4055

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова

Сочинение

Литература и библиотековедение

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова. В вышедшей в 1989 году книге Интенсификация производства и проблемы управления трудом, Юрий Александрович Лавриков провел параметрический анализ производства переходного периода. Этот переходный пери...

Русский

2012-11-12

37 KB

0 чел.

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова.

В вышедшей в 1989 году книге «Интенсификация производства и проблемы управления трудом», Юрий Александрович Лавриков провел параметрический анализ производства переходного периода. Этот переходный период характеризовался интенсификацией общественного производства, преобразованием экономической структуры производства и поиском новых форм и методов управления производством. Поиск новых форм управления велся не на базе административно-командного управления, а в новой по тем временам, области экономического управления, основанного на экономическом анализе, экономическом прогнозирование. Ю.А. Лавриков раскрыл содержание конечной цели производства и определил показатели, характеризующие эти цели. Кроме того, в основе его параметрического исследования был проведен анализ средств достижения целей производства, раскрыта организация и функционирование производственного процесса и определена совокупность показателей, которые характеризуют средства достижения целей производства. Надо сказать, что эти работы были одними из первых в стране и создавали базу для формирования условий функционирования предприятий в рыночной экономике. И также были выведены показатели затрат на ресурсы, которые стали в дальнейшем основой для разработки ресурсосберегающей политики на каждом предприятии, в регионах и стране в целом. Кроме того, эта разработка стала основой федеральных и территориальных программ по ресурсосбережению и использованию вторичных ресурсов . Ю.А. Лавриковым был осуществлен новый подход к определению эффективности производства, выведен критерий эффективности производства, который предусматривал экстремальную функцию - максимум и минимум: « Критерием эффективности является минимизация затрат при максимизации результатов» (№1 стр.26). Такой подход к определению минимизации издержек производства также был применен в национальной экономике и современной экономической литературе впервые и в дальнейшем был развит различными научными школами ученых.

Теме «Интенсификация производства» Ю.А. Лавриковым было посвящено множество работ. Они касались вопросов понимания и измерения интенсификации производства, выработке показателей интенсификации производства, поиска путей экономического роста. Надо отметить, что разработки Ю.А. Лаврикова периода 1982-1989 годов касательно проблем экономического роста были вновь возобновлены в середине 1995 года в работах известных отечественных политэкономов: Добрынина А. И. Журавлевой Г.П. и других.

Второй спектр научного вклада Ю.А. Лаврикова - разработка проблем региональной экономики. Основные аспекты этой теории Юрий Александрович изложил в книге « Повышение эффективности территориального управления экономикой», которая вышла в издательстве красноярского университета в 1986 году, период когда стали зарождаться первые идеи по регионализации экономического развития и децентрализации управления экономикой . Эта работа являлась одной из первых, если не первой, которая раскрывала суть регионов как центров социально-экономического и научно-технического развития страны. Его работа предусматривала с одной стороны  обоснование региона как центра развития, с другой стороны, раскрывалась сущность регионального управления в сочетании с отраслевым управлением, также были разработаны предложения по территориальной организации производства.

В своей работе Ю.А. Лавриков предложил по-новому оценивать экономический потенциал региона, также была разработана концепция типологии районов, которая в дальнейшем нашла отражение в работах известных экономистов: Потемкина, Гранберга, Добрынина, Когута, Литовки, Маркина и других.

С начала 60-х годов в работах Ю. А. Лаврикова развивалась идея совнархозов, которая получила широкое распространение, но с течением времени, в силу объективных причин совнархозы утратили свое значение. Однако идеи Ю. А. Лаврикова, по созданию генеральной схемы управления народным хозяйством страны, получили дальнейшее развитие .И под  руководством Юрия Александровича были разработаны предложения по созданию территориальных объединений, которые получили название Всесоюзных Промышленных Объединений, в состав которые входили ряд специализированных промышленных объединений, расположенных на территории с однотипными ресурсами, связанные едиными транспортными путями и общим сформированным трудовым потенциалом.

Эта идея Ю. А. Лаврикова была распространена и получила свое дальнейшее развитие в Финансово-промышленных группах, в которые входят банки, страховые компании, промышленные предприятия, научно-исследовательские центры. В основе же Финансово-промышленных групп заложен механизм экономического взаимодействия, описанный Юрием Александровичем Лавриковым.

Первенство в разработке проблем природопользования в России также относится Юрию Александровичу. Особенно его интересовали проблемы управления природопользованием. Здесь Лавриков одним из первых понял, что промышленные регионы являются, с экологической точки зрения, наиболее ущербными. Он обосновал, что при разработке программ научно-технического прогресса, создания конкурентоспособной товарной продукции, развития регионов как социально-культурных и научно-технических центров, необходимо учитывать за счет каких природных источников будут осуществляться все эти процессы. Для этого Ю.А. Лавриков предложил новую оценку природного потенциала региона, которая нашла отражение в совместной работе профессора Глухова, Лисичкиной, Кобышева - «Природопользование», а также в работах Федотова – первого вице-президента Государственного Технического Университета, Литовки Олега Петровича – заместителя директора Института Социально-Экономических Проблем и других, которые стали вести работы по формированию регионов с заранее заданными экологическими свойствами.

Следуя известной истине о том, что кадры решают все, Юрий Александрович много внимания уделял кадровой политике: « ...Кадры - одна из главных составляющих в организации высокоэффективного хозяйства. Практика дает многочисленные примеры, когда в совершенно одинаковых условиях у хорошего хозяйственника, настоящего руководителя предприятие функционирует с высокой эффективностью, а у другого либо из-за неумения, либо по другим причинам дела идут из рук вон плохо. Дело подбора кадров весьма деликатная и сложная задача...»  (№2 стр102). В данном случае

его работы касались не только рабочих и служащих, но и механизмов формирования и подготовки трудовых кадров. Эта система модульной подготовки работников описана в многих работах, в том числе в работе «Перестройка экономического образования и программа перехода к рыночной экономике», вышедшей в 1990 году.

Отличительной чертой Юрия Александровича Лаврикова было то, что он не ограничился одной научной школой, которую по сути возглавлял, а наоборот всегда старался интегрировать различные экономические школы. В этой связи характерно сотрудничество с Бенцион Закриевичем Миллером - первым заместителем директора Института Экономики Российской Академии наук - тогда еще Академии наук СССР. Благодаря этому сотрудничеству стало возможным изучение зарубежного опыта: японского, американского, западногерманского, шведского по вопросам управления производственными процессами, а также поиск и применение в отечественной экономике лучших достижений западной школы управления. Многие научные труды, которые Юрий Александрович Лавриков не успел закончить при жизни, были завершены его коллегами по работе, в частности в книгах Бенциона Закриевича Миллера «Реформы управления» и «Управление реформами»  в двух частях, был подведен итог по тем проблемам управления производством, в решении которых Юрий Александрович принимал самое активное участие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31723. Мотивація учіння 27 KB
  Мотивація учіння Будьяка діяльність здійснюється під впливом певних спонукань які є рушієм активності її суб'єкта. Навчальна мотивація визначається специфічними для навчальної діяльності факторами: власне освітньою системою освітнім закладом; організацією навчального процесу; суб'єктивними особливостями тих хто навчається вік стать інтелектуальний розвиток здібності рівень домагань самооцінка взаємодія з іншими тощо; суб'єктивними особливостями педагога насамперед його ставленням до учня до власної справи; специфікою навчального...
31724. Загальна характеристика праці вчителя 28.5 KB
  Загальна характеристика праці вчителя На основі системного підходу до аналізу педагогічної діяльності Н. До структурних компонентів належать суб'єкт та об'єкт педагогічної взаємодії предмет їх спільної діяльності цілі навчання і засоби педагогічної комунікації. Функціональними компонентами педагогічної діяльності на думку Н. Конструктивний компонент розкриває особливості конструювання вчителем власної діяльності та діяльності учнів з урахуванням близьких урок заняття цикл занять цілей навчання і виховання.
31725. Специфіка педагогічного мислення 27.5 KB
  Специфіка педагогічного мислення Педагогічне завдання є структурною одиницею мислення вчителя. Основним компонентом практичного мислення вчителя в якому найяскравіше проявляється внутрішня єдність інтелектуальних емоційних та вольових якостей особистості є процес прийняття педагогічних рішень. Ще одна важлива особливість мислення вчителя полягає в тому що теоретичні знання при розв'язанні педагогічних завдань використовуються як правило у знятому вигляді автоматично скорочено згорнуто. Зумовлено це поперше загальною тенденцією до...
31726. Педагогічне спілкування 28 KB
  Педагогічне спілкування Прагнення до людського спілкування виступає своєрідним внутрішнім стимулом рушієм діяльності особистості. Педагогічне спілкування це система органічної соціальнопсихологічної дії учителявихователя і вихованця в усіх сферах діяльності що має певні педагогічні функції спрямоване на створення оптимальних соціальнопсихологічних умов активної та результативної життєдіяльності особистості. Оптимальним треба вважати таке спілкування педагога з вихованцями у процесі навчальновиховної роботи яке створює найбільш...
31727. Методи педагогічної психології 29 KB
  Недоліки цього методу: пасивність спостерігача фіксація тільки зовнішніх проявів певних дій і вчинків складність кількісної обробки одержаних даних. Позитивні сторони методу – в його масовості швидкості одержання інформації легкої обробки даних можливості застосування математичних методів обробки даних і порівняльного аналізу декількох обстежень. Недоліки методу – важко розраховувати на повні правильні точні відповіді неможливість втручання в сам процес анкетування немає гарантій недобросовісного заповнення анкет тощо. Позитивні...
31728. Історія розвитку педагогічної психології 28 KB
  Історія розвитку педагогічної психології Становлення багатьох галузей наукового знання являє собою гетерогенний і гетерохронний і більше того розірваний у часі процес. поклала початок розвитку педагогічної теорії і цілеспрямованої організації шкільного навчання. Ця праця можна розглядати і як першу передумову тривалого суперечливого становлення педагогічної психології протягом більш ніж 250 років бо тільки в кінці 19 в. Весь шлях становлення і розвитку педагогічної науки може бути представлений трьома великими періодами етапами: Перший...
31729. Суспільна роль вчителя, його значення в перебудові суспільства 28.5 KB
  Діяльність педагога – вид соціально культурної діяльності спрямованої на передачу накопичених людством культури і досвіду від старших поколінь молодшим створення умов для їх всебічного гармонійного розвитку та підготовку до виконання певних соціальних ролей у суспільстві. Основою педагогічної діяльності є спільна діяльність людей у процесі якої кожен суб’єкт засвоює загальнолюдський досвід історично сформовані суспільні педагогічні комунікативні моральні та інші цінності знання і способи дій; формує себе як особистість. Метою...
31730. Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя 27.5 KB
  Вимоги педагогічної діяльності до особистості вчителя Які ж особистісні якості необхідні для успішної педагогічної діяльності Ще Я. Перша така особливість – це педагогічні здібності тобто наявність внутрішнього натхнення до цієї діяльності. За відсутності цієї чутливості він неспроможний досягти в цій діяльності значних успіхів. Здібності до педагогічної діяльності можна виявити шляхом визначення темпів опанування педагогом професійних педагогічних знань глибини оволодіння основними прийомами та способами педагогічної діяльності.
31731. Педагогічні здібності вчителя та їх розвиток 28.5 KB
  Педагогічні здібності - це індивідуальні стійкі властивості особистості, що складаються в специфічної чутливості до об'єкта, засобів, умов педагогічної праці і створенню продуктивних моделей формування шуканих якостей в особистості воспитуемого.