40532

Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи. Части речи: можно назвать грамматическими категориями но они более широкие общие лексикограмматические классы слов.: части речи – части слова.

Русский

2013-10-17

31.5 KB

21 чел.

26. Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи.

Части речи:

- можно назвать грамматическими категориями, но они более широкие, общие

- лексико-грамматические классы слов.

- «грамматическая группировка лексических единиц» (Ю.С. Маслов)

Ломоносов «Российская грамматика» 1757 г.: части речи – части слова.

Система частей речи была заимствована из античности, но в тоже время система частей речи специфична для каждого я.

Части речи – лексико-грамматические классы слов, отличающиеся друг от друга общим грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксической функцией.

Система частей речи

В.В. Виноградов

Знаменательные

Служебные

Модальные слова

Междометия

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Наречие

Местоимение *

Лексически не самостоятельные слова.

Лекс. Знач = грамм. Функция.

Выражают субъективное отношение говорящего к тому, о чем идет речь

Для выражения эмоций или волевых побуждений.

Нет номинативной функции.

Некоторые спорные моменты:

- категория состояния – слова, которые употребляются только со связкой – присвязочные предикаты (предикативные наречия): рад, готов, должен, можно, нельзя.

- причастия (прилагательные и глагол) и деепричастия (глагол и наречие)

- качественные наречия – предлагают рассматривать как формы прилагательных.

Принципы выделения частей речи

Начало XX века, Ф.Ф. Фортунатов:

- разработал учение о форме слова (теорию формальных классов слов)

- принимал во внимание только синтетические формы

Л.В. Щерба:

- нужно наблюдать не только за формой, но и за значением

- внешние выразители категории могут быть самыми разнообразными

Традиционная классификация частей речи базируется на трех критериях:

- семантический - учитывает общее значение для каждой части речи:

- существительное – предмет

- прилагательное – постоянный признак предмета

- глагол – динамический признак предмета

- наречие – признак действия, признак признака.

- морфологический – набор словоформ данной части речи, система ее грамматических категорий:

- существительное: род, число, падеж;

- прилагательное: род, число, падеж;

- глагол: время, вид, род;

Морфологический принцип ведущий для русистики

Необходимо учитывать и словообразовательные особенности разных частей речи.

- синтаксический – параллелизма между частями речи и членами предложения нет, есть только типы связи.

При определении части речи учитываются наиболее типические синтаксические связи.

Нетипичное синтаксическое употребление слов может сблизить их с другой частью речи.

Деление слов на части речи должно быть подсказано самой системой языка.

Одна и та же лексема материально может фигурировать в разных частях речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11666. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 221.71 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО МАЯТНИКА ЦЕЛЬ РАБОТЫ: определить момент инерции физического маятника и исследовать зависимость момента инерции от положения центра масс маятника относительно оси вращен
11667. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖЕНИЯ ВЗАИМНО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ КОЛЕБАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТОТ 232.61 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1.4 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖЕНИЯ ВЗАИМНО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ КОЛЕБАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТОТ Цель работы: исследование траектории движения точки участвующей в двух взаимно перпендикулярных колебаниях; проверка градуировки шк
11668. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА САМОИНДУКЦИИ МЕТОДОМ ЖУБЕРА 132.19 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №4.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА САМОИНДУКЦИИ МЕТОДОМ ЖУБЕРА ЦЕЛЬ РАБОТЫ Исследовать зависимость коэффициента самоиндукции от положения подвижного сердечника. ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ Исследуемая катушка само...
11669. Ландшафтно-екологічна навчальна практика 8.88 MB
  Шацький національний природний парк розташований біля с.Світязь Шацького району у Волинській області. Парк є місцем, де відпочиваючі проводять свій вільний час. Територія відмінно вписана в навколишній пейзаж із однойменним озером на його території.
11671. ЛИНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ 1.11 MB
  ЛИНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ Методические указания по выполнению лабораторных работ №12 для студентов 3 курса специальности Разработаны на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государствен...
11672. Управління персоналом. На основі методу експортних оцінок визначаємо перспективну місткість ринку антибіотиків фармацевтичної компанії на ринку регіону 435 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 5 з дисципліни Менеджмент персоналу На основі методу експортних оцінок визначаємо перспективну місткість ринку антибіотиків фармацевтичної компанії на ринку регіону. Вихідні данні наведені в таблиці 5.1 всі розрахунки проводимо за допомогою MS E...
11673. Учебно-методический комплекс дисциплины: Судовые турбомашины МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ 190.5 KB
  Учебно-методический комплекс дисциплины: Судовые турбомашины МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ВВЕДЕНИЕ Процесс постоянного увеличения мощности и уменьшения массогабаритных показателей СЭУ обусловил все большее применен...
11674. Робота з інформаційно-довідковою системою Независимые производители товаров и услуг 248.78 KB
  Тема: Робота з інформаційнодовідковою системою Независимые производители товаров и услуг. Мета: вивчити призначення і можливості інформаційнодовідкової системи Независимые производители товаров и услуг навчитися працювати з цією системою. Порядок виконання р...