие одновременно и желания, и страха смерти). При демонстративных попытках, в отличие от 1-й подгруппы, имелось той или иной степени признание шантажных мотивов: “это была скорее фантазия, я воображала и грозилась, точно зная, что до конца не сделаю” или: “была готова на все и хотелось это всем доказать” (т.е. частичное осознание демонстративности суицидальных действий).

Примечательно, что наличие антисуицидных тенденций не удается связать со структурой и тяжестью психопатологических синдромов, с вариантами личностного смысла – протеста, призыва, избежания и т.п.

В то же время число больных, которые поступали с повторной суицидальной попыткой существенно отличалось – в 1-й подгруппе – 85 % и во 2-й – лишь 7%.

Таким образом, при наличии антисуицидных мыслей или осознанных действий, сопутствующих суицидальному поведению, риск повторной и, можно полагать, завершенной попытки оказывается ниже вне подчиненности другим психопатологическим, психологическим, социальным показателям. К примеру, пациентка с психопатической очевидно демонстративной попыткой, но без упомянутых антисуицидных элементов может иметь более высокий риск совершения самоубийства, чем даже больная тяжелой депрессией, но с контрастными мыслями о возможной боли и мучениях при реализации попытки.

Антисуицидные признаки могут использоваться при клиническом осмотре как довольно информативные. Они бывают представлены в различной пропорции и в перспективе могут быть квантифицированы.

Второй эксперимент - психодиагностический привел к внедрению в практику достаточно несложного, но привлекательного по валидности тестового исследования. Исходят опять из того, что суицид возникает, перефразируя еще раз иначе Фридрейха, при осознании своей неспособности изменить обстоятельства, несовместимые с сохранением личности. То есть, отражением ключевого механизма суицидов должна быть диссоциация между относительно высоким уровнем притязаний (или можно назвать это высоким этическим уровнем чувства собственного достоинства?, которое в т.ч. при депрессиях бывает сохранным или повышенным) и, с другой стороны, низким уровнем самооценки.

Остается использовать известные психодиагностические методики, но дополнив их хотя бы примитивной количественной оценкой. Используется методика оценки уровня притязаний Бежанишвили. Перед испытуемым раскладываются вертикально 12 пронумерованных карточек, на обороте которых написаны задания (напр., назвать 8 животных на букву К и т.п.) нарастающей сложности от 1 к 12 номеру. Испытуемый получает задание: за ограниченное время (напр., 5 мин.) переворачивать карточки и набрать максимум баллов (сумму номеров) за решенные задания, без всяких ограничений в порядке выбора карточек. Величина оценки уровня притязаний состоит из суммы: номер карточки, с которой испытуемый начинает "притязать" на результат, плюс 5 баллов за каждую неадекватную реакцию на неуспех по типу повышенного уровня притязаний (т.е., если после нерешенного задания он берет более сложное). Или минус 5 баллов за реакцию на успех по типу пониженного уровня – если после решенного задания берет более простое. Средний показатель здоровых – 6-8 баллов, у суицидентов нередко 20-25.

Вторая методика – исследование уровня самооценки

представлена вербальным вариантом этого теста. Методика состоит из 4-х шкал, по которым испытуемый ставит себе оценку по здоровью, уму, характеру…

Укажите свою собственную позицию:

1 Самые здоровые

2 Очень здоровые

3 Здоровые

4 Более или менее

здоровые

5 Среднего

здоровья

6 Более или менее

больные

7 Больные

8 Очень больные

9 Самые больные

1 Самые умные

2 Очень умные

3 Умные

4 Более или менее

умные

5 Среднего ума

6 Более или менее

неумные

7 Неумные

8 Глупые

9 Самые глупые

1 С прекрасным

характером

2 С хорошим х.

3 С более или

менее хорошим

характером

4 С неплохим х.

5 С обычным х.

6 С неважным х.

7 С плохим х.

8 С очень плохим

характером

9 С тяжелым х.

1 Чрезмерно

счастливы

2Очень счастливы

3 Счастливы

4 Более или менее

счастливы

5 Не очень с.

6 Мало с.

7 Несчастливы

8 Очень несчаст-

ливы

9 Самые не-

счастливые

Вербальный вариант методики позволяет суммировать количество баллов (номеров), соответствующее уровню самооценки, т.е. чем больше сумма, тем ниже этот уровень - в среднем 18-19 баллов и свыше 25 при депрессиях.

Общая сумма по обеим методикам характеризует степень диссоциации между высоким уровнем притязаний и низким уровнем самооценки. Возможно, мы даже можем говорить о наибольшей валидности подобных показателей среди всех способов оценки суицидального риска. О его наличии свидетельствует показатель диссоциации свыше 42-45 баллов, а 50-55 и выше практически позволяют гарантировать предстоящую суицидальную попытку пациента (независимо, будь то возбудимая или сензитивная личность, больной с гипотимией или параноидом и т. п.). Т.е., экспериментально подтверждается предположение о ключевом механизме суицидального поведения. Быстрое появление диссоциации притязаний и самооценки или, перефразируя психолога Стивенсена, формулы “я должен был бы, но…” можно было бы назвать предвестником суицида.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12485. Блокада Ленинграда. Операция «Искра» - прорыв блокады 32.23 KB
  Реферат По спецкурсу Великая Отечественная война на тему: Блокада Ленинграда Содержание: 1. Введение 2. Первый удар. Продвижение захватчиков к Ленинграду 3. Начало битвы за Ленинград 4. Операция Искра прорыв блокады 5. Полная ликвидация блокады 6. За
12486. Геополитические последствия блокады Ленинграда 18.42 KB
  Геополитические последствия блокады Ленинграда Геополитика географическая политика; греч. γη земля πολιτική государственные или общественные дела наука о контроле над территорией о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния центров силы...
12487. Снятие Блокады Ленинграда 12.07 KB
  Снятие Блокады Ленинграда. День воинской славы России День снятия блокады города Ленинграда 1944 год отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32ФЗ О днях воинской славы победных днях России. В 1941 году Гитлер развернул военные действия н
12488. Английский холокост в Бенгалии 22.2 KB
  Английский холокост в Бенгалии Историю пишут те кто выиграл войну а не те кто ее проиграл. Неудивительно что именно англичане и американцы – авторы истории Второй Мировой Войны. Нам объясняли что война была необходима что бы покончить с нацизмом и Гитлером. Нацизм и...
12489. Параллельный комбинационный сумматор 171.5 KB
  Лабораторная работа №1. Параллельный комбинационный сумматор. Закон функционирования параллельного комбинационного сумматора определяется следующей таблицей: В таблице обозначены: аi значение цифры 1го слагаемого; вi значение цифры 2го слагаемого; Рi...
12490. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теория автоматов» 13.21 MB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине Теория автоматов Направление 230100 Информатика и вычислительная техника Специальность 230101 Вычислительные машины комплексы системы и сети Учебно-методическое пособие Курс Теория автоматов является базовым при
12491. Выделение первого редукционного тельца. Оплодотворение 81.47 KB
  Препараты к занятию Оплодотворение Вхождение сперматозоида в яйцеклетку совершается у животных на разных стадиях развития яйцеклеток: у аскариды птиц и некоторых млекопитающих оно происходит на стадии ооцита первого порядка т.е. еще до выделения первого редукци
12492. Составить список учебной группы, включающей n человек 657.5 KB
  Отчет по лабораторной работе №3 по дисциплине Языки программирования Задание: Составить список учебной группы включающей n человек. Для каждого учащегося указать фамилию дату рождения день месяц год год поступления в ВУЗ экзаменационные оценки за первые два ...
12493. Динамическая маршрутизация 582.43 KB
  Во время лабораторной работы мы научились строить топологию с настройкой динамической маршрутизации. Научиться строить топологию с настройкой динамической маршрутизации.