40529

Язык как особая знаковая система. Язык и мышление

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Язык как особая знаковая система. Язык и мышление. Язык как особая знаковая система. Язык знаковая система естественно возникшая закономерно развивающаяся социально предназначенная.

Русский

2013-10-17

33 KB

9 чел.

3. Язык как особая знаковая система. Язык и мышление.

Язык как особая знаковая система.

Язык – знаковая система, естественно возникшая, закономерно развивающаяся, социально предназначенная.

Семиология – наука о знаковых системах.

Знак – любой материальный носитель социальной информации.

Особенности знаковых систем:

  1.  знак материален.
  2.  у знака обязательно есть содержание.
  3.  Знаки противопоставлены друг другу в рамках системы, при этом учитываются их дифференциальные признаки. Знаком может быть и отсутствие знака («молчание – знак согласия»)
  4.  Связь между знаком и его содержанием условна, основана на взаимной договорённости.

Признаки знаковых систем.

Языковой знак – двусторонняя единица, представляет предмет, свойство или отношение действительности.

Языковой знак

Означаемое

Означающее

Определенное мыслительное содержание

«Кусочек действительности»

Цепочка звуков

«звукокомплекс»

Формальная сторона

Содержательная сторона

Отличие естественного языка человека от других знаковых систем.

  1.  Язык – универсальная знаковая система (применяется в различных ситуациях).
  2.  Многозначность языковых знаков.
  3.  Иррационализм языка.

Язык и мышление.

Мышление – высшая форма активного отражения реальности, обобщающая познание связей и отношений между предметом и явлением. Термин мышление стоит на стыке наук (лингвистика, медицина, философия, психология).

Три вида процессов мышления:

- практически-действенное мышление (подсознательное отбрасывание)

- наглядно-образное мышление (объяснение на примерах)

- словесно-логическое мышление (объяснение при помощи слов)

Точки зрения лингвистов:

  1.  язык и мышление могут отождествляться (стоики, Буслаев)
  2.  язык и мышление не зависят друг от друга (Дюринг, структурализм)
  3.  язык и мышление исторически связаны диалектической связью (В. фон Гумбольдт, Потебня, Гегель). Преувеличивали роль языка.

Язык – опора мышления, но очень часто мыслительные процессы и языковая деятельность не совпадают друг с другом. Мышление протекает в формах, закрепленных в языке.

Язык определенным образом организует знание человека о мире, расчленяет и закрепляет эту информацию и передает последующим поколениям. Мышление опирается на язык.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16492. Василий Иванович БАЖЕНОВ (1737–1799) 21.78 KB
  Василий Иванович БАЖЕНОВ 1737-1799 Баженов Василий Иванович художникархитектор сын священника одной из придворных кремлевских церквей. Родился 1 марта 1737 года в Москве. Баженов имел природный талант к искусству который обнаружил еще в детстве срис
16493. Подмосковная усадьба Кусково 37 KB
  Тема: Подмосковная усадьба Кусково В круг памятников архитектуры нельзя не ввести ряд подмосковных усадеб некогда располагавшихся близко от границ столицы а ныне вошедших в ее территорию. Среди них имеются как очень большие типа дворцовых рези
16494. Искусство Среднего царства 76 KB
  Искусство Среднего царства На время VIIX династии приходится первый Период распада страны. По свидетельству Манефона 70 царей VII династии правили 70 дней. Эта образная характеристика воссоздает перед нами картину смут которые наступили после деце
16495. Римское искусство 21.5 KB
  Римское искусство. Искусство древнего Рима как и древней Греции развивалось в рамках рабовладельческого общества поэтому именно эти два основных компонента имеют ввиду когда говорят об античном искусстве. Искусство Рима считают завершением художественного твор...
16496. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 460 KB
  КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА. Главное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ как образовалась империя и как она распалась. Задача курса изложить последов
16497. Лекции по истории Русской Церкви 902 KB
  ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА. ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ. ЛИТЕРАТУРА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Древний философ Плутарх писал что история есть учитель жизни. Ключевский В.О. писал: Хотя и говорят о том что история никого и ничему не на
16498. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 216 KB
  Г КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА. лавное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ как образовалась империя и как она распалась. Задача курса изложить после
16499. П.А. Столыпин. Политический портрет 126.5 KB
  РЕФЕРАТ П.А. Столыпин политический портрет Содержание Глава первая. Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19 начало 20 века. стр. 2 ...
16500. Римское право. Учебное пособие 1.27 MB
  Московский государственный университет имени М.В Ломоносова Центр общественных наук И. Б. Новицкий РИМСКОЕ ПРАВО Ассоциация Гуманитарное знание ТЕИС Москва 2002 ББК67 Ответственный редактор проф. Е.А. Суханов Рекомендовано Ученым советом юридич...