40397

Методика сочинений отдельных видов

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Подготовка материала его систематизация обдумывание композиции и плана сочинения установление логических связей выбор слов фразеологизмов словосочетаний построение предложений и связи между ними проверка орфографии весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. Сочинения классифицируются по источникам материала по степени самостоятельности по жанрам и по языковым особенностям. В зависимости от источников...

Русский

2013-10-17

41.5 KB

10 чел.

6. Методика сочинений отдельных видов

Сочинение в школе занимает особое место. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

Сочинения классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по жанрам и по языковым особенностям.

В зависимости от источников материала выделяются:

  1.   сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов;
  2.  сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
  3.   сочинения, где используется материал разных источников.
  4.   на основе творческого воображения—по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения

- коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему

- индивидуальные, отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По жанрам

- повествования,

- описания

- рассуждения, причем чаще всего используются повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По стилю сочинения разделяются на художественные и деловые (научные).

Подготовка к сочинению

В зависимости от типа сочинения, характер подготовительной работы меняется, но есть и общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, включает в нее учащихся, добиваясь их максимальной активности и познавательной самостоятельности.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках, не только русского языка. Период работы над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;

б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;

в) словесное, речевое оформление сочинения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Для сочинения в I классе отводится обычно до одного урока, во II классе — обычно один урок и, в случае необходимости, 15—20 минут второго урока, в III классе — один-полтора урока, а в отдельных случаях — до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке, обычно в течение 20—25 минут, проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками.

На уроке письма сочинения обычно соблюдаются следующие этапы:

  1.   сообщение темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учащимися;
  2.  беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления
  3.  составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее;
  4.  речевая подготовка текста: запись слов, если нужно; составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию трудных слов;
  5.  основная часть урока, наиболее продолжительная и важная: письмо сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи;
  6.  самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Составление плана

План — необходимая ступень любого речевого высказывания. В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех сочинений.

В I классе, как правило, роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III классе — в основном самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план (без подпунктов) из 3—5 частей.

Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения. Но иногда бывает целесообразнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы (сочинение на основе опыта или наблюдений).

В начальных классах дети, как правило, не переписывают сочинения начисто, а все исправления делают аккуратно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к снижению оценки за сочинение.

Дети сдают сочинения учителю на проверку, и проверка не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику и синтаксис своего сочинения. По проверенным сочинениям обязательно проводится итоговое занятие: выделяется 15—25 минут на очередном уроке русского языка или проводится индивидуальный разбор недостатков и достоинств.

Сочинения по картине

Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида:

повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося;

описание картины.

План работы по картине:

  1.  Рассматривание картины
  2.  Высказывания детей о том, что они видят на картине
  3.  Беседа по выявлению содержания, в процессе которой устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями
  4.  Составление плана и составление ответов на каждый его пункт
  5.  Полный устный рассказ по плану

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В I классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста. Во II классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Все чаще второклассники получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений. В III классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Однако и обучающие сочинения оцениваются. В течение учебного года проводится 12—15 письменных сочинений.

Работа над сочинением в I классе начинается с устных рассказиков, небольших по объему, простых по содержанию; их язык носит следы бытовой речи, например: Заяц убежал, дети расстроились, они не поймали зайца, а им очень хотелось поймать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60612. Методичні рекомендації щодо ефективності проблемного навчання 29 KB
  Ушинського що привчати учнів виконувати розумову працю необхідно поступово починаючи з молодших класів; будувати навчальний процес так щоб вивчення нового матеріалу спиралося на знання попереднього...
60618. Приклади формулювання мети уроку 36 KB
  Приклади формулювання мети уроку: Дидактичної навчальної: Засвоєння наукових технічних виробничих понять законів теорій фактів зв’язків; Формування умінь застосовувати одержані знання для розвитку навчальних навчальновиробничих задач; Формування наукових і політичних умінь та навиків; Формування спеціальних умінь і навиків; Формування системи знань умінь і навиків на основі між предметних зв’язків; Закріплення і вдосконалення знань умінь і навиків Формування умінь та навиків самоконтролю;...