40551

Звук и фонема. Учение о фонеме Ленинградской фонологической школы

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Звук и фонема. Звук и фонема. Термин фонема ввели представители Казанской ФШ Бодуэн де Куртэне 8090 гг. Фонема звукэталон тип который служит для различия форм слов.

Русский

2013-10-17

25 KB

6 чел.

13. Звук и фонема. Учение о фонеме Ленинградской фонологической школы.

Звук и фонема.

До середины XIX века использовали термин «звук».

Термин «фонема» ввели представители Казанской ФШ (Бодуэн де Куртэне, 80-90 гг. XIX века).

В речи звуки изменяются, но многие изменения не мешают нам воспринимать слово, улавливать смысл.

Звук – материальное, конкретное явление, единица речи.

Фонема – звук-эталон – тип, который служит для различия форм слов.

Учение о фонеме Ленинградской фонологической школы.

Основоположник – Л.В. Щерба – ученик Б. де К. («Русские гласные в качественном и количественном отношении»)

Фонема – единица, которая способна различать слова и их формы.

Представители: Матусевич и др.

Опирается на «поздние» идеи Б. де К.

Тезис: звуковые единицы существуют автономно.

Фонема – минимальный, осознаваемый говорящим компонент слова или формы.

Связь фонемы со значением – потенциальная, в других условиях существует прямая связь этого компонента со словом или словоформой.

Бок: частица «б», предлог «о», предлог «к»

Соотношение фонемы и звука:

Фонема состоит из основных (звук) и неосновных оттенков. Неосновные оттенки:

- фонетические – возникают под воздействием фонетических изменений.

- нефонетические – шепелявость, картавость, диалекты.

Методы выделения фонемы:

Метод изолирования – если носитель языка может произнести фонему изолированно, то она существует.

Достоинства: единство фонологии и фонетики.

Недостатки: субъективизм.

Ленинградская школа : допускала фонему «ы»

(