40532

Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи. Части речи: можно назвать грамматическими категориями но они более широкие общие лексикограмматические классы слов.: части речи – части слова.

Русский

2013-10-17

31.5 KB

22 чел.

26. Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи.

Части речи:

- можно назвать грамматическими категориями, но они более широкие, общие

- лексико-грамматические классы слов.

- «грамматическая группировка лексических единиц» (Ю.С. Маслов)

Ломоносов «Российская грамматика» 1757 г.: части речи – части слова.

Система частей речи была заимствована из античности, но в тоже время система частей речи специфична для каждого я.

Части речи – лексико-грамматические классы слов, отличающиеся друг от друга общим грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксической функцией.

Система частей речи

В.В. Виноградов

Знаменательные

Служебные

Модальные слова

Междометия

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Наречие

Местоимение *

Лексически не самостоятельные слова.

Лекс. Знач = грамм. Функция.

Выражают субъективное отношение говорящего к тому, о чем идет речь

Для выражения эмоций или волевых побуждений.

Нет номинативной функции.

Некоторые спорные моменты:

- категория состояния – слова, которые употребляются только со связкой – присвязочные предикаты (предикативные наречия): рад, готов, должен, можно, нельзя.

- причастия (прилагательные и глагол) и деепричастия (глагол и наречие)

- качественные наречия – предлагают рассматривать как формы прилагательных.

Принципы выделения частей речи

Начало XX века, Ф.Ф. Фортунатов:

- разработал учение о форме слова (теорию формальных классов слов)

- принимал во внимание только синтетические формы

Л.В. Щерба:

- нужно наблюдать не только за формой, но и за значением

- внешние выразители категории могут быть самыми разнообразными

Традиционная классификация частей речи базируется на трех критериях:

- семантический - учитывает общее значение для каждой части речи:

- существительное – предмет

- прилагательное – постоянный признак предмета

- глагол – динамический признак предмета

- наречие – признак действия, признак признака.

- морфологический – набор словоформ данной части речи, система ее грамматических категорий:

- существительное: род, число, падеж;

- прилагательное: род, число, падеж;

- глагол: время, вид, род;

Морфологический принцип ведущий для русистики

Необходимо учитывать и словообразовательные особенности разных частей речи.

- синтаксический – параллелизма между частями речи и членами предложения нет, есть только типы связи.

При определении части речи учитываются наиболее типические синтаксические связи.

Нетипичное синтаксическое употребление слов может сблизить их с другой частью речи.

Деление слов на части речи должно быть подсказано самой системой языка.

Одна и та же лексема материально может фигурировать в разных частях речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49714. Общественные отношения по организации и деятельности судебной власти 389 KB
  Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан
49715. О вреде курения – языком математики. Проценты. Решение задач 134.5 KB
  Решение задач в 6м классе. Проблема: Жить или курить Выбирайте сами Форма проведения: урок проблема Решение проблемного вопроса Курить или быть здоровым при помощи решения задач в ходе обсуждения на внеклассном мероприятии с использованием ИКТ. Решение задач Предмет: математика Учитель: Короткова Наталья Александровна. Решение задач.
49718. Визначення домінуючого типу психологічного впливу в соціальній рекламі проти ВІЛ/СНІДу для шкільної молоді 417 KB
  Психологічні особливості сприймання соціальної реклами проти ВІЛ СНІДу студентською молоддю. Методичне забезпечення18 Стимульний матеріал відеоролики соціальної реклами проти СНІДу. Сучасний світ неможливо уявити без реклами яка на сьогодні пронизує всі сфери життя людини. Отже інформація як ніколи стала інструментом влади а реклама не просто елементом бізнесу маркетингу та лобіювання інтересів певного товаровиробника замовника реклами а і своєрідним культурним простором.