40512

Анализ волшебно-сказочного сюжета по выбору студента

Доклад

Литература и библиотековедение

Фундаментальная оппозиция свой чужой определяет как известно всю поэтику и проблематику волшебной сказки. При этом оппозиция братьев осложняется тем что Иванцаревич в первой части сказки по терминологии В. В результате возникает как уже отмечалось подробно разработанная на разных уровнях система отражающая все важные для фольклорной сказки аспекты природный природносоциальный семейнородственный и родственный в смысле учения Н. Противоречие между метафизическим и бытовым уровнями мировосприятия отличающимися друг от друга как...

Русский

2013-10-17

36.5 KB

3 чел.

26. Анализ волшебно-сказочного сюжета по выбору студента.

СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

(к интерпретации оппозиции «свой/чужой»).

Фундаментальная оппозиция «свой/чужой» определяет, как известно, всю поэтику и проблематику волшебной сказки. О проблеме интерпретации этой оппозиции говорилось в моих докладах на предыдущих конференциях «свое» и «чужое»1. Дальнейшее изучение данной проблемы требует анализа тех или иных волшебно-сказочных сюжетов. Дело в том, что «оппозиция свой/чужой выступает не только в форме прямого борения популярных противоположностей. Прежде чем вступить в борьбу, они должны быть приведены в контакт друг с другом. Конфликт начинается, когда чужое вторгается в область своего или свое  п о п а д а е т  в мир «чужого»2, что возможно только в рамках конкретного волшебно-сказочного действия.

Полно и ярко конфликт «своего» и «чужого» раскрывается в русской сказке «Царевна-лягушка», особенно в одном из ее лучших вариантов в знаменитом сборнике А. Н. Афанасьева (№269). Анализ этого варианта в сравнении, конечно, с другими вариантами3 выявляет в тексте многоступенчатую систему, которая манифестирует интересующее нас противоречие.

Действительно, в «Царевне-лягушке» в начале сказочного действия возникает такая картина: в мире природы царит Кощей-смерть, а мир человека подчинен «здравому смыслу». Мир человека и мир природы противопоставлены как «свое» (жизнь) и «чужое» (смерть). В то же время они отчуждены от своей истинной (доброй) сущности, что предопределяет борьбу «своего» и «чужого» внутри каждого из сказочных миров. В человеческом мире эта борьба проявляется в конфликте Ивана-царевича («свое») и его старших братьев («чужое»), которые «стоят, да с Ивана-царевича смеются: “Что ж ты брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болото исходил?”» (АФ., № 269). При этом оппозиция братьев осложняется тем, что Иван–царевич в первой части сказки (по терминологии В. Я. Проппа — «ходе») стремится быть таким же «чужим», как и его братья, не понимает своего принципиального отличия от них.

В мире природы также имеется конфликт дочери Кощея (Василисы Премудрой, царевны-лягушки) со своим отцом. Ведь именно он («чужой») отправляет дочь («свою») в болото.

В результате возникает, как уже отмечалось, подробно разработанная на разных уровнях система, отражающая все важные для фольклорной сказки аспекты (природный, природно-социальный, семейно-родственный и родственный в смысле учения Н. Ф. Федорова) оппозиции «свой/чужой».

Существенно отметить, что различные аспекты противостояния «своего» и «чужого» существуют на архетипическом уровне и в известной степени носят иррациональный характер, далеко не всегда требуя логических объяснений и установления следственно-причинных связей. Так, например, о причинах конфликта Кощея и его дочери сказка сообщает: «Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушей быть» (АФ., № 269). Это объяснение, безусловно понятное на метафизическом уровне (творческая животворящая сущность природы сильнее косной мертвой материи, Красота сильнее Смерти), совершенно не понятно на уровне бытового сознания: почему отец не радуется, что у него родилась мудрая дочь? Ведь дети и должны быть умнее своих родителей.

Противоречие между метафизическим и бытовым уровнями мировосприятия, отличающимися друг от друга, как отличаются сон и явь, приводит к тому, что на последней стадии живого бытования фольклорной сказки (в XX в.) появляется тенденция к известной рационализации оппозиции «свой/чужой», более четкой ее прорисовке, к объяснению «непонятного». В этом смысле показателен записанный в 1938 г. И. Колесницкой и М. Шпеерсон на территории Карелии в Беломорском районе (д. Сухой Наволок) от П. И. Никонова вариант нашего сюжета. Конфликт Кощея (чародея Мухомора) и Царевны-лягушки здесь объясняется так: Кощей оказывается не отцом, а отвергнутым женихом царевны, от злости превратившим ее царство в болото. Оппозиция «свой/чужой», в отличие от афанасьевского варианта, у П. И. Никонова становится непротиворечивой.

Смерть Кощея в финале сказки означает полную и окончательную победу «своего», возвращающую и природному, и человеческому мирам их подлинную добрую (родственную) сущность. Вернулись наши герои после смерти Кощея на болото, а болота уже нет, «ожило все»4. Поэтому можно оспорить существующую в фольклористике мысль о том, что «сказка направлена не на изображение и объяснение состояния и его изменений в результате деятельности героя, а на показ состояния героя и изменения этого состояния»5. Анализ сказки «Царевна-лягушка» и, особенно, никоновского ее варианта позволяет предположить, что все наоборот: после действий героев, снимающих оппозицию «свой/чужой», состояние мира меняется, из него изгоняется смерть и возвращается родственность, делающая весь мир одной большой семьей.

1 Неёлов Е. М. К интерпретации оппозиции «свой» и «чужой» (на примере русской волшебной сказки) // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Петрозаводск, 1999; Он же. К интерпретации оппозиции «свой» и «чужой» (примирение непримиримого) // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Петрозаводск, 2001.

2 Мелетинский Е. М. и др. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М., 2001. С. 50.

3 См. подробно: Неёлов Е. М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989. С. 30-71.

4 Русские народные сказки Карельского Поморья. Петрозаводск, 1974. С. 191. (Курсив мой. – Е. Н.)

5 Мелетинский Е. М. и др. Цит. соч. С. 36.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58038. Утворення національної держави в Італії 123 KB
  Мета: навчити учнів встановлювати хронологічну послідовність подій; визначати причини хід та наслідки обєднання Італії; пояснювати терміни: поміркованоліберальний напрям обєднання революційний напрям обєднання; давати характеристику політичним лідерам даного періоду...
58039. Італія 104 KB
  Мета: Охарактеризувати процес розвитку Італії у повоєнні роки. Розкрити основні тенденції економічного, політичного, соціального розвитку. Показати основні проблеми, що стояли перед країною, і шляхи їх подолання.
58040. Побудова математичної моделі 120.5 KB
  Мета уроку: Сприяти формуванню практичних умінь і навичок розв’язувати задачі за допомогою рівнянь; розвивати логічне мислення; спонукати учнів до прояву творчої активності, ініціативи; розвивати вміння аналізувати, знаходити раціональні способи розв’язування задач.
58041. Підсумковий урок по темі «Чотирикутники» 220 KB
  Мета уроку: Повторити і систематизувати означення окремих видів чотирикутників і їх властивостей. Встановити зв’язок між обсягами понять. Вдосконалити в учнів уміння та навички розв’язувати задачі, використовуючи властивості чотирикутників...
58042. Особистісно орієнтоване навчання на уроках математики 116.5 KB
  Виходячи з принципів особистісно орієнтованого навчання учитель повинен дозволити учням засвоювати знання в тому темпі який визначається їхніми пізнавальним здібностями забезпечити засвоєння всіма учнями знань на рівні державних стандартів що дозволить їм продовжувати освіту або займатися трудовою діяльністю після отриманої спеціальної підготовки; дати можливість здібним учням максимально розвинути позитивні нахили і задовольнити свої пізнавльні інтереси...
58043. Узагальнена теорема Фалеса 228.5 KB
  Мета уроку: Закріпити знання учнів про зміст узагальненої теореми Фалеса а також про означення та властивості подібних трикутників; доповнити знання учнів історичними фактами з життя Фалеса та таких понять як пропорціональність відрізків та подібність фігур; удосконалювати вміння застосовувати вивчені твердження під час розвязування задач практичного змісту. Ми з вами вивчаємо одну з найцікавіших тем геометрії Узагальнена теорема Фалеса. Чому найцікавіших Тому що знання узагальненої теореми Фалеса та означення подібності трикутників і їх...
58044. Функція в основній школі 346.5 KB
  Мета: повторити, систематизувати та узагальнити знання учнів з теми «Функція в основній школі»; удосконалювати вміння та навички у застосуванні цих знань при розвязуванні вправ; розвивати логічне та асоціативне мислення...
58045. Квадратична функція і її графік 82 KB
  Мета: розглянути побудову графіка функції y=x2bxc та її властивості використовуючи графік функції y = x2 навчитись знаходити значення функції значення аргументу розвивати вміння увагу й систематизувати вивчений матеріал; розвивати графічну грамотність.
58046. Урок – игра «Бизнес». Квадратные уравнения 56 KB
  Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме « Квадратные уравнения»; Развивать: самостоятельность, творчество, инициативу, работать в заданном темпе; Воспитать: аккуратность, настойчивость и прилежания в работе...