40528

Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Типы лексических значений слова. Предметная отнесенность слова денотативный компонент значения. Обычно слово – предмет действие или признак – номинативная функция знаменательные слова. Числительные междометия служебные слова не имею денотативного компонента.

Русский

2013-10-17

33 KB

18 чел.

31. Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития.

Лексическое значение – внутреннее содержание, которое является в слове одинаковым для всех членов говорящего коллектива и может быть раскрыто через анализ трех его компонентов:

1. Предметная отнесенность слова (денотативный компонент значения).

Обычно слово – предмет, действие или признак – номинативная функция (знаменательные слова).

У местоимений лексическое значение ситуативно (определяется контекстом).

Числительные, междометия, служебные слова не имею денотативного компонента.

Связь между предметом (денотатом) и словом:

- древние греки

Название истинно.

Между названием и предметом есть прямая связь.

Название отражает природу предмета.

Название условно.

Слово закреплено по договоренности, поскольку слово – просто знак.

Один и тот же предмет может быть назван по-разному.

В процессе развития языка слова могут перезакрепляться.

В природе очень много неназванного.

- Л. Фейербах:

- название дает человек

- название на основании одного из признаков

- выбор признака может быть различен

Название связано с денотатом опосредованной через общественную практику связью, возникнув произвольно, название становится обязательным для всего говорящего коллектива.

2. Понятийная отнесенность слова (сигнификативный)

Взаимоотношения между словом и понятием сложны

Понятие – обобщенное отражение предмета в сознании человека в его самых существенных свойствах.

Имеет общечеловеческий характер.

Слово – выразитель того или иного понятия.

В современной лингвистике значение слова не равно значению понятия:

- значение слова беднее значения понятия, поскольку в слове выражена только часть понятия.

- значение слова богаче понятия за счет дополнительных оттенков (коннотаций)

- в одном слове может быть выражено несколько понятий (полисемия)

- одно и то же понятие может быть выражено несколькими словами (синонимия)

3. Структурно-лексический компонент (место слова в лексике).

Слово получает значение через взаимоотношение с другими словами.

Полисемия (многозначность)

Две группы слов языка:

- моносемантические

- полисемантические

Способность слова иметь несколько значений.

Развивается при переносе названия с одного предмета на другой.

У слова есть:

- основное значение

- вторичное значение

Значения бывают:

- с позиции современного состояния языка: мотивированные / немотивированные

- прямые (не содержат оценки, более свободные) и переносные (содержат оценку).

Типы переносных значений по их сочетаемости:

- свободная сочетаемость

- фразеологические связанные значения – ограниченный круг сочетаемых слов – реализуется лишь в устойчивых сочетаниях слов.

- синтаксически обусловленные значения – ограничены функционально-стилистически.

Пути появления переносного значения:

- метафоризация – перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства (чаще всего внешнего). Сравнение дает почву для метафоризации.

- метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основе связей смежности, существующих между этими предметами в реальной действительности.

Школа пошла на экскурсию.

Синекдоха – разновидность метонимии, перенос названия с части на целое.

- функциональный перенос – перенос названия с одного предмета на другой по сходству функций.

Дворники (автомашина).

Переносы названий, как правило, ведут к сужению и расширению значения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82853. Головні слова у реченні. Складання речень за графічними схемами 98 KB
  Мета: формувати поняття головні слова в реченні вчити знаходити їх у реченні; закріплювати знання про речення його види за метою висловлювання; розвивати інтерес до мовних явищ мовлення та мислення; розвивати вміння аналізувати доводити синтезувати інформацію; виховувати любов до своїх рідних...
82854. Слова, близькі за значенням (синоніми) 75.5 KB
  Мета: ознайомити учнів із синонімами (словами, близькими за значенням), визначити їх роль у мовленні, познайомити з окремими стійкими сполученнями слів; вчити спостерігати за роллю слів, що мають декілька значень, звучать і пишуться однаково; збагачувати словниковий запас...
82855. Мандрівка до квітучого саду. (Складання тексту-опису квітки або казки) 72.5 KB
  Мета: познайомити учнів з походженням деяких назв квітів, із значенням квітів в житті людей; вчити добирати вдалі образні вислови, порівняння, збагачувати активний і пасивний словник дітей; працювати творчо; виховувати прагнення берегти і примножувати красу рідної землі.
82857. Часи дієслова 185 KB
  Актуалізувати знання учнів про дієслово навчитися визначати часи дієслова засвоїти українські терміни. Давайте подивимось як сумно стало Вовченяті без Капітошки та під час перегляду знайдемо дієслова і запишемо їх у зошит Діти дивляться уривок із мультфільму Капітошка та знаходять дієслова...
82858. Прислівник як частина мови 74 KB
  Мета: ознайомити учнів з новою частиною мови прислівником його граматичними ознаками; формувати вміння знаходити прислівники у тексті; розвивати зв’язне мовлення вміння аналізувати і порівнювати мовні явища; виховувати бажання активно працювати на уроці.
82859. Прикметники – синоніми, прикметники – антоніми. Пряме й переносне значення прикметників 237.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з прикметниками із синонімічними та антонімічними значеннями; вчити вживати прикметники в прямому та переносному значеннях, розкривати багатозначність; розвивати вміння добирати та використовувати прикметники – синоніми та антоніми у мовленні...
82860. Які бувають рослини 39 KB
  Ці рослини кольорові Запашні такі чудові. На скільки груп розподілено рослини Назвіть рослини першої групи другої третьої Як можна назвати одним словом березу дуб тополю клен Як можна одним словом назвати смородину калину бузок малину Чим відрізняються кущі від дерев...
82861. Что за прелесть эти сказки! Учимся сочинять сказку 68 KB
  Цели: Обучающие: Учить различать виды русских народных сказок Формировать представление о традиционных началах и концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки. Сформировать представление о таком характерном приеме в построении сказки как троекратные повторы...