40528

Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Типы лексических значений слова. Предметная отнесенность слова денотативный компонент значения. Обычно слово предмет действие или признак номинативная функция знаменательные слова. Числительные междометия служебные слова не имею денотативного компонента.

Русский

2013-10-17

33 KB

19 чел.

31. Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития.

Лексическое значение – внутреннее содержание, которое является в слове одинаковым для всех членов говорящего коллектива и может быть раскрыто через анализ трех его компонентов:

1. Предметная отнесенность слова (денотативный компонент значения).

Обычно слово – предмет, действие или признак – номинативная функция (знаменательные слова).

У местоимений лексическое значение ситуативно (определяется контекстом).

Числительные, междометия, служебные слова не имею денотативного компонента.

Связь между предметом (денотатом) и словом:

- древние греки

Название истинно.

Между названием и предметом есть прямая связь.

Название отражает природу предмета.

Название условно.

Слово закреплено по договоренности, поскольку слово – просто знак.

Один и тот же предмет может быть назван по-разному.

В процессе развития языка слова могут перезакрепляться.

В природе очень много неназванного.

- Л. Фейербах:

- название дает человек

- название на основании одного из признаков

- выбор признака может быть различен

Название связано с денотатом опосредованной через общественную практику связью, возникнув произвольно, название становится обязательным для всего говорящего коллектива.

2. Понятийная отнесенность слова (сигнификативный)

Взаимоотношения между словом и понятием сложны

Понятие – обобщенное отражение предмета в сознании человека в его самых существенных свойствах.

Имеет общечеловеческий характер.

Слово – выразитель того или иного понятия.

В современной лингвистике значение слова не равно значению понятия:

- значение слова беднее значения понятия, поскольку в слове выражена только часть понятия.

- значение слова богаче понятия за счет дополнительных оттенков (коннотаций)

- в одном слове может быть выражено несколько понятий (полисемия)

- одно и то же понятие может быть выражено несколькими словами (синонимия)

3. Структурно-лексический компонент (место слова в лексике).

Слово получает значение через взаимоотношение с другими словами.

Полисемия (многозначность)

Две группы слов языка:

- моносемантические

- полисемантические

Способность слова иметь несколько значений.

Развивается при переносе названия с одного предмета на другой.

У слова есть:

- основное значение

- вторичное значение

Значения бывают:

- с позиции современного состояния языка: мотивированные / немотивированные

- прямые (не содержат оценки, более свободные) и переносные (содержат оценку).

Типы переносных значений по их сочетаемости:

- свободная сочетаемость

- фразеологические связанные значения – ограниченный круг сочетаемых слов – реализуется лишь в устойчивых сочетаниях слов.

- синтаксически обусловленные значения – ограничены функционально-стилистически.

Пути появления переносного значения:

- метафоризация – перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства (чаще всего внешнего). Сравнение дает почву для метафоризации.

- метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе связей смежности, существующих между этими предметами в реальной действительности.

Школа пошла на экскурсию.

Синекдоха – разновидность метонимии, перенос названия с части на целое.

- функциональный перенос – перенос названия с одного предмета на другой по сходству функций.

Дворники (автомашина).

Переносы названий, как правило, ведут к сужению и расширению значения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79514. Предмет школьной психологической службы 31.55 KB
  Существует много разных определений предмета школьной психологической службы но единого общепризнанного нет. Только единство этих 4х аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы.
79515. Возрастная психология как теоретическая основа курса 26.48 KB
  Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии а именно ее теоретикоприкладное направление изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы научный аспект; как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания включая составление учебных...
79516. Цель психологической службы образования 29.04 KB
  Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: Реализация в работе с детьми возможностей резервов развития ребенка каждого возраста; Развитие индивидуальных особенностей детей интересов способностей склонностей чувств отношений увлечений жизненных планов; Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата который определяется одной стороныорганизацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками с другой созданием для каждого ребенка на всех этапах...
79517. Становление психологической службы в системе образования в России 35.21 KB
  С начала 1980х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования что было обусловлено потребностью общества бурным социальным развитием повышением требований к творческому и нравственному потенциалу личности. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых как А. Основные вехи становления психологической службы образования в России Дата Мероприятия Основные проблемы 1983 Круглый стол журнала Вопросы психологии Анализ результатов экспериментальных попыток создания...
79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.