40397

Методика сочинений отдельных видов

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Подготовка материала его систематизация обдумывание композиции и плана сочинения установление логических связей выбор слов фразеологизмов словосочетаний построение предложений и связи между ними проверка орфографии весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. Сочинения классифицируются по источникам материала по степени самостоятельности по жанрам и по языковым особенностям. В зависимости от источников...

Русский

2013-10-17

41.5 KB

10 чел.

6. Методика сочинений отдельных видов

Сочинение в школе занимает особое место. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний.

Сочинение служит эффективным средством формирования личности. Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности. Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.

Сочинения классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по жанрам и по языковым особенностям.

В зависимости от источников материала выделяются:

  1.   сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т. е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов;
  2.  сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
  3.   сочинения, где используется материал разных источников.
  4.   на основе творческого воображения—по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т. п.

По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения

- коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему

- индивидуальные, отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.

По жанрам

- повествования,

- описания

- рассуждения, причем чаще всего используются повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По стилю сочинения разделяются на художественные и деловые (научные).

Подготовка к сочинению

В зависимости от типа сочинения, характер подготовительной работы меняется, но есть и общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, включает в нее учащихся, добиваясь их максимальной активности и познавательной самостоятельности.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках, не только русского языка. Период работы над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;

б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;

в) словесное, речевое оформление сочинения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Для сочинения в I классе отводится обычно до одного урока, во II классе — обычно один урок и, в случае необходимости, 15—20 минут второго урока, в III классе — один-полтора урока, а в отдельных случаях — до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке, обычно в течение 20—25 минут, проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками.

На уроке письма сочинения обычно соблюдаются следующие этапы:

  1.   сообщение темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение их с учащимися;
  2.  беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления
  3.  составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее;
  4.  речевая подготовка текста: запись слов, если нужно; составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию трудных слов;
  5.  основная часть урока, наиболее продолжительная и важная: письмо сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи;
  6.  самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Составление плана

План — необходимая ступень любого речевого высказывания. В начальных классах специальная работа над планом обязательна при подготовке всех сочинений.

В I классе, как правило, роль плана выполняют вопросы учителя (так называемый вопросный план); во II классе план предстоящего сочинения составляется коллективно под руководством учителя, в III классе — в основном самостоятельно. В начальных классах рекомендуется простой план (без подпунктов) из 3—5 частей.

Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения. Но иногда бывает целесообразнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы (сочинение на основе опыта или наблюдений).

В начальных классах дети, как правило, не переписывают сочинения начисто, а все исправления делают аккуратно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к снижению оценки за сочинение.

Дети сдают сочинения учителю на проверку, и проверка не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику и синтаксис своего сочинения. По проверенным сочинениям обязательно проводится итоговое занятие: выделяется 15—25 минут на очередном уроке русского языка или проводится индивидуальный разбор недостатков и достоинств.

Сочинения по картине

Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте.

Сочинения по картинам делятся на три основных вида:

повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося;

описание картины.

План работы по картине:

  1.  Рассматривание картины
  2.  Высказывания детей о том, что они видят на картине
  3.  Беседа по выявлению содержания, в процессе которой устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями
  4.  Составление плана и составление ответов на каждый его пункт
  5.  Полный устный рассказ по плану

Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т. е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. В I классе происходит преимущественно коллективная подготовка текста. Во II классе школьники учатся работать над текстом самостоятельно. Все чаще второклассники получают индивидуализированные темы для рассказов и сочинений. В III классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем и даже предложенных самими детьми.

В начальных классах сочинения проводятся как обучающие упражнения, лишь в III классе допускаются контрольные сочинения. Однако и обучающие сочинения оцениваются. В течение учебного года проводится 12—15 письменных сочинений.

Работа над сочинением в I классе начинается с устных рассказиков, небольших по объему, простых по содержанию; их язык носит следы бытовой речи, например: Заяц убежал, дети расстроились, они не поймали зайца, а им очень хотелось поймать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66796. Контрольная работа по экономическому анализу 61 KB
  Розрахувати методом факторного аналізу вплив на відхилення фактичного значення показника продуктивності праці робітника за рік від планового наступних факторів: а зміни числа робочих днів; б зміни тривалості зміни; в зміни годинного виробітку робітників.
66797. КОНЦЕПТ «PUNISHMENT» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 121 KB
  Проблема наказания изучается многими науками в фокусе которых находится человек. Объектом исследования являются языковые репрезентации объективирующие концепт PUNISHMENT и представляющие собой как отдельные лексические единицы так и словосочетания а также метафорические выражения и высказывания значение...
66800. Податковий контроль в трактуванні ПК України та кодексів інших держав 54.63 KB
  З ростом податкового тягаря в багатьох країнах світу потенційні вигоди від ухилення від сплати податків стають все більш привабливими. Щоб протистояти діям недобросовісних платників податків порушення при оподаткуванні законодавством багатьох країн віднесені до податкових злочинів...
66802. Порівняльний аналіз текстів Податкових кодексів України, Росії, Казахстану та Білорусії стосовно порядку визначення та узгодження податкових зобов’язань 55.61 KB
  Крім випадків передбачених податковим законодавством платник податків самостійно обчислює суму податкового та або грошового зобов'язання та або пені яку зазначає у податковій митній декларації або уточнюючому розрахунку що подається контролюючому органу у строки встановлені цим Кодексом.
66803. Антидемпінгова політика як метод регулювання ЗЕД 92.76 KB
  Метою дослідження є аналіз організаційних і правових основ процесу застосування антидемпінгових мит в Україні виявлення сутності основних принципів та цілей даного виду діяльності органів виконавчої влади визначення місця відповідних правових норм в правовій системі України.
66804. Проектирование финансовых потоков инвестиционной деятельности 718 KB
  Финансовые технологии отвечают за источник финансирования возведения объекта коммерческая технология отвечает за дальнейшее действие организации по окончании строительства объекта. Любая из этих трех организаций единовременно может строить только 1 объект параллельно 2 объекта строить не может Расчет показателей...