40400

Методы обучения грамоте

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных потом трехбуквенных и далее вплоть до пяти и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога допустим буки затем присоединить к ней название второй буквы аз. Выучивание слогов сменялось новой третьей ступенью обучения по буквослагательному методу обучением чтению отдельных слов. выбранном для чтения слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге а затем произнести весь...

Русский

2013-10-17

36 KB

108 чел.

  1.  Методы обучения грамоте

Слово метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. С давних пор в методике начального обучения все, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод.

Самым древним методом обучения грамоте, зародившимся еще в странах - прародительницах письменных знаков - букв, был буквослагательный(БСМОГ). Все обучение грамоте по буквослагательной методе предполагало прохождение ученика по четырем ступеням.

 Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита. Для этого в учебниках - букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных (печатных) букв кирилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательности. Каждая буква кирилловской азбуки имела свое название. Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, вразбивку.

 Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных, потом трехбуквенных и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «аз». После этого произносился весь слог сразу, целиком - «ба».

Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу - обучением чтению отдельных слов. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в предъявленном, т.е. выбранном для чтения, слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов.

Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т.е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения.

Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года.

Другой наиболее существенный недостаток этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов грамоты - от заучивания букв до складывания слогов и слов.

Заметной попыткой усовершенствовать БСМОГ стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате выделилась отдельная, особая слоговая система обучения грамоте. Чтение и запоминание слогов.

Метод целых слов - чтение и запоминание целых слов.

В недрах буквослагательного метода зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре картинок к каждой букве неизбежно подтолкнуло учителей на понимание того, что первая буква в слове – название картинки обозначает соответствующий начальный звук этого слова.

   

Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания.

В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т.д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой.

 Разновидности звукового метода:

- звуковой аналитический метод (от слова к звуку)

- звуковой синтетический метод (от звука к слову)

При обучении грамоте сочетается аналитическая работа и синтетическая, что ведет к использованию аналитико-синтетического метода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8458. Имитационное моделирование вычислительных процессов и систем 486 KB
  Имитационное моделирование вычислительных процессов и систем Моделирование (дискретных систем). Имитационное моделирование. Концептуальная модель системы. Основы технологии имитационного моделирования. Метод с...
8459. Разработать модель одноканальной вычислительной системы с тремя процессорами и тремя режимами обслуживания заявок 300 KB
  Разработать модель одноканальной вычислительной системы с тремя процессорами и тремя режимами обслуживания заявок Задание: Постоянное время обслуживания со средним значением 3 с. (300 тактов). Экспоненциальное представление времени обс...
8460. Моделирование работы склада комплектующих элементов 142.5 KB
  Моделирование работы склада комплектующих элементов Задание: Исходное количество комплектующих 1000 ед. Ежедневно спрос на КИ равновероятно колеблется от 40 до 63 ед. Целевой уровень запаса после заказа израсходованных комплектующих изделий должен б...
8461. Моделирование эффективности процесса технического обслуживания сложного устройства 314.5 KB
  Моделирование эффективности процесса технического обслуживания сложного устройства Задание: В качестве примера рассмотрим модель малого предприятия, сдающего в аренду ПК и обеспечивающего их техническое сопровождение. В качестве « системы техническо...
8462. Моделирование системы контроля качества производства электронных элементов 81.5 KB
  Моделирование системы контроля качества производства электронных элементов Задание: Каждый электронный элемент производится с помощью 3-х технологий. После каждой технологии предусмотрен 2-х минутный контроль. После первого процесса необходимо перед...
8463. Практикум по конфликтологии 2.51 MB
  Практикум по конфликтологии Предлагаемая книга является современным учебным пособием по одной из самых актуальных дисциплин современного вузовского образовательного процесса - конфликтологии. Содержание учебного материала представлено темами, которы...
8464. Основы конфликтологии. Конспект лекций 1.46 MB
  Основы конфликтологии ВВЕДЕНИЕ Прогресс социального знания не имеет границ. На основе существующих научных дисциплин формируются новые, обретая свой предмет и методы. В их числе - конфликтология. В обществе всегда возникали и проявлялись различ...
8465. Государственное регулирование экономики 14.69 KB
  Государственное регулирование экономики Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и бл...
8466. Регулирование функций государства в период перехода к новым экономическим отношениям 16.01 KB
  Регулирование функций государства в период перехода к новым экономическим отношениям Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, котора...