40547

Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Природа языка в трактовке основных лингвистических школ. Подходы к рассмотрению вопроса: Существует непосредственная связь между возникновением языка и обществом см. Существуют различные взгляды на характеристику связей между развитием языка и развитием общества: язык развивается вслед изменениями в обществе французская социологическая школа Ф. у языка свои законы развития Еже Курилович.

Русский

2013-10-17

14.39 KB

13 чел.

2. Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.

Язык как социальное явление. Язык и общество (социум, коллектив).

Одна из центральных проблем лингвистики.

Подходы к рассмотрению вопроса:

  1. Существует непосредственная связь между возникновением языка и обществом (см. практику «Происхождение человеческой речи»).
  2. Существуют различные взгляды на характеристику связей между развитием языка и развитием общества:

- язык развивается вслед изменениями в обществе (французская социологическая школа – Ф. де Соссюр).

- у языка свои законы развития (Еже Курилович).

3)  Очевидно влияние общества на язык в плане социальной дифференциации (см. практику «Формы существования национального языка»).

Социальный характер языка проявляется и в его функционировании.

Функции языка

I. Коммуникативная.

Но есть и другие средства общения:

- система жестов

- сигнальные системы

II. Познавательная (гносеологическая, когнитивная, мыслеформирующая).

Познавать окружающую действительность. Иногда выделяют аккумулятивную функцию – сохранение и передача информации во времени (язык фиксирует жизнь носителя языка – народа)

III. Экспрессивная, эмоциональная

IV. Металингвистическая

Язык можно изучать только в терминах самого языка.

V. Сигнификативная

Функция отображения обозначаемого.

VI. Эстетическая

Эстетическое воздействие.

VII. Валюнтативная

Можем управлять действием человека.

Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.

Существует несколько подходов к природе языка:

- биологический (натуралистическое направление в лингвистике – А. Шлейхер, М. Мюллер).

в основу изучения языка – принципы и методы биологических наук («теория родословного дерева»).

Язык материален (звуковая, письменная материя).

Развитие языка не зависит от воли говорящего.

Критика:

  1. язык не наследуется генетически – не принималась во внимание роль общества.
  2. «единый детский язык» (дети во всех странах мира произносят сначала мама или няня) - существование и развитие языка далеко не всегда подчиняется законам природы.

- психологический (50-60 г. XIX века под влиянием философии В. фон Гумбольдта – А.А. Потебня, Х. Штейнталь)

Язык – выражение «духа» народа.

«Язык образует круг вокруг народа».

Критика:

1) роль общества, говорящего на том или ином языке.

- логический (появился в Древней Греции)

«стоики»: логика – словесное отображение мысли, значит:

- наименование выражает сущность предмета

- структура речи – структура мысли

Ф.И. Буслаев.

1660 – грамматика Пор-Ролля.

- другие направления:

- младограмматизм

- Казанская школа

- Московская школа

- Женевская школа (Ф. де Соссюр)

- структурализм (Прага)

- американская школа (описательная)

- копенгагенская


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78916. Специфика субъекта СГП 34 KB
  В сфере познания субъект определяет предмет исследования выделяя его как некий срез противостоящего ему объекта а также выстраивает концептуальную и эмпирическую модели познаваемого предмета. В современном познании субъект проектирует ряд условий познания данного предмета проходит основные этапы процесса познания опираясь на те методы которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам и самой природе познаваемого объекта. Субъектами социального и гуманитарного познания могут быть как индивиды отдельные исследователи...
78917. Кантовские представления о диалектике теоретического и практического разума 27 KB
  Правда на сами эти предпосылки Кант не покушается: более того он увековечивает их как прирожденные свойства разума. Резкий метафизический разрыв теоретического и практического разума опытных и априорных суждений анализа и синтеза общего и единичного целого и части весь комплекс противоречий к которым неизбежно приходит метафизическое мышление Кант выставил перед философией как решающую проблему. Их можно только мыслить как условия возможности и науки и нравственности как гарантии теоретического и...
78918. Принципы логики социальных наук Поппера 47.5 KB
  Именно поразительный прогресс естественных наук о котором идет речь в моем первом тезисе постоянно напоминает нам о нашем незнании даже в области естественных наук...
78919. Социокультурное и гуманитарное содержание понятие жизни 26.5 KB
  Все его творения происходят из неспособности создать привычными средствами жизни и на основе ее эволюционных законов живое существо которое превосходило бы человека. Шелер называет странной пессимистичной ложной оказывается однако логически строго последовательной если по объяснению автора разделять дух соответственно разум и жизнь как два метафизических начала но при этом отождествлять дух с техническим интеллектом интеллектом лишенным мудрости а ценности жизни делать высшими ценностями. Фазы...
78920. История как одна из форм проявления жизни 28.5 KB
  История как одна из форм проявления жизни. Фазы развития этой болезни жизни которая зовется человеком в структурном отношении те же самые какие проходят все стареющие и умирающие существа: прогрессирующее преодоление жизненной силы посредством автономизации механизмов которые сам организм высвобождает из себя по мере старения. История общества по Зиммелю есть история нарастающей интеллектуализации рационализации социальной жизни и углубления влияния принципов денежных отношений. Анализу этих форм Зиммель посветил книгу Философия...
78921. Пространство и время в социогуманитарном познании 30.5 KB
  Пространство и время в социогуманитарном познании. Время и пространство важнейшие онтологические характеристики которые являются конституирующими элементами любой картины мира. В классической теории познания сложившейся под влиянием естественнонаучного знания время рассматривалось как форма протекания всех механических органических и психических процессов условие движения изменения и развития будь то пространственное перемещение качественное изменение возникновение или гибель. Такое время объективный параметр процессуальности ...
78922. Понятие хронотипа и его роль в СГН 29 KB
  Культурнохудожественный хронотоп как единство художественного пространствавремени впервые концептуально и методологически раскрыл М. Ядром этих моделей и становится континуум пространствавремени. Время здесь сгущается уплотняется становится художественно зримым; пространство же интенсифицируется втягивается в движение времени сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается и измеряется временем.
78923. Коммуникативность как условие создания СГЗ 28.5 KB
  Отдельный ученый индивидуальный субъект познания как правило включен в состав научного коллектива лаборатории кафедры института научного кружка или школы. Общение в формах сотрудничества соавторства и конкуренции научного руководства и ученичества преследует цели достижения взаимопонимания между учеными и в итоге обеспечивает достижение конечного результата получение нового знания. В процессе коммуникации ученых обществоведов и гуманитариев обеспечивается: а социализация молодых ученых усвоение и передача накопленного...
78924. Моральная ответственность за введение научных конвенций 31.5 KB
  Моральная ответственность за введение научных конвенций. Социальный характер конвенций в общественных и гуманитарных науках пытаются обосновать различными способами: посредством их связи с идеалами нормами и оценками имеющими социальное происхождение К. Социальный характер таких конвенций проявляется также в ответственности ученого за их введение изменение или отказ от них. Подробнее специфика конвенций социальногуманитарных наук раскрыта в работах К.