40502

Свадебная обрядовая поэзия

Доклад

Литература и библиотековедение

Песни пелись во время всего процесса: песни величальные песни корильные причитания невесты Во всех песнях участвуют князь и княгиня а также образы: воли символические образы горя полуразрушенный дом и радости блестит звенит Функции песен: величальные – возвеличивание жениха и невесты. Песни имели магическое значение песниобереги. Причитание принципиально строится иначе чем остальные свадебные песни: причитание – песня одного человека в то время как остальные песни – коллективные.

Русский

2013-10-17

25.5 KB

5 чел.

14. Свадебная обрядовая поэзия.

Относится к семейной обрядовой поэзии.

Жених – князь, невеста – княгиня.

Сюжет свадьбы сходен с сюжетом волшебной сказки. «Сказка, ставшая былью».

  1.  сватовство – сваты приезжают в дом невесты.
  2.  смотрины (рукобития) – жених приезжал смотреть невесту. После смотрин свадьба считалась сговорённой.
  3.  девичник – невеста собирает подруг и прощается с волей (часто – персонифицированное существо: лента, ремешок, подруга, двойник)).
  4.  свадебный пир после венчания.

Песни пелись во время всего процесса:

- песни величальные

- песни корильные

- причитания невесты

Во всех песнях участвуют князь и княгиня, а также образы:

- воли

- символические образы горя («полуразрушенный дом») и радости («блестит, звенит»)

Функции песен:

- величальные – возвеличивание жениха и невесты.

- корильные – часто адресуются к семьям жениха и невесты.

Культурная традиция сильнее здравого смысла (молния бьёт сверху вниз – божья кара, а не снизу вверх – как доказали физики).

Сравнение свадьбы в Заонежьи XIX века и триумфа в Древнем Риме (ветераны высмеивают триумфатора).

И там, и там кульминация, праздник, торжество успех.

Боги могут позавидовать, что всё хорошо => надо «обмануть» их.

Песни имели магическое значение, песни-обереги.

- причитания

Попытки поверхностного объяснения (в советское время – акцент на хозяйстве, на тяжёлой жизни невесты в новом доме; прощание с родным домом; выдали замуж без желания) описывают скорее исключения, а не правило.

Невеста обязана плакать и причитать.

Причитания органически – похоронный жанр.

На уровне народной символики и смерть, и любовь – один символ. Сравни:

«Не дает мне мама реку переплыть

Не дает мне мама милого любить» (частушка)

И

«Переправа, переправа

Берег левый, берег правый» («Василий Тёркин»).

И похороны, и свадьба для крестьянина – обряды перехода.

Причитание принципиально строится иначе, чем остальные свадебные песни:

- причитание – песня одного человека, в то время как остальные песни – коллективные.

- песня, априорно, произведение искусство, но причитание может и не быть фактом искусства. Например: у невесты «плохой» голос.

- песня дает сказочную сторону крестьянской жизни. Причитания – проза жизни.

Свадебный обряд был разрушен после 1917-го года.

Современная свадьба – скорее предприятие, а не обряд.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85027. Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах 33.55 KB
  Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Систематизировать знания учащихся о взрыво и пожароопасных объектах познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво и пожароопасных объектах а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво и пожароопасных...
85028. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий 34.02 KB
  Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.
85029. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 32.61 KB
  Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Цели урока. Познакомить учащихся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций эвакуацией населения. Размещение эвакуированного населения.
85030. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.68 KB
  Обобщить знания о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны. Основные мероприятия инженерной защиты населения: укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях подвальные помещения цокольные этажи подземные пространства объектов торговосоциального назначения; использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных...
85031. Психологическая уравновешенность 30.75 KB
  Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления воспитания психологической уравновешенности. При этом нередко появляются признаки эмоциональной психологической неустойчивости: колебание настроения без видимых причин сочетание повышенной чувствительности ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Обсудить общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.
85032. Стресс и его влияние на человека 31.18 KB
  Стресс и его влияние на человека Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями стрессовый фактор и стресс; проанализировать стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье человека. Изучаемые вопросы Стрессовые факторы и стресс. Стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье.
85033. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста 31.27 KB
  Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека. Изучаемые вопросы Развитие человека в подростковом возрасте. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления сердцебиение учащение пульса иногда одышка головная боль.
85034. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми 32.05 KB
  Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями чтобы не доводить эти ситуации до критических. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества.
85035. Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками 30.82 KB
  Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками Цель урока. Проанализировать причины возрастания потребности в общении со сверстниками; особенности общения в подростковом возрасте. Изучаемые вопросы Потребности в общении со сверстниками в подростковом возрасте. Изложение учебного материала Обратить внимание учащихся что подростковый возраст это период когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных.