40502

Свадебная обрядовая поэзия

Доклад

Литература и библиотековедение

Песни пелись во время всего процесса: песни величальные песни корильные причитания невесты Во всех песнях участвуют князь и княгиня а также образы: воли символические образы горя полуразрушенный дом и радости блестит звенит Функции песен: величальные – возвеличивание жениха и невесты. Песни имели магическое значение песниобереги. Причитание принципиально строится иначе чем остальные свадебные песни: причитание – песня одного человека в то время как остальные песни – коллективные.

Русский

2013-10-17

25.5 KB

6 чел.

14. Свадебная обрядовая поэзия.

Относится к семейной обрядовой поэзии.

Жених – князь, невеста – княгиня.

Сюжет свадьбы сходен с сюжетом волшебной сказки. «Сказка, ставшая былью».

  1.  сватовство – сваты приезжают в дом невесты.
  2.  смотрины (рукобития) – жених приезжал смотреть невесту. После смотрин свадьба считалась сговорённой.
  3.  девичник – невеста собирает подруг и прощается с волей (часто – персонифицированное существо: лента, ремешок, подруга, двойник)).
  4.  свадебный пир после венчания.

Песни пелись во время всего процесса:

- песни величальные

- песни корильные

- причитания невесты

Во всех песнях участвуют князь и княгиня, а также образы:

- воли

- символические образы горя («полуразрушенный дом») и радости («блестит, звенит»)

Функции песен:

- величальные – возвеличивание жениха и невесты.

- корильные – часто адресуются к семьям жениха и невесты.

Культурная традиция сильнее здравого смысла (молния бьёт сверху вниз – божья кара, а не снизу вверх – как доказали физики).

Сравнение свадьбы в Заонежьи XIX века и триумфа в Древнем Риме (ветераны высмеивают триумфатора).

И там, и там кульминация, праздник, торжество успех.

Боги могут позавидовать, что всё хорошо => надо «обмануть» их.

Песни имели магическое значение, песни-обереги.

- причитания

Попытки поверхностного объяснения (в советское время – акцент на хозяйстве, на тяжёлой жизни невесты в новом доме; прощание с родным домом; выдали замуж без желания) описывают скорее исключения, а не правило.

Невеста обязана плакать и причитать.

Причитания органически – похоронный жанр.

На уровне народной символики и смерть, и любовь – один символ. Сравни:

«Не дает мне мама реку переплыть

Не дает мне мама милого любить» (частушка)

И

«Переправа, переправа

Берег левый, берег правый» («Василий Тёркин»).

И похороны, и свадьба для крестьянина – обряды перехода.

Причитание принципиально строится иначе, чем остальные свадебные песни:

- причитание – песня одного человека, в то время как остальные песни – коллективные.

- песня, априорно, произведение искусство, но причитание может и не быть фактом искусства. Например: у невесты «плохой» голос.

- песня дает сказочную сторону крестьянской жизни. Причитания – проза жизни.

Свадебный обряд был разрушен после 1917-го года.

Современная свадьба – скорее предприятие, а не обряд.