40613

Технология внедрения CASE-средств

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

CSEсредство любое программное средство автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями: мощные графические средства для описания и документирования ИС обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и развивающие его творческие возможности; интеграция отдельных компонент CSEсредств обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС; использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных репозитория. Процесс...

Русский

2013-10-17

118.11 KB

21 чел.

Занятие 41

Технология внедрения CASE-средств

Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

CASE-средство -  любое программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями:

  1.  мощные графические средства для описания и документирования ИС, обеспечивающие удобный интерфейс с разработчиком и развивающие его творческие возможности;
  2.  интеграция отдельных компонент CASE-средств, обеспечивающая управляемость процессом разработки ИС;
  3.  использование специальным образом организованного хранилища проектных метаданных (репозитория).

Процесс внедрения CASE-средств состоит из следующих этапов:

  1.  определение потребностей в CASE-средствах;
  2.  оценка и выбор CASE-средств;
  3.  выполнение пилотного проекта;
  4.  практическое внедрение CASE-средств.

Определение потребностей в CASE-средствах

Анализ возможностей организации

Анкеты должны давать представление о следующих аспектах деятельности организации:

  1.  Общие вопросы
  2.  Проекты, ведущиеся в организации
  3.  Технологическая база
  4.  Персонал
  5.  Готовность

Определение организационных потребностей

Цели организации играют главную роль в определении ее конкретных потребностей и ожидаемых результатов.

Определение потребностей организации, связанных с использованием CASE-технологии, включает анализ целей и существующих возможностей. После того, как все потребности организации определены, каждой из них должен быть присвоен определенный приоритет, отражающий ее значимость для успешной деятельности организации. Если потребности, связанные с CASE-технологией, не обладают высшим приоритетом, имеет смысл отказаться от ее внедрения и сосредоточиться на потребностях с наивысшим приоритетом.

Ожидаемые результаты С внедрением CASE-средств обычно связывают большие ожидания. В ряде случаев эти ожидания оказываются нереалистичными и приводят к неудаче при внедрении.

      Важно также осознавать, что улучшение деятельности организации, являющееся следствием использования CASE-технологии, может быть неочевидным в течение самого первого проекта, использующего новую технологию. Продуктивность и другие характеристики деятельности организации могут первоначально даже ухудшиться, поскольку на освоение новых средств и внесение необходимых изменений в процесс разработки требуется некоторое время. Таким образом, ожидаемые результаты должны рассматриваться с учетом вероятной отсрочки в улучшении проектных характеристик.

Определение потребностей в CASE-средствах

Потребности организации в CASE-средствах должны соразмеряться с реальной ситуацией на рынке или собственными возможностями разработки.

Исследование рынка проводится путем:

  1.  изучения литературы по CASE-средствам
  2.  посещения конференций и семинаров, проводимых поставщиками и пользователями CASE-средств.

При проведении данного анализа необходимо выяснить возможность интеграции конкретного CASE-средства с другими средствами, используемыми (или планируемыми к использованию) организацией. Кроме того, важно получить достоверную информацию о средствах, основанную на реальном пользовательском опыте и сведениях от пользовательских групп.

Определение критериев успешного внедрения

  1.  Определяемые критерии должны позволять количественно оценивать степень удовлетворения каждой из потребностей, связанных с внедрением. Кроме того, по каждому критерию должно быть определено его конкретное оптимальное значение. На определенных этапах внедрения эти критерии должны анализироваться для того, чтобы определить текущую степень удовлетворения потребностей. .
  2.  В том случае, если базовые метрические данные отсутствуют, организация зачастую может извлечь полезную информацию из своих проектных архивов.

Стратегия внедрения CASE-средств должна содержать:

  1.  организационные потребности;
  2.  базовые метрики, необходимые для последующего сравнения результатов;
  3.  критерии успешного внедрения, связанные с удовлетворением организационных потребностей, включая ожидаемые результаты последовательных этапов процесса внедрения;
  4.  подразделения организации, в которых должно выполняться внедрение CASE-средств;
  5.  влияние, оказываемое на другие подразделения организации;
  6.  стратегии и планы оценки и выбора, пилотного проектирования и перехода к полномасштабному внедрению;
  7.  основные факторы риска;
  8.  ориентировочный уровень расходов и источники финансирования процесса внедрения CASE-средств;
  9.  ключевой персонал и другие ресурсы

Оценка и выбор CASE-средств

  1.  Процесс оценки и выбора может преследовать несколько целей, включая одну или более из следующих:
  2.  оценка нескольких CASE-средств и выбор одного или более из них;
  3.  оценка одного или более CASE-средств и сохранение результатов для последующего использования;
  4.  выбор одного или более CASE-средств с использованием результатов предыдущих оценок.

Модель процесса оценки и выбора

Оценка и накопление соответствующих данных может выполняться следующими способами:

  1.  анализ CASE-средств и документации поставщика;
  2.  опрос реальных пользователей;
  3.  анализ результатов проектов, использовавших данные CASE-средства;
  4.  просмотр демонстраций и опрос демонстраторов;
  5.  выполнение тестовых примеров;
  6.  применение CASE-средств в пилотных проектах;
  7.  анализ любых доступных результатов предыдущих оценок.

Процесс выбора включает следующие действия:

  1.  формулировка задач выбора, включая цели, предположения и ограничения;
  2.  выполнение всех необходимых действий по выбору, включая определение и ранжирование критериев, определение средств-кандидатов, сбор необходимых данных и применение ранжированных критериев к результатам оценки для определения средств с наилучшими показателями. Для многих пользователей важным критерием выбора является интегрируемость CASE-средства с существующей средой;
  3.  выполнение необходимого количества итераций с тем, чтобы выбрать (или отвергнуть) средства, имеющие сходные показатели;
  4.  подготовка отчета по результатам выбора.
  5.  Критерии формируют базис для процессов оценки и выбора и могут принимать различные формы, включая:
  6.  числовые меры в широком диапазоне значений, например, объем требуемой памяти;
  7.  числовые меры в ограниченном диапазоне значений, например, простота освоения, выраженная в баллах от 1 до 5;
  8.  двоичные меры (истина/ложь, да/нет), например, способность генерации документации в формате Postscript;
  9.  меры, которые могут принимать одно или более из конечных множеств значений, например, платформы, для которых поддерживается CASE-средство.
  10.  Типичный процесс оценки и/или выбора может использовать набор критериев различных типов.

Структура набора критериев

Пример выбора критериев:

  1.  Поддержка полного жизненного цикла ИС
  2.  Обеспечение целостности проекта и контроля за его состоянием
  3.  Независимость от программно-аппаратной платформы и СУБД
  4.  Поддержка одновременной работы групп разработчиков
  5.  Возможность разработки приложений "клиент-сервер" требуемой конфигурации
  6.  Открытая архитектура и возможности экспорта/импорта
  7.  Качество технической поддержки в России, стоимость приобретения и поддержки, опыт успешного использования
  8.  Простота освоения и использования
  9.  Обеспечение качества проектной документации
  10.  Использование общепринятых, стандартных нотаций и соглашений

Пилотный проект

Перед полномасштабным внедрением выбранного CASE-средства в организации выполняется пилотный проект, целью которого является экспериментальная проверка правильности решений, принятых на предыдущих этапах, и подготовка к внедрению. Он преследует следующие цели:

  1.  подтвердить достоверность результатов оценки и выбора;
  2.  определить, действительно ли CASE-средство годится для использования в данной организации, и если да, то определить наиболее подходящую область его применения;
  3.  собрать информацию, необходимую для разработки плана практического внедрения;
  4.  приобрести собственный опыт использования CASE-средства.

Оценка пилотного проекта

В процессе оценки пилотного проекта организация должна определить свою позицию по следующим трем вопросам:

  1.  Целесообразно ли внедрять CASE-средство ?
  2.  Какие конкретные особенности пилотного проекта привели к его успеху (или неудаче) ?
  3.  Какие проекты или подразделения в организации могли бы получить выгоду от использования средств ?

Принятие решения о целесообразности внедрения CASE-средств

Возможны четыре категории результатов и соответствующих действий:

  1.  Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал неадекватность ожиданий организации. В этом случае организация может пересмотреть результаты проекта в контексте более реалистичных ожиданий.
  2.  Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал, что выбранные средства не удовлетворяют потребности организации. В этом случае организация может принять решение не внедрять данные средства, однако при этом также пересмотреть свои потребности и подход к оценке и выбору CASE-средств.
  3.  Пилотный проект потерпел неудачу, и его анализ показал наличие таких проблем, как неудачный выбор пилотного проекта, неадекватное обучение и недостаток ресурсов. В этом случае может оказаться достаточно сложно принять решение о том, следует ли вновь выполнить пилотный проект, продолжить работу по внедрению или отказаться от CASE-средств. Однако, независимо от принятого решения, процесс внедрения нуждается в пересмотре и повышенном внимании.
  4.  Пилотный проект завершился успешно, и признано целесообразным внедрять CASE-средства в некоторых подразделениях или, возможно, во всей организации в целом. В этом случае следующим шагом является определение наиболее подходящего масштаба внедрения.

Принятие решения о внедрении 

Возможным решением должно быть одно из следующих:

  1.  Внедрить средство.
  2.  Выполнить дополнительный пилотный проект.
  3.  Отказаться от средства
  4.  Отказаться от использования CASE-средств вообще.

Переход к практическому использованию CASE-средств

План перехода должен включать следующее:

  1.  Информацию относительно целей, критериев оценки, графика и возможных рисков, связанных с реализацией плана.
  2.  Информацию относительно приобретения, установки и настройки CASE-средств.
  3.  Информацию относительно интеграции каждого средства с существующими средствами, включая как интеграцию CASE-средств друг с другом, так и их интеграцию в процессы разработки и эксплуатации ПО, существующие в организации.
  4.  Ожидаемые потребности в обучении и ресурсы, используемые в течение и после завершения процесса перехода.
  5.  Определение стандартных процедур использования средств.

Оценка результатов перехода 

Программа постоянной оценки качества и продуктивности ПО имеет важное значение для следующего:

  1.  Определения степени совершенствования процессов,
  2.  Упреждения возможных стратегических просчетов,
  3.  Своевременного отказа от использования устаревшей технологии.

Результатом данного этапа является внедрение CASE-средств в повседневную практику организации, при этом больше не требуется какого-либо специального планирования. Кроме того, поддержка CASE-средств включается в план текущей поддержки ПО в данной организации


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18171. Структуры языка ANSI C, операции над структурами 1.07 MB
  Задача лабораторной работы состоит в практическом освоении объявления и работы с структурами, написание приложения по индивидуальному варианту.
18172. ПРАВО НА ЗЕМЕЛЬНУ ЧАСТКУ (ПАЙ) 83.5 KB
  Лекція 13 ПРАВО НА ЗЕМЕЛЬНУ ЧАСТКУ ПАЙ План: Правова природа права на земельну частку пай Право на земельну частку пай у землях що були передані у колективну власність сільськогосподарських підприємств Співвідношення права на земельну частку пай із...
18173. ВИНИКНЕННЯ ТА РЕАЛІЗАЦІЯ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНУ ЧАСТКУ (ПАЙ), У ЗЕМЛЯХ ПЕРЕДАНИХ У КОЛЕКТИВНУ ВЛАСНІСТЬ 81.5 KB
  Лекція 14 ВИНИКНЕННЯ ТА РЕАЛІЗАЦІЯ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНУ ЧАСТКУ ПАЙ У ЗЕМЛЯХ ПЕРЕДАНИХ У КОЛЕКТИВНУ ВЛАСНІСТЬ План: Виникнення права на земельну частку пай Виділення земельних часток паївв натурі із земель передану у колективну власність Оренда земельн...
18174. ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УПРАВЛІННЯ В ГАЛУЗІ ЗЕМЕЛЬНИХ ВІДНОСИН 83.5 KB
  Лекція 15. ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УПРАВЛІННЯ В ГАЛУЗІ ЗЕМЕЛЬНИХ ВІДНОСИН План: Поняття управління у галузі земельних відносин Організаційно правове забезпечення управління в галузі земельних відносин Поняття функцій управління Встановлення меж ад
18175. ФУНКЦІОНАЛЬНО – ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УПРАВЛІННЯ В ГАЛУЗІ ЗЕМЕЛЬНИХ ВІДНОСИН 83 KB
  Лекція 16. ФУНКЦІОНАЛЬНО ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ УПРАВЛІННЯ В ГАЛУЗІ ЗЕМЕЛЬНИХ ВІДНОСИН План: Моніторинг земель Контроль за використанням відтворенням та охороною земель Землеустрій Вирішення земельних спорів Питання для самоконтролю Пит
18176. ЕКОНОМІКО-ПРАВОВИЙ МЕХАНІЗМ У ГАЛУЗІ ВИКОРИСТАННЯ, ОХОРОНИ ТА ВІДТВОРЕННЯ ЗЕМЕЛЬ 68 KB
  Лекція 17 ЕКОНОМІКОПРАВОВИЙ МЕХАНІЗМ У ГАЛУЗІ ВИКОРИСТАННЯ ОХОРОНИ ТА ВІДТВОРЕННЯ ЗЕМЕЛЬ План: Поняття та загальна характеристика економікоправового механізму у галузі використання охорони та відтворення земель Правове регулювання плати за землю. Загальн...
18177. ЮРИДИЧНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНІ ПРАВОПОРУШЕННЯ 87 KB
  Лекція 21. ЮРИДИЧНА ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНІ ПРАВОПОРУШЕННЯ План: Поняття та види юридичної відповідальності за земельні правопорушення Кримінальна відповідальність за злочини у галузі земельних відносин Майнова відповідальність за порушення зем
18178. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОГО ПРИЗНАЧЕННЯ 71.5 KB
  Лекція 22 ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКОГО ПРИЗНАЧЕННЯ План: Поняття земель сільськогосподарського призначення Склад земель сільськогосподарського призначення Особливості правового режиму земель сільськогосподарського призначеня Особ
18179. ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕНИХ ПУНКТІВ 77 KB
  Лекція 23 ПРАВОВИЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕНИХ ПУНКТІВ План: Поняття земель населених пунктів Склад земель населених пунктів Особливості правового режиму земель населених пунктів Особливості управління в сфері використання і охорони земель населених пункт...