40547

Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Природа языка в трактовке основных лингвистических школ. Подходы к рассмотрению вопроса: Существует непосредственная связь между возникновением языка и обществом см. Существуют различные взгляды на характеристику связей между развитием языка и развитием общества: язык развивается вслед изменениями в обществе французская социологическая школа Ф. у языка свои законы развития Еже Курилович.

Русский

2013-10-17

14.39 KB

13 чел.

2. Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.

Язык как социальное явление. Язык и общество (социум, коллектив).

Одна из центральных проблем лингвистики.

Подходы к рассмотрению вопроса:

  1. Существует непосредственная связь между возникновением языка и обществом (см. практику «Происхождение человеческой речи»).
  2. Существуют различные взгляды на характеристику связей между развитием языка и развитием общества:

- язык развивается вслед изменениями в обществе (французская социологическая школа – Ф. де Соссюр).

- у языка свои законы развития (Еже Курилович).

3)  Очевидно влияние общества на язык в плане социальной дифференциации (см. практику «Формы существования национального языка»).

Социальный характер языка проявляется и в его функционировании.

Функции языка

I. Коммуникативная.

Но есть и другие средства общения:

- система жестов

- сигнальные системы

II. Познавательная (гносеологическая, когнитивная, мыслеформирующая).

Познавать окружающую действительность. Иногда выделяют аккумулятивную функцию – сохранение и передача информации во времени (язык фиксирует жизнь носителя языка – народа)

III. Экспрессивная, эмоциональная

IV. Металингвистическая

Язык можно изучать только в терминах самого языка.

V. Сигнификативная

Функция отображения обозначаемого.

VI. Эстетическая

Эстетическое воздействие.

VII. Валюнтативная

Можем управлять действием человека.

Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.

Существует несколько подходов к природе языка:

- биологический (натуралистическое направление в лингвистике – А. Шлейхер, М. Мюллер).

в основу изучения языка – принципы и методы биологических наук («теория родословного дерева»).

Язык материален (звуковая, письменная материя).

Развитие языка не зависит от воли говорящего.

Критика:

  1. язык не наследуется генетически – не принималась во внимание роль общества.
  2. «единый детский язык» (дети во всех странах мира произносят сначала мама или няня) - существование и развитие языка далеко не всегда подчиняется законам природы.

- психологический (50-60 г. XIX века под влиянием философии В. фон Гумбольдта – А.А. Потебня, Х. Штейнталь)

Язык – выражение «духа» народа.

«Язык образует круг вокруг народа».

Критика:

1) роль общества, говорящего на том или ином языке.

- логический (появился в Древней Греции)

«стоики»: логика – словесное отображение мысли, значит:

- наименование выражает сущность предмета

- структура речи – структура мысли

Ф.И. Буслаев.

1660 – грамматика Пор-Ролля.

- другие направления:

- младограмматизм

- Казанская школа

- Московская школа

- Женевская школа (Ф. де Соссюр)

- структурализм (Прага)

- американская школа (описательная)

- копенгагенская


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54732. Класс Земноводные. Особенности внешнего строения в связи со средой обитания 55.5 KB
  Цель урока: Выявить во внешнем строении лягушки черты приспособленности к обитанию в двух средах наземно-воздушной и водной и водной лягушки Да действительно сегодня на уроке мы с вами будем изучать представителей класса Земноводных или Амфибий. К классу Земноводных относятся не только лягушки. Бесхвостые лягушки жабы квакши живут в водоемах и вблизи от них.
54733. Лоскутный коллаж 61.5 KB
  1 слайд Я готова подарить вам мир модных и стильных вещей на основе лоскута. слайд 2 С чего же все началось слайд 2 Лоскутное шитье исходно возникло в среде бедняков как необходимость малыми средствами создать красивые вещи. слайд 3 В настоящее время лоскутное шитье сохраняет этот смысл однако современный его статус значительно выше. слайд 4 Лоскутная техника шитья популярна у многих народов.
54735. Тригонометриялық функциялардың қасиеттері мен графиктері 556.5 KB
  Сабақтың типі: Бекіту жүйелеу сабағы.Сабақтың түрі: Дәстүрлі Сабақтың көрнекілігі: слайдттар плакаттар интерактивті тақта. Пәнаралық байланыс: физика гармониялық тербеліс Сабақтың барысы 1.
54736. Музыкальность стихов А. Блока 109 KB
  Цели: Показать своеобразие лирики Блока и особенности поэтики. Блока удивительно музыкальны. В стихах Блока есть таинственный смысл как в музыке. Чем достигается музыкальность Блоковской лирики Для Блока приемом музыкальной организации стиха является Ассонанс и много других литературных приёмов.
54737. Суд над Р.Раскольниковым по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 57 KB
  Достоевского Преступление и наказание Действующие лица деловой игры: Судья Присяжные 3 человека Родион Раскольников Следователь Порфирий Петрович Адвокат Прокурор Разумихин Соня Мармеладова Доктор Зосимов Хозяйка квартиры Раскольникова Ход урока. Спустя 5 месяцев после совершенного Раскольниковым преступления состоялся суд над главным героем. Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры в форме суда над Раскольниковым. Заседание посвящено расследованию причин убийства Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы господином Раскольниковым.
54738. Суд над Р.Раскольниковым по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 62 KB
  Действующие лица деловой игры: Судья Присяжные 3 человека Родион Раскольников Следователь Порфирий Петрович Адвокат Прокурор Разумихин Соня Мармеладова Доктор Зосимов Хозяйка квартиры Раскольникова Ход урока. Спустя 5 месяцев после совершенного Раскольниковым преступления состоялся суд над главным героем. Сегодняшний урок будет проходить в форме деловой игры в форме суда над Раскольниковым. Заседание посвящено расследованию причин убийства Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы господином Раскольниковым.
54739. Железы внутренней секреции 86.5 KB
  Образовательная цель: активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности придания уроку современных динамичных форм раскрыть основные свойства гормонов. Железы внутренней секреции. Я хочу послушать ваше мнение как вы прокомментируете увиденное Ученик: профессор Преображенский занимался проблемами омоложения и с этой целью желая приостановить старение организма пытался пересаживать половые железы. Но почему он пересадил гипофиз Учитель: вопрос очень хороший поскольку...
54740. Текстовый редактор “Word” 37.5 KB
  Цели урока: Образовательные обеспечить повторение понятия ТР форматирование редактирования правила набора текста работа с выделенным фрагментом текста; продолжить формировать навыки и умения работы в ТР; 3 восполнить следующие пробелы: правила набор текста работа с выделенным объектом. Этапы урока. Организация начала урока.