40505

Сказка: Общая характеристика. История собирания и изучения

Доклад

Литература и библиотековедение

Общая характеристика сказки. Установка на вымысел показывает как носители фольклора относились к сказке: внешняя сторона Носители фольклора не верили в реальность сказки. Сказки на Руси известны с давних времен. В XVIII веке кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания в которых обычно народные сказки подвергались переделке.

Русский

2013-10-17

25 KB

48 чел.

17. Сказка: Общая характеристика. История собирания и изучения.

Общая характеристика сказки.

Не существует единого, окончательного определения жанра.

Сказка – устный прозаический рассказ с установкой на вымысел (Э.В. Померанцева), именно установка на вымысел делает сказку сказкой.

Установка на вымысел показывает, как носители фольклора относились к сказке:

- внешняя сторона

Носители фольклора не верили в реальность сказки. К середине XIX века происходит крушение веры в мифологических существ.

- внутренняя сторона

«Не хочешь – не слушай, а врать не мешай» (народ)

«Сказка – ложь, да в ней намёк» (А.С. Пушкин)

«В сказке работает установка на вымысел» (Э.В. Померанцева)

Ложь в сказке – художественная, она не старается, в отличие от вульгарной лжи, выдать себя за правду.

С точки зрения эстетической: установка на вымысел – установка на фантастику.

(см. ответ на вопрос №32)

Собирание и изучение сказок.

Собирание сказок.

Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные.

В рукописях XVI-XVII веков сохранились записи нескольких сказок.

В XVIII веке кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания, в которых обычно народные сказки подвергались переделке.

Многие русские дворяне первой половины XIX века слушали сказки крепостных крестьян, так называемых дворовых.

Важное общественное и научное значение получил сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» - общерусский сборник: в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России.

После Октябрьской революции выделяют два типа сборников:

- областные – включают в себя тексты многих сказочников.

- индивидуальные – включают в себя тексты только одного сказочника.

1911 – Анти Аарне – первый систематический указатель сказочных сюжетов (сказки о животных, собственно сказки, анекдоты).

1929 - Андреев перевел указатель Аарне, дополнил русским материалом (СУС – сравнительный указатель сюжетов).

Изучение.

«Морфология сказки» В.Я. Пропп – положила начало структуралистскому подходу к жанру сказки. В основе была мысль об изучении функции (действий) персонажей.

В русской сказке выделяют три главных жанра:

- сказки о животных (мнемонистические)

- волшебные сказки (собственно сказки)

- бытовые сказки (сатирические)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61232. УРОК - ПРОЕКТ. ДОНЬКА ПРОМЕТЕЯ 1.09 MB
  Розширити коло знань учнів про життєвий та творчий шлях Лесі Українки. Вчити учнів здійснювати проектну діяльність на основі досліджень; самостійно опрацьовувати нову інформацію, виділяти найголовніше;
61233. Конспект урока окружающего мира. Здравствуй, ЦО № 218! 327 KB
  Цель: познакомить учащихся с ЦО № 218. Задачи: а) образовательные: сформировать представление об образовательном учреждении, познакомить с кабинетами начальной школы, музыки, английского языка, спортивным и актовым залами, библиотекой, зимним садом...
61234. Веселая прогулка в страну - Хореография 27.68 KB
  Цели: образовательная: повторить ранее изученный материал: позиции рук, ног в классическом танце. Элементы: demi-plie, grand-plie, battement tendu, releve; расширить знания детей о богатстве русской хореографии...
61235. Параллельные прямые в пространстве 21.52 KB
  Оборудование: В ходе урока используется презентация Microsoft PowerPoint Параллельные прямые в пространстве модель куба карандаши. Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока Параллельные прямые в пространстве.
61236. Grammar in Use 28.74 KB
  Цели: расширение грамматических навыков по теме Present Tenses. образовательная: освежить и углубить знания учащихся по употреблению времён группы развивающая: закрепиnь и автоматизировать правильное использование времён группы Present