40498

Плачи И. Федосовой

Доклад

Литература и библиотековедение

Федосовой. Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию русскую оперу. Есть много свидетельств того что Николай РимскийКорсаков встречавшийся с Федосовой использовал мотивы ее речитативов в опере Садко . Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова.

Русский

2013-10-17

43 KB

4 чел.

16. Плачи И. Федосовой.

Родилась Ирина Андреевна в деревне Сафроново Олонецкой губернии, в крестьянской семье Юлиных. В детстве, упав с лошади, повредила ногу, отчего всю жизнь хромала. Еще девочкой-подростком начала причитать на свадьбах, похоронах и других деревенских событиях. Были в ее жизни нелегкие годы, когда будущая народная поэтесса просила милостыню. А затем крестьянская дочь, по представлениям соседей, стала зажиточной женщиной: у нее появились деньги, золотые и серебряные украшения, подаренные ей богатыми поклонниками ее таланта.

Федосова оставила огромное культурное наследие: более трех тысяч стихов. Значительную часть ее репертуара составляли плачи и причитания, но она исполняла песни (в том числе исторические), былины, сказки, поговорки, духовные стихи. Ее произведения составили три тома "Причитаний северного края", собранных преподавателем Петрозаводской духовной семинарии Барсовым. В годы наивысшей публичной славы Ирина Федосова встречалась с учеными и деятелями культуры Москвы, Петербурга, Петрозаводска, Твери, Казани, Нижнего Новгорода, а за год до смерти приглашена даже была в Америку, но по состоянию здоровья от поездки отказалась.

Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию, русскую оперу. Есть много свидетельств того, что Николай Римский-Корсаков, встречавшийся с Федосовой, использовал мотивы ее речитативов в опере "Садко". Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова. О Федосовой писал Максим Горький, а карельский художник Георгий Стронк посвятил ей одно из своих полотен.

Инициатором проведения конференции стал Государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Карелия (директор Владимир Дыбин).

"Не мной подмечено, что на территории расселения любого этноса встречаются районы, в которых созидательная творческая энергия народа кипит особенно бурно. К таким районам русских можно отнести Заонежье", - писал в одной из своих работ этнограф Константин Логинов. Отвлекаясь от науки, можно добавить, что Заонежье словами описать невозможно, настолько первозданно красив этот удивительный край.

Сегодня в Кузаранде живут около 160 человек: заонежские деревни быстро приходят в упадок. Но надежда еще не угасла: в маленьком деревенском музее рядом с учеными сидели сельские жители и их дети. Вообще музей - это отдельная история. И, разумеется, отдельная история о том, как создавали его заведующая библиотекой Наталья Коробова и заведующая Домом досуга Нина Мухина, естественно, при поддержке местных властей. Теперь в деревне есть библиотека-музей И.А.Федосовой. Кстати, попытки сохранить память о И.Федосовой предпринимались и раньше. Поэт, ныне член ПЕН-клуба, Марат Тарасов был в свое время одним из инициаторов памятника Федосовой, он же искал место захоронения поэтессы. Достать деньги на памятник помогал Роберт Рождественский, бывший тогда секретарем Союза писателей СССР и членом президиума Литфонда. Он откликнулся на предложение Тарасова и других деятелей культуры Карелии. Гранитная стела была установлена в 1981 году.

Одной из целей конференции было обсуждение проекта фольклорно-этнографического наследия, который поможет сохранить уникальную культуру Заонежья и сделать его привлекательным для туристов: насколько интересная, настолько и трудная работа.

Один из известных лучших плачей Ирины Федосовой «Плач о старосте» посвящен смерти старосты, который заступился за крестьян перед мировым посредником.

«Плач о старосте», по предположению К. В. Чистова, «возник между 27 августа 1866 г. и 25 ноября 1867 г., т. е. когда, по сообщению «Олонецких губернских ведомостей», Е. В. Барсов закончил работу над I томом «Причитаний Северного края». И. А. Федосова, как мы знаем, жила в это время в Петрозаводске, но вполне вероятно, что в летние или осенние месяцы 1866 или 1867 г. она могла посетить своих родных в Кузаранде или, по крайней мере, получить от своих земляков известие о случившемся»2 (по свидетельству К. В. Чистова, события происходили в заонежской деревне Юсова Гора). В это время мировым посредником 2-го участка Петрозаводского уезда был сын Олонецкого губернского прокурора статского советника Петра Ивановича Дротаевского коллежский секретарь Петр Петрович Дротаевский, которому к моменту вступления в эту должность исполнилось 25 лет. В 22 года он уже занимал пост члена от правительства в уездных мировых съездах Олонецкой губернии3.

П. П. Дротаевский как мировой посредник конца 1860-х гг. являлся не самым худшим представителем этого института, поскольку к этому времени в среде мировых посредников были и одиозные фигуры, такие как, например, граф Л. А. Татищев, мировой посредник 1-го участка Лодейнопольского уезда, или мировой посредник Олонецкого уезда коллежский асессор М. П. Волосатов, справедливо воспринимавшиеся крестьянами как казнокрады, обидчики и угнетатели. Однако общая тенденция отрицательного отношения к этому институту уже прочно закрепилась в крестьянской среде и распространилась на всех его представителей.

Следует отметить, что и староста являлся для крестьян отри-цательной фигурой, был безусловно «чужим», поскольку представлял собой официальную власть. В его обязанности входило приведение в исполнение распоряжений волостного правления и мировых учреждений (в том числе и по делам полицейского ведомства), наблюдение за исправным содержанием дорог, мостов и т. д., что требовало от крестьян отвлечения на эти работы. Староста следил за исправным отбыванием крестьянских податей и повинностей (казенных, земских и мирских), приводил в исполнение приговоры волостного суда и т. д.4 Многочисленные примеры из истории проведения реформы в Олонецкой губернии свидетельствуют о негативном отношении в крестьянской среде к людям, занимающим эту должность. Зачастую сами старосты проявляли неоправданную жестокость по отношению к крестьянам5. Крестьяне, в свою очередь, не желали собирать деньги на оплату жалованья старостам, которые и без того использовали должность в корыстных целях, заботясь «более о своих собственных интересах, а не о пользе службы»6.

Однако, в интерпретации Федосовой, «чужой» староста оплакивается как один из «своих» близких родственников, когда вступает в противоречие с еще более «чужим» для крестьян мировым посредником, который характеризуется таким образом:

Мироеды мировы эты посредники,

Разорители крестьянам православным;

В темном лесе быдто звери-то съедучии,

В чистом поле быдто змеи-то клевучии,

Как наедут ведь холодныи-голодныи,

Оны рады мужичонка во котле варить,

Оны рады ведь живова во землю вкопать,

Оны так-то ведь над има изъезжаются,

До подошвы оны всех да разоряют7.

Таким образом, наблюдается трансформация «чужого» старосты в «своего». Действительно, мировой посредник фигура, появляю-щаяся в крестьянской среде издалека, из неизвестности, приезжает он редко, бывает наездами, несет, как правило, большие неприятности и волнения. Кроме того, он «барин», он не из крестьянского сословия. А староста, он из крестьян, они его лично и давно знают, они сами его выбирали, он живет вместе с крестьянами, он «худой, но свой». Сословный и географический факторы выступают на первый план и превращают ненавистного старосту в «своего», родного. О нем можно горько плакать. Мировой посредник, напротив, становится чужее чужого. Он абсолютно отрицательная фигура. Возможности копромисса, о которых шла речь в начале реформы, исчерпаны, медиаторские функции посредника к концу реформы окончательно утрачены.

2 Чистов К. В. Ирина Андреевна Федосова. Историко-культурный очерк. Петрозаводск, 1988. С. 148.

3 НА РК, Ф.24, оп.2, д.1/7, лл.39 ,44, 48, 52, 54; ф. 1, оп. 1, д. 58/9, л.13 об.

4 Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Крестьянская реформа в России 1861 года: сборник законодательных актов. М., 1954. С. 51—54.

5 Так, например, в 1868 г. крестьянская вдова Шелтозерско-Бережной волости Петрозаводского уезда Дарья Тимофеева была заподозрена в краже имущества крестьянина Степана Иванова. Дело подлежало рассмотрению в уголовном порядке. Но сельский староста распорядился первоначально наказать Тимофееву: «обернутую холстом водить по всему обществу». См.: НА РК, ф. 24, оп. 1, д. 25/832, л. 1.

6 НА РК, ф. 24, оп. 3, д. 1/2, л. 162.

7 Федосова И. А. Причитания // Избранные причитания. Петрозаводск, 1945. С. 42.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73358. Урок духовності (8клас)«СКАРБИ НЕТЛІННІ» 198.04 KB
  Вступне слово учителя про святкування річниці Хрещення Русі Указом Президента України у 2008 році встановлено нове національне свято українського народу День Хрещення Київської РусіУкраїни.Передбачення учнями теми години спілкування записана на дошці тема заздалегідь закрита від учнів Про що на вашу думку сьогодні ми поведемо розмову Що означає слово скарб Який скарб ви б хотіли знайти Що для цього треба Якими бувають скарби Що означає слово нетлінні Які словасиноніми можна до нього добратиЧи може скарб...
73359. Електронагрівальні прилади. Безпека людини під час роботи з електричними приладами і пристроями 36.66 KB
  Прилади і матеріали: роздатковий матеріал завадання кросворди заготовки до задачігри запобіжники компютер проектор ППЗ бібліотека електронних наочностей фізика 79 джерело струму вимикач провідники лампочка тонка дротина. 1 Ома 2 ДжоуляЛенца Закони послідовного зєднання провідників 3 Сила струму
73360. Подібні трикутники 209.45 KB
  Ознайомити учнів з означенням подібних трикутників; навчати використовувати означення подібних трикутників для знаходження їх невідомих елементів.
73361. Розв’язування трикутників в прикладних задачах 952.82 KB
  Розвязування трикутників в прикладних задачах Мета уроку :1 формування вмінь учнів застосовувати знання розвязування трикутників до розвязування прикладних задач; розвивати пошукову пізнавальну активність учнів логічне мислення. Сьогодні наш урок пройде за девізом Справжній скарб для людини вміння трудитися Езоп Протягом останніх уроків ми працюємо над якою темою Розвязування трикутників...
73362. Різноманітність речовин у природі 325.59 KB
  Тема: Різноманітність речовин у природі. Прості й складні речовини. Мета: сформувати поняття про прості та складні речовини; ознайомити з поділом простих речовин на метали та неметали; навчити розрізняти поняття проста речовина та хімічний елемент складна речовина та суміш. Вони обєднуючись утворюють речовину просту речовину У нас з вами виникло два поняття Хімічний елемент проста речовина Ці два поняття ми повинні чітко розрізняти.