40528

Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Типы лексических значений слова. Предметная отнесенность слова денотативный компонент значения. Обычно слово – предмет действие или признак – номинативная функция знаменательные слова. Числительные междометия служебные слова не имею денотативного компонента.

Русский

2013-10-17

33 KB

18 чел.

31. Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития.

Лексическое значение – внутреннее содержание, которое является в слове одинаковым для всех членов говорящего коллектива и может быть раскрыто через анализ трех его компонентов:

1. Предметная отнесенность слова (денотативный компонент значения).

Обычно слово – предмет, действие или признак – номинативная функция (знаменательные слова).

У местоимений лексическое значение ситуативно (определяется контекстом).

Числительные, междометия, служебные слова не имею денотативного компонента.

Связь между предметом (денотатом) и словом:

- древние греки

Название истинно.

Между названием и предметом есть прямая связь.

Название отражает природу предмета.

Название условно.

Слово закреплено по договоренности, поскольку слово – просто знак.

Один и тот же предмет может быть назван по-разному.

В процессе развития языка слова могут перезакрепляться.

В природе очень много неназванного.

- Л. Фейербах:

- название дает человек

- название на основании одного из признаков

- выбор признака может быть различен

Название связано с денотатом опосредованной через общественную практику связью, возникнув произвольно, название становится обязательным для всего говорящего коллектива.

2. Понятийная отнесенность слова (сигнификативный)

Взаимоотношения между словом и понятием сложны

Понятие – обобщенное отражение предмета в сознании человека в его самых существенных свойствах.

Имеет общечеловеческий характер.

Слово – выразитель того или иного понятия.

В современной лингвистике значение слова не равно значению понятия:

- значение слова беднее значения понятия, поскольку в слове выражена только часть понятия.

- значение слова богаче понятия за счет дополнительных оттенков (коннотаций)

- в одном слове может быть выражено несколько понятий (полисемия)

- одно и то же понятие может быть выражено несколькими словами (синонимия)

3. Структурно-лексический компонент (место слова в лексике).

Слово получает значение через взаимоотношение с другими словами.

Полисемия (многозначность)

Две группы слов языка:

- моносемантические

- полисемантические

Способность слова иметь несколько значений.

Развивается при переносе названия с одного предмета на другой.

У слова есть:

- основное значение

- вторичное значение

Значения бывают:

- с позиции современного состояния языка: мотивированные / немотивированные

- прямые (не содержат оценки, более свободные) и переносные (содержат оценку).

Типы переносных значений по их сочетаемости:

- свободная сочетаемость

- фразеологические связанные значения – ограниченный круг сочетаемых слов – реализуется лишь в устойчивых сочетаниях слов.

- синтаксически обусловленные значения – ограничены функционально-стилистически.

Пути появления переносного значения:

- метафоризация – перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства (чаще всего внешнего). Сравнение дает почву для метафоризации.

- метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе связей смежности, существующих между этими предметами в реальной действительности.

Школа пошла на экскурсию.

Синекдоха – разновидность метонимии, перенос названия с части на целое.

- функциональный перенос – перенос названия с одного предмета на другой по сходству функций.

Дворники (автомашина).

Переносы названий, как правило, ведут к сужению и расширению значения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62711. There’s a good film on at 4.30 55.53 KB
  Почитайте вместе, потренируйте, обращаясь к детям “Hi, Fox!” (тот, у кого лиса – должен отреагировать) и, убедившись, что реплики достаточно усвоены, вызывайте к доске рассказывать диалог, попросив изменять время на своё.
62712. Musikkunst 25.48 KB
  Es gibt in der Welt eine Sprache, die jeder versteht, unabhängig von seiner Nationalität und Bildung. Das ist Musik. Sie macht unser Leben schön und interessant. Die Musik ruft unsere gute Gefühle hervor.
62713. Окружающий мир 85.91 KB
  Цели урока: Сформировать новые понятия: исторические источники и их виды археологические раскопки история отечество. Развивать интерес к познанию прошлого своих предков умение видеть в настоящем опыт предыдущих поколений...
62714. Ценность рода и семьи 20.09 KB
  Цель урока: Формировать уважительное отношение к семье семейным ценностям; Задачи: Развивать речь мышление память умение работать с текстом творческие способности; Формировать уважительное отношение к семье семейным ценностям; Познакомить учащихся с понятиями семья род традиция...
62717. Народні традиції, родинні свята і здоров’я. «Як влаштувати веселе свято?» 253.63 KB
  Мета: навчити дітей розуміти значення народних традицій для здоровя; формувати прагнення дбати про власне здоровя; розвивати мислення память; виховувати повагу до народних традицій. Діти скажіть мені коли ви смієтесь найчастіше...
62718. Физическая составляющая здоровья 19.04 KB
  Цель: расширить представление о физической составляющей здоровья; Раскрыть понятие гармоничное развитие человека; учить детей оценивать свое физическое здоровье; объяснить влияние осанки формы стопы на здоровье...