40667

Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции

Доклад

Деньги и денежные системы

Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Конкуренция это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли. Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. По форме конкуренция представляет систему норм правил и методов хозяйствования рыночных субъектов.

Русский

2013-10-20

46 KB

10 чел.

12. Конкуренция как условие функционирования рыночной экономики. Виды конкуренции.

Конкуренция — это соперничество товаропроизводителей за выгодные условия хозяйствования и получение максимальной прибыли.

Конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной самостоятельности. Она представляет собой важный элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции.

Основными условиями становления конкуренции и формирования конкурентной среды являются:

  1.  экономическая обособленность производителей, выраженная в экономической свободе всех субъектов рынка;
  2.  большое количество самостоятельных и равноправных хозяйствующих субъектов, производящих разнообразные товары;
  3.  возможность получения и присвоения прибыли как главного результата хозяйствования;
  4.  реализация экономических интересов всех агентов рынка;
  5.  наличие правовой базы и свободного, равного доступа к рыночной информации (о ценах, издержках, процентных ставках, прибыли и т.д.) для организации непрерывного процесса производства и реализации продукции.

По форме конкуренция представляет систему норм, правил и методов хозяйствования рыночных субъектов. Различают конкуренцию производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).

Конкуренция производителей вызвана их борьбой за потребителя и осуществляется с помощью цен и издержек. Это основной, преобладающий вид конкуренции.

Конкуренция потребителей связана с борьбой индивидуальных потребителей за доступ к различным товарам (или производителей за прикрепление к выгодным поставщикам и продавцам товара).

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях.

  1.  Регулирующая — нацеливает производство на осуществление потребительского спроса.
  2.  Стимулирующая — направлена на активизацию эффективного производства для получения наибольшей прибыли при минимальных издержках.
  3.  Распределительная — связана с рациональным размещением факторов производства. Данная функция позволяет наиболее эффективно размещать основные факторы производства (труд, земля, капитал) там, где они приносят наибольший доход.
  4.  Инновационная — связана с необходимостью постоянного использования достижений НТП, новой техники и технологии для повышения производственной и коммерческой деятельности фирмы.
  5.  Дифференцирующая — связана с укрупнением производства в результате прекращения неэффективной хозяйственной деятельности.

Таким образом, конкуренция является необходимым и обязательным элементом, выполняющим организующую роль в системе рыночного механизма.

Продолжительность конкурентного процесса тесно связана с продолжительностью процесса производства и реализации продукции.

Конкуренция создает благоприятные условия для нормального функционирования рыночного механизма и влияет:

на образование цен;

достижение равновесного состояния рыночной среды;

• самонастраиваемость рыночной системы. Рыночная конкуренция имеет достоинства и недостатки.

Достоинства:

способствует эффективному использованию ресурсов при производстве товаров;

позволяет быстро приспосабливаться к- изменяющимся условиям производства;

создает оптимальные условия для использования достижений НТП; =,

обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и окружающей среды;

не обеспечивает производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт);

не создает условия для развития фундаментальных наук и системы общего образования;

не решает социальных проблем;

способствует возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Таким образом, конкуренция — сложный, противоречивый процесс, который является важным элементом рыночного механизма и обеспечивает его эффективное функционирование;

Конкуренция ведется с помощь различных методов. Различают ценовую (цены и издержки) и неценовую конкуренцию.

При ценовой конкуренции используют:

методы борьбы, направленные на получение дополнительной прибыли посредством уменьшения цен и издержек без изменения качества продукции;

методы ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по различным ценам, когда ценовые различия соответствуют издержкам.

При неценовой конкуренции используют:

повышение качества продукции через внедрение НТП;

способы приспособления потребительских свойств товара ко вкусам и предпочтениям покупателей;

сервисизацию сбыта;

массовое использование рекламы.

В рыночных условиях предприниматели часто прибегают к недозволенным методам конкурентной борьбы.

Применение запрещенных законом методов ведения конкурентной борьбы называется недобросовестной конкуренцией. К числу наиболее распространенных методов недобросовестной конкуренции относятся:

распространение ложных сведений о конкуренте;

разработка искаженной информации о товаре;

незаконное использование фирменного знака конкурента;

реклама товаров, не обладающих нужными качествами;

• экономический шпионаж.

Различают следующие виды конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция (полиполия) — состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Несовершенная конкуренция — конкуренция, при которой производители (потребители) влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничены. Такая конкуренция, как правило, монополистична, поэтому ее главным признаком является монопольная цена и монопольная прибыль.

  1.  Полиполия (совершенная конкуренция) — конкуренция, при которой функционирует много продавцов и покупателей и они не влияют на цену.
  2.  Олигополия (несколько продавцов и много покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой неценовую конкуренцию. Разновидностью олигополии является билатеральная олигополия и дуополия.
  3.  Билатеральная олигополия — несколько продавцов и несколько покупателей.
  4.  Дуополия — тип конкуренции, при которой имеются только два продавца определенного товара и между ними отсутствует монополистическое соглашение о ценах, рынках сбыта, квотах на производство.
  5.  Монополия, или чистая монополия (один продавец и много покупателей), — тип конкуренции, при которой функционирует единственный производитель продукта, нет товаров-заменителей, доступ на рынок другим фирмам закрыт, так как существуют экономические барьеры. Различают ограниченную и монополистическую конкуренцию.
  6.  Ограниченная монополия — тип конкуренции, при которой действуют один производитель и несколько потребителей.
  7.  Монополистическая конкуренция (много производителей, создающих множество разнообразных товаров) — тип рыночной структуры, возникающий в результате производства множества разнообразного, недифференцированного товара большим числом производителей.

8. Олигопсония (много продавцов и несколько покупателей) — тип рыночной конкуренции, при которой существует группа покупателей определенного товара, диктующая цену через спрос (монополия со стороны покупателей).

9." Монопсония (один покупатель и много продавцов) — тип конкуренции, при которой существует монополия единственного покупателя. Ограничивая свои покупки, покупатель обеспечивает себе монопольный доход за счет потери части дохода продавца. Различают ограниченную монопсонию и билатеральную монопсонию.

Ограниченная монопсония — несколько продавцов и один покупатель. Цену диктует покупатель.

Билатеральная монопсония (двусторонняя монопсония) — тип конкуренции, при которой возникает противоборство единого (объединенного) производителя и единого (объединенного) потребителя (электроэнергетики, поставщики воды и газа).

Таким образом, разнообразные виды и типы конкуренции отражают различные условия хозяйствования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42366. Разработка программного обеспечения управления технической системой 694.5 KB
  Необходимо разработать алгоритм и программу управления угловым движением спутника по углу тангажа в процессе поддержания нулевых угловых отклонений относительно заданного положения. Для обеспечения проверки правильности и отладки этих алгоритмов необходимо разработать имитационную математическую модель внешней среды. Алгоритм управления должен быть реализован в управляющей БЦВМ. Она эмулируется в ПК. В рамках этой эмуляции реализуется заданная дискретная во времени работа управляющего алгоритма. В рамках данной работы недостижима отладка на системной ЦВМ.
42367. Побудова лексичного аналізатора 370 KB
  Граматика створена під впливом мов Pascal та C , зокрема аналогічно першій програма починається з ключового слова program, для початку оголошення використовується слово var. Від мови С було перейнято дужки, що позначають початок і кінець програми, ключове слово main, конструкції умови, циклу та присвоєння.
42368. Побудова синтаксичного аналізатора 198.5 KB
  Синтаксичний аналізатор отримує послідовність лексем з лексичного аналізатора і перевіряє чи може ця послідовність бути утворена за заданим алогритмом граматикою. оп ввід вивід присвоєння цикл...
42370. ВИЗНАЧЕННЯ ВІДНОШЕНЬ ПЕРЕДУВАНЬ ЗА ПРАВИЛАМИ ГРАМАТИКИ 142.5 KB
  Задачею висхідного розбору є зведення вхідного термінального ланцюжка до аксіоми. Для висхідного розбору критичним є тип виводу. Вивід зліва направо визначається таким чином, що на кожному кроці замінюється основа поточної синтенсійної форми. Тоді ланцюжок справа від основи завжди буде складатися лише з термінальних символів. Ключовим питанням при висхідному розборі є питання – як знайти основу та на який не термінал її замінити? Це питання легко вирішується для граматик простого передування.
42371. Системы программирования Turbo Pascal 7.0 1.16 MB
  End Переместиться к концу строки. CtrlEnd Переместиться к последней строке окна. Найдите первое вхождение строки end в тексте программы. Замените все end на 234 .
42372. Нанесення плівок металів і сплавів у вакуумі методом термічного випаровування у вакуумі 320 KB
  Нанесення тонких плівок у вакуумі полягає в створенні потоку частинок, який направлений у бік оброблюваної підкладинки, які конденсуються з утворенням тонкоплівкових шарів на підкладинці.
42373. ПОЛУЧЕНИЕ ПЛЕНОК КАТОДНЫМ РАСПЫЛЕНИЕМ 107.5 KB
  Изучение катодного распыления привело к широкому использованию этого явления для создания весьма чистых поверхностей всевозможных тонких пленок металлов и сплавов полупроводников и диэлектриков для травления указанных выше материалов многие из которых не поддаются травлению другими способами. Поэтому в круксовом темном пространстве создается положительный пространственный заряд что приводит к перераспределению потенциала вдоль трубки и к возникновению катодного падения потенциала. С точки зрения физики разряда наиболее важной является...
42374. Измерение толщины металлических пленок с помощью интерферометра МИИ-4 175 KB
  В результате интерференции двух систем волн в фокальной плоскости окуляра наблюдаются характерные интерференционные полосы. в результате интерференции волн получаются светлые полосы а в точках где разность хода равна λ 2 3λ 2 5λ 2 и т. темные полосы. В отъюстированном микроинтерферометре при работе в монохроматическом свете в поле зрения должны быть видны чередующиеся черные и светлые полосы.