40508

Специфика фольклора

Доклад

Литература и библиотековедение

широких народных масс = коллективное творчество устное художественное творчество может рассматриваться: с точки зрения этнографии все проявления отдельно словесное творчество с точки зрения этнологии все проявления вместе Фольклор обладает свойствами качествами которых больше нигде нет которые в совокупности дают специфику фольклора: 1 Устность. Аргументы: исторические потому что раньше письменности социальные крестьяне неграмотные коммуникационная ситуативное внутренней стороны устности: устность может...

Русский

2013-10-17

34.5 KB

64 чел.

  1.  Специфика фольклора

Фольклор – устное художественное творчество широких народных масс.

широких народных масс = коллективное творчество

устное художественное творчество может рассматриваться:

- с точки зрения этнографии (все проявления отдельно)

- словесное творчество

- с точки зрения этнологии (все проявления вместе)

Фольклор обладает свойствами, качествами, которых больше нигде нет, которые в совокупности дают специфику фольклора:

1) Устность. Устное творчество, может рассматриваться с:

- внешней стороны устности. Аргументы:

  •  исторические, потому что раньше письменности
  •  социальные (крестьяне неграмотные)
  •  коммуникационная (ситуативное)

- внутренней стороны устности:

  •  устность может рассматриваться как поэтическая характеристика текста
  •  Азбелов: «фольклор – искусство памяти» (приём повторения, «узелки на память»)

Устность определяет поэтику, строй произведения, а не условия его бытования.

2) Вариативность – существуют разные варианты одного и того же текста, например, сказка о Снегурочке. => фольклорное произведение – совокупность, взаимодействие всех вариантов (инвариант – то, что не меняется).

Классификация вариантов:

- По форме.

Например: долгая сказка (в Карелии и на Севере).

Сказка напоминает аккордеон.

- По содержанию.

см. Снегурочку: одна - волшебный текст, другая – бытовая сказка.

- По степени сохранности (иногда остается лишь маленький фрагмент)

«Дождик, дождик пуще,

Пусть травка будет гуще» - остаток от древнего обряда

- По времени возникновения.

- Испорченные – начинает разрушаться сам художественный смысл. Вариант песни об Авдотье Рязаночке.

3) Коллективность – народ – автор любого фольклорного текста => не было никого, кто первым придумал этот сюжет.

В.Я. Пропп «Специфика фольклора» - «Фольклор стоит гораздо ближе не к литературе, а к языку»

Фольклор – коллективный сон народа.

Признак некоего коллектива – наличие фольклора.

4)  Традиционность (консервативность) – фольклор обращен в прошлое, в отличие      от литературы.

В борьбе традиционности и вариативности проходит живая жизнь фольклора.

5)  Непрофессиональный характер творчества.

Фольклор – часть повседневной жизни крестьянина => искренность крестьянина (нет цензуры)

Профессионализм – признак скорой смерти данного вида фольклора.

6) Синкретизм – взаимодействие (взаимопроникновение) звука, смысла, жеста; неразрывная слитность.

Половина смысла в устной речи зависит от паравербальных элементов.

В профессиональном искусстве синкретизм нужно создавать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69982. Здоровьесберегающая деятельность педагога и психолога: интерактивный подход 32.47 KB
  Одно из направлений современной психологии психология здоровья. В качестве ведущих здоровьесберегающих технологий специалисты выделяют следующие: организационно-педагогические технологии: определяют структуру учебного процесса частично регламентированную в...
69983. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 97 KB
  Использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам и репозиториям университетов показано как одно из важных направлений реализации системного подхода к организации разработки ЭУМК.; использование возможностей открытого доступа к научно-образовательным ресурсам...
69984. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 107 KB
  В статье анализируются понятия качество жизни психологическое и субъективное благополучие и их взаимосвязь. Определяется значимость качества жизни и благополучия личности для профессиональной и личностной самореализации выпускника вуза.
69985. Развитие патриотического воспитания школьников Беларуси (1920 – 1930-е гг.) 68.5 KB
  В статье рассматривается процесс становления и развития патриотического воспитания школьников Беларуси в 1920-1930е гг. Определяются цели патриотического воспитания его место в воспитательной работе советской школы.
69986. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 106 KB
  В статье рассматривается процесс проектирования функционирования субъектов образовательного взаимодействия в четко организованном образовательном поле в рамках которого реализуется проектирование образовательного взаимодействия.
69987. МАРКЕТИНГ И ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 88.5 KB
  Методологические аспекты и методические приемы изучения пользователей в условиях национальной библиотеки во многом определяются социокультурной ситуацией и уровнем развития социологии чтения как отрасли социологического знания в рамках которой существует теория и практика изучения читателей.
69988. К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ 72 KB
  В статье анализируются возможности использования аудиовизуальных средств обучения в профессиональной подготовке учителей-логопедов формулируются требования к применению аудиовизуальных средств в образовательном процессе описываются формы и методы представления...
69989. РАЗРАБОТКА ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ» 204 KB
  За последние десятилетия в Республике Беларусь как и во всем мире отмечена тенденция к распространению и увеличению многообразия форм девиантного поведения среди учащихся в частности химических аддикций. На сегодняшний день в арсенале педагогов-психологов учреждений образования...
69990. ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 99.5 KB
  В статье раскрываются культурологический и средовой подходы формирования организационно-регламентирующего компонента школьной образовательной среды как фактора развития ответственного социального поведения учащихся.