40536

Основные теории происхождения человеческой речи. Исторические процессы в жизни языков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Исторические процессы в жизни языков. Следует различать вопрос о происхождении языка и вопрос об образовании реально существующих существовавших языков. Исторические процессы в жизни языков. 2 противоположных процесса: интеграция дифференциация Дифференциация – территориальное деление языков возникновение диалектов или родственных языков.

Русский

2013-10-17

27.5 KB

16 чел.

6. Основные теории происхождения человеческой речи. Исторические процессы в жизни языков.

Основные теории происхождения человеческой речи.

Следует различать вопрос о происхождении языка и вопрос об образовании реально существующих/существовавших языков.

Первобытный язык нельзя исследовать и опытно проверить, однако этот вопрос интересовал человечество с древних времен.

Теории:

1)  Теория звукоподражания.

Идёт от стоиков, получила поддержку в XIX-XX вв.

Суть: «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом => звукоподражательные слова («кукушка» от «ку-ку», «гавкать» от «гав-гав» etc).

Недостатки: таких слов очень немного, и они не объясняют происхождения «безгласных» слов (камни, дома, треугольник etc). К тому же для звукоподражания надо в совершенстве владеть речевым аппаратом, чем первобытный человек, да и современный овладеть не мог.

2) Теория междометий.

Идёт от эпикурейцев, в XVIII в. поддержал Ж.Ж. Руссо.

Суть: первобытные люди превратили животные вопли в «естественные звуки», т.е. междометия, сопровождающие эмоции => слова вроде «ах», «ох», etc.

Недостатки: таких слов еще меньше, и в языке есть очень многое важнее экспрессии и никак с ней не связанное. Кроме того, эта теория также предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и эмоции.

3) Теория «трудовых выкриков».

Возникла в XIX в. в трудах вульгарных материалистов (Л. Нуарс, К. Бюхер).

Суть: язык произошел из выкриков, сопровождавших коллективный труд.

Недостатки: эти выкрики ничего не выражают, даже эмоций, в них нельзя обнаружить ни одной функции, характеризующей язык.

4) «Теория социального договора».

Опиралась на некоторые мнения античности, распространилась в XVIII в.

Суть: язык как продукт «социальной договорённости».

Недостатки: эта теория ничего не даёт для объяснения первобытного языка, т.к. для того, чтобы «договориться о языке», надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Она объясняет развитие языка в более поздние эпохи, когда люди «договаривались», например, о терминах.

5) Учение Ф. Энгельса

Беда вышеизложенных теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берется вне связи с происхождением самого человека.

Иное толкование у Ф. Энгельса в его незаконченной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (XX в).

Суть: «… формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.» Т.о., язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания.

Исторические процессы в жизни языков.

2 противоположных процесса:

- интеграция

- дифференциация

Дифференциация – территориальное деление языков, возникновение диалектов или родственных языков. В современной лингвистике – дивергенция.

Интеграция – объединение языков и диалектов (конвергенция). Возникновение у нескольких языков общих свойств из-за длительных контактов.

Два варианта развития:

- языки остаются разными и образуют «языковой союз»

- скрещивание языков (конвергенция) – процесс борьбы 2-х языков, в результате которой один – победитель (адстрат), другой – побежденный (субстрат).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81129. Человеческие добродетели. Добро начинается с тебя 43 KB
  Цель: продолжить знакомить учащихся с человеческими добродетелями; учить характеризовать действия и явления как проявление добра и зла; раскрыть моральное содержание доброты; воспитывать чувство доброты сопереживания щедрости.
81130. Зима щедра святами 49 KB
  Бесіда Які свята ми святкуємо взимку Якого свята чекаєте з нетерпінням Чому Вірш учень 1 Хоч рік Новий іще не близько Хоч холодно надворі й слизько Та до нас вже скоро Миколай прийде до школиІ принесе усім гостинці Та подарунки у торбинці. Бесіда Яке свято приходить у кожен дім разом з ялинкою?
81131. Надзвичайні ситуації. Дитина та аварійна ситуація 44.5 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про аварії, їх негативний вплив на життя людини; навчити правил поведінки під час аварій на підприємствах; виховувати самодисципліну, рішучість, милосердя. Обладнання: зошит, підручник, картки, мультімідійна дошка.
81132. Узагальнення знань з теми «Усна народна творчість». Опрацювання казки А. Дімарова «Для чого людині серце». Добір спільнокореневих слів та зміна форми слова для перевірки слів з ненаголошеними (е, и) в корені слова 94.5 KB
  Розвивати увагу, спостережливість, уміння аналізувати, робити висновки. Виховувати почуття доброти. Таблиці, роздатковий матеріал для роботи в парах, групах, малюнок до казки, музика для проведення фізкульт-хвилинки, зірочки жовтого, помаранчевого і червоного кольорів, малюнки з різними виразами облич...
81133. Буква Єє на позначення звукосполучення «йе» 36.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з буквами Єє та їх звукоим значенням; формувати навички швидкого, правильного, свідомого читання; удосконалювати навички звукового аналізу слів; розвивати зв’язне мовлення учнів; виховувати в учнів бажання бачити красу рідної природи.
81134. Узагальнюючий урок за темою «Слова-назви дій предметів» 48.5 KB
  Мета: Формувати ключеву компетентність вміння вчитися. Узагальнити і систематизувати знання про дієслово, як частину мови, його граматичні ознаки. Виховувати почуття любові до рідної мови, інтерес до її вивчення. Розвивати фонематичний слух, зв’язне мовлення, пізнавальний інтерес.
81135. Україна – моя Батьківщина 74.5 KB
  Розширити знання учнів про Батьківщину, формувати громадянські якості: патріотизм, людяність, працьовитість; соціальну та загальнокультурну компетентність; національну свідомість школярів; розвивати бажання брати посильну участь у розбудові держави, наполегливо вчитися...
81136. Дикі тварини рідного краю. Інтегрований урок. (Природознавство. Читання) 46.5 KB
  Мета: Розширити й уточнити знання учнів про різноманітність диких тварин рідного краю. Розвивати пам’ять, мислення, увагу, уміння спостерігати. Виховувати любов до природи. Читання. Узагальнити й розширити знання з читання. Розвивати пам’ять, мислення. Виховувати почуття любові до книги.
81137. «Яке частування - таке й дякування». Вивчення української народної казки «Лисичка та журавель» 45.5 KB
  Вчити дітей виділяти в тексті дійових осіб давати їм елементарну характеристику спостерігати за структурою і сюжетом казки формувати навички правильного і свідомого читання мовчки та вголос. А хто друга дійова особа здогадаєтесь прочитавши назву казки. Чи дружили ці тварини?