4054

Написание программы для работы с видеопамятью

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Постановка задачи Написать программу, которая будет работать с видеопамятью. Можно выполнить любое из приведенных ниже заданий. Независимо от конкретного задания программа должна работать резидентно. Текст, присутствовавший на экране до запуска п...

Русский

2012-11-12

73.5 KB

22 чел.

1. Постановка задачи

Написать программу, которая будет работать с видеопамятью. Можно выполнить любое из приведенных ниже заданий. Независимо от конкретного задания программа должна работать резидентно. Текст, присутствовавший на экране до запуска программы, не должен портиться никаким образом.

В программе следует использовать два обработчика прерываний – прерываний таймера и прерываний клавиатуры. Прерывания таймера регламентируют скорость перемещения объекта, причем параметр, характеризующий величину скорости, необходимо задавать с клавиатуры при запуске программы. Информация о параметре, задающем скорость движения, должна выводиться на экран при запуске программы без параметров.

В случае смещения строк на экране (нажатие клавиши ENTER) не должно происходить никаких нежелательных эффектов – раздвоения картинки, дублирования строк или их частей…

Вариант 5(1) «Свободное движение»:

Черный (или цветной) квадратик (или иной объект) «летает» по экрану, содержащему некоторый текст, и отражается от границ экрана. Движение продолжается до нажатия клавиши <Esc> или некоторой нестандартной комбинации клавиш.

 

2. Входные данные программы.

В качестве параметра командной строки в программу передаётся скорость движения объекта. Если программа запущена без параметров, то используется стандартное значение, установленное в программе.

3. Описание основных переменных и подпрограмм.

Константы.

Symbol – вид символов (Char), из которых состоит движущийся объект;

Color – цвет этих символов.

Переменные

Scr – массив для доступа к видеопамяти;

OldHandler, OldHandler2 – старые обработчики прерываний таймера и клавиатуры;

Speed – скорость движения объекта;

t – счётчик времени таймера;

X, Y – текущее положение объекта (координаты левого символа);

dx, dy – приращение значений для координат X, Y при движении объекта;

t1, t2 – символы экрана, закрытые движущимся объектом.

Процедуры.

Handler – обработчик прерываний таймера;

Handler2 – обработчик прерываний клавиатуры.

4. Алгоритм решения задачи

  1.  Проверка параметра командной строки и установка скорости движения объекта в соответствии с параметром (или его отсутствием).
  2.  Инициализация переменных начальными значениями.
  3.  Установка своих обработчиков прерываний таймера и клавиатуры.
  4.  Движение объекта с помощью обработчика прерываний таймера по истечении времени, зависящего от установленной скорости движения. При смещении объекта проверяется возможность сдвинуть объект при текущих значениях приращений dx, dy. Если это невозможно, то вычисляются новые значения приращений. После этого из t1 и t2 восстанавливаются символы, закрытые объектом, потом в t1 и t2 делаются копии символов с новыми координатами, и отображается сам объект на новом месте.
  5.  Обработчик прерываний клавиатуры проверяет, нажата ли клавиша «Ввод» в 25-й строке, и если нажата, то корректирует текущие координаты объекта и косвенно вызывает его смещение.

Движущийся объект представляет собой две жёлтые рядом расположенные звезды.

5. Исходный код программы.

program lab5;

{$M $1000, 0, 0}

{$R+ $S+}

uses

 Crt, Dos;

const

 Color = Yellow;

 Symbol = '*';

var

 Scr: Array[1..25, 1..80] of Record

   Symbol: Char;

   Attr: Byte

 end Absolute $B800:$0000;

 OldHandler, OldHandler2: Procedure;

 Speed, t: Word;

 dx, dy: Shortint;

 X, Y: Integer;

 t1, t2: Record

   Symbol: Char;

   Attr: Byte;

 end;

{$F+}

procedure Handler; Interrupt;

begin

 Inc(t);

 if t > 20 div Speed then begin

   t := 0;

   Scr[Y, X].Symbol := t1.Symbol;

   Scr[Y, X].Attr := t1.Attr;

   Scr[Y, X + 1].Symbol := t2.Symbol;

   Scr[Y, X + 1].Attr := t2.Attr;

   while (X + dx > 79) or (X + dx < 1) or (Y + dy > 25) or (Y + dy < 1) do begin

     case Random(4) of

       0: dx := -1;

       1: dx := 1;

       2: dx := 2;

       3: dx := -2;

     end;

     case Random(4) of

       0: dy := -1;

       1: dy := 1;

       2: dy := 2;

       3: dy := -2;

     end;

   end;

   X := X + dx;

   Y := Y + dy;

   t1.Symbol := Scr[Y, X].Symbol;

   t1.Attr := Scr[Y, X].Attr;

   t2.Symbol := Scr[Y, X + 1].Symbol;

   t2.Attr := Scr[Y, X + 1].Attr;

   Scr[Y, X].Symbol := Symbol;

   Scr[Y, X].Attr := Color;

   Scr[Y, X + 1].Symbol := Symbol;

   Scr[Y, X + 1].Attr := Color;

 end;

 Inline($9C);

 OldHandler;

end;

{$F-}

{$F+}

procedure Handler2; Interrupt;

begin

 if (Port[$60] = $1C) and (WhereY = 25) then begin

   Dec(Y);

   t := High(t);

 end;

 Inline($9C);

 OldHandler2;

end;

{$F-}

var

 i, C1, C2: Integer;

begin

 Val(ParamStr(1), Speed, C1);

 if ParamCount = 0 then

   Speed := 7

 else if (C1 <> 0) or (Speed < 1) or (Speed > 20) then begin

   WriteLn('Неправильно заданы параметры.');

   WriteLn('Должен быть один параметр - скорость движения объекта (1..20)');

   ReadKey;

   Halt;

 end;

 t := 0;

 dx := 0;

 dy := 1;

 X := 30;

 Y := 15;

 t1.Symbol := Scr[Y, X].Symbol;

 t1.Attr := Scr[Y, X].Attr;

 t2.Symbol := Scr[Y, X + 1].Symbol;

 t2.Attr := Scr[Y, X + 1].Attr;

 if WhereY = 25 then Dec(Y);

 Randomize;

 GetIntVec($9, @OldHandler2);

 SetIntVec($9, Addr(Handler2));

 GetIntVec($8, @OldHandler);

 SetIntVec($8, Addr(Handler));

 Keep(0);

end.

6. Результаты работы программы

м

7. Ответы на контрольные вопросы

  1.  Вопрос: Какова структура видеопамяти в текстовом режиме?

Ответ: Для представления одного знакоместа отводится два байта: первый байт хранит отображаемый символ, второй – его цветовые атрибуты. В итоге в текстовом режиме для хранения образа всего экрана используется 80252 = 4000 байт. Адрес начала видеопамяти в общем пространстве оперативной памяти компьютера равен $B800:$0000 для всех текстовых режимов (кроме режима Mono).

  1.  Вопрос: Как удобно организовать обращение к любой точке экрана?

Ответ: Описать как массив и использовать прямую адресацию:

var Scr: Array[1..25, 1..80] of Record

     Symbol: Char;

     Attr: Byte;

   end Absolute $B800:$0000;

Тогда к любой точке экрана можно обращаться как к элементу массива.

  1.  Вопрос: Каким образом можно изменить цвет выводимого символа? Цвет фона?

Ответ: Менять атрибуты. Цвет выводимого символа меняется через поле Attr, описанного выше массива, а для изменения цвета фона в массив нужно добавить ещё одно измерение.

  1.  Вопрос: Какие действия необходимо предпринять для восстановления прежнего состояния экрана после каких-то его изменений?

Ответ: Нужно заранее делать копию массива Scr (либо части этого массива, которую нужно потом восстановить), и потом из копии восстанавливать.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28344. Право собственности хозяйственных товариществ и обществ 14.59 KB
  товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли учредителей уставным капиталом. товарищами или обществами в процессе его деятельности принадлежит ему на праве собственности. общества могут создаваться в форме акционерного общества общества с ограниченной или дополнительной ответственности. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков общества лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
28345. Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности кооперативов 14.75 KB
  Субъектом права собственности кооператива является каждая кооперативная организация признаваемая юр. лицом независимо от вида кооператива. К производственным кооперативам относятся кооперативы в сферах производства и оказания услуг и сельскохозяйственные кооперативы. Примером потребительского кооператива является и потребительское общество осуществляющее в интересах пайщиков заготовительную торговую и др.
28346. Субъекты, объекты и содержание права гос. собственности 13.58 KB
  собственности. собственности и муницип. собственности является ее публичный характер. государственной собственности являются: РФ ее субъекты.
28347. Право муниципальной собственности: понятие, содержание, субъекты и объекты 13.86 KB
  Право муниципальной собственности: понятие содержание субъекты и объекты. Муниципальная собственность имущество принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским сельским поселениям. Муницип. Муницип.
28348. Право собственности государственных и муниципальных унитарных предприятий 13.68 KB
  Муниципальные и унитарные предприятия относятся к государственным предприятиям в которых контрольный пакет акций принадлежит государству и находятся на его балансе. Унитарные предприятия передаются государством в полное хозяйственное владение трудовому коллективу. При этом государство не несет никакой ответственности за деятельность созданного им предприятия. Унитарные и МП относятся к государственным бюджетным предприятиям.
28349. Право собственности общественных и религиозных организаций 14.77 KB
  Право собственности общественных и религиозных организаций. Круг субъектов права собственности общественных организаций достаточно широк: это общественные организации общественные движения общественные фонды общественные учреждения органы общественной самодеятельности. Субъектами же права собственности могут выступать лишь общественные объединения обладающие правами юридического лица. Основаниями приобретения права собственности общественных объединений являются: вступительные и членские взносы добровольные взносы и пожертвования...
28350. Наименование места происхождения товара и его гражданско-правовая охрана 14.46 KB
  Наименование места происхождения товара и его гражданскоправовая охрана. Наименование места происхождения товара обозначение представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны населенного пункта местности другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и или людскими...
28351. Личные неимущественные права: понятие и виды 14.19 KB
  Личные неимущественные права: понятие и виды. Личные неимущественные права в гражданскоправовом смысле представляют собой урегулированные нормами права связи между определенными субъектами по поводу личных неимущественных благ это субъективные права граждан возникающие вследствие регулирования нормами гражданского права личных неимущественных отношений не связанных с имущественными. При характеристике личных неимущественных прав как субъективных гражданских прав необходимо отметить что эти права являются правами строго личного характера....
28352. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации 14.91 KB
  Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь достоинство и деловую репутацию сведений если распространивший такие сведения не докажет что они соответствуют действительности Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства или моральных принципов которые умаляют его честь и достоинство. Под распространением сведений порочащих честь и достоинство граждан следует понимать опубликование таких сведений в печати...