40536

Основные теории происхождения человеческой речи. Исторические процессы в жизни языков

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Исторические процессы в жизни языков. Следует различать вопрос о происхождении языка и вопрос об образовании реально существующих существовавших языков. Исторические процессы в жизни языков. 2 противоположных процесса: интеграция дифференциация Дифференциация – территориальное деление языков возникновение диалектов или родственных языков.

Русский

2013-10-17

27.5 KB

16 чел.

6. Основные теории происхождения человеческой речи. Исторические процессы в жизни языков.

Основные теории происхождения человеческой речи.

Следует различать вопрос о происхождении языка и вопрос об образовании реально существующих/существовавших языков.

Первобытный язык нельзя исследовать и опытно проверить, однако этот вопрос интересовал человечество с древних времен.

Теории:

1)  Теория звукоподражания.

Идёт от стоиков, получила поддержку в XIX-XX вв.

Суть: «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом => звукоподражательные слова («кукушка» от «ку-ку», «гавкать» от «гав-гав» etc).

Недостатки: таких слов очень немного, и они не объясняют происхождения «безгласных» слов (камни, дома, треугольник etc). К тому же для звукоподражания надо в совершенстве владеть речевым аппаратом, чем первобытный человек, да и современный овладеть не мог.

2) Теория междометий.

Идёт от эпикурейцев, в XVIII в. поддержал Ж.Ж. Руссо.

Суть: первобытные люди превратили животные вопли в «естественные звуки», т.е. междометия, сопровождающие эмоции => слова вроде «ах», «ох», etc.

Недостатки: таких слов еще меньше, и в языке есть очень многое важнее экспрессии и никак с ней не связанное. Кроме того, эта теория также предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и эмоции.

3) Теория «трудовых выкриков».

Возникла в XIX в. в трудах вульгарных материалистов (Л. Нуарс, К. Бюхер).

Суть: язык произошел из выкриков, сопровождавших коллективный труд.

Недостатки: эти выкрики ничего не выражают, даже эмоций, в них нельзя обнаружить ни одной функции, характеризующей язык.

4) «Теория социального договора».

Опиралась на некоторые мнения античности, распространилась в XVIII в.

Суть: язык как продукт «социальной договорённости».

Недостатки: эта теория ничего не даёт для объяснения первобытного языка, т.к. для того, чтобы «договориться о языке», надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Она объясняет развитие языка в более поздние эпохи, когда люди «договаривались», например, о терминах.

5) Учение Ф. Энгельса

Беда вышеизложенных теорий состоит в том, что вопрос о возникновении языка берется вне связи с происхождением самого человека.

Иное толкование у Ф. Энгельса в его незаконченной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (XX в).

Суть: «… формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для всё более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.» Т.о., язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания.

Исторические процессы в жизни языков.

2 противоположных процесса:

- интеграция

- дифференциация

Дифференциация – территориальное деление языков, возникновение диалектов или родственных языков. В современной лингвистике – дивергенция.

Интеграция – объединение языков и диалектов (конвергенция). Возникновение у нескольких языков общих свойств из-за длительных контактов.

Два варианта развития:

- языки остаются разными и образуют «языковой союз»

- скрещивание языков (конвергенция) – процесс борьбы 2-х языков, в результате которой один – победитель (адстрат), другой – побежденный (субстрат).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2465. Письмовий твір-роздум на морально-етичну чи суспільну теми публіцистичного стилю 39 KB
  Мета організації уроку. Удосконалювати вміння учнів продукувати письмовий твір-роздум на морально-етичну тему, розвивати усне і писемне мовлення, сформувати в учнів вміння виділяти в тексті всі компоненти роздуму, розуміти їх призначення в організації висловлювання, а потім свідомо відтворювати їх у власному мовленні.
2466. Усний твір, що містить опис тварини. 33.38 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про опис зовнішності тварини; навчити правильно будувати текст-опис зовнішності тварини, через зовнішність описати її характер, знаходити основне, неповторне в образі конкретної тварини і описувати свої спостереження.
2467. Загальновживані (нейтральні) та стилістично забарвлені слова. 33.86 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про загальновживані та стилістично забарвлені слова, навчити розпізнавати і використовувати їх у власному мовленні, виховувати любов до слова.
2468. Розряди займенників за значенням 30.37 KB
  Мета організації уроку. Сформувати загальне поняття про розряди займенників, їх диференційні ознаки, повторити співвідносні з ними частини мови, закріпити поняття про текст і використання займенників як засобів зв’язку в ньому.
2469. Омоніми та їх використання 25.79 KB
  Мета організації уроку: розширити уявлення учнів про омоніми; поглибити отримані на попередньому уроці знань, навчити учнів розрізняти омоніми, свідомо підходити до розуміння значення і використання омонімів у мовленні.
2470. Групи сполучників за будовою. Конспект уроку 23.85 KB
  Мета організації уроку: згадати про службові частини мови, а саме про сполучник, сформувати в учнів поняття про класифікації сполучників, зокрема за будовою.
2471. Неозначені й заперечні займенники, їх утворення. Дефіс у неозначених займенниках 23.9 KB
  Мета організації уроку. Дати відомості про творення та вживання неозначених і заперечних займенників, формувати вміння визначити орфограми Дефіс у неозначених займенниках та обгрунтувати вибір написання відповідними орфографічними правилами, розвивати зорову і слухову увагу,спостережливість, культуру усного і писемного мовлення.
2472. Правопис прислівників. – Н і нн у прислівниках 15.86 KB
  Мета: ознайомити учнів з правилами написання прислівників на - е, -о, пояснити причини написання -н та –нн прислівниках, формувати уміння, знаходити орфограми одна і дві букви н у прислівниках, правильно писати слова з виучуваною орфограмою, на основі попередньо засвоєних знань з теми Прислівник як частина мови.
2473. Оборудование, механизация и автоматизация сварочного производства 391.59 KB
  Данный сборник направлен на формирование умений применять полученные знания на практике, на реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности. Механизация и автоматизация являются важнейшим средством повышения производительности труда, улучшения качества и условий труда в сварочном производстве.