40547

Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Природа языка в трактовке основных лингвистических школ. Подходы к рассмотрению вопроса: Существует непосредственная связь между возникновением языка и обществом см. Существуют различные взгляды на характеристику связей между развитием языка и развитием общества: язык развивается вслед изменениями в обществе французская социологическая школа – Ф. у языка свои законы развития Еже Курилович.

Русский

2013-10-17

14.39 KB

13 чел.

2. Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.

Язык как социальное явление. Язык и общество (социум, коллектив).

Одна из центральных проблем лингвистики.

Подходы к рассмотрению вопроса:

  1. Существует непосредственная связь между возникновением языка и обществом (см. практику «Происхождение человеческой речи»).
  2. Существуют различные взгляды на характеристику связей между развитием языка и развитием общества:

- язык развивается вслед изменениями в обществе (французская социологическая школа – Ф. де Соссюр).

- у языка свои законы развития (Еже Курилович).

3)  Очевидно влияние общества на язык в плане социальной дифференциации (см. практику «Формы существования национального языка»).

Социальный характер языка проявляется и в его функционировании.

Функции языка

I. Коммуникативная.

Но есть и другие средства общения:

- система жестов

- сигнальные системы

II. Познавательная (гносеологическая, когнитивная, мыслеформирующая).

Познавать окружающую действительность. Иногда выделяют аккумулятивную функцию – сохранение и передача информации во времени (язык фиксирует жизнь носителя языка – народа)

III. Экспрессивная, эмоциональная

IV. Металингвистическая

Язык можно изучать только в терминах самого языка.

V. Сигнификативная

Функция отображения обозначаемого.

VI. Эстетическая

Эстетическое воздействие.

VII. Валюнтативная

Можем управлять действием человека.

Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.

Существует несколько подходов к природе языка:

- биологический (натуралистическое направление в лингвистике – А. Шлейхер, М. Мюллер).

в основу изучения языка – принципы и методы биологических наук («теория родословного дерева»).

Язык материален (звуковая, письменная материя).

Развитие языка не зависит от воли говорящего.

Критика:

  1. язык не наследуется генетически – не принималась во внимание роль общества.
  2. «единый детский язык» (дети во всех странах мира произносят сначала мама или няня) - существование и развитие языка далеко не всегда подчиняется законам природы.

- психологический (50-60 г. XIX века под влиянием философии В. фон Гумбольдта – А.А. Потебня, Х. Штейнталь)

Язык – выражение «духа» народа.

«Язык образует круг вокруг народа».

Критика:

1) роль общества, говорящего на том или ином языке.

- логический (появился в Древней Греции)

«стоики»: логика – словесное отображение мысли, значит:

- наименование выражает сущность предмета

- структура речи – структура мысли

Ф.И. Буслаев.

1660 – грамматика Пор-Ролля.

- другие направления:

- младограмматизм

- Казанская школа

- Московская школа

- Женевская школа (Ф. де Соссюр)

- структурализм (Прага)

- американская школа (описательная)

- копенгагенская


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2862. Жилищные права: понятие и система 348.25 KB
  Жилищные права: понятие и система Основной источник жилищного законодательства - Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) - впервые содержит указание на наличие самостоятельной категории жилищные права. Учение о правоотношениях, субъек...
2863. Электротехника и электроника 187 KB
  Цепь постоянного тока содержит резисторы, соединенные смешанно. Схема цепи с указанием резисторов приведена на рис. Всюду индекс тока или напряжения совпадает с индексом резистора, по которому проходит этот ток или на котором действует эт...
2864. Организация и методика обследования зданий и их элементов перед реконструкцией 37 KB
  Организация и методика обследования зданий и их элементов перед реконструкцией. Способы обследования зданий, подлежащих реконструкции. Обмеры зданий и обмерные чертежи. Цель обследования: 1.Оценить возможность дальнейшей эксплуатации конструкций при...
2865. Общие правила выполнения чертежей 2.02 MB
  Графическое оформление пособия выполнено средствами компьютерной графики студентами факультета Чижовой Е.А. Подъёмнотранспортные, строительные, дорожные машины и механизмы, Королёвым В.Л. Городское, дорожное строительство и хозяйство и Козловой ...
2866. Загрузочные машины 3.36 MB
  Загрузочные машины. Загрузочные машины служат для загрузки твердых шихтовых материалов в мартеновскую печь при помощи мульд. По конструкции их разделяют на крановые и напольные. Крановые загрузочные машины, применяемые в мартеновском цехе аналогичны...
2867. Теория систем и системный анализ 6.53 MB
  Тотальная информатизация всех видов экономической деятельности приводит к необходимости тесного взаимодействия, с одной стороны, информационных процессов и технологий, с другой стороны, процессов, которые должны быть поддержаны средствам...
2868. Станки строгально-протяжнои группы 8.54 MB
  Станки строгально-протяжнои группы. Назначение и разновидности строгальных и долбежных станков. На строгальных и долбежных станках обрабатывают плоские поверхности, прямолинейные канавки, пазы, различные выемки, фасонные линейчатые поверхности и т...
2869. Технология изделий интегральной техники 3.57 MB
  Весь потенциал твёрдотельной электроники скрывался в единственном экспериментальном образце транзистора, действие которого было не понятно даже его творцам. Через 10 лет твёрдотельные приборы уже выиграли сражение с лампами за...
2870. Корпус подшипника насоса водяного ЗИЛ 431410 812.45 KB
  Выбрать способ получения отливки для условий крупносерийного производства детали: корпус подшипника насоса водяного ЗИЛ 431410. Описать способ получения заготовки. Разработать технологический процесс изготовления литейной формы ручной фо...