40496

Особенности поэтики волшебной сказки

Доклад

Литература и библиотековедение

Особенности поэтики волшебной сказки. Композиция: начало и финал сказки очень жесткие В. Пропп Путьдорога = жизнь судьба героя 1 2 1 – начало сказки: В некотором царстве в некотором государстве. 2 – конец сказки: И я там было мед пиво пил по усам текло да в рот не попало.

Русский

2013-10-17

24.5 KB

12 чел.

24. Особенности поэтики волшебной сказки.

Композиция:

«начало и финал сказки очень жесткие» В.Я. Пропп

Путь-дорога = жизнь, судьба героя

(1)<------------------------------------------------------------------------------------------------------>(2)

(1) – начало сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве». Главная функция – вынести за скобки законы реальной действительности.

(2) – конец сказки: «И я там было, мед, пиво пил, по усам текло да в рот не попало». Главная функция – отменяются законы сказки и происходит возврат в реальную действительность.

“<” – начальная ситуация – герою чего-то не хватает («недостача»)

“>” – конечная ситуация – ликвидация недостачи.

Главный мотив сказки – мотив пути-дороги.

Путь-дорога

Герой обязательно пойдет по дороге.

Свой путь сказочный герой никогда не выбирает, хотя большинство современных фольклористов считает наоборот.

М. Бахтин: «в сказке дорога – судьба, выбор дороги – выбор судьбы».

Ю. Юбин: «самая главная проблема сказки – проблема нравственного выбора».

В сказке ситуация мнимого выбора.

Любой выбор основывается в условиях неполноты информации. В сказке же герою все известно.

В сказке герой не выбирает, здесь автоматически: злым – злая доля, хотя якобы выбирают себе лучший путь, а добрым – добрая (а выбирают дорогу, где могут сложить голову).

Дорога выбирает героя.

Мнимый выбор необходим для демонстрации качеств персонажей.

Почему же в сказке мир без выбора?

Развитие человека подобно развитию мира. Мир без выбор – детство, рай, поэтому мир без выбора не примитивный, а счастливый мир.

I – демонстрация героя (добрый или злой) – необходимо держать слово, быть милосердным. Здесь герой получает помощь, благодаря которой он совершает подвиг.

II – основное испытание.

III – факультативное испытание, где герой должен доказать, что он герой (когда у него забирают премию).

То, что сказки строятся по одной и той же схеме, лишь усиливает интерес к сказке. Сказка тренирует сознание человека чувствовать и мыслить по-человечески.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65942. Экономические системы и их классификация 34.5 KB
  Производство служит базой особой сферы общества экономической. В процессе экономической деятельности возникают предприятия фирмы учреждения банки страховые организации формируются принципы хозяйствования которые закрепляются в законах государства хозяйственном механизме.
65943. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 30.5 KB
  Безразличие ученика к учителю и вообще к педагогическому процессу является сегодня одной из самых острых проблем образования которая в свою очередь перерастает в еще более сложную проблему тотального безразличия человека в современном обществе безразличия к Другому и со стороны Другого.
65946. Цена: функции; факторы, влияющие на ее величину 48.5 KB
  Цена — экономическое понятие. Цена – результат оценки. Цена есть денежная оценка. В основе оценки могут лежать как объективные, так и субъективные критерии. Цена – денежная характеристика блага.
65949. Ресурсы: структура; проблема выбора и замещения. Кривая производственных возможностей 45.5 KB
  Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен. Тот факт что отдельная вещь встречается редко или малодоступна для экономиста не определяется как ограниченность ресурсов. Последнее характеризует ситуацию когда ресурсов не хватает для того чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека.