40548

Учение о фонеме Московской и Пражской фонологических школ. Фонематическая транскрипция

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Фонематическая транскрипция. Фонема минимальный компонент морфемы существует и реализуется только в морфеме. Соотношение фонемы и звука: фонема проявляется в виде вариантов в виде звуков в сильной или слабой позиции. Но не все морфемы можно проверить = гиперфонема функциональная единица выступает в позициях нейтрализации которую невозможно поставить в сильную позицию.

Русский

2013-10-17

13.93 KB

27 чел.

14. Учение о фонеме Московской и Пражской фонологических школ. Фонематическая транскрипция.

Московская Фонологическая школа.

Основа – ранние идеи Б. де К. – морфемный аспект (Морфологическая школа)

Представители: Аванесов, Панов.

Исходный тезис: звуковая сторона не существует автономно, фонология тесно связана с морфологией.

Фонема – минимальный компонент морфемы, существует и реализуется только в морфеме.

Связь фонемы со значением: косвенно, через морфему. Для того, чтобы опознать фонему, необходимо опознать морфему.

Соотношение фонемы и звука: фонема проявляется в виде вариантов – в виде звуков в сильной или слабой позиции.

Состав фонемы можно установить по сильной позиции.

Метод выделения фонемы: позиционно-морфемный. Но не все морфемы можно проверить => гиперфонема – функциональная единица, выступает в позициях нейтрализации, которую невозможно поставить в сильную позицию.

Достоинства: единство разных уровней языка (фонологии и морфологии) и последовательный учет функциональный стороны.

Не допускала фонему «ы». … связь с «и»

Пражская фонологическая школа.

Представители: Н.С. Трубецкой «Основы фонологии», Р.Я. Якобсон.

Фонология – отдельная наука.

Фонема – не главное понятие, главное понятие – фонологическая оппозиция – фонологическое противопоставление.

Фонема – пучок дифференциальных признаков, потому что каждая фонема входит в различные фонологические оппозиции.

Связь фонемы со значением: через смыслоразличительную (сигнификативную) функцию.

Фонема и звук: – фонема представлена в виде аллофонов.

Метод выделения фонем: метод оппозиций. Архифонема – общая часть нейтрализуемых в данной позиции фонем.

По отношению между членами оппозиций выделяются:

- привативные оппозиции (наличие-отсутствие признака)

- градуальные оппозиции (степень градации какого-либо признака)

- эквиполентные – равнозначные (логически равные члены оппозиций)

Достоинства: 12 дифференцирующих признаков для любых языков мира; метод анализа.

Недостатки: фонетика и фонология противопоставлены:

- фонетика – наука о материальной стороне человеческой речи.

- фонология – наука, которая исследует, какие звуковые различия в данном языке связаны со смысловыми различиями, каковы соотношения различительных элементов («примет») и по каким правилам они сочетаются друг с другом в слова или предложения.

Фонематическая транскрипция.

Сигнификативно сильные позиции согласных по твердости/мягкости:

  1. перед гласной фонемой
  2. на конце слова
  3. для зубных и [р], [р’] перед твердыми и мягкими заднеязычными
  4. для зубных и [р], [р’] перед твердыми губными.

Сигнификативно слабые позиции согласных по глухости/звонкости:

  1. перед гласными
  2. перед сонорными
  3. перед [в], [в’]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59785. Літературно-музичне свято, присвячене Дню святого Валентина 95 KB
  День святого Валентина Це свято юних закоханих але саме свято немолоде його святкували ще в XV ст. Існує чимало легенд які розповідають про походження цього свята але було б чудово почути історію свята Валентина від нього самого.
59786. Виховний захід «День Святого Валентина» для учнів 1-7 гімназійних класів 74 KB
  Another story tells us about St. Valentine who was a good friend to children. He was against the Roman Gods and that is why he was put into prison. When it happened, the children brought him loving letters. It was on February 14.
59788. ST. VALENTINE DAY 32.5 KB
  Last century, sweethearts of both sexes would spend hours fashioning a homemade card or present. The results of some of those painstaking efforts are still preserved in museums. Lace, ribbon, wild flowers, colored paper, feathers, and shells, all were put to use.
59790. Прощальний вальс (сценарій випускного вечора) 89.5 KB
  Під тиху музику ведуча звертається до присутніх. Ведуча: Доброго вам вечора шановні батьки вчителі гості Тільки вчора пролунав останній дзвоник позаду напружена пора іспитів і ось випускний бал до якого одинадцять років як по східцях довелося підійматися нашим випускникам.
59791. Values of life 50 KB
  Our lesson is devoted to the people’s values of life. By the end of the lesson I suppose you will learn some important things about youselves and real values of life. We shall try to find out how to bring up high moral qualities and to achieve success in life.
59792. Разработка управленческих решений принимаемых в ГК Техноцентр 565 KB
  Цель дипломного проекта – изучив, принимаемые в ГК Техноцентр управленческие решения, выявить их негативное влияние на снижение экономических показателей, предложить ряд управленческих решения, которые бы улучшили плановые экономические показатели.