40669

Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления

Доклад

Деньги и денежные системы

Нельзя забывать что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда позволяющие преодолеть рутинность монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.

Русский

2013-10-20

39.5 KB

0 чел.

14. Социальная ориентация рыночной экономики. Формы и методы ее осуществления.

Рыночная экономика продемонстрировала свои преимущества в отношении и обеспечения ускоренного научно-технического прогресса, и мобилизации личности, хозяйствующих субъектов в интересах достижения собственного благополучия. В то же время это та система экономических отношений, в которой отсутствует социальная справедливость, гуманная составляющая и признается лишь рыночная сила. Мало того, она руководствуется исключительно экономической эффективностью, отбрасывая все то, что не укладывается в стоимостные оценки на текущий момент. Она слабо ориентирована на социум и экологию в той их части, в которой преобладают не материальные, а духовные ценности, что обусловливает необходимость корректировки и вмешательства общества, государства в экономические отношения.

В связи с вышесказанным требуется определить характер рыночной экономики как с общеисторических позиций, так и с точки зрения конкретной переходной экономики. При переходе от административно-командной экономики первостепенное значение приобретает государственное регулирование как неотъемлемый атрибут сохранения преемственности и плавного вхождения в рынок и как важнейший элемент функционирования относительно развитых рыночных хозяйств. Поэтому другим требованием должна стать регулируемость рыночной экономики и производственных отношений.

Регулирование должно охватывать не только те сферы и секторы экономики, которые традиционно являются его объектом в развитых странах, но и значительную часть других, которые наиболее чувствительны к резкой перемене принципов хозяйственного функционирования или требуют длительного периода адаптации к новым условиям хозяйствования. Речь идет об активной экономическойполитике с подключением государственного сектора экономики и .ресурсов государства, сориентированных на активизацию хозяйственной деятельности.

Регулируемость переходной экономики предполагает ее социальную ориентированность. Суть же такой ориентации сопряжена прежде всего с возбуждением экономического интереса у подавляющей части общества к активной созидательной деятельности. Только через предпринимательскую и трудовую деятельность возможно повысить реальный уровень потребления и обеспечить экономический подъем. Следовательно, речь идет о проведении активной инвестиционной политики, которая обеспечит рост занятости и предотвратит обвальное сокращение рабочих мест, а значит, будут источники доходов для подавляющей части населения, которые -являются одной из определяющих предпосылок стимулирования производства через совокупный спрос.

При решении задачи повышения благосостояния нельзя игнорировать и принцип социальной справедливости в сфере потребления; который находит свое проявление при осуществлении политики дифференциации уровней потребления благ и услуг различными социальными группами и слоями населения. Разрыв между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения, как мы знаем, выступает своего рода критерием реализации принципа социальной справедливости. Тем более опасной становится ситуация, когда едва ли не большая часть населения страны оказывается либо за чертой, либо у черты бедности, в то время как незначительная прослойка общества живет в роскоши, постоянно и навязчиво демонстрируя свое преуспевание в присвоении богатства нации.

Развитие социально ориентированной экономики предполагает и создание условий для совершенствования структуры потребления основной массы населения. Очевидно, на первоначальном этапе переходности решающую роль для каждого работника будет играть эффект замещения свободного времени рабочим под влиянием стремления к совершенствованию структуры своего потребления. Одновременно надо помнить и об ограниченных возможностях проявления данного эффекта в силу происходящего роста безработицы. Тем не менее социальная ориентация экономики призвана подготовить почву для развития форм рационального использования свободного времени, когда все большее влияние начнет оказывать эффект дохода. Однако надо учитывать, что проявление эффекта дохода в нашей стране может происходить с опережением по сравнению со странами Запада ввиду иной ментальности наших работников. Одной из задач становится превращение свободного времени в сферу творческого развития человека.

При рассмотрении совершенствования структуры потребления имеем в виду не только чисто утилитарное потребление, связанное с совершенствованием рабочей силы. Это потребности, связанные с развитием культуры, науки, образования, спорта. Услуги, получаемые в данной сфере, имеют важное экономическое значение в связи с развитием главной производительной силы общества, а также социальное значение, обусловленное общим состоянием духа общества, его духовно-культурной средой. Нельзя думать о вступлении в новый век, век технологической революции, и надеяться на место под солнцем прогресса без первостепенного внимания к образовательной и культурно-духовной составляющим тех, кому придется жить и работать в качественно новой эпохе.

Таким образом, мы подошли к наиболее важному моменту социальной ориентированной экономики — развитию человеческого фактора производства и человека-труженика. Нельзя забывать, что подавляющая часть общества живет за счет труда. Поэтому в отношении человека как носителя рабочей силы задача заключается в превращении труда в творческую деятельность и более полное использование личностного потенциала. Необходимо постепенное высвобождение человека труда от выполнения исключительно исполнительной функции. Конечно, необходимо давать себе отчет, что при существующих технологиях производства приходится считаться с ограниченными возможностями преодоления ситуации, когда человек на деле становится придатком техники. В отношении подобного рода производств важное значение имеют новаторские формы организации труда, позволяющие преодолеть рутинность, монотонность труда и отсутствие его связи с конечными результатами.

В основе данных форм организации труда лежит использование его потенции и установление прямой ответственности за конечные результаты. Речь идет об обеспечении кооперации труда в рамках трудовых коллективов, бригад. При этом наилучшие результаты достигаются, если новые организационные формы труда дополняются выполнением хотя бы и ограниченных, но самостоятельных управленческих функций, что предполагает возможность самостоятельного целеполагания и избрания собственных способов и методов достижения поставленных целей. Это — модели от кружков качества до самоуправляющихся трудовых коллективов предприятий.

Одновременно с развитием конструктивно-технических возможностей задача заключается в создании техники, приспособленной к человеческим функциям, а не наоборот, в приспособлении человека к технике. Это открывает новое направление в развитии человека труда и качественно изменяет его место в производстве.

Не менее важное значение в формировании «экономики для человека» имеет изменение отношений собственности в русле соединения отношений труда и собственности, персонифицированных в одном и том же лице. В данном случае подразумевается формирование труженика-собственника вне рамок индивидуальной обособленной собственности, которая либо останется на низком уровне своего развития, либо трансформируется в отношения, разъединяющие капитал и труд и ведущие опять-таки к наемному труду. Следует ставить вопрос о процессах формирования коллективных форм общественной собственности. Естественно, это должна быть не безрассудная очередная кампания по охвату все и вся, а реализуемая исключительно в тех рамках и масштабах производства, когда конечный результат взаимодействия труда и капитала становится очевидным, осязаемым. Таким образом, активизация трудовой деятельности и развитие ее творческого характера увязываются с капиталом, который призван устранить отчуждение труда от собственности и установить непосредственную зависимость результатов хозяйственной деятельности от трудовых усилий работников предприятия и от отношений распоряжения ими капиталом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31886. Кассир. Должностные обязанности 23 KB
  Должен знать: постановления распоряжения приказы другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов касающиеся ведения кассовых операций; формы кассовых и банковских документов; правила приема выдачи учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; порядок оформления приходных и расходных документов; лимиты остатков кассовой наличности установленной для организации; правила обеспечения их сохранности; порядок ведения кассовой книги составления кассовой отчетности; правила эксплуатации электронно вычислительной...
31887. Работа с формулами. Абсолютная и относительная адресация при работе с формулами 44.5 KB
  Вам необходимо определить стоимость каждой квартиры таким образом чтобы общая сумма полученных денег равнялась 7 млн. Известно что: дом 6ти этажный кирпичный; на каждом этаже по 4 квартиры 1но 2х 3х и 4х комнатные общей площадью 63; 90; 118; 146 соответственно; стоимость квартир зависит от этажа на первом и последнем дешевле; стоимость 1 м2 в центре Екатеринбурга 60. В ячейку G2 введите стоимость одного квадратного метра – 60. Выделите все ячейки связанные с суммами стоимость квартир и задайте Финансовый формат с двумя...
31888. Сердечно-легочная и церебральная реанимация 103 KB
  Проверить реакцию пострадавшего: аккуратно встряхнуть его за плечи и громко спросить Что с Вами€. Принять решение: если пострадавший реагирует – оставить его в том же положении попытаться выяснить причины происходящего и позвать на помощь регулярно оценивать состояние пострадавшего; если пострадавший не реагирует – громко позвать на помощь повернуть на спину и открыть дыхательные пути путем запрокидывания головы и подтягивания подбородка – рукой нужно надавить на лоб а другой рукой подтянуть подбородок. Альтернативный способ –...
31889. Русский язык и культура речи 247 KB
  ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Содержит задания отражающие проблемы связанные с нормами постановки ударения акцентологические нормы. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ В заданиях необходимо найти ошибки допущенные при образовании слов и исправить их. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм нормы образования форм слов различных частей речи и синтаксических норм нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении нормы построения предложений. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Данный блок...
31890. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ФИЛОСОФИИ 377.5 KB
  Горького Рассмотрены на заседании кафедры философии Протокол № 7 от 4 апреля 2005 г. Творческое усвоение студентами философии т. При творческом усвоении философии у студентов формируются следующие умения по различным блокам философского знания: историкофилософский блок: вычленять смысл философской системы: как в ней решаются вопросы метафизики антропологии гносеологии аксиологии культурологии социологии политологии праксиологии; определять педагогическую значимость той или иной философской системы и аргументировать ответ;...
31891. Методические рекомендации, планы семинарских занятий и темы контрольных работ по философии 198.5 KB
  Андреев Одобрены на заседании кафедры философии. кафедрой философии С. 2005 Введение При усвоении дисциплины студент должен иметь программу по философии в которой отражены цели задачи требования к уровню усвоения содержания дисциплины приведена основная и дополнительная литература по всем темам курса контрольные вопросы для подготовки к экзамену.
31892. Задания и методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Основы маркетинга» 77.5 KB
  Шапошников Одобрена на заседании кафедры менеджмента и маркетинга. Методические указания к написанию курсовой работы Главное условие успешного овладения студентами знаниями в области дисциплины Основы маркетинга заключается в самостоятельной систематической работе. При высоком уровне знаний проявленных при защите курсовой работы и другим контрольным мероприятиям а также на практических занятиях по дисциплине Основы маркетинга студент может быть освобожден от экзамена.
31893. Статистика. Задания к контрольным работам по дисциплине «Статистика» и методические указания для их выполнения 510 KB
  Группировкой называется расчленение множества единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным для них признакам. Группировка выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками называется аналитической группировкой. После определения признака положенного в основание группировки определяют количество групп на которые разбивают исследуемую совокупность. Число групп зависит от задач исследования типа группировки вида признака положенного в основание группировки численности совокупности степени вариации...
31894. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 366.5 KB
  При изучении данной дисциплины и выполнении курсовой работы студенты должны быть знакомы с вопросами экономической статистики экономики предприятия бухгалтерского учета финансов предприятия изучаемыми на предыдущих курсах. Объектом изучения дисциплины выступает финансовохозяйственная деятельность предприятия соответственно курсовая работа направлена на выявление проблем в финансовохозяйственной деятельности определение резервов использования ресурсов и формулирование мероприятий по их реализации. Цель курсовой работы по дисциплине...