4055

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова

Сочинение

Литература и библиотековедение

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова. В вышедшей в 1989 году книге Интенсификация производства и проблемы управления трудом, Юрий Александрович Лавриков провел параметрический анализ производства переходного периода. Этот переходный пери...

Русский

2012-11-12

37 KB

0 чел.

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова.

В вышедшей в 1989 году книге «Интенсификация производства и проблемы управления трудом», Юрий Александрович Лавриков провел параметрический анализ производства переходного периода. Этот переходный период характеризовался интенсификацией общественного производства, преобразованием экономической структуры производства и поиском новых форм и методов управления производством. Поиск новых форм управления велся не на базе административно-командного управления, а в новой по тем временам, области экономического управления, основанного на экономическом анализе, экономическом прогнозирование. Ю.А. Лавриков раскрыл содержание конечной цели производства и определил показатели, характеризующие эти цели. Кроме того, в основе его параметрического исследования был проведен анализ средств достижения целей производства, раскрыта организация и функционирование производственного процесса и определена совокупность показателей, которые характеризуют средства достижения целей производства. Надо сказать, что эти работы были одними из первых в стране и создавали базу для формирования условий функционирования предприятий в рыночной экономике. И также были выведены показатели затрат на ресурсы, которые стали в дальнейшем основой для разработки ресурсосберегающей политики на каждом предприятии, в регионах и стране в целом. Кроме того, эта разработка стала основой федеральных и территориальных программ по ресурсосбережению и использованию вторичных ресурсов . Ю.А. Лавриковым был осуществлен новый подход к определению эффективности производства, выведен критерий эффективности производства, который предусматривал экстремальную функцию - максимум и минимум: « Критерием эффективности является минимизация затрат при максимизации результатов» (№1 стр.26). Такой подход к определению минимизации издержек производства также был применен в национальной экономике и современной экономической литературе впервые и в дальнейшем был развит различными научными школами ученых.

Теме «Интенсификация производства» Ю.А. Лавриковым было посвящено множество работ. Они касались вопросов понимания и измерения интенсификации производства, выработке показателей интенсификации производства, поиска путей экономического роста. Надо отметить, что разработки Ю.А. Лаврикова периода 1982-1989 годов касательно проблем экономического роста были вновь возобновлены в середине 1995 года в работах известных отечественных политэкономов: Добрынина А. И. Журавлевой Г.П. и других.

Второй спектр научного вклада Ю.А. Лаврикова - разработка проблем региональной экономики. Основные аспекты этой теории Юрий Александрович изложил в книге « Повышение эффективности территориального управления экономикой», которая вышла в издательстве красноярского университета в 1986 году, период когда стали зарождаться первые идеи по регионализации экономического развития и децентрализации управления экономикой . Эта работа являлась одной из первых, если не первой, которая раскрывала суть регионов как центров социально-экономического и научно-технического развития страны. Его работа предусматривала с одной стороны  обоснование региона как центра развития, с другой стороны, раскрывалась сущность регионального управления в сочетании с отраслевым управлением, также были разработаны предложения по территориальной организации производства.

В своей работе Ю.А. Лавриков предложил по-новому оценивать экономический потенциал региона, также была разработана концепция типологии районов, которая в дальнейшем нашла отражение в работах известных экономистов: Потемкина, Гранберга, Добрынина, Когута, Литовки, Маркина и других.

С начала 60-х годов в работах Ю. А. Лаврикова развивалась идея совнархозов, которая получила широкое распространение, но с течением времени, в силу объективных причин совнархозы утратили свое значение. Однако идеи Ю. А. Лаврикова, по созданию генеральной схемы управления народным хозяйством страны, получили дальнейшее развитие .И под  руководством Юрия Александровича были разработаны предложения по созданию территориальных объединений, которые получили название Всесоюзных Промышленных Объединений, в состав которые входили ряд специализированных промышленных объединений, расположенных на территории с однотипными ресурсами, связанные едиными транспортными путями и общим сформированным трудовым потенциалом.

Эта идея Ю. А. Лаврикова была распространена и получила свое дальнейшее развитие в Финансово-промышленных группах, в которые входят банки, страховые компании, промышленные предприятия, научно-исследовательские центры. В основе же Финансово-промышленных групп заложен механизм экономического взаимодействия, описанный Юрием Александровичем Лавриковым.

Первенство в разработке проблем природопользования в России также относится Юрию Александровичу. Особенно его интересовали проблемы управления природопользованием. Здесь Лавриков одним из первых понял, что промышленные регионы являются, с экологической точки зрения, наиболее ущербными. Он обосновал, что при разработке программ научно-технического прогресса, создания конкурентоспособной товарной продукции, развития регионов как социально-культурных и научно-технических центров, необходимо учитывать за счет каких природных источников будут осуществляться все эти процессы. Для этого Ю.А. Лавриков предложил новую оценку природного потенциала региона, которая нашла отражение в совместной работе профессора Глухова, Лисичкиной, Кобышева - «Природопользование», а также в работах Федотова – первого вице-президента Государственного Технического Университета, Литовки Олега Петровича – заместителя директора Института Социально-Экономических Проблем и других, которые стали вести работы по формированию регионов с заранее заданными экологическими свойствами.

Следуя известной истине о том, что кадры решают все, Юрий Александрович много внимания уделял кадровой политике: « ...Кадры - одна из главных составляющих в организации высокоэффективного хозяйства. Практика дает многочисленные примеры, когда в совершенно одинаковых условиях у хорошего хозяйственника, настоящего руководителя предприятие функционирует с высокой эффективностью, а у другого либо из-за неумения, либо по другим причинам дела идут из рук вон плохо. Дело подбора кадров весьма деликатная и сложная задача...»  (№2 стр102). В данном случае

его работы касались не только рабочих и служащих, но и механизмов формирования и подготовки трудовых кадров. Эта система модульной подготовки работников описана в многих работах, в том числе в работе «Перестройка экономического образования и программа перехода к рыночной экономике», вышедшей в 1990 году.

Отличительной чертой Юрия Александровича Лаврикова было то, что он не ограничился одной научной школой, которую по сути возглавлял, а наоборот всегда старался интегрировать различные экономические школы. В этой связи характерно сотрудничество с Бенцион Закриевичем Миллером - первым заместителем директора Института Экономики Российской Академии наук - тогда еще Академии наук СССР. Благодаря этому сотрудничеству стало возможным изучение зарубежного опыта: японского, американского, западногерманского, шведского по вопросам управления производственными процессами, а также поиск и применение в отечественной экономике лучших достижений западной школы управления. Многие научные труды, которые Юрий Александрович Лавриков не успел закончить при жизни, были завершены его коллегами по работе, в частности в книгах Бенциона Закриевича Миллера «Реформы управления» и «Управление реформами»  в двух частях, был подведен итог по тем проблемам управления производством, в решении которых Юрий Александрович принимал самое активное участие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84782. Путешествие по компьютеру 60.5 KB
  Тип урока: урок-повторение с применением игровых технологий Вид: комбинированный урок Технология: личностно-ориентированная игровая Цели урока: Обучающая создать условия для закрепления первичного представления об устройстве компьютера назначении его составных частей и периферийных устройств.
84784. Налоги. Макроэкономика 142.55 KB
  Цели урока: сформировать знания о государственных финансов и налоговой политики. Понятия урока: налог, налоговая система, принципы налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, подохлдный налог, автономный налог, пропорциональный налог, регрессивный налог,
84785. Как правильно тратить деньги? 18.22 KB
  Учитель выступает в роли родителя который выдает ребенку карманные деньги. Учитель проводит аукцион. Условия аукциона: 1 не задавать вопросы 2 учитель не показывает товар который хочет продать до тех пор пока учащиеся не согласятся его купить.
84786. Координатная плоскость 132 KB
  Развивающие: развивать умения сравнивать выделять главное анализировать и делать выводы; развивать умение самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развивать навыки применения компьютерных технологий при изучении математики; развивать речь; развивать внимание...
84787. Норд – Ост: 10 лет спустя 45.5 KB
  Формирование навыков анализа синтеза умения извлекать фактические знания из исторических источников применение их на практике; Развития умения аргументировать свою точку зрения давать оценку явлениям государственной и общественной жизни XXI века. Умение выражать свою точку зрения.
84788. Библия и Евангелие 37 KB
  Энциклопедии. Я думаю, многие из вас очень любят читать энциклопедии. В одних мы можем узнать много интересного из жизни животных, в других – о строении Вселенной. Есть энциклопедии, которые отвечают на самые разные вопросы. А есть такая книга, которую можно назвать энциклопедией жизни? Это – Библия.
84789. В.П. Астафьева «Васюткино озеро» 25.03 KB
  Находясь вдали от близких и родного дома оставшись один на один с суровой и величавой природой Васютка борется за выживание. Можно ли назвать наш урок; Поединок Васютки и тайги; Нет в поединке участвуют враги противники в этом же рассказе они находят общий язык...
84790. Формирование слогового и звукового анализа и синтеза 2.1 MB
  Коррекционные: уточнить и активизировать словарь по теме Игрушки; упражнять в согласовании количественных числительных с существительными; отрабатывать навык составления предложения; совершенствовать психические процессы логическое мышление зрительное слуховое и тактильное восприятие.