40659

Деньги, денежная система и ее регулирование

Доклад

Деньги и денежные системы

Но уже с самого зарождения товарного обмена начался процесс формирования будущих денег. Возникновение денег закономерный результат развития товарного обращения и форм стоимости. Сущность денег раскрывается в их функции. Без денег возможен только прямой обмен предполагающий что у каждого из партнеров есть то что нужно другому.

Русский

2013-10-20

34.5 KB

1 чел.

4. Деньги, денежная система и ее регулирование.

Деньги стали неотъемлемой частью нашей жизни и быта. Однако деньги были не всегда. Они возникли на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с обменом. Они пришли на смену натуральному обмену. В условиях натурального обмена, когда товар менялся на товар напрямую (бартер), потребность в деньгах не существовала. Но уже с самого зарождения товарного обмена начался процесс формирования будущих денег. Первоначально в их роли у разных народов выступал тот товар, который пользовался наибольшим спросом, мог относительно долго храниться и был в достаточном количестве. Отсюда и многообразие товаров, выполнявших роль эквивалентов — измерителей стоимости других товаров.

По мере расширения и углубления общественного разделения труда, развития частных и общественных форм собственности (включая раздвоение отношений присвоения на основе владения и распоряжения) происходило расширение сферы товарного производства, отношений обмена. В процессе исторического развития товарный обмен сопровождался сменой одних форм стоимости другими.

Возникновение денег — закономерный результат развития товарного обращения и форм стоимости. Сначала использовались золотые песок и слитки. В дальнейшем стали чеканить и использовать золотые и серебряные монеты. Поэтому, до тех пор пока деньги представлены благородными металлами, можно говорить о том, что деньги — это особый товар, который является всеобщим эквивалентом для остальных товаров. Их потребительная стоимость (полезность) заключается в способности обмениваться на любой другой товар, т.е. имеет непосредственно общественный характер. И, как любой другой товар, деньги обладают стоимостью.

Наибольшую популярность в прошлом имело золото. Связано это с его физическими свойствами: долго хранится, легко делится и транспортируется. К.тому же оно довольно ограничено в природе, что позволяло относительно небольшое количество золота обменивать на большое количество разнообразных товаров.

Деньги, как и любой другой товар, обладают ценой. В связи с этим при снижении цены на золото при условии, что оно является деньгами, все товары одновременно должны подняться в цене. Так оно и происходило. Например, после открытия Америки большое количество золота, привезенного в Старый Свет, привело к резкому росту цен.

Сущность денег раскрывается в их функции. Деньги как средство обращения рождены торговлей; они возникли как техническое средство, благодаря которому обеспечивается обмен товарами. Без денег возможен только прямой обмен, предполагающий, что у каждого из партнеров есть то, что нужно другому. Но ведь такое положение — не правило, а исключение из него, причем даже в древности, не говоря уже о сегодняшнем мире, с его необозримым множеством товаров и услуг.

Деньги существенно облегчают перемещение, обращение товаров и, самое главное, ускоряют их оборот, что ведет к значительному сокращению товарных запасов. Деньги выполняют функцию средства обращения, когда в самом акте купли-продажи они противостоят товару, а товар противостоит деньгам, т.е. совершение сделки осуществляется благодаря наличию реальной «звонкой» монеты.

Потребности товарного обращения и обеспечения непрерывного процесса воспроизводства вызвали необходимость в упорядочении денежного обмена и централизации выпуска денег путем создания денежной системы. Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Денежное обращение характеризуется движением денег в наличной и безналичной формах, обслуживающим кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Наличная форма денежного обращения обслуживается банкнотами, казначейскими билетами и металлической монетой (денежными знаками). Б е з н а л и ч н а я ф о р м а расчетов осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, векселей, аккредитивов, платежных поручений и т.п.

Денежная система включает в себя следующие элементы: денежную единицу, выступающую в роли меры стоимости; виды денег, имеющих законную платежную силу, — кредитные и бумажные деньги, разменные монеты; порядок эмиссии и обращения денег; государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения. В зависимости от этого, в какой форме обращаются деньги: как товар (товарные деньги) или как знаки стоимости, различают два типа денежных систем.

Кпервому типуотносится металл ическое обращение, при котором «товарные» Деньги непосредственно выполняют все функции. При этом необходимо различать три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, связанный с обращением золотых монет, т.е; товарных денег; золотослитковый, допускающий обмен бумажных денег на золото только при предъявлении определенной суммы банкнот (например, в Англии — 1700 ф. ст., во Франции — 215 тыс. фр.); золотодевизный (золотовалютный), предусматривающий обмен денег на девизы, т.е. валюту стран золотослиткового стандарта, и затем на золото.

Для второго типа денежной системы характерно обращение кредитных и бумажных денег, при котором золото ушло из обращения. Поэтому основными чертами современных денежных систем являются уход золота из внутреннего и международного оборота; выпуск денег в порядке кредитования национальной экономики и государства; вытеснение налично-денежного обращения безналичным оборотом; монополия государства на выпуск денег и на регулирование денежного обращения.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54566. Біологічне значення, загальний план будови, властивості та розвиток нервової системи 380 KB
  Обладнання: муляж Головний мозок таблиці Нервова система Головний мозок Спинний мозок Нервова клітина Схема рефлекторної дуги презентація Будова спинного і головного мозку роздавальний матеріал: будова нейрона опорний конспект Будова нервової системи Тип заняття: лекція 1год. Велика частина мислителів того часу не представляла значення мозку для психічної діяльності людини і навіть великий Аристотель вважав не мозок а серце вмістилищем душі. Гіппократ вперше відзначив що поранення голови часто ведуть до...
54567. Нетрадиционные формы урока как основная форма организации учебного процесса 192.5 KB
  Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
54568. Строение вещества. Молекулы 45.5 KB
  Задачи урока: дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества; выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания; подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира; продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений; формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы. Еще две с половиной тысячи лет назад обдумывая вопрос о строении вещества греческий философ Демокрит выдвинул гипотезугипотезой называют любое...
54569. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 52.5 KB
  Песня – танец – Если нравится тебе – разучивание. И разучим новую песню Если б не было школ разучивается песня Ну а теперь поехали дальше. Познакомились с народной песней – игрой Бояре 4 УРОК ЛОТО – КОНЦЕРТ В 1 КЛАССЕ ТЕМА УРОКА – ПЕСНЯ ЗАДАЧИ УРОКА ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ВОКАЛЬНОГО ЖАНРА. Что такое песня Из самого слова видно – Песня – то что поют.
54570. Нетрадиционные уроки 70 KB
  Как правило у школьников во время такого урока возникает игровое состояние специфическое эмоциональное отношение к действительности. А знания полученные на уроке становятся для них личностно-значимыми эмоционально-окрашенными что помогает более лучше узнать прочувствовать изучаемую тему. Урок-викторина он повышает познавательный интерес творческую и мыслительную деятельность учащихся стимулирует мотивацию.
54571. Нетрадиційні уроки, як особливої форми організації навчально-пізнавальної діяльності 619 KB
  Розглянути можливості нетрадиційних уроків у початковій школі в реалізації цілей навчання. Вказати деякі методичні аспекти їх проведення. З’ясувати актуальність проведення нетрадиційних уроків в початковій школі.
54572. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос 30.7 KB
  Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.
54573. Моя Україна – моя Батьківщина. Незалежність України 52.5 KB
  Незалежність України Виховна година для учнів випускників Мета: формувати громадянську позицію в учнів розуміння особистої причетності до всіх подій які відбуваються в Україні шанобливе ставлення до нетлінних духовних скарбниць народу повагу до національних символів традицій оберегів; виховувати в учнів почуття патріотизму національної свідомості любові до рідного краю. Що таке Україна для кожного з вас учні наводять свої думки асоціації аргументують власне сприйняття України як держави наводять приклади з власного...
54574. Ніхто не має права ображати людину 49 KB
  Наш дзвінок вже дав сигнал Працювати час настав Ось і ти часу не гай Працювати починай Доброго дня діти Сідайте. Діти мене звати Вікторія Ігорівна і урок Я і Україна сьогодні проведу у вас я. Діти згадайте будьласка тему минулого вашого уроку. Молодці діти згадали ми з вами минулу тему.