40602

Стандарты проектирования

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Важнейшие шаги процесса BSP их последовательность получить поддержку высшего руководства определить процессы предприятия определить классы данных провести интервью обработать и организовать данные интервью можно встретить практически во всех формальных методиках а также в проектах реализуемых на практике. ISO IEC 12207:1995 стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. В соответствии с базовым международным стандартом ISO IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО делятся на три группы: 1.

Русский

2013-10-17

26.29 KB

61 чел.

Занятие 17

Стандарты проектирования

Существует целый ряд стандартов, регламентирующих ЖЦ ПО, а в некоторых случаях и процессы разработки.

Значительный вклад в теорию проектирования и разработки информационных систем внесла компания IBM, предложив еще в середине 1970-х годов методологию BSP (Business System Planning - методология организационного планирования). Метод структурирования информации с использованием матриц пересечения бизнес-процессов, функциональных подразделений, функций систем обработки данных (информационных систем), информационных объектов, документов и баз данных, предложенный в BSP, используется сегодня не только в ИТ-проектах, но и проектах по реинжинирингу бизнес-процессов, изменению организационной структуры. Важнейшие шаги процесса BSP, их последовательность (получить поддержку высшего руководства, определить процессы предприятия, определить классы данных, провести интервью, обработать и организовать данные интервью) можно встретить практически во всех формальных методиках, а также в проектах, реализуемых на практике.

Среди наиболее известных стандартов можно выделить следующие:

ГОСТ 34.601-90 - распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания. Кроме того, в стандарте содержится описание содержания работ на каждом этапе. Стадии и этапы работы, закрепленные в стандарте, в большей степени соответствуют каскадной модели жизненного цикла [4].

ISO/IEC 12207:1995 - стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного ПО. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов [5].

Custom Development Method (методика Oracle) по разработке прикладных информационных систем - технологический материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Oracle. Применяется CDM для классической модели ЖЦ (предусмотрены все работы/задачи и этапы), а также для технологий "быстрой разработки" (Fast Track) или "облегченного подхода", рекомендуемых в случае малых проектов.

Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки, включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей на базе UML [6].

Microsoft Solution Framework (MSF) сходна с RUP, так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений.

Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование (самая новая среди рассматриваемых методологий) сформировалось в 1996 году. В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.

В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО делятся на три группы:

1. Основные процессы:

приобретение;

поставка;

разработка;

эксплуатация;

сопровождение.

2. Вспомогательные процессы:

документирование;

управление конфигурацией;

обеспечение качества;

разрешение проблем;

аудит;

аттестация;

совместная оценка;

верификация.

3. Организационные процессы:

создание инфраструктуры;

управление;

обучение;

усовершенствование.

В таблице 2.1 приведены ориентировочные описания основных процессов ЖЦ. Вспомогательные процессы предназначены для поддержки выполнения основных процессов, обеспечения качества проекта, организации верификации, проверки и тестирования ПО. Организационные процессы определяют действия и задачи, выполняемые как заказчиком, так и разработчиком проекта для управления своими процессами.

Для поддержки практического применения стандарта ISO/IEC 12207 разработан ряд технологических документов: Руководство для ISO/IEC 12207 (ISO/IEC TR 15271:1998 Information technology - Guide for ISO/IEC 12207) и Руководство по применению ISO/IEC 12207 к управлению проектами (ISO/IEC TR 16326:1999 Software engineering - Guide for the application of ISO/IEC 12207 to project management).

Позднее был разработан и в 2002 г. опубликован стандарт на процессы жизненного цикла систем (ISO/IEC 15288 System life cycle processes). К разработке стандарта были привлечены специалисты различных областей: системной инженерии, программирования, управления качеством, человеческими ресурсами, безопасностью и пр. Был учтен практический опыт создания систем в правительственных, коммерческих, военных и академических организациях. Стандарт применим для широкого класса систем, но его основное предназначение - поддержка создания компьютеризированных систем.

Согласно стандарту ISO/IEC серии 15288 [7] в структуру ЖЦ следует включать следующие группы процессов:

1. Договорные процессы:

приобретение (внутренние решения или решения внешнего поставщика);

поставка (внутренние решения или решения внешнего поставщика).

2. Процессы предприятия:

управление окружающей средой предприятия;

инвестиционное управление;

управление ЖЦ ИС ;

управление ресурсами;

управление качеством.

3. Проектные процессы:

планирование проекта;

оценка проекта;

контроль проекта;

управление рисками;

управление конфигурацией;

управление информационными потоками;

принятие решений.

4. Технические процессы:

определение требований;

анализ требований;

разработка архитектуры;

внедрение;

интеграция;

верификация;

переход;

аттестация;

эксплуатация;

сопровождение;

утилизация.

5. Специальные процессы:

определение и установка взаимосвязей ИС ходя из задач и целей.

Стадии создания системы, предусмотренные в стандарте ISO/IEC 15288, несколько отличаются от рассмотренных выше. Перечень стадий и основные результаты, которые должны быть достигнуты к моменту их завершения, приведены в таблице.2. 

Таблица 2. Стадии создания систем (ISO/IEC 15288)

№ п/п

Стадия

Описание

1

Формирование концепции

Анализ потребностей, выбор концепции и проектных решений

2

Разработка

Проектирование системы

3

Реализация

Изготовление системы

4

Эксплуатация

Ввод в эксплуатацию и ИС пользование системы

5

Поддержка

Обеспечение функционирования системы

6

Снятие с эксплуатации

Прекращение ИС пользования, демонтаж, архивирование системы

Таблица 1. Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС  (ISO/IEC 12207)

Процесс

Действия

Вход

Результат

Приобретение (заказчик)

  1.  Инициирование
  2.  Подготовка заявочных предложений
  3.  Подготовка договора
  4.  Контроль деятельности поставщика
  5.  Приемка ИС
  1.  Решение о начале работ по внедрению ИС
  2.  Результаты обследования деятельности заказчика
  3.  Результаты анализа рынка ИС  тендера
  4.  План поставки/ разработки
  5.  Комплексный тест ИС
  1.  Технико-экономическое обоснование внедрения ИС
  2.  Техническое задание на ИС
  3.  Договор на поставку/ разработку
  4.  Акты приемки этапов работы
  5.  Акт приемно-сдаточных испытаний

Поставка (разработчик ИС )

  1.  Инициирование
  2.  Ответ на заявочные предложения
  3.  Подготовка договора
  4.  Планирование исполнения
  5.  Поставка ИС
  1.  Техническое задание на ИС
  2.  Решение руководства об участии в разработке
  3.  Результаты тендера
  4.  Техническое задание на ИС
  5.  План управления проектом
  6.  Разработанная ИС  и документация
  1.  Решение об участии в разработке
  2.  Коммерческие предложения/ конкурсная заявка
  3.  Договор на поставку/ разработку
  4.  План управления проектом
  5.  Реализация/ корректировка
  6.  Акт приемно-сдаточных испытаний

Разработка (Разработчик ИС)

  1. Подготовка
  2. Анализ требований к ИС 
  3. Проектирование архитектуры ИС  
  4. Разработка требований к ПО
  5. Проектирование архитектуры ПО
  6. Детальное проектирование ПО
  7. Кодирование и тестирование ПО
  8. Интеграция ПО и квалификационное тестирование ПО
  9. Интеграция ИС   и квалификационное тестирование ИС  
  1. Техническое задание на ИС  
  2. Техническое задание на ИС  , модель ЖЦ
  3. Подсистемы ИС  
  4. Спецификации требования к компонентам ПО
  5. Архитектура ПО
  6. Материалы детального проектирвоания ПО
  7. План интеграции ПО, тесты
  8. Архитектура ИС  , ПО, документация на ИС, тесты
  1. Используемая модель ЖЦ, стандарты разработки
  2. План работ
  3. Состав подсистем, компоненты оборудования
  4. Спецификации требования к компонентам ПО
  5. Состав компонентов ПО, интерфейсы с БД, план интеграции ПО
  6. Проект БД, спецификации интерфейсов между компонентами ПО, требования к тестам
  7. Тексты модулей ПО, акты автономного тестирования
  8. Оценка соответствия комплекса ПО требованиям ТЗ
  9. Оценка соответствия ПО, БД, технического комплекса и комплекта документации требованиям ТЗ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85112. Рушниковые швы (крестик) 261.69 KB
  Цель: расширить знания учащихся по рушниковым швам; научить правильной технологии вышивания рушникового шва; воспитывать аккуратность при выполнении вышивки развивать художественный вкус учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Закрепление новых знаний и умений учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
85113. Счётная гладь, поверхностно-нашитая счётная гладь. Виды глади (прямая, косая, качалочковая) 1.02 MB
  Виды глади прямая косая качалочковая. Цель: формировать представление о видах счётной глади; научить различать виды счётной глади вышивать прямой и косой гладью; воспитывать художественный вкус при выполнении вышивальных работ. Оборудование: образцы видов счётной глади готовые изделия иллюстрации из журналов образцы тканей для вышивания. Виды счётной глади.
85114. Техника вышивания «занизывание». Композиция в вышивке счётной гладью и «занизыванием» 311.83 KB
  Цель: расширить представления учащихся о видах счётной глади и занизывания; научить выполнять эту технику вышивания; воспитывать аккуратность при выполнении вышивальных работ уважительное отношение к национальным традициям украинской народной вышивки. Структура урока: Организационный момент Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Закрепление новых знаний и умений учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
85115. Письмове додавання і віднімання багатоцифрових чисел 67.41 KB
  Ознайомити учнів з прийомами письмового додавання і віднімання багатоцифрових чисел у межах мільйона; закріплювати вміння учнів розв\\\'язувати задачі та рівняння. Учні перевіряють чи правильно розв\\\'язано приклади. Розвиток математичних знань. Розв\\\'язування рівнянь № 319.
85116. Перевірка віднімання додаванням. Складені задачі, розв\\\'язання яких опирається на правило знаходження невідомого доданка 45.38 KB
  Складені задачі розв\\\'язання яких опирається на правило знаходження невідомого доданка №№ 324 330. Узагальнити уявлення учнів про зв\\\'язок дій віднімання і додавання; вчити розв\\\'язувати задачі на знаходження невідомого доданка. б Розв\\\'язати задачу. Скільки всього центнерів зерна стало на елеваторі Розв\\\'язання: 1708 675 357 = 2740 ц.
85117. Знаходження різниці, коли зменшуване містить кілька нулів 125.56 KB
  Ознайомити учнів з випадком віднімання багатоцифрових чисел коли зменшуване містить кілька нулів; закріплювати уміння виконувати перевірку дій додавання і віднімання розв\\\'язувати задачі. а Розв\\\'язати з перевіркою. б Скласти і розв\\\'язати задачу за скороченим записом.
85118. Додавання кількох доданків. Задачі на знаходження довжини сторони трикутника 77.3 KB
  Закріплювати вміння учнів застосовувати сполучний і переставний закони додавання для зручних обчислень та виконувати додавання і віднімання багатоцифрових чисел письмово; вправляти у розв\\\'язуванні задач. б Скільки всього десятків сотень тисяч у числі 109256 в Скласти і розв\\\'язати задачу за поданим скороченим записом. Розв\\\'язання: 1 11650 7650 = 4000л надоїла третя доярка; 2 7650 3750 = 3900 л надоїла друга доярка. Розв\\\'язати задачу.
85119. Знаходження значень виразів на сумісні дії першого ступеня та виразів з дужками 37.15 KB
  Закріплювати вміння учнів виконувати дії додавання і віднімання над багатоцифровими числами; навчати узагальнених прийомів розв\\\'язування задач. а Розв\\\'язати і зробити перевірку. 1 Розв\\\'яжи задачу. Розв\\\'язання.
85120. Додавання і віднімання іменованих чисел, виражених в одиницях довжини та маси 37.67 KB
  Ознайомити учнів із прикладами письмового додавання і віднімання іменованих чисел виражених в одиницях вимірювання довжини та маси; закріплювати вміння учнів розв...