40527

Структура языка, его системность. Основные единицы языка, их функции

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Уровень Единица Функция Пример Фонетикофонологический Фонема звук перцептивная восприятия Сигнификативная смыслоразличительная Том – дом Угол – уголь Морфемноморфологический Морфема Семасиологическая выражение значения Приставка с Суффикс щик Лексикосемантический Слово – лексема слово с точки зрения его значения Номинативная назывная Окно Синтаксический Предложение Коммуникативная Мама мыла раму Системность уровня Единицы внутри уровня взаимосвязаны изменение одной единицы приводит к перегруппировке всего уровня. –...

Русский

2013-10-17

38.5 KB

12 чел.

4. Структура языка, его системность. Основные единицы языка, их функции.

Язык – упорядоченное явление, единство взаимообусловленных знаков.

Система – любой реально существующий или воображаемый сложный объект (сложный – тот, который может быть разделен на составные части).

Структура – одно из основных свойств сложного объекта, сеть отношений между элементами.

Элемент, выступающий в качестве члена системы, не равен элементу, взятому изолированно, даже при совпадении их индивидуальных свойств. Элемент в дополнении к своим собственным свойствам получает значимость.

В рамках системы: содержание элемента = значение элемента + значимость.

Изучая языковую систему, нужно исследовать не только её части, но и взаимоотношения между ними.

Структура – единство разнородных элементов в пределах целого.

В языке – система четырех ярусов.

Уровень

Единица

Функция

Пример

Фонетико-фонологический

Фонема (звук)

- перцептивная

(восприятия)

- Сигнификативная

(смыслоразличительная)

Том – дом

Угол – уголь

Морфемно-морфологический

Морфема

Семасиологическая

(выражение значения)

Приставка «с»

Суффикс «щик»

Лексико-семантический

Слово – лексема

(слово с точки зрения его значения)

Номинативная

(назывная)

Окно

Синтаксический

Предложение

Коммуникативная

Мама мыла раму

Системность уровня

  1.  Единицы внутри уровня взаимосвязаны, изменение одной единицы приводит к перегруппировке всего уровня.
  2.  Между единицами разных уровней существуют интегративные отношения (<c>, приставка «с», предлог «с», предложение-реплика «С»)
  3.  Уровни языка тесно взаимодействуют (клювъка -> клювка -> клюква – изменение на фонетическом уровне сказывается на морфологическом и лексическом уровне)
  4.  Особенно ярко системные отношения проявляются при заимствовании лексики.

Уровень

Dog

Дог

1. Ф-ф.

[dog]

[dok]

По-другому произносятся соответствующие звуки, оглушается конечная согласная [g] -> [k]

2. М.

Мн. Ч – флексия «s»

Мн. Ч. – флексия «и»

Новые флексии, новое словообразовательное поведение (дог-ин’-а)

3. Л.

Собака

Определенная порода собаки

Сужается значение слова

4. С.

A dog bag – слово dog могло выступать в роли прилагательного

Место дога

Попадая в новое языковое окружение, заимствованное слово начинает вести себя по законам принимающего языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63085. Географія основних галузей промисловості світу 19.56 KB
  Мета: формувати в учнів систему знань про основні галузі промисловості світу; продовжити навчання учнів навичкам колективної роботи в ході вивчення нового матеріалу; вдосконалення вміння учнів працювати із компютером статистичним матеріалом складати...
63089. Создай огненный текст в Фотошоп 730.54 KB
  Создаем новый документ с черным фоном любого размера добавляем новый слой и пишем текст темно-красного цвета: На текстовом слое применяем стили слоя Lаyer Lаyer Style Слой Стиль слоя: Inner Shаdow Внутренняя Тень...
63091. Північний Льодовитий океан 31.82 KB
  Мета: формувати цілісну систему знань про особливості природи Світового океану; вдосконалювати уміння та навички характеризувати географічне положення океану основні властивості водних мас; порівнювати властивості водних мас і органічний...
63092. Греческая вазопись 311.69 KB
  Задачи: Научить отличать типы древнегреческих ваз виды и стили вазописи; Развивать умение анализировать предметы искусства; Воспитывать мотивацию к учебной деятельности Продолжительность урока: 45 минут...