40529

Язык как особая знаковая система. Язык и мышление

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Язык как особая знаковая система. Язык и мышление. Язык как особая знаковая система. Язык знаковая система естественно возникшая закономерно развивающаяся социально предназначенная.

Русский

2013-10-17

33 KB

8 чел.

3. Язык как особая знаковая система. Язык и мышление.

Язык как особая знаковая система.

Язык – знаковая система, естественно возникшая, закономерно развивающаяся, социально предназначенная.

Семиология – наука о знаковых системах.

Знак – любой материальный носитель социальной информации.

Особенности знаковых систем:

  1.  знак материален.
  2.  у знака обязательно есть содержание.
  3.  Знаки противопоставлены друг другу в рамках системы, при этом учитываются их дифференциальные признаки. Знаком может быть и отсутствие знака («молчание – знак согласия»)
  4.  Связь между знаком и его содержанием условна, основана на взаимной договорённости.

Признаки знаковых систем.

Языковой знак – двусторонняя единица, представляет предмет, свойство или отношение действительности.

Языковой знак

Означаемое

Означающее

Определенное мыслительное содержание

«Кусочек действительности»

Цепочка звуков

«звукокомплекс»

Формальная сторона

Содержательная сторона

Отличие естественного языка человека от других знаковых систем.

  1.  Язык – универсальная знаковая система (применяется в различных ситуациях).
  2.  Многозначность языковых знаков.
  3.  Иррационализм языка.

Язык и мышление.

Мышление – высшая форма активного отражения реальности, обобщающая познание связей и отношений между предметом и явлением. Термин мышление стоит на стыке наук (лингвистика, медицина, философия, психология).

Три вида процессов мышления:

- практически-действенное мышление (подсознательное отбрасывание)

- наглядно-образное мышление (объяснение на примерах)

- словесно-логическое мышление (объяснение при помощи слов)

Точки зрения лингвистов:

  1.  язык и мышление могут отождествляться (стоики, Буслаев)
  2.  язык и мышление не зависят друг от друга (Дюринг, структурализм)
  3.  язык и мышление исторически связаны диалектической связью (В. фон Гумбольдт, Потебня, Гегель). Преувеличивали роль языка.

Язык – опора мышления, но очень часто мыслительные процессы и языковая деятельность не совпадают друг с другом. Мышление протекает в формах, закрепленных в языке.

Язык определенным образом организует знание человека о мире, расчленяет и закрепляет эту информацию и передает последующим поколениям. Мышление опирается на язык.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51605. Закріплення таблиці множення числа 2. Задачі на дві дії різного ступені. Безпека на дорозі. Причини небезпечних ситуацій на дорозі 64.5 KB
  А щоб урок пройшов не марно, треба сісти рівно й гарно. І протягом всього уроку стежити за своєю поставою. Дбати про своє здоровя. Бо у здоровому тілі - здоровий дух і будуть міцні знання.
51609. Форма и язык представления информации 27.5 KB
  Цели: раскрыть роль языков в передачи и получении информации. Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя если у собаки слабо развито обоняние то она не может работать в розыскной службе. Язык это знаковая система передачи информации.
51610. Іменник як частина мови: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль. Іменник – назви істот, неістот 58 KB
  Іменник як частина мови : загальне значення морфологічні ознаки синтаксична роль . Навчальна мета : повторити узагальнити і поглибити знання учнів про іменник як частину мови зміцнювати навички визначення морфологічних ознак іменників вчити правильно використовувати іменники в мовленні; розвивати в учнів навички звязного мовлення мислення творчі здібності стимулювати бажання досліджувати й аналізувати мовні явища; виховувати позитивне ставлення до рідної мови. узагальнити та систематизувати знання учнів про іменник як частину...