40532

Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи. Части речи: можно назвать грамматическими категориями но они более широкие общие лексикограмматические классы слов.: части речи части слова.

Русский

2013-10-17

31.5 KB

22 чел.

26. Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи.

Части речи:

- можно назвать грамматическими категориями, но они более широкие, общие

- лексико-грамматические классы слов.

- «грамматическая группировка лексических единиц» (Ю.С. Маслов)

Ломоносов «Российская грамматика» 1757 г.: части речи – части слова.

Система частей речи была заимствована из античности, но в тоже время система частей речи специфична для каждого я.

Части речи – лексико-грамматические классы слов, отличающиеся друг от друга общим грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксической функцией.

Система частей речи

В.В. Виноградов

Знаменательные

Служебные

Модальные слова

Междометия

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Наречие

Местоимение *

Лексически не самостоятельные слова.

Лекс. Знач = грамм. Функция.

Выражают субъективное отношение говорящего к тому, о чем идет речь

Для выражения эмоций или волевых побуждений.

Нет номинативной функции.

Некоторые спорные моменты:

- категория состояния – слова, которые употребляются только со связкой – присвязочные предикаты (предикативные наречия): рад, готов, должен, можно, нельзя.

- причастия (прилагательные и глагол) и деепричастия (глагол и наречие)

- качественные наречия – предлагают рассматривать как формы прилагательных.

Принципы выделения частей речи

Начало XX века, Ф.Ф. Фортунатов:

- разработал учение о форме слова (теорию формальных классов слов)

- принимал во внимание только синтетические формы

Л.В. Щерба:

- нужно наблюдать не только за формой, но и за значением

- внешние выразители категории могут быть самыми разнообразными

Традиционная классификация частей речи базируется на трех критериях:

- семантический - учитывает общее значение для каждой части речи:

- существительное – предмет

- прилагательное – постоянный признак предмета

- глагол – динамический признак предмета

- наречие – признак действия, признак признака.

- морфологический – набор словоформ данной части речи, система ее грамматических категорий:

- существительное: род, число, падеж;

- прилагательное: род, число, падеж;

- глагол: время, вид, род;

Морфологический принцип ведущий для русистики

Необходимо учитывать и словообразовательные особенности разных частей речи.

- синтаксический – параллелизма между частями речи и членами предложения нет, есть только типы связи.

При определении части речи учитываются наиболее типические синтаксические связи.

Нетипичное синтаксическое употребление слов может сблизить их с другой частью речи.

Деление слов на части речи должно быть подсказано самой системой языка.

Одна и та же лексема материально может фигурировать в разных частях речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70072. Учебно-методический комплекс: Теория государства и права 325.5 KB
  Изучение теории государства и права формирует и развивает юридическое мышление, правовую культуру, а глубокое усвоение системы основных категорий и понятий, в том числе в их отраслевом преломлении способствует приобретению навыков работы с законодательством, практикой его толкования и применения.
70073. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 598.5 KB
  В современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления процессами новыми методами хозяйствования, Финансовое право Российской Федерации выдвигается в число ведущих отраслей отечественного законодательства и играет всё более значительную роль...
70074. Философия: Конспект лекций 1.84 MB
  Философии как специальному, систематизированному знанию несколько тысячелетий. Что касается философствования как особого размышления людей о себе, о смысле жизни и о мире, то его возраст, скорее всего, равен времени существования человечества.
70077. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (2 курс) 232.5 KB
  Основной целью обучения английскому языку в колледже является формирование языковой личности профессионала для судебной системы, т.е. формировании у него такой лингвистической компетенции, которая позволит ему вести профессиональную деятельность и продолжать учебу в иноязычной среде.
70078. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (3 курс) 217.5 KB
  Настоящий факультатив представляет собой углубленный курс английского языка для студентов желающих совершенствовать свои навыки и умения и повышать таким образом свою конкурентоспособность.
70079. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (4 курс) 202.5 KB
  Задачей обучения является формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих пользоваться общеупотребительными и терминологическими языковыми средствами при осуществлении основных видов коммуникативной деятельности: восприятия на слух (аудирование) и чтения...
70080. ОБЩАЯ ХИМИЯ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 588 KB
  Основными классами неорганических соединений являются оксиды кислоты соли и основания. Солеобразующие оксиды делят на основные образуют соли с кислотами кислотные образуют соли с основаниями и амфотерные образуют соли как с кислотами так и с основаниями.