40498

Плачи И. Федосовой

Доклад

Литература и библиотековедение

Федосовой. Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию русскую оперу. Есть много свидетельств того что Николай РимскийКорсаков встречавшийся с Федосовой использовал мотивы ее речитативов в опере Садко . Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова.

Русский

2013-10-17

43 KB

4 чел.

16. Плачи И. Федосовой.

Родилась Ирина Андреевна в деревне Сафроново Олонецкой губернии, в крестьянской семье Юлиных. В детстве, упав с лошади, повредила ногу, отчего всю жизнь хромала. Еще девочкой-подростком начала причитать на свадьбах, похоронах и других деревенских событиях. Были в ее жизни нелегкие годы, когда будущая народная поэтесса просила милостыню. А затем крестьянская дочь, по представлениям соседей, стала зажиточной женщиной: у нее появились деньги, золотые и серебряные украшения, подаренные ей богатыми поклонниками ее таланта.

Федосова оставила огромное культурное наследие: более трех тысяч стихов. Значительную часть ее репертуара составляли плачи и причитания, но она исполняла песни (в том числе исторические), былины, сказки, поговорки, духовные стихи. Ее произведения составили три тома "Причитаний северного края", собранных преподавателем Петрозаводской духовной семинарии Барсовым. В годы наивысшей публичной славы Ирина Федосова встречалась с учеными и деятелями культуры Москвы, Петербурга, Петрозаводска, Твери, Казани, Нижнего Новгорода, а за год до смерти приглашена даже была в Америку, но по состоянию здоровья от поездки отказалась.

Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию, русскую оперу. Есть много свидетельств того, что Николай Римский-Корсаков, встречавшийся с Федосовой, использовал мотивы ее речитативов в опере "Садко". Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова. О Федосовой писал Максим Горький, а карельский художник Георгий Стронк посвятил ей одно из своих полотен.

Инициатором проведения конференции стал Государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Карелия (директор Владимир Дыбин).

"Не мной подмечено, что на территории расселения любого этноса встречаются районы, в которых созидательная творческая энергия народа кипит особенно бурно. К таким районам русских можно отнести Заонежье", - писал в одной из своих работ этнограф Константин Логинов. Отвлекаясь от науки, можно добавить, что Заонежье словами описать невозможно, настолько первозданно красив этот удивительный край.

Сегодня в Кузаранде живут около 160 человек: заонежские деревни быстро приходят в упадок. Но надежда еще не угасла: в маленьком деревенском музее рядом с учеными сидели сельские жители и их дети. Вообще музей - это отдельная история. И, разумеется, отдельная история о том, как создавали его заведующая библиотекой Наталья Коробова и заведующая Домом досуга Нина Мухина, естественно, при поддержке местных властей. Теперь в деревне есть библиотека-музей И.А.Федосовой. Кстати, попытки сохранить память о И.Федосовой предпринимались и раньше. Поэт, ныне член ПЕН-клуба, Марат Тарасов был в свое время одним из инициаторов памятника Федосовой, он же искал место захоронения поэтессы. Достать деньги на памятник помогал Роберт Рождественский, бывший тогда секретарем Союза писателей СССР и членом президиума Литфонда. Он откликнулся на предложение Тарасова и других деятелей культуры Карелии. Гранитная стела была установлена в 1981 году.

Одной из целей конференции было обсуждение проекта фольклорно-этнографического наследия, который поможет сохранить уникальную культуру Заонежья и сделать его привлекательным для туристов: насколько интересная, настолько и трудная работа.

Один из известных лучших плачей Ирины Федосовой «Плач о старосте» посвящен смерти старосты, который заступился за крестьян перед мировым посредником.

«Плач о старосте», по предположению К. В. Чистова, «возник между 27 августа 1866 г. и 25 ноября 1867 г., т. е. когда, по сообщению «Олонецких губернских ведомостей», Е. В. Барсов закончил работу над I томом «Причитаний Северного края». И. А. Федосова, как мы знаем, жила в это время в Петрозаводске, но вполне вероятно, что в летние или осенние месяцы 1866 или 1867 г. она могла посетить своих родных в Кузаранде или, по крайней мере, получить от своих земляков известие о случившемся»2 (по свидетельству К. В. Чистова, события происходили в заонежской деревне Юсова Гора). В это время мировым посредником 2-го участка Петрозаводского уезда был сын Олонецкого губернского прокурора статского советника Петра Ивановича Дротаевского коллежский секретарь Петр Петрович Дротаевский, которому к моменту вступления в эту должность исполнилось 25 лет. В 22 года он уже занимал пост члена от правительства в уездных мировых съездах Олонецкой губернии3.

П. П. Дротаевский как мировой посредник конца 1860-х гг. являлся не самым худшим представителем этого института, поскольку к этому времени в среде мировых посредников были и одиозные фигуры, такие как, например, граф Л. А. Татищев, мировой посредник 1-го участка Лодейнопольского уезда, или мировой посредник Олонецкого уезда коллежский асессор М. П. Волосатов, справедливо воспринимавшиеся крестьянами как казнокрады, обидчики и угнетатели. Однако общая тенденция отрицательного отношения к этому институту уже прочно закрепилась в крестьянской среде и распространилась на всех его представителей.

Следует отметить, что и староста являлся для крестьян отри-цательной фигурой, был безусловно «чужим», поскольку представлял собой официальную власть. В его обязанности входило приведение в исполнение распоряжений волостного правления и мировых учреждений (в том числе и по делам полицейского ведомства), наблюдение за исправным содержанием дорог, мостов и т. д., что требовало от крестьян отвлечения на эти работы. Староста следил за исправным отбыванием крестьянских податей и повинностей (казенных, земских и мирских), приводил в исполнение приговоры волостного суда и т. д.4 Многочисленные примеры из истории проведения реформы в Олонецкой губернии свидетельствуют о негативном отношении в крестьянской среде к людям, занимающим эту должность. Зачастую сами старосты проявляли неоправданную жестокость по отношению к крестьянам5. Крестьяне, в свою очередь, не желали собирать деньги на оплату жалованья старостам, которые и без того использовали должность в корыстных целях, заботясь «более о своих собственных интересах, а не о пользе службы»6.

Однако, в интерпретации Федосовой, «чужой» староста оплакивается как один из «своих» близких родственников, когда вступает в противоречие с еще более «чужим» для крестьян мировым посредником, который характеризуется таким образом:

Мироеды мировы эты посредники,

Разорители крестьянам православным;

В темном лесе быдто звери-то съедучии,

В чистом поле быдто змеи-то клевучии,

Как наедут ведь холодныи-голодныи,

Оны рады мужичонка во котле варить,

Оны рады ведь живова во землю вкопать,

Оны так-то ведь над има изъезжаются,

До подошвы оны всех да разоряют7.

Таким образом, наблюдается трансформация «чужого» старосты в «своего». Действительно, мировой посредник фигура, появляю-щаяся в крестьянской среде издалека, из неизвестности, приезжает он редко, бывает наездами, несет, как правило, большие неприятности и волнения. Кроме того, он «барин», он не из крестьянского сословия. А староста, он из крестьян, они его лично и давно знают, они сами его выбирали, он живет вместе с крестьянами, он «худой, но свой». Сословный и географический факторы выступают на первый план и превращают ненавистного старосту в «своего», родного. О нем можно горько плакать. Мировой посредник, напротив, становится чужее чужого. Он абсолютно отрицательная фигура. Возможности копромисса, о которых шла речь в начале реформы, исчерпаны, медиаторские функции посредника к концу реформы окончательно утрачены.

2 Чистов К. В. Ирина Андреевна Федосова. Историко-культурный очерк. Петрозаводск, 1988. С. 148.

3 НА РК, Ф.24, оп.2, д.1/7, лл.39 ,44, 48, 52, 54; ф. 1, оп. 1, д. 58/9, л.13 об.

4 Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Крестьянская реформа в России 1861 года: сборник законодательных актов. М., 1954. С. 51—54.

5 Так, например, в 1868 г. крестьянская вдова Шелтозерско-Бережной волости Петрозаводского уезда Дарья Тимофеева была заподозрена в краже имущества крестьянина Степана Иванова. Дело подлежало рассмотрению в уголовном порядке. Но сельский староста распорядился первоначально наказать Тимофееву: «обернутую холстом водить по всему обществу». См.: НА РК, ф. 24, оп. 1, д. 25/832, л. 1.

6 НА РК, ф. 24, оп. 3, д. 1/2, л. 162.

7 Федосова И. А. Причитания // Избранные причитания. Петрозаводск, 1945. С. 42.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63080. Методика проведення вступного інструктажу під час уроку виробничого навчання на тему «Підготовка самохідних машин до роботи» 59.77 KB
  Метою курсової роботи є закріплення, поглиблення й систематизація наукових знань і практичних навичок студентів з проведення вступного інструктажу на тему: «Підготовка самохідних машин до роботи».
63081. Уроки физической культуры в начальных классах 3.14 MB
  Уроки физической культуры — основная форма обучения, воспитания и развития учащихся. В процессе обучения физическим упражнениям дети с нарушениями интеллекта приучаются выполнять их в различных условиях: утром при проведении зарядки, на уроках письма, математики, ручного труда.
63082. РОЗВИТОК МОРСЬКИХ ПОРТІВ У КОНТЕКСТІ РОЗШИРЕННЯ ТРАНСПОРТНО-РОЗПОДІЛЬЧОГО ТА ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦІАЛУ УКРАЇНИ 29.48 KB
  Загальна характеристика проблеми Чинники які обумовлюють зростаючу роль морських портів. У цьому контексті зростатиме роль морських портів як однієї із найважливіших ланок національної транзитно-транспортної інфраструктури.
63085. Географія основних галузей промисловості світу 19.56 KB
  Мета: формувати в учнів систему знань про основні галузі промисловості світу; продовжити навчання учнів навичкам колективної роботи в ході вивчення нового матеріалу; вдосконалення вміння учнів працювати із компютером статистичним матеріалом складати...