4055

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова

Сочинение

Литература и библиотековедение

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова. В вышедшей в 1989 году книге Интенсификация производства и проблемы управления трудом, Юрий Александрович Лавриков провел параметрический анализ производства переходного периода. Этот переходный пери...

Русский

2012-11-12

37 KB

0 чел.

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова.

В вышедшей в 1989 году книге «Интенсификация производства и проблемы управления трудом», Юрий Александрович Лавриков провел параметрический анализ производства переходного периода. Этот переходный период характеризовался интенсификацией общественного производства, преобразованием экономической структуры производства и поиском новых форм и методов управления производством. Поиск новых форм управления велся не на базе административно-командного управления, а в новой по тем временам, области экономического управления, основанного на экономическом анализе, экономическом прогнозирование. Ю.А. Лавриков раскрыл содержание конечной цели производства и определил показатели, характеризующие эти цели. Кроме того, в основе его параметрического исследования был проведен анализ средств достижения целей производства, раскрыта организация и функционирование производственного процесса и определена совокупность показателей, которые характеризуют средства достижения целей производства. Надо сказать, что эти работы были одними из первых в стране и создавали базу для формирования условий функционирования предприятий в рыночной экономике. И также были выведены показатели затрат на ресурсы, которые стали в дальнейшем основой для разработки ресурсосберегающей политики на каждом предприятии, в регионах и стране в целом. Кроме того, эта разработка стала основой федеральных и территориальных программ по ресурсосбережению и использованию вторичных ресурсов . Ю.А. Лавриковым был осуществлен новый подход к определению эффективности производства, выведен критерий эффективности производства, который предусматривал экстремальную функцию - максимум и минимум: « Критерием эффективности является минимизация затрат при максимизации результатов» (№1 стр.26). Такой подход к определению минимизации издержек производства также был применен в национальной экономике и современной экономической литературе впервые и в дальнейшем был развит различными научными школами ученых.

Теме «Интенсификация производства» Ю.А. Лавриковым было посвящено множество работ. Они касались вопросов понимания и измерения интенсификации производства, выработке показателей интенсификации производства, поиска путей экономического роста. Надо отметить, что разработки Ю.А. Лаврикова периода 1982-1989 годов касательно проблем экономического роста были вновь возобновлены в середине 1995 года в работах известных отечественных политэкономов: Добрынина А. И. Журавлевой Г.П. и других.

Второй спектр научного вклада Ю.А. Лаврикова - разработка проблем региональной экономики. Основные аспекты этой теории Юрий Александрович изложил в книге « Повышение эффективности территориального управления экономикой», которая вышла в издательстве красноярского университета в 1986 году, период когда стали зарождаться первые идеи по регионализации экономического развития и децентрализации управления экономикой . Эта работа являлась одной из первых, если не первой, которая раскрывала суть регионов как центров социально-экономического и научно-технического развития страны. Его работа предусматривала с одной стороны  обоснование региона как центра развития, с другой стороны, раскрывалась сущность регионального управления в сочетании с отраслевым управлением, также были разработаны предложения по территориальной организации производства.

В своей работе Ю.А. Лавриков предложил по-новому оценивать экономический потенциал региона, также была разработана концепция типологии районов, которая в дальнейшем нашла отражение в работах известных экономистов: Потемкина, Гранберга, Добрынина, Когута, Литовки, Маркина и других.

С начала 60-х годов в работах Ю. А. Лаврикова развивалась идея совнархозов, которая получила широкое распространение, но с течением времени, в силу объективных причин совнархозы утратили свое значение. Однако идеи Ю. А. Лаврикова, по созданию генеральной схемы управления народным хозяйством страны, получили дальнейшее развитие .И под  руководством Юрия Александровича были разработаны предложения по созданию территориальных объединений, которые получили название Всесоюзных Промышленных Объединений, в состав которые входили ряд специализированных промышленных объединений, расположенных на территории с однотипными ресурсами, связанные едиными транспортными путями и общим сформированным трудовым потенциалом.

Эта идея Ю. А. Лаврикова была распространена и получила свое дальнейшее развитие в Финансово-промышленных группах, в которые входят банки, страховые компании, промышленные предприятия, научно-исследовательские центры. В основе же Финансово-промышленных групп заложен механизм экономического взаимодействия, описанный Юрием Александровичем Лавриковым.

Первенство в разработке проблем природопользования в России также относится Юрию Александровичу. Особенно его интересовали проблемы управления природопользованием. Здесь Лавриков одним из первых понял, что промышленные регионы являются, с экологической точки зрения, наиболее ущербными. Он обосновал, что при разработке программ научно-технического прогресса, создания конкурентоспособной товарной продукции, развития регионов как социально-культурных и научно-технических центров, необходимо учитывать за счет каких природных источников будут осуществляться все эти процессы. Для этого Ю.А. Лавриков предложил новую оценку природного потенциала региона, которая нашла отражение в совместной работе профессора Глухова, Лисичкиной, Кобышева - «Природопользование», а также в работах Федотова – первого вице-президента Государственного Технического Университета, Литовки Олега Петровича – заместителя директора Института Социально-Экономических Проблем и других, которые стали вести работы по формированию регионов с заранее заданными экологическими свойствами.

Следуя известной истине о том, что кадры решают все, Юрий Александрович много внимания уделял кадровой политике: « ...Кадры - одна из главных составляющих в организации высокоэффективного хозяйства. Практика дает многочисленные примеры, когда в совершенно одинаковых условиях у хорошего хозяйственника, настоящего руководителя предприятие функционирует с высокой эффективностью, а у другого либо из-за неумения, либо по другим причинам дела идут из рук вон плохо. Дело подбора кадров весьма деликатная и сложная задача...»  (№2 стр102). В данном случае

его работы касались не только рабочих и служащих, но и механизмов формирования и подготовки трудовых кадров. Эта система модульной подготовки работников описана в многих работах, в том числе в работе «Перестройка экономического образования и программа перехода к рыночной экономике», вышедшей в 1990 году.

Отличительной чертой Юрия Александровича Лаврикова было то, что он не ограничился одной научной школой, которую по сути возглавлял, а наоборот всегда старался интегрировать различные экономические школы. В этой связи характерно сотрудничество с Бенцион Закриевичем Миллером - первым заместителем директора Института Экономики Российской Академии наук - тогда еще Академии наук СССР. Благодаря этому сотрудничеству стало возможным изучение зарубежного опыта: японского, американского, западногерманского, шведского по вопросам управления производственными процессами, а также поиск и применение в отечественной экономике лучших достижений западной школы управления. Многие научные труды, которые Юрий Александрович Лавриков не успел закончить при жизни, были завершены его коллегами по работе, в частности в книгах Бенциона Закриевича Миллера «Реформы управления» и «Управление реформами»  в двух частях, был подведен итог по тем проблемам управления производством, в решении которых Юрий Александрович принимал самое активное участие.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55399. Вибір майбутньої професії 145 KB
  У цьому випадку людина вивчає власні можливості інтереси здібності переглядає багато професій і свідомо обирає ту яка підходить саме для неї з урахуванням сучасних проблем суспільства та особливостей ринку праці.
55400. Пишаюся своєю професією 167 KB
  Метою даної методичної розробки є удосконалення досвіду проведення поззаудиторних заходів. На сучасному етапі перед професійною освітою багато завдань, але найголовніше – виховувати гідних громадян...
55401. ВИБІР ПРОФЕСІЙНОЇ КАР’ЄРИ БУХГАЛТЕРА 5.35 MB
  Ідеї проектів належали викладачам, але студентам було запропоновано розповісти про своє бачення розв’язання проблеми або висунути ідею для нового проекту. Для того, щоб досягти реалізації проекту, важливо створити дружню атмосферу, заохотити студентів до спілкування англійською мовою під час обговорення і здійснення проекту.
55402. What are you? Professions 52 KB
  We must all work together to create a better place. A. Barry Explain the expression. (Pupils try to say their opinion, e.g. everyone has to work hard on our lesson, we have to study good to build our future...) Well, we use this idiom in our lesson: we’ll work hard together today and that’s why it will be one more step to understand what you would like to be in future.
55403. MY FUTURE PROFESSION 7.13 MB
  All professions are important, All professions are necessary. Do you want to choose any profession? What will you be? What will your friend be?
55404. My future profession 97 KB
  I offer you to do an exercise from the theory of solving research tasks (TSRT-pedagogics) called “the tree of assosiations”. You have an algoritm of doing this exercise. Let us start. Write the starting word “profession”.What assosiations do you have with the word “profession”? Write in column as many words as you can and do it very quickly.
55405. PROFESSIONS 122.5 KB
  Nick is a little boy from Oxford. He is 6. He is a pupil. His family is big. His mother`s name is Helen. She is 43. She is a teacher and works at school. His mother teaches children. His father`s name is Bill. He is 44 and he is a businessman. He works at the office. He works with papers. His brother Sam is 22.
55406. The Professions We Choose 114 KB
  It is not who you are, but what you do. These words are closely connected with your topic The Professions we choose. There is great variety of professions. Some of them may seem to be interesting to you, some of them boring.
55407. Буду професіоналом 35.5 KB
  Кожного дня ми, педагоги, маємо змогу працювати з самими ніжними, довірливими, беззахисними, тендітними маленькими особистостями, за розвиток, виховання та навчання яких ми відповідаємо перед батьками, перед державою та насамперед перед самими собою.