40548

Учение о фонеме Московской и Пражской фонологических школ. Фонематическая транскрипция

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Фонематическая транскрипция. Фонема минимальный компонент морфемы существует и реализуется только в морфеме. Соотношение фонемы и звука: фонема проявляется в виде вариантов в виде звуков в сильной или слабой позиции. Но не все морфемы можно проверить = гиперфонема функциональная единица выступает в позициях нейтрализации которую невозможно поставить в сильную позицию.

Русский

2013-10-17

13.93 KB

29 чел.

14. Учение о фонеме Московской и Пражской фонологических школ. Фонематическая транскрипция.

Московская Фонологическая школа.

Основа – ранние идеи Б. де К. – морфемный аспект (Морфологическая школа)

Представители: Аванесов, Панов.

Исходный тезис: звуковая сторона не существует автономно, фонология тесно связана с морфологией.

Фонема – минимальный компонент морфемы, существует и реализуется только в морфеме.

Связь фонемы со значением: косвенно, через морфему. Для того, чтобы опознать фонему, необходимо опознать морфему.

Соотношение фонемы и звука: фонема проявляется в виде вариантов – в виде звуков в сильной или слабой позиции.

Состав фонемы можно установить по сильной позиции.

Метод выделения фонемы: позиционно-морфемный. Но не все морфемы можно проверить => гиперфонема – функциональная единица, выступает в позициях нейтрализации, которую невозможно поставить в сильную позицию.

Достоинства: единство разных уровней языка (фонологии и морфологии) и последовательный учет функциональный стороны.

Не допускала фонему «ы». … связь с «и»

Пражская фонологическая школа.

Представители: Н.С. Трубецкой «Основы фонологии», Р.Я. Якобсон.

Фонология – отдельная наука.

Фонема – не главное понятие, главное понятие – фонологическая оппозиция – фонологическое противопоставление.

Фонема – пучок дифференциальных признаков, потому что каждая фонема входит в различные фонологические оппозиции.

Связь фонемы со значением: через смыслоразличительную (сигнификативную) функцию.

Фонема и звук: – фонема представлена в виде аллофонов.

Метод выделения фонем: метод оппозиций. Архифонема – общая часть нейтрализуемых в данной позиции фонем.

По отношению между членами оппозиций выделяются:

- привативные оппозиции (наличие-отсутствие признака)

- градуальные оппозиции (степень градации какого-либо признака)

- эквиполентные – равнозначные (логически равные члены оппозиций)

Достоинства: 12 дифференцирующих признаков для любых языков мира; метод анализа.

Недостатки: фонетика и фонология противопоставлены:

- фонетика – наука о материальной стороне человеческой речи.

- фонология – наука, которая исследует, какие звуковые различия в данном языке связаны со смысловыми различиями, каковы соотношения различительных элементов («примет») и по каким правилам они сочетаются друг с другом в слова или предложения.

Фонематическая транскрипция.

Сигнификативно сильные позиции согласных по твердости/мягкости:

  1. перед гласной фонемой
  2. на конце слова
  3. для зубных и [р], [р’] перед твердыми и мягкими заднеязычными
  4. для зубных и [р], [р’] перед твердыми губными.

Сигнификативно слабые позиции согласных по глухости/звонкости:

  1. перед гласными
  2. перед сонорными
  3. перед [в], [в’]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18859. Брутализм, необрутализм 20.48 KB
  Брутализм необрутализм от англ. brutal грубый направление современной архитектуры зародившееся в 1950х гг. в Великобритании архитекторы А. и П. Смитсон и затем распространившееся в Западной Европе США и Японии. Характерно стремление к обнажению конструктивной схемы по
18860. Русская иконопись XII – XVII в. Домонгольская икона, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков 24.83 KB
  Русская иконопись XII XVII в. Домонгольская икона Андрей Рублёв Дионисий Симон Ушаков. Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии. Поэтому для людей не особо искушенных в искусстве русская икона мало чем отличается от византийской. Те же типы Бого...
18861. Европейский классицизм 20.97 KB
  Европейский классицизм. Настало время и высокий мистицизм готики пройдя через испытания ренессанса уступает место новым идеям основанным на традициях древних демократий. Стремление к имперскому величию и демократическим идеалам трансформировалась в ретроспекцию п
18862. Уильям Моррис и «Движение искусств и ремёсел» 26.64 KB
  Уильям Моррис и Движение искусств и ремёсел. Движение искусств и ремёсел Arts Crafts английское художественное движение викторианской эпохи кон. 19 в. участники которого занимались ручной выработкой предметов декоративноприкладного искусства стремясь к сближению
18863. Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) 24.74 KB
  Микеланджело Буонарроти Michelangelo Buonarroti; иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони 1475-1564 итальянский скульптор живописец архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные полные героиче
18864. Русское барокко. Окно в Европу 29.03 KB
  Русское барокко. Окно в Европу. Барокко стиль зародившийся в конце XVI в. в Италии в Европе был распространен до начала XVIII в. в Латинской Америке отчасти в Северной Америки и Азии в XVII XVIII вв. Основополагающая черта синтетичность. Искусство барокко отличается динами
18865. Немецкое Возрождение. А.Дюрер, Г.Гольбейн 24.43 KB
  Немецкое Возрождение. А.Дюрер Г.Гольбейн. Развитие немецких городов запаздывало даже по отношению к Нидерландам и немецкий Ренессанс сформировался в сравнении с итальянским на целое столетие позже. На примере творчества многих художников XV в. можно проследить как фор
18866. Скандинавская традиция Алвар Аалто 22.6 KB
  Скандинавская традиция Алвар Аалто. Годы жизни: 1898-1976 Основная информация: Выдающийся финский архитектор. Представитель функционализма близкого органической архитектуре. Его постройки общественные промышленные сооружения жилые дома церкви и выставочные павиль
18867. Русская архитектура Х-ХVII 23.49 KB
  Русская архитектура ХХVII. Крестовокупольный храм архитектурный тип христианского храма сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православно...