40655

Виды бизнеса и критерии их выделения

Доклад

Деньги и денежные системы

Виды бизнеса и критерии их выделения Несмотря на некоторые общие признаки на практике реальная деятельность предпринимателей сильно различается. Это связано с тем что в отдельных видах бизнеса возникают различные конкурентные преимущества и риски реализация первых и преодоление вторых заставляет предпринимателей видоизменять механизмы функционирования своего дела. Существуют особенности и в механизмах правового регулирования и правового обеспечения предпринимательской деятельности в разных видах бизнеса.

Русский

2013-10-20

112 KB

3 чел.

Виды бизнеса и критерии их выделения

Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса

Система и формы государственной поддержки предпринимательства

1. Виды бизнеса и критерии их выделения

Несмотря на некоторые общие признаки, на практике реальная деятельность предпринимателей сильно различается. Это связано с тем, что в отдельных видах бизнеса возникают различные конкурентные преимущества и риски, реализация первых и преодоление вторых заставляет предпринимателей видоизменять механизмы функционирования своего дела. Существуют особенности и в механизмах правового регулирования и правового обеспечения предпринимательской деятельности в разных видах бизнеса. Для изучения этих особенностей мы существующие виды бизнеса разделим на виды.

Обычно выделяют виды бизнеса в зависимости от отраслевой принадлежности, размера бизнеса и формы собственности. Последняя проблема будет объектом нашего изучения в следующей главе. В данной же главе предметом изучения будут риски и конкурентные преимущества бизнеса, возникающие из-за отраслевых и размерных отличий бизнеса. Большое внимание будет уделено институциональным и правовым механизмам увеличения конкурентоспособности и снижению риска предпринимательства.

Любой бизнес, так или иначе, связан с такими фазами воспроизводственного цикла - производство продукции или услуг, обменом и распределением, их потреблением. Поэтому, в зависимости от того к какой стадии воспроизводствен-ного преимущественно принадлежит бизнес выделяют следующие виды пред-принимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое и услуги.

Производственное предпринимательство.

Производственное предпринимательство - это ведущий вид предприни-мательства. Его основная функция - организация производства. К производст-венному бизнесу относят автомобильные, строительные, фармацевтические фир-мы, предприятия занятые в производстве косметики, пошиве одежды и многие, многие другие. Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно он формирует основу современной рыночной экономики - массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом он использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, орга-низует производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

Осуществление производственного бизнеса связано с необходимостью приобретения предпринимателем значительного набора производственных факторов. Для изготовления продукции необходимы оборотные средства: материалы и полуфабрикаты, основные средства - рабочие помещения, машины, оборудование, приборы. Необходимо знание технологии. Приобретаемые предпринимателем основные средства имеют длительный срок службы и переносят свою стоимость на готовую продукцию не за один производственный цикл, поэтому надолго замораживают средства в каком-то бизнесе. Предприниматель также несет расходы по привлечению рабочей силы, приобретению самой разнообразной информации, на транспортировку и хранение материалов, готовой продукции, ремонт оборудования и многие другие. При этом отсутствие работников подходящей квалификации и оборудования, дорогое и некачественное сырье могут стать серьезным препятствием на пути создания производственного бизнеса. Производственный бизнес, как ни один другой вид предпринимательства зависит от состояния уровня развития инфраструктуры и экономики в целом.

Производственное предпринимательство не приносит столь быстро прибыль, как другие виды бизнеса, одновременно, более чем, какая-либо другие виды предпринимательства нуждается в значительной сумме денег для организации бизнеса. Поэтому этот вид предпринимательства нуждается в серьезной государ-ственной поддержке для своего успешного развития. Она может выступать в форме программ поддержки тех или иных форм бизнеса, налоговых льготах, предоставлении гарантий и т.д. Желание части предпринимателей получать сиюминутный доход, ведет к тому, что многие бизнесмены, занимающиеся производственным предпринимательством в неблагоприятных условиях, идут на снижение качества и фальсификацию товаров, используют опасные технологии, начинают хищнически использовать природные ресурсы и рабочую силу. Поэтому производственное предпринимательство помимо государственной поддержки, как правило, испытывает очень серьезное государственное регулирование в форме: лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т.д. На регулирование производственного бизнеса в наибольшей степени направлено трудовое и экологическое законодательство.

Таблица 1 Сильные стороны производственного предпринимательства Слабые стороны производственного предпринимательства

Производственное предпринимательство имеет наибольшее общественное значение  Очень зависит от уровня развития рыночной экономики и инфраструктуры

Пользуется значительной государственной поддержкой  Подвергается значительному государственному регулированию

 Наиболее высоко-рискованный и сложный бизнес

 Невысокая рентабельность

Коммерческий бизнес.

Полем деятельности коммерческого бизнеса являются операции по купле продаже товаров. В этом виде бизнеса предприниматель выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Примерами коммерческого бизнеса могут служить разнообразные оптовые тор-говцы и посредники, магазины, бензоколонки, аптеки и т.д.

Коммерческий бизнес занят тем, что приобретает товары у производителей, перевозит ее в разные уголки страны и мира, складируют и доставляют другим посредникам или потребителям. При прохождении товара от производителя к потребителю товар не изменяется, но потребители получают возможность не заботиться о доставке товаров и в то же время более равномерно потреблять необходимую продукцию. Коммерческий предприниматель берет на себя и риски связанные с изменением спроса, цен и т.д. Этот вид бизнеса проще производственного. К его достоинствам можно отнести также быстроту создания. Не случайно в России в первые годы перехода к рынку этот вид предпринимательства получил наиболее быстрое развитие.

Коммерческий бизнес высокорентабелен. Если во всем мире производственная деятельность обеспечивает, как правило, не более 10-12% рентабельности предприятия, то коммерческая - 20-30%, а нередко и выше.

К рискам данного вида бизнеса можно отнести высокую зависимость от рыночной конъюнктуры. Эффективное коммерческое предпринимательство требует знания тонкостей по ведению переговоров об установке низких закупочных цен, умения завоевывать доверие партнеров и потребителей, навыков по прогнозированию изменений в потребностях общества. Поэтому в коммерческой торговле очень высоки риски связанные с подбором персонала. Предприниматели, занятые в этом виде бизнеса сильно зависят от уровня развития предпринимательской инфраструктуры. В этой сфере бизнеса во всем мире много мелких и средних фирм, и как следствие в этом бизнесе ниже государственное регулирование и большая доля "теневого" предпринимательства.

Таблица 2 Сильные стороны коммерческого предпринимательства Слабые стороны коммерческого пред-принимательства

Высокая рентабельность  Очень зависит от уровня развития производства

Быстрота создания, незначительная величина первоначального капитала Относительно невысокий риск

Относительная простота самих операций Современные эффективные формы коммерческого предпринимательства сильно зависят от качества персонала

Незначительная государственная регламентация Высокая рентабельность

 

Финансовое предпринимательство

Особым видом предпринимательской деятельности является финансовый бизнес. Сфера его деятельности денежное обращение и кредит. Финансовая дея-тельность выступает в таких формах как банковская деятельность, страховой и венчурный бизнес. Оно распространяется на такой круг операций как продажа и покупка иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, валюту или другие ценные бумаги. К этой сфере относятся услуги разнообразных финансовых по-средников: брокеров, дилеров и т.д. Прибыль предпринимателя возникает в ре-зультате операций с финансовыми ресурсами и получением процентов.

Во всем мире финансовый бизнес также как и производственный бизнес является одним из самых рискованных видов бизнеса, поэтому подлежит наиболее сильному государственному регулированию. Финансовый бизнес, как правило, не предполагает такую высокую норму рентабельности как коммерческое предпринимательство. Ее величина может составить 5-10%. Большая часть фирм в мире занимающихся финансовым бизнесом - это крупные фирмы.

К конкурентным преимуществам фирм занятых финансовым бизнесом можно отнести высокую мобильность ресурсов, гибкость, способность быстро аккуму-лировать ресурсы, к рискам - значительную зависимоть от состояния националь-ной экономики, политические риски, зависимость от международных финансовых рынков.

Таблица 3 Сильные стороны финансового предпринимательства Слабые стороны финансового предпринимательства

Гибкость и мобильность  Высокие риски.

Способность быстро аккумулировать ресурсы Сильно зависит от политических рисков и международных финансовых рынков

Относительная простота самих финансовых операций Значительное государственное регулирование

 Современные эффективные формы финансового предпринимательства сильно зависят от качества персонала

 Невысокий уровень рентабельности

 Необходимость большого первоначального капитала для начала деятельности

 

Бизнес в сфере услуг

В последние годы во всем мире все большее развитие получает бизнес в сфере услуг. Из четырех основных групп отраслей легче всего организовать предприятие в сфере услуг. Работой по предоставлению услуг можно управлять прямо из дома или конторы. Примерами такого бизнеса являются телефонные справочные службы, услуги няни, переводчика. Подобные предприятия требуют незначительных (или вообще никаких) капиталовложений. Некоторые услуги, например гостиницы или спортивный бизнес, требуют гораздо больше инвести-ций. Подобно торговле услуги насчитывают сотни разных типов - от мастерских по ремонту обуви до агентств по прокату автомобилей, от брачных консультантов до стоматологов.

Услуги - это очень привлекательный бизнес для предпринимателей. В настоящее время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые сулят предпринимателям прибыли более высокие, чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг.

Часто предприниматель может в одиночку вести предприятие по предоставлению услуг; многие юристы, бухгалтеры, консультанты и программисты работают само-стоятельно. Крупные предприятия представляют собой незначительную долю предприятий в этой сфере. Он преобладает в средствах массовой информации, та-ких как журналы, газеты, телевидение и радио.

Бизнес в сфере услуг особенно сильно зависит от конъюнктурных факторов, политических факторов. Многие виду услуг в современной рыночной экономике выживают благодаря государственной поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом.

Таблица 4 Сильные стороны предпринимательства в сфере услуг Слабые стороны предпринимательства в сфере услуг

Гибкость и мобильность  Сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно сфера современных деловых услуг

Способность быстро аккумулировать ресурсы Значительное государственное регулирование

Относительная простота деловых операций Зависимость от качества персонала

Высокий уровень рентабельности, особенно в сфере современных деловых услуг  

 

Все перечисленные виды предпринимательства тесно связаны между собой. Очень часто в одном предпринимателе сочетается и производственник и фи-нансист и посредник. Сочетание разных видов бизнеса позволяет предпринимате-лю увеличивать конкурентные преимущества своего бизнеса и снижать риски. Однако не всегда произвольное сочетание видов бизнеса ведет к успеху.

Сразу после начала крупномасштабной приватизации в России в начале 90-х годов мно-гие предприниматели, занятые в сфере финансового бизнеса и сосредоточившие в своих руках значительные финансовые средства кинулись за бесценок скупать различные производственные предприятия. Однако отсутствие серьезной оценки рисков и то, что не были учтены серьезные различия бизнес процессов в разных видах бизнеса, привели к неповоротливости и неэффективности возникших бизнес структур.

 

2. Современная сетевая экономика и место в ней крупного, среднего и малого бизнеса

Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множе-ства работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их техно-логических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть от-расли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами про-изводства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится авто-мобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккуму-лируются финансовые, производственные и людские ресурсы. По данным Наобо-рот, в отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий.

Существует две проблемы.

С чем связано сохраняющееся различие в размерах предпритий, какую роль они играют в современной экономике

Как в современной рыночной экономике эффективно взимодействуют различные по размеру предприятия.

Фирмы отличающиеся по размеру играют различную роль в обеспечении ус-тойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества. Выделяют крупный, средний и малый бизнес.

Крупное, среднее и малое предпринимательство.

Крупный бизнес

Крупный бизнес не поддается простому определению Обычно понятие "крупный бизнес применяется к таким гигантам как ИБМ и "Дженерал мо-торс" По данным эксперта в число крупнейших компаний мира в 1996 году входили такие фирмы, General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). В этот список входила и одна российская компания"- "Газпром, которая заняла 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония)

Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций.

Первая - стремление к получению экономии на мас-штабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рын-ков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ре-сурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми распо-лагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те об-ласти, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с ос-новным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятель-ности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонацио-нальные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная ин-теграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и ин-тернационализация с ее высшей формой - глобализацией.

Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и воз-никают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологи-чески обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной инте-грации, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на ис-следования изменения организационных форм корпораций в США в течение 150 лет, приведших к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций". Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, со-временная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использо-вать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпора-ции способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.

Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управ-ления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и це-ны на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

Таблица 5 Сильные стороны крупного бизнеса  Слабые стороны крупного бизнеса

Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства  Снижение стимулов к росту эффективности производства

Возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса  Возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

Экономия на издержках производства  Падение эффективности управление с ростом объема фирмы

Устойчивость Негибкость, возможностьпотеря контакта с потребителем

Существуют также серьезные страновые различия в сильных и слабых сторонах крупного бизнеса. См. заметку об особенностях крупного бизнеса в России

Малый бизнес

Малый бизнес: причины роста и критерии выделения

Если понятие крупный бизнес-это понятие в основном экономическое. За-конодательство как зарубежных стран, так и российское специально не выделяет понятие "крупный бизнес". Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он явля-ется важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Подробнее см. заметку о причинах роста малого бизнеса

В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при опреде-ленных, установленных законом, государственными органами и другими предста-вительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущ-ность данного понятия. См. заметку о типичном американском малом предприятии

Функции малого бизнеса:

Экономические функции малого бизнеса:

Придает рыночной системе необходимую гибкость (активизация структурных сдвигов, процессов разгосударствления и приватизации).

Формирует конкурентную среду (региональные и местные рынки, огранивает монополии и толкает их на рационализацию своего производства путем созда-ния дочерних предприятий).

Ускоряет НТР (организация мелкосерийного и опытного производства, поиск разработка и внедрение новых идей).По данным Института стратегического анализа и развития предпринимательства, малые фирмы США производят в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем круп-ные предприятия, а затраты на одного занятого у них вдвое ниже. К примеру, концерн General Electric связан более чем с 200 исследовательскими компаниями, которые в основном работают на него. Ежегодный объем капиталовложений венчурных фондов США оценивается в 3-4 млрд. долл.

Мобидизует сырьевые, людские и финансовые ресурсов.

Обеспечивает рост налоговых поступлений.

Социальные функции малого бизнеса:

Обеспечивает рост занятости.

Снижает социальную напряженность.

Стабилизирует уровень доходов населения.

Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия как правило подвержены гораздо большему риску чем крупные фирмы.

Преимущества и слабости малого бизнеса

Таблица 6 Сильные стороны малого бизнеса Слабые стороны малого бизнеса

Гибкость Высокорискованный характер

Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом Интуитивный характер и неспециализированное управление

Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

Зависимость от поддержки крупных фирм и государства.  Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень бан-кротства фирм в первые три года.

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не по-зволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специали-зированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство соб-ственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средств друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

Типы малого бизнеса

Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.

Жизнеобеспечивающее - малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это как правило мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом.

Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками.

Для сравнения в США - стране с большим внутренним рынком доля традиционного бизнеса 39% а, в таких странах как Италия и Япония, мелкие средние компании доминируют в ряде отраслей, особенно, таких как обрабаты-вающая промышленность. Велика доля традиционного бизнеса и в странах, где рыночная экономика недостаточно развита.

Традиционный бизнес преобладает в производственном и бытовом обслу-живании, оптовой и розничной торговле. (парикмахерские, небольшие кафе, зу-боврачебные кабинеты, магазины.) Нишей традиционного малого бизнеса явля-ются отрасли обслуживающие локальные потребности

Быстрорастущее малое предприятие - это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

Так же как и в крупном бизнесе существуют серьезные страновые различия в структуре, сфере и темпах роста малого бизнеса. См. заметку об особенностях развития малого бизнеса в России.

Количественные критерии выделения малого бизнеса

Для определения особого статуса, в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой выделяют количественные критерии выделения малого бизнеса и определяют основные направления поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не поддается простому определению.

В большинстве экономически развитых стран важными количественными критериями выделения малого бизнеса являются следующие показатели:

Численность занятых Так в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В Японии число занятых на предприятии, также является основным показателем, с помощью которого определяется принадлежность к этой категории. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех дру-гих видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг.

Размеры собственного капитала или совокупных активов;

Положение на рынке.Этот критерий менее количественно определен, чем предыдущие два. Его используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса .государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны. Так в 1966 году Американская администрация малого бизнеса отнесла к категории малого бизнеса "Америкэн моторос". Это было сделано, для того, чтобы дать фирме возможность участвовать в торгах на получение правительственных подрядов. В то время компания "Америкэн мотрос" считалась 63-м крупнейшим производителем, имела 32 тыс. работников и выручку от продаж в размере 991 млн. долл. Свое решение Администрация малого бизнеса оправдывала тем, что предприятие не доминировало в отрасли и по своему положению и поддержка ее могла сыграть ключевую роль в обеспечении устойчивости национального автомобилестроения .

Каждый из перечисленных критериев не универсален. имеет свои достоинства и недостатки. Но так как легче всего учесть численность работников, то этот критерий чаще всего используется в разных странах для определения статуса малого бизнеса.

Средний бизнес

В современной рыночной экономике помимо крупного и малого бизнеса сохраняется значительная прослойка среднего бизнеса. Также как и крупный бизнес средний бизнес не имеет особого правового статуса. Он занимает промежуточное положение между малым и крупным бизнесом, находящимися на разных полюсах экономики и играет черезвычайно важную роль. Он выполняет роль посредника и связующего звена между крупным и малым бизнесом, между малым бизнесом и государством.

Небольшой размер фирм, неустойчивость и высокая рискованность малого бизнеса не позволяют устанавливать ему устойчивые связи с крупным бизнесом на прямую. Средний бизнес берет на себя эту роль, создавая сложную сеть разнообразных по форме, правовму и организационному оформлению связей как с крупным, так и с малым бизнесом. Эти связи получили название сетевой экономики.

Сетевая экономика

Сетевая экономика имеет трехъярусную структуру. На верхнем ярусе находятся крупные предприятия, на нижнем - мелкие фирмы, составляющие около 90% бизнес структур. Средний бизнес, находящийся между этими крайними кате-гориями образует базу для формирования сетей.

Признаки сетевой экономики:

Равноправный характер партнерских отношений между крупным и мелким бизнесом.

Связи между крупным и мелким бизнесом на долгосрочной, возмездной осно-ве. Роль среднего бизнеса как посредника.

Большое количество правовых и социальных институтов регулирующих парт-нерские отношения. (Государственные программы поддержки малого бизнеса, формы самоподдержки и т.д.). Во всех современных промышленно развитых странах более 90% фирм - это малые и средние фирмы.

Формы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики

В современной развитой рыночной экономике малый бизнес оказывается, подчинен крупному бизнесу, через систему подрядов и субподрядов. Активно используются формы лизинга, франчайзинга и т.д. Лизинг выгоден тем, что по-зволяет малому предприятию получить современное оборудование без больших единовременных затрат. Крупному бизнесу как правило обеспечивает гарантию возврата кредита, и обеспечивает устойчивые долгосрочные отношения с подрядчиком или субподрядчиком .Франчайзинг - срочный или бессрочный договор коммерческой концессии, который предоставляет лицензиату ( держателю франшизы) права использо-вать в своей предпринимательской деятельности за вознаграждение комплекс ис-ключительных прав (франшиза) принадлежащих лицензиару ( компании предос-тавляющей франшизу). С помощью франчайзинга малый бизнес получает возможность стабилизировать внешнюю среду, обеспечить конкурентные преимущества. Франшиза обеспечивает малым фирмам выход на рынок под известной маркой, зарекомендовавшей себя на рынке, что снижает расходы на маркетинговую и рекламную деятельность.Крупный бизнес расширяет сферу контроля над рынком и сферу своего влияния. В современных условиях выгоду от франчайзингового сотрудничества получают обе стороны.

Часть малого бизнеса является дочерними и ассоциированными компаниями. Сотрудничая с курпным бизнесом малый бизнес получает доступ к патентам, лицензиям, современным технологиям, финансам, а крупный бизнес получает дополнительную гибкость.

Создание венчурных компаний - рисковых мелких и средних фирм, зани-мающихся научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений также является широко распространенной формой сотрудничества крупного и малого бизнеса в условиях сетевой экономики. Классическим венчуром является инновационное предприятие создаваемое несколькими фирмами, каждая из которых вносит в капитал фирмы небольшую долю средств. Коллективное финансирование снижает риск и потери в случае, если инновация не сможет стать прибыльным бизнесом. В случае выигрыша фирмы-инвесторы получают право на лицензию и значительный выигрыш от роста курсовой стоимости акций фирмы. Малый бизнес получает стартовый капитал.

В последнее время активно развивается такая форма взаимодействия малого и крупного бизнеса как аутсорсинг.

Для того, чтобы нормально функционировала сетевая экономика обязательно необходимы три условия: наличие среднего бизнеса, иституциональной инфраструктуры бизнеса и эффективной государственной поддержки бизнеса. Без этого в экономике складывается сильно поляризованная двухярусная экономика, в которой малый бизнес зачастую носит теневой характер выполняет роль посредника перекачивающего ресурсы в пользу крупного бизнеса и государства.См. заметку о двухярусных системах в развивающихся странах и России

 

3. Система и формы государственной поддержки предпринимательства

Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственное регулирование крупного бизнеса как особого типа бизнеса направлено на снижение рисков, связанных с его функционированием. Так как наибольшие риски для общества создает способность крупных фирм к монополизации производств и отраслей, государственное регулирование крупно-го бизнеса в основном ограничено проблемами монополизации, направленное на ограничение слияния крупных фирм, манипулирование ценами, различными формами дискриминации небольших фирм, не использование патентов.

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Рресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспе-чивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.)

Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопраков и т.д.)

Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и право-вых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.)

Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков обору-дования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Во многом благодаря государственной поддержке малого бизнеса в современных развитых рыночных странах активно развивается наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, бес-прибыльным исследовательским организация, государственным лабораториям и целевым структурам

Большую роль в реализации государственных программ играют формы самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию ме-неджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряет объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые.

Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние фирмы получают неплохую возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.

Особенности поддержки малого бизнеса в Россиии

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной под-держки малого предпринимательства Советом Министров - Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений и законов. Они определили приоритетные направления развития малого бизнеса и предусматривают помощь в области финансирования и кредитования, научно-технического разви-тия, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовке кадров, а также установление налоговых льгот для субъектов малого бизнеса. Феде-ральный закон "О государственной поддержке малого бизнеса" направлен на ко-ординацию деятельности органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Но к сожалению программа поддержки носит во многом декларативный характер.

Отсутствует реальное финансирование малого бизнеса из средств государст-венного бюджета. Провозгашение необходмиости поддержки малого бизнеса часто диктуется не экономическими, а политическими соображениями (предвыборной компанием, необходимостью создания имиджа демокартического политика в глазах иностранных партнеров и т.д.). В российской экономике отсутствуют, сколько ни будь влиятельные структуры, которые были бы заинтересованы в защите экономических и политических интересов малого бизнеса

Особенности юридического сопровождения малого бизнеса.

Конечно, роль юриста одинаково важна как для крупной так и небольшой фирмы. Помощь опытных юристов необходимо, чтобы избегать нарушения закона и использовать возможности, законом разрешенные. Только юрист в состоянии решить множество правовых проблем, начиная с регистрации предприятия и кон-чая правами потребителей. В крупной фирме, использующей методы рациональ-ного предпринимательства юридическая служба как правило достаточно велика и состоит из команды юристов, специализирующихся на конкретных правовых проблемах функционирования бизнеса. Малый бизнес часто не имеет возможно-сти включить в свой штат даже одного юриста. Поэтому во всем мире малый биз-нес активно обращается за помощью в специализированные юридические кон-сультации.

Специфика сопровождения малого бизнеса в России состоит в том, что:

Как правило, юридическая помощь носит неспециализированный характер, чаще всего за помощью стараются обращаться к родственникам или знако-мым, предприниматели стремятся сами получить юридическое образование;

Предприниматели стараются сэкономить свои издержки и обращаются к юри-сту только тогда, когда им уже предъявляются иски через суд.

.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31997. ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОЙ КРАЕВОЙ ЗАДАЧИ НА ГРАФЕ ДЛЯ СТРУННОЙ СИСТЕМЫ С ЦИКЛОМ 1.25 MB
  При выбранной параметризации ребра функция оказывается обычной функцией на промежутке из . Если Из следует что функция возрастает от точки до и так как то на .5 получим = что равносильно равенству: Из следует что функция возрастает от точки до и так как то на . Из следует что функция возрастает от точки до и так как то на .
31998. Разработка месторождения кварцито-песчанников Рыборецкого месторождения с целью производства щебня. Специальная часть: «Обоснование рациональной технологической схемы для повышения качества щебня 1.4 MB
  В дипломном проекте рассматривается разработка месторождения кварцито-песчанников Рыборецкого месторождения открытым способом с целью производства щебня. В проекте произведена инженерно-геологическая оценка на пригодность месторождения к разработке, подобрана схема вскрытия и система разработки месторождения. Произведён расчёт основных технологических процессов горных работ и подобрано соответствующее им горно-транспортное оборудование.
32001. Влияние субкультур на социализацию молодёжи в современной России 225 KB
  Теоретические аспекты социализации. Классификация форм социализации . Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе 3. Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур так и отдельно взятых индивидов и личностей.
32002. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА Методические указания к дипломному проектированию и преддипломной практике 419.5 KB
  Отредактировано в соответствии с новым стандартом ГОСТ. Описаны методика работы над дипломным проектом дипломной работой этапы прохождения проектов и соответствующий перечень необходимых документов даются методические рекомендации по использованию ГОСТов при оформлении проектов. Если вы хотите чтобы вас поняли ваши мысли должны быть изложены в общепринятой форме то есть соответствовать Государственным Общероссийским Стандартам ГОСТ. Свою форму следует использовать только в том случае если ваша мысль выходит за пределы...
32004. Організація обслуговування в закладі харчування 4.5 MB
  Охорона праці і техніка безпеки при виконанні роботи. В XV XVII століттях внаслідок дальшого поділу суспільної праці успішно розвивалась торгівля поступово розширювався внутрішній ринок виростали торговища і ярмарки посилювались економічні зв'язки між окремими містами і землями. З метою уникнення нещасних випадків працівники повинні вивчати правила експлуатації теплового і механічного обладнання і проходити інструктаж у завідуючого виробництвом. Для доочищення картоплі краще використовувати пристосування за допомогою якого продовження...
32005. Антикризисное управление персоналом организации 422.5 KB
  Человеческий фактор антикризисного управления. Антикризисные характеристики управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом. Принципы антикризисного управления персоналом.