40545

Словосочетание как единица синтаксиса. Классификация словосочетаний по разным признакам

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Словосочетание типовое соединение словоформ синтаксическая конструкция которая образуется соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. По виду связи: согласование вид подчинительной связи при котором форма зависимого слова повторяет форму стержневого проявляет те же грамматические категории. управление вид подчинительной связи при котором форма зависимого компонента определяется свойствами главного слова. примыкание вид подчинительной связи при котором не используются специальные средства...

Русский

2013-10-17

13.29 KB

19 чел.

27. Словосочетание как единица синтаксиса. Классификация словосочетаний по разным признакам.

Синтаксис:

– грамматическое учение о связной речи

– высший уровень языковой системы

Изучает связную речь со свободной комбинацией лексических единиц.

Все синтаксические модели принадлежат языку только как абстрактные модели, а их наполнение лексикой разнообразит и относит к речи.

Словоформа – лексема в некоторой грамматической форме. У каждой словоформы есть свои синтаксические свойства.

Словосочетание – типовое соединение словоформ, синтаксическая конструкция, которая образуется соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи.

В словосочетании есть главный и зависимый компонент.

Следует отличать словосочетание от:

- соединения слов (сыр и дочь)

- аналитической формы (самый сложный)

- фразеологизмов (засучив рукава)

Типы словосочетаний:

I. По составу:

- простое – минимальная структура, состоящая из компонентов, которые сами не могут составлять словосочетание

- составное – простые словосочетания, распространённые знаменательными словами.

II. По характеру синтаксических отношений:

- атрибутивные (определительные) – отношения, при которых зависимый компонент называет признак стержневого слова вне категорий времени и наклонения. Стержневое слово - имя.

- объектные – зависимый компонент называет предмет, охваченный действием. Стержневое слово – глагол и отглагольные формы.

- обстоятельственные – отношения, при которых зависимое слово называет обстоятельства, связанные с действием.

III. По стержневому слову:

- субстантивные  – имя существительное

- адъективные – имя прилагательное

- глагольные – глагол

- адвербиальные – наречие

- количественные – количественное существительное

- местоименные – местоимение.

IV. По виду связи:

- согласование – вид подчинительной связи, при котором форма зависимого слова повторяет форму стержневого (проявляет те же грамматические категории).

При изменении формы главного слова изменяется форма зависимого компонента.

Согласование бывает:

- полное – повторение всех категорий: большое окно

- неполное – повторение части категорий (обычно с несклоняемым существительным): крепкий кофе.

Согласование подлежащего и сказуемого – корреляция (предикативная связь).

- управление – вид подчинительной связи, при котором форма зависимого компонента определяется свойствами главного слова.

Изменение формы главного слова не вызывает изменение в форме зависимого компонента: люблю музыку, мне не дали места.

Управление бывает:

- предложное и беспредложное

- сильное (падеж зависимого слова задан изначально) и слабое (все остальные варианты): окно на юг.

- примыкание – вид подчинительной связи, при котором не используются специальные средства подчинения. Компоненты объединены по смыслу и тем, что расположены в определенной смежной последовательности: говорить громко.

- изафет – вид подчинительной связи в атрибутивных конструкциях в тюркских языках.

Одно существительное определяет другое.

Аффикс находится при главном слове.

Двойная изафетная связь – зависимое слово в родительном падеже, к главному слову добавляется аффикс принадлежности. Непосредственная принадлежность предмета лицу.

- замыкание – вид подчинительной связи – суффикс или служебное слово, относящееся семантически к стержневому слову, ставится при первом компоненте: в компьютерной игре.

- интерполирование – вид подчинительной связи в палеоазиатских языках.

Инкорпоративный комплекс – соединение компонентов в единое целое без формальных указателей у каждого из них.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54621. Вивчення історико-географічних, культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина 946.5 KB
  Одеси Медведенко Любові Олександрівни Рідний край мала Батьківщина †Вивчення історикогеографічних культурних характеристик міста на березі Чорного моря учнями початкової школи як один із дієвих способів формування світогляду справжнього громадянина. Наприклад відповідь на запитання: Чи є майже 400річна історія Хаджибея частиною історії нашого міста чи може вона лише “ передісторія †Одеси Дискусії з цього питання продовжуються і до тепер. Однак незалежно від дискусій науковців сама по собі майже 400річна історія Хаджибея...
54622. Одяг для ляльок 33 KB
  Хід: Вихователь: Доброго ранку малята А тепер давайте привітаємось один з одним за допомогою гарних і приємних слів. Вихователь: Діти я дуже рада вас бачити такими здоровими привітними задоволеними. І от: До магазину учора ходила Подивіться що я там купила Відкриваю дошку Будуть наші ляльки раді Одягатись приміряти Вихователь: Що це Вихователь: Як назвати одним словом Вихователь: Який ви ще знаєте одяг Вихователь: Що розміщено у верхньому ряду Показую указкою на кофти Вихователь: Якого вони кольору Вихователь: Скільки...
54623. Конкуренция: сущность и методы 22.24 KB
  Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя
54624. Простые предложения 32.5 KB
  Цель урока: Закрепить знания о простом предложении. Задачи: образовательная: учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать; воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка; развивающая: развивать зрительную память, самооценку, внимание.
54625. Громадський огляд знань 70 KB
  Обладнання: картки із завданнями математичне доміно числова мельниця. Кожен із вас отримає оціночний лист додаток №1 в якому ви будете ставити собі бали за виконані завдання. Завдання 1. 54=1 75=12 810=2 Завдання 2 Усний рахунок.
54626. Огонь – друг и враг человека 103.5 KB
  Цель:Рассказать об огне и показать его созидательную и разрушительную силу; дать представление о значении огня в жизни человека, о поведении во время возникновения пожара. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение к своей и чьей-то жизни.
54627. Осторожно огонь! 51.5 KB
  А без доброго огня обойтись нельзя и дня Он надежно дружит с нами: Гонит холод гонит мрак. 2 ученик: В работе электросварщика используются полезные свойства огня сюжет о работе электросварщика Ты видел как он управляет огнем Железная маска надета на нем. 3 ученик: Он всегда бывает...
54628. Огонь – друг. Огонь – враг 61 KB
  Цель: формирование культуры безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности. Задачи: - реализация государственных интересов в области воспитания культуры пожарной безопасности детей школьного возраста; - совершенствование образовательного процесса по предупреждению пожаров; - обобщение знаний детей о правилах противопожарной безопасности в быту; - развитие самостоятельности, мышления, памяти.
54629. Охтирщина – мій рідний край 436.5 KB
  Вчити учнів з повагою ставитися до рідної землі українського народу його традицій та звичаїв; розширювати знання учнів про рідне місто як культурний осередок української держави поглибити зміст поняття Батьківщина; розвивати усне мовлення та логічне мислення школярів; виховувати почуття відповідальності за збереження і продовження традицій та звичаїв рідного краю. Ви дізнаєтеся більше про місто в якому ви народилися і живете його символи про життя видатних людей. Серед них є і наше маленьке місто Охтирка. Які...