40512

Анализ волшебно-сказочного сюжета по выбору студента

Доклад

Литература и библиотековедение

Фундаментальная оппозиция свой чужой определяет как известно всю поэтику и проблематику волшебной сказки. При этом оппозиция братьев осложняется тем что Иванцаревич в первой части сказки по терминологии В. В результате возникает как уже отмечалось подробно разработанная на разных уровнях система отражающая все важные для фольклорной сказки аспекты природный природносоциальный семейнородственный и родственный в смысле учения Н. Противоречие между метафизическим и бытовым уровнями мировосприятия отличающимися друг от друга как...

Русский

2013-10-17

36.5 KB

3 чел.

26. Анализ волшебно-сказочного сюжета по выбору студента.

СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»

(к интерпретации оппозиции «свой/чужой»).

Фундаментальная оппозиция «свой/чужой» определяет, как известно, всю поэтику и проблематику волшебной сказки. О проблеме интерпретации этой оппозиции говорилось в моих докладах на предыдущих конференциях «свое» и «чужое»1. Дальнейшее изучение данной проблемы требует анализа тех или иных волшебно-сказочных сюжетов. Дело в том, что «оппозиция свой/чужой выступает не только в форме прямого борения популярных противоположностей. Прежде чем вступить в борьбу, они должны быть приведены в контакт друг с другом. Конфликт начинается, когда чужое вторгается в область своего или свое  п о п а д а е т  в мир «чужого»2, что возможно только в рамках конкретного волшебно-сказочного действия.

Полно и ярко конфликт «своего» и «чужого» раскрывается в русской сказке «Царевна-лягушка», особенно в одном из ее лучших вариантов в знаменитом сборнике А. Н. Афанасьева (№269). Анализ этого варианта в сравнении, конечно, с другими вариантами3 выявляет в тексте многоступенчатую систему, которая манифестирует интересующее нас противоречие.

Действительно, в «Царевне-лягушке» в начале сказочного действия возникает такая картина: в мире природы царит Кощей-смерть, а мир человека подчинен «здравому смыслу». Мир человека и мир природы противопоставлены как «свое» (жизнь) и «чужое» (смерть). В то же время они отчуждены от своей истинной (доброй) сущности, что предопределяет борьбу «своего» и «чужого» внутри каждого из сказочных миров. В человеческом мире эта борьба проявляется в конфликте Ивана-царевича («свое») и его старших братьев («чужое»), которые «стоят, да с Ивана-царевича смеются: “Что ж ты брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке принес! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болото исходил?”» (АФ., № 269). При этом оппозиция братьев осложняется тем, что Иван–царевич в первой части сказки (по терминологии В. Я. Проппа — «ходе») стремится быть таким же «чужим», как и его братья, не понимает своего принципиального отличия от них.

В мире природы также имеется конфликт дочери Кощея (Василисы Премудрой, царевны-лягушки) со своим отцом. Ведь именно он («чужой») отправляет дочь («свою») в болото.

В результате возникает, как уже отмечалось, подробно разработанная на разных уровнях система, отражающая все важные для фольклорной сказки аспекты (природный, природно-социальный, семейно-родственный и родственный в смысле учения Н. Ф. Федорова) оппозиции «свой/чужой».

Существенно отметить, что различные аспекты противостояния «своего» и «чужого» существуют на архетипическом уровне и в известной степени носят иррациональный характер, далеко не всегда требуя логических объяснений и установления следственно-причинных связей. Так, например, о причинах конфликта Кощея и его дочери сказка сообщает: «Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась; он за то осерчал на нее и велел ей три года квакушей быть» (АФ., № 269). Это объяснение, безусловно понятное на метафизическом уровне (творческая животворящая сущность природы сильнее косной мертвой материи, Красота сильнее Смерти), совершенно не понятно на уровне бытового сознания: почему отец не радуется, что у него родилась мудрая дочь? Ведь дети и должны быть умнее своих родителей.

Противоречие между метафизическим и бытовым уровнями мировосприятия, отличающимися друг от друга, как отличаются сон и явь, приводит к тому, что на последней стадии живого бытования фольклорной сказки (в XX в.) появляется тенденция к известной рационализации оппозиции «свой/чужой», более четкой ее прорисовке, к объяснению «непонятного». В этом смысле показателен записанный в 1938 г. И. Колесницкой и М. Шпеерсон на территории Карелии в Беломорском районе (д. Сухой Наволок) от П. И. Никонова вариант нашего сюжета. Конфликт Кощея (чародея Мухомора) и Царевны-лягушки здесь объясняется так: Кощей оказывается не отцом, а отвергнутым женихом царевны, от злости превратившим ее царство в болото. Оппозиция «свой/чужой», в отличие от афанасьевского варианта, у П. И. Никонова становится непротиворечивой.

Смерть Кощея в финале сказки означает полную и окончательную победу «своего», возвращающую и природному, и человеческому мирам их подлинную добрую (родственную) сущность. Вернулись наши герои после смерти Кощея на болото, а болота уже нет, «ожило все»4. Поэтому можно оспорить существующую в фольклористике мысль о том, что «сказка направлена не на изображение и объяснение состояния и его изменений в результате деятельности героя, а на показ состояния героя и изменения этого состояния»5. Анализ сказки «Царевна-лягушка» и, особенно, никоновского ее варианта позволяет предположить, что все наоборот: после действий героев, снимающих оппозицию «свой/чужой», состояние мира меняется, из него изгоняется смерть и возвращается родственность, делающая весь мир одной большой семьей.

1 Неёлов Е. М. К интерпретации оппозиции «свой» и «чужой» (на примере русской волшебной сказки) // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Петрозаводск, 1999; Он же. К интерпретации оппозиции «свой» и «чужой» (примирение непримиримого) // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Петрозаводск, 2001.

2 Мелетинский Е. М. и др. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М., 2001. С. 50.

3 См. подробно: Неёлов Е. М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989. С. 30-71.

4 Русские народные сказки Карельского Поморья. Петрозаводск, 1974. С. 191. (Курсив мой. – Е. Н.)

5 Мелетинский Е. М. и др. Цит. соч. С. 36.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57474. Типи текстiв та їх розрiзнення 77.5 KB
  Мета: вчити розрiзняти текст-розповiдь, текст-опис, текст-мiркування; дати уявлення учням про текст, як про склади… продовжити формувати вмiння дiтей визначати зачин, головну думку, та кiнцiвку тексту...
57475. Урок узагальнення знань за темою „Слова – назви предметів” 306.5 KB
  Мета: Узагальнити знання учнів про іменник як частину мови; закріплювати вміння учнів розрізняти слова назви істот і неістот, навички написання власних іменників; розвивати увагу, спостережливість; виховувати інтерес до вивчення рідної мови.
57476. ПРОЕКТ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ 151.83 KB
  Цель курсового проекта - проектирование электротехнического отделения, определение трудоёмкости работ, численности рабочих, подбор оборудования, разработка технологической карты.
57477. Учебно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях 82.79 KB
  Можно предположить, что будут выявлены изменения в психомоторной функции после проведения занятий по танцевальной ритмике у детей с аутизмом старшего дошкольного возраста...
57478. У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник не озаренный талантом и талант, не владеющий ремеслом 14.65 KB
  Что такое искусство? У этого слова несколько значений. Искусством называют воспроизведение действительности в художественных образах; умение, мастерство, знание дела - например, искусство вязания; само дело - например, военное искусство
57479. Современные цифровые системы коммутации AXE – 10 5.13 MB
  AXE – 10 обеспечивает постоянное и всестороннее наблюдение за порядком и результатом установления соединений, контроль поступающей нагрузки. Наличие значительного объема абонентских данных управления в памяти позволяет изменить конфигурацию системы
57482. Жеміс-жидекті айран өндіру технологиясы 79.3 KB
  Жұмыстың мақсаты, сүт қышқылды өнімдердің түрлері, соның ішінде айран өндірудің технологиялық үрдісін игеру, айран алудың термостатты және резервуарлы тәсілдері, айранның адам денсаулығына әсерін көрсету, жеміс-жидекті айран өнімін өндіргендегі технологиялық үрдістің барлық сатыларын бақылау.