40529

Язык как особая знаковая система. Язык и мышление

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Язык как особая знаковая система. Язык и мышление. Язык как особая знаковая система. Язык знаковая система естественно возникшая закономерно развивающаяся социально предназначенная.

Русский

2013-10-17

33 KB

9 чел.

3. Язык как особая знаковая система. Язык и мышление.

Язык как особая знаковая система.

Язык – знаковая система, естественно возникшая, закономерно развивающаяся, социально предназначенная.

Семиология – наука о знаковых системах.

Знак – любой материальный носитель социальной информации.

Особенности знаковых систем:

  1.  знак материален.
  2.  у знака обязательно есть содержание.
  3.  Знаки противопоставлены друг другу в рамках системы, при этом учитываются их дифференциальные признаки. Знаком может быть и отсутствие знака («молчание – знак согласия»)
  4.  Связь между знаком и его содержанием условна, основана на взаимной договорённости.

Признаки знаковых систем.

Языковой знак – двусторонняя единица, представляет предмет, свойство или отношение действительности.

Языковой знак

Означаемое

Означающее

Определенное мыслительное содержание

«Кусочек действительности»

Цепочка звуков

«звукокомплекс»

Формальная сторона

Содержательная сторона

Отличие естественного языка человека от других знаковых систем.

  1.  Язык – универсальная знаковая система (применяется в различных ситуациях).
  2.  Многозначность языковых знаков.
  3.  Иррационализм языка.

Язык и мышление.

Мышление – высшая форма активного отражения реальности, обобщающая познание связей и отношений между предметом и явлением. Термин мышление стоит на стыке наук (лингвистика, медицина, философия, психология).

Три вида процессов мышления:

- практически-действенное мышление (подсознательное отбрасывание)

- наглядно-образное мышление (объяснение на примерах)

- словесно-логическое мышление (объяснение при помощи слов)

Точки зрения лингвистов:

  1.  язык и мышление могут отождествляться (стоики, Буслаев)
  2.  язык и мышление не зависят друг от друга (Дюринг, структурализм)
  3.  язык и мышление исторически связаны диалектической связью (В. фон Гумбольдт, Потебня, Гегель). Преувеличивали роль языка.

Язык – опора мышления, но очень часто мыслительные процессы и языковая деятельность не совпадают друг с другом. Мышление протекает в формах, закрепленных в языке.

Язык определенным образом организует знание человека о мире, расчленяет и закрепляет эту информацию и передает последующим поколениям. Мышление опирается на язык.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32360. Групповая и совместная деятельность. Факторы эффективности групповой и совместной деятельности 15.38 KB
  Факторы эффективности групповой и совместной деятельности. Совместимость способность членов группы к совместной деятельности. Виды совместимости: Психофизиологическая определенное сходство характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций синхронизация темпа совместной деятельности. Критерии оценки: Результаты деятельности.
32361. Психологическая готовность ребенка к школе. Методы диагностики психологической готовности к обучению в школе 13.85 KB
  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Структура компоненты: Психоматорная готовность сбалансированность процессов возбуждения и торможения которая позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов; развитие мелких мышц руки и зрительно моторных координаций что создает...
32362. Метод тестов 19.05 KB
  Тесты отличаются от других методов исследования тем что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных а также своеобразную их последующему интерпретацию. Стал широко использоваться в психологии после публикации в 1980 работы Кетелла Умственные тесты и измерения которая была посвящена результатам тестирования студентов США. Виды тестов: По особенностям тестовых значений: вербальные невербальные По форме проведения: групповые индивидуальные В зависимости о наличия или отсутствия временных ограничений: скорости...
32363. Развитие супружеских отношений. Психологические аспекты отношений в браке. Динамика сексуальных отношений в браке 16.21 KB
  Модели семьи: Родительская модель индивид обучается супружескому поведению на основе идентификации родителей своего пола на основании поведения родителей противоположного пола строиться представление о том как должен вести себя партнер. В супружестве каждый из партнеров пытается приспособить свои реальные отношения с эталонными. Гармоничные отношения становятся возможными только в том случае если партнер своей внутренней программой напоминает родителей противоположного пола. В этом случае происходит перенос связей существовавших в...
32364. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом специфики различных категорий детей 13.68 KB
  Психология воспитания научает внутренние механизмы становления и развития личности в целом а также отдельные ее свойства. Воспитание социальное целенаправленное создание условий материальных духовных организованных для развития человека это целенаправленная деятельность призванная формировать у детей систему качеств личности взглядов и убеждений. Цели воспитания: Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство. Воспитание социально компетентной...
32365. Методы исследования в психологии 14.05 KB
  Метод это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...
32366. Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Конфликты в семье, их профилактика и разрешение 13.51 KB
  Функции семьи. Функции семьи деятельность членов семьи направленная на удовлетворение потребностей. Генеративная продолжение рода первичной социализации экономическая накопление богатства гедонистическая здоровый секс рекреационная совместный отдых рождение и воспитание детей; сохранение развитие передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; удовлетворение потребностей в психологическом конфликте эмоциональной поддержке чувство безопасности значимости собственного Я; создание условий для развития личности...
32367. Классификация методов психологического исследования 14.31 KB
  Этапы психологического исследования: Постановка цели психологического исследования определение предмета исследования выработка рабочей гипотезы: Выявление проблемы Уточнение проблемы и характера затруднений сбор необходимой для этого информации беседа с учителями и родителями наблюдение за ребенком в проблемной и непроблемной ситуации Выявление социальных и биологических условий развития формальные характеристики состав семьи возраст образование и профессия родителей; физическое развитие и состояние здоровья ребенка группа...
32368. Понятие группы. Структура группы. Дифференциация в группах детей и подростков. Динамика развития группы. Метод социометрии 16.83 KB
  Структура группы. Динамика развития группы. Признаки группы: Наличие интегральный психических характеристик общественное мнение психологический климат групповые нормы и ценности интересы Существование основных параметров группы как единого целого: композиция численность возраст пол национальность соцположение; структура функциональная формальная групповые процессы сплоченность лидерство конформизм взаимодействие групповые нормы и ценности правила осуществления эффективной совместной деятельности групповые...