40400

Методы обучения грамоте

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных потом трехбуквенных и далее вплоть до пяти и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога допустим буки затем присоединить к ней название второй буквы аз. Выучивание слогов сменялось новой третьей ступенью обучения по буквослагательному методу обучением чтению отдельных слов. выбранном для чтения слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге а затем произнести весь...

Русский

2013-10-17

36 KB

123 чел.

  1.  Методы обучения грамоте

Слово метод обозначает способ, путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод определяется как способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. С давних пор в методике начального обучения все, что относилось к обучению грамоте, именовалось термином метод.

Самым древним методом обучения грамоте, зародившимся еще в странах - прародительницах письменных знаков - букв, был буквослагательный(БСМОГ). Все обучение грамоте по буквослагательной методе предполагало прохождение ученика по четырем ступеням.

 Первая из них заключалась в заучивании всех букв алфавита. Для этого в учебниках - букваре или азбуке первые страницы отводились для всех строчных и заглавных (печатных) букв кирилловского алфавита в их строгой алфавитной последовательности. Каждая буква кирилловской азбуки имела свое название. Ученики обязаны были твердо заучить наизусть название каждой буквы и уметь безошибочно произносить его сначала строго в алфавитной последовательности, потом в обратном порядке и, наконец, вразбивку.

 Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных, потом трехбуквенных и далее, вплоть до пяти- и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога, допустим «буки», затем присоединить к ней название второй буквы «аз». После этого произносился весь слог сразу, целиком - «ба».

Выучивание слогов сменялось новой, третьей, ступенью обучения по буквослагательному методу - обучением чтению отдельных слов. Отдельные слова прочитывались по складам. Выглядело это так: в предъявленном, т.е. выбранном для чтения, слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге, а затем произнести весь слог сразу, далее нужно было переходить к следующему слогу и проделать с ним ту же операцию, что и при чтении столбиков слогов.

Четвертая ступень состояла в чтении «по верхам», т.е. когда слова прочитывались сразу, целиком, без какого-либо выделения отдельных букв и слогов, т.е. так, как читает и современный человек, хорошо владеющий навыком чтения.

Одним из самых очевидных недостатков буквослагательного метода была его большая продолжительность по времени, затягивавшаяся на два-три года.

Другой наиболее существенный недостаток этого метода состоял в том, что он обрекал учеников на механическое усвоение основных элементов грамоты - от заучивания букв до складывания слогов и слов.

Заметной попыткой усовершенствовать БСМОГ стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате выделилась отдельная, особая слоговая система обучения грамоте. Чтение и запоминание слогов.

Метод целых слов - чтение и запоминание целых слов.

В недрах буквослагательного метода зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре картинок к каждой букве неизбежно подтолкнуло учителей на понимание того, что первая буква в слове – название картинки обозначает соответствующий начальный звук этого слова.

   

Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания.

В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т.д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой.

 Разновидности звукового метода:

- звуковой аналитический метод (от слова к звуку)

- звуковой синтетический метод (от звука к слову)

При обучении грамоте сочетается аналитическая работа и синтетическая, что ведет к использованию аналитико-синтетического метода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51595. Ми — Всесвіт 48.5 KB
  Навчати учнів представляти свою країну та висловлювати власні думки. Навчати учнів писати мінітвори. Тренувати учнів у читанні.
51597. Дидактические принципы применения ПС в процессе обучения 40.5 KB
  Цель: разъяснить дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения. 2004 Журнал ИНФО Организационный момент приветствие учащихся проверка посещаемости Постановка целей занятия Сегодня на занятии мы рассмотрим дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения. Изучение материала Принцип научности и посильной трудности Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления Принцип системности и...
51598. Энергетический обмен в клетке 64.5 KB
  Цель урока: раскрыть сущность энергетического обмена подвести учащихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке. Учитель: Вспомните вещество связанное со всеми выписанными словами определите его роль в клетке Ученики: вспоминают АТФ и ее роль в клетке. Учитель: – Итак источником энергии для подавляющего большинства процессов в живых организмах является следующая реакция: АТФ Н2О = АДФ Н3РО4 Q 40 кДж – Известно что в среднем содержание АТФ в клетках составляет от 005 до 05 ее массы. Но...
51600. Интегрированный урок. Чтение и немецкий язык 38.5 KB
  Чтение и немецкий язык во 2ом классе. Сегодня у нас необычный урок потому что на одном уроке будет проходить немецкий язык и чтение. lso wir wiederhojen Повторение алфавита правил чтения Чтение слов: Tier drei Junge Jn jetzt Dch Brigitte Schule Bhn Op Mnn sgen sehen Mutter essen Biene Körper Tür Hnd froh Yter schön lng gro Text Om Mädchen Tnte. Коллективное чтение учащимися стихотворения Н.