4054

Написание программы для работы с видеопамятью

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Постановка задачи Написать программу, которая будет работать с видеопамятью. Можно выполнить любое из приведенных ниже заданий. Независимо от конкретного задания программа должна работать резидентно. Текст, присутствовавший на экране до запуска п...

Русский

2012-11-12

73.5 KB

22 чел.

1. Постановка задачи

Написать программу, которая будет работать с видеопамятью. Можно выполнить любое из приведенных ниже заданий. Независимо от конкретного задания программа должна работать резидентно. Текст, присутствовавший на экране до запуска программы, не должен портиться никаким образом.

В программе следует использовать два обработчика прерываний – прерываний таймера и прерываний клавиатуры. Прерывания таймера регламентируют скорость перемещения объекта, причем параметр, характеризующий величину скорости, необходимо задавать с клавиатуры при запуске программы. Информация о параметре, задающем скорость движения, должна выводиться на экран при запуске программы без параметров.

В случае смещения строк на экране (нажатие клавиши ENTER) не должно происходить никаких нежелательных эффектов – раздвоения картинки, дублирования строк или их частей…

Вариант 5(1) «Свободное движение»:

Черный (или цветной) квадратик (или иной объект) «летает» по экрану, содержащему некоторый текст, и отражается от границ экрана. Движение продолжается до нажатия клавиши <Esc> или некоторой нестандартной комбинации клавиш.

 

2. Входные данные программы.

В качестве параметра командной строки в программу передаётся скорость движения объекта. Если программа запущена без параметров, то используется стандартное значение, установленное в программе.

3. Описание основных переменных и подпрограмм.

Константы.

Symbol – вид символов (Char), из которых состоит движущийся объект;

Color – цвет этих символов.

Переменные

Scr – массив для доступа к видеопамяти;

OldHandler, OldHandler2 – старые обработчики прерываний таймера и клавиатуры;

Speed – скорость движения объекта;

t – счётчик времени таймера;

X, Y – текущее положение объекта (координаты левого символа);

dx, dy – приращение значений для координат X, Y при движении объекта;

t1, t2 – символы экрана, закрытые движущимся объектом.

Процедуры.

Handler – обработчик прерываний таймера;

Handler2 – обработчик прерываний клавиатуры.

4. Алгоритм решения задачи

  1.  Проверка параметра командной строки и установка скорости движения объекта в соответствии с параметром (или его отсутствием).
  2.  Инициализация переменных начальными значениями.
  3.  Установка своих обработчиков прерываний таймера и клавиатуры.
  4.  Движение объекта с помощью обработчика прерываний таймера по истечении времени, зависящего от установленной скорости движения. При смещении объекта проверяется возможность сдвинуть объект при текущих значениях приращений dx, dy. Если это невозможно, то вычисляются новые значения приращений. После этого из t1 и t2 восстанавливаются символы, закрытые объектом, потом в t1 и t2 делаются копии символов с новыми координатами, и отображается сам объект на новом месте.
  5.  Обработчик прерываний клавиатуры проверяет, нажата ли клавиша «Ввод» в 25-й строке, и если нажата, то корректирует текущие координаты объекта и косвенно вызывает его смещение.

Движущийся объект представляет собой две жёлтые рядом расположенные звезды.

5. Исходный код программы.

program lab5;

{$M $1000, 0, 0}

{$R+ $S+}

uses

 Crt, Dos;

const

 Color = Yellow;

 Symbol = '*';

var

 Scr: Array[1..25, 1..80] of Record

   Symbol: Char;

   Attr: Byte

 end Absolute $B800:$0000;

 OldHandler, OldHandler2: Procedure;

 Speed, t: Word;

 dx, dy: Shortint;

 X, Y: Integer;

 t1, t2: Record

   Symbol: Char;

   Attr: Byte;

 end;

{$F+}

procedure Handler; Interrupt;

begin

 Inc(t);

 if t > 20 div Speed then begin

   t := 0;

   Scr[Y, X].Symbol := t1.Symbol;

   Scr[Y, X].Attr := t1.Attr;

   Scr[Y, X + 1].Symbol := t2.Symbol;

   Scr[Y, X + 1].Attr := t2.Attr;

   while (X + dx > 79) or (X + dx < 1) or (Y + dy > 25) or (Y + dy < 1) do begin

     case Random(4) of

       0: dx := -1;

       1: dx := 1;

       2: dx := 2;

       3: dx := -2;

     end;

     case Random(4) of

       0: dy := -1;

       1: dy := 1;

       2: dy := 2;

       3: dy := -2;

     end;

   end;

   X := X + dx;

   Y := Y + dy;

   t1.Symbol := Scr[Y, X].Symbol;

   t1.Attr := Scr[Y, X].Attr;

   t2.Symbol := Scr[Y, X + 1].Symbol;

   t2.Attr := Scr[Y, X + 1].Attr;

   Scr[Y, X].Symbol := Symbol;

   Scr[Y, X].Attr := Color;

   Scr[Y, X + 1].Symbol := Symbol;

   Scr[Y, X + 1].Attr := Color;

 end;

 Inline($9C);

 OldHandler;

end;

{$F-}

{$F+}

procedure Handler2; Interrupt;

begin

 if (Port[$60] = $1C) and (WhereY = 25) then begin

   Dec(Y);

   t := High(t);

 end;

 Inline($9C);

 OldHandler2;

end;

{$F-}

var

 i, C1, C2: Integer;

begin

 Val(ParamStr(1), Speed, C1);

 if ParamCount = 0 then

   Speed := 7

 else if (C1 <> 0) or (Speed < 1) or (Speed > 20) then begin

   WriteLn('Неправильно заданы параметры.');

   WriteLn('Должен быть один параметр - скорость движения объекта (1..20)');

   ReadKey;

   Halt;

 end;

 t := 0;

 dx := 0;

 dy := 1;

 X := 30;

 Y := 15;

 t1.Symbol := Scr[Y, X].Symbol;

 t1.Attr := Scr[Y, X].Attr;

 t2.Symbol := Scr[Y, X + 1].Symbol;

 t2.Attr := Scr[Y, X + 1].Attr;

 if WhereY = 25 then Dec(Y);

 Randomize;

 GetIntVec($9, @OldHandler2);

 SetIntVec($9, Addr(Handler2));

 GetIntVec($8, @OldHandler);

 SetIntVec($8, Addr(Handler));

 Keep(0);

end.

6. Результаты работы программы

м

7. Ответы на контрольные вопросы

  1.  Вопрос: Какова структура видеопамяти в текстовом режиме?

Ответ: Для представления одного знакоместа отводится два байта: первый байт хранит отображаемый символ, второй – его цветовые атрибуты. В итоге в текстовом режиме для хранения образа всего экрана используется 80252 = 4000 байт. Адрес начала видеопамяти в общем пространстве оперативной памяти компьютера равен $B800:$0000 для всех текстовых режимов (кроме режима Mono).

  1.  Вопрос: Как удобно организовать обращение к любой точке экрана?

Ответ: Описать как массив и использовать прямую адресацию:

var Scr: Array[1..25, 1..80] of Record

     Symbol: Char;

     Attr: Byte;

   end Absolute $B800:$0000;

Тогда к любой точке экрана можно обращаться как к элементу массива.

  1.  Вопрос: Каким образом можно изменить цвет выводимого символа? Цвет фона?

Ответ: Менять атрибуты. Цвет выводимого символа меняется через поле Attr, описанного выше массива, а для изменения цвета фона в массив нужно добавить ещё одно измерение.

  1.  Вопрос: Какие действия необходимо предпринять для восстановления прежнего состояния экрана после каких-то его изменений?

Ответ: Нужно заранее делать копию массива Scr (либо части этого массива, которую нужно потом восстановить), и потом из копии восстанавливать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54052. МЕТОДИКА ВИКЛАДАННЯ ЛОГАРИФМІЧНОЇ ФУНКЦІЇ В ШКОЛІ 884 KB
  Мета роботи - системазувати відомості про логарифмічну функцію в шкільному курсі алгебри старшої школи і розкрити роль і місце вивчення логарифмічної функції, рівнянь та нерівностей в школі та вибрати методику подання цієї теми.
54053. ЛОГАРИФМІЧНІ РІВНЯННЯ. МЕТОДИ РОЗВЯЗУВАННЯ ЛОГАРИФМІЧНИХ РІВНЯНЬ 857 KB
  Мета: продовжувати роботу над пошуком шляхів розв’язування логарифмічних рівнянь, формувати вміння і навички аналізувати здобути корені рівнянь; розвивати увагу, математичне мовлення, робити висновки, узагальнювати факти; виховувати цілеспрямованість, вміння працювати в колективі, бути стійким перед труднощами.
54054. Типология культур. Особенности массовой и элитарной культуры 35 KB
  Типология культуры как метод научного познания осуществляет процедуру расчленения различных социокультурных систем и их группировки с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Типология культуры позволяет объединять какие-либо сходные культуры в одну группу и отличать их от других культур.
54055. Урочисте відкриття тижня Логіки 149.5 KB
  Учень. Відкрити тиждень логіки дозволяю Капітанів прошу представити команди і здати рапорти команди здають рапорти 1 учень. Увага Увага 2 учень. Доброго дня дорогі діти і гості 1 учень.
54056. Інтегрування змісту навчальних предметів та логіки 120.5 KB
  Дітям необхідно знати правила і закони логіки у них мають бути сформовані логічні вміння розвинуте логічне мислення. Особливо виразно продуктивність застосування інтегрованого підходу можна побачити на уроках логіки. Знання учителя основних правил і законів логіки дає змогу користуватися логічними прийомами під час розвязування проблемних ситуацій з будь якої освітньої галузі; розвивати в учнів вміння застосовувати правила і закони логіки щодо аналізу подій явищ оцінки своїх і чужих думок формулювати і приймати обґрунтовані рішення під...
54057. Межпредметная интеграция как средство активизации учебного процесса 135.5 KB
  В специализированных школах с углубленным изучением иностранного языка межпредметная интеграция должна занимать не последнее место. В этой связи совместные уроки математики и английского языка могут быть очень интересными.
54058. АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ АЛГЕБРЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 1.77 MB
  Таблица истинности - это таблица, устанавливающая соответствие между всеми возможными наборами логических переменных, входящих в логическую функцию и значениями функции.
54059. Логика 81.18 KB
  Знаешь ли ты этого человека запутанного в плащ Нет. А между прочим это твой отец. Объект логики это то на что направлен интерес ученого в логике это мышление на человекомышление. Логика это наука не о всем мышлении а о правильном мышлении о правильном рациональном мышлении которое можно выразить в знаково символической форме словами.