40683

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал страны, региона

Доклад

Деньги и денежные системы

Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте. Основное пополнение трудовых ресурсов происходит и будет происходить в будущем за счет населения моложе трудоспособного возраста. Трудовой потенциал есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека так и различных групп работников общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов определяющих количество и структуру труда трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности.

Русский

2013-10-20

36.5 KB

12 чел.

27. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал страны, региона.

Трудовые ресурсы— одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы». Трудовые ресурсы — это население страны, обладающее физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности.

Подавляющую часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте. В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 16 — 59 лет и женщины 16 — 54 года, в случае получения образования в 15 лет, то можно заключать трудовой договор и с 15 лет. Из их состава исключаются неработающие инвалиды I и П групп и пенсионеры, получающие пенсии по старости на льготных условиях (мужчины 50 — 59 лет и женщины 45 — 54 года; в последние годы к ним добавились безработные мужчины 58 — 59 лет и женщины 53 — 54 года). К трудовым ресурсам также относятся фактически работающие пенсионеры и подростки моложе 16 лет.

Верхняя граница трудоспособного возраста в России одна из самых низких в мире; нижняя граница составляет 15 и даже 14 лет, что расширяет интервал между верхней и нижней границами, увеличивая долю граждан, находящихся в трудоспособном возрасте.

Основное пополнение трудовых ресурсов происходит и будет происходить в будущем за счет населения моложе трудоспособного возраста. Следовательно, оно в значительной степени определяется демографическими процессами, происходящими в стране.

Трудовой потенциал - есть совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. В отличие от трудовых ресурсов, определяющих количество и структуру труда, трудовой потенциал характеризует его качество и потенциальные возможности. Вместе с тем эта качественная сторона находится в определенном единстве с трудовыми ресурсами.

Количественно трудовой потенциал можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. Численность трудовых ресурсов изменяется по годам и зависит от продолжительности трудоспособного возраста; от уровня жизни населения, в частности, пенсионеров; от разности численности поколений, вступающего в трудоспособный возраст и выходящего на пенсию; от межстрановой миграции населения и прежде всего рабочей силы; других факторов.

Время труда в связи с ростом производительности труда сокращается.

Качественная характеристика трудового потенциала включает физическую, интеллектуальную и социальную составляющие.

Физическая составляющая характеризует физические и психологические возможности людей, зависящие от здоровья человека. На здоровье влияют уровень и качество жизни, условия труда, техника безопасности на производстве, состояние внешней среды, уровень здравоохранения.

Здоровье трудовых ресурсов определяется многими показателями; к наиболее обобщающим относятся ожидаемая продолжительность жизни при рождении, показатели рождаемости и смертности, особенно смертности в трудоспособном возрасте.

Главные причины ухудшения рассматриваемого показателя и показателей смертности и рождаемости— социально-экономические — ухудшение условий жизни и медицинского обслуживания большей части населения. Возросла общая заболеваемость населения, в том числе и болезнями, с которыми успешно боролись в недалеком прошлом; резко увеличилась нарко- и токсикомания у подростков, алкоголизм у взрослого населения, особенно у мужского. И как следствие увеличилась смертность, причем у наиболее трудоспособной части населения.

Только стабилизация и подъем экономики страны способны повысить уровень и качество жизни людей изменить ценностные ориентации в отношении значимости семьи и большего числа детей.

Наиболее существенной характеристикой качества трудового потенциала выступает интеллектуальная составляющая— накопление знаний и опыта по различным аспектам развития природы и общества, научно-технических, экономических и культурных достижений. Накопление знаний осуществляется в социально-культурной, духовной сфере. Ядром знаний выступают образование и научные исследования. Эти две области, две специфические сферы приумножения знаний тесно связаны между собой через основные объекты их деятельности. С одной стороны, — через информационные потоки, с другой,— через учащихся, преподавателей, научные кадры. Процесс научного исследования способствует дальнейшему росту самообразования исследователей, а достижения науки, ее методы используются в образовании. В самой сфере образования также осуществляются научные исследования. Обмен результатами деятельности (в том числе и путем совместительства) и взаимное переплетение технологических процессов в этих сферах нередко закрепляются в определенных организационных формах: в виде занятий научной деятельностью, открытия научных подразделений в высших учебных заведениях, подготовки кадров, создания «образовательных» подразделений в научных учреждениях.

Тесная прямая и обратная связь указанных сфер обеспечивает всестороннюю подготовленность персонала к восприятию и освоению научно-технических достижений, что обусловливает повышение производительности труда и экономический рост. Для характеристики качества трудового потенциала первостепенную важность имеют знания и уровень образования.

На уровень подготовки кадров огромное влияние оказывают врожденные умственные способности, талант, волевые и лидерские качества личности. Повышение интеллектуальных способностей достигается объединением отдельных индивидуумов в коллектив за счет разделения труда и высокой его организации.

Социальная составляющая трудового потенциала. Трудовой потенциал человека зависит от социальный среды, социальной справедливости и социальной защищенности.

Необходимо создание новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы и эффективной системы адресного социального обслуживания населения. Для оказания бесплатных или на льготных условиях социальных услуг многодетным, неполным и молодым семьям, беспризорным инвалидам, престарелым, другим категориям нуждающихся граждан.

В начале XXI в. идут поиски путей оптимизации расходов на образование и другие отрасли социально-культурной сферы, внедрения многоканальных механизмов бюджетного финансирования (федерального, регионального, муниципального), привлечения внебюджетных средств, в том числе за счет развития платного образования. Последнее не должно преобладать в системе образования, ибо будет нарушено право на получение бесплатного высшего образования — на конкурсной основе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52845. Розвиток творчих здібностей учнів під час формування природничих понять на уроках природознавства в початкових класах 134.5 KB
  Застосування інтерактивних технологій висуває певні вимоги до структури уроку. Структура інтерактивного уроку містить пять етапів: мотивації оголошення теми та очікуваних результатів надання необхідної інформації інтерактивної вправи підбиття підсумків і оцінювання результатів уроку. Сьогодні на занятті ми розглянемо тільки три етапи інтерактивного уроку: мотивація навчання оголошення теми та очікуваних результатів рефлексія підбиття підсумків і оцінювання результатів уроку. II Основна частина Мотивація навчання Метою цього етапу...
52846. Елліністичні держави в IV—II ст. до н. е. Елліністична культура 49.5 KB
  Мета: Розкрити суть еллінізму; дати коротку характеристику елліністичних держав; визначити основні причини розквіту культури і науки часів еллінізму розглянути їхні основні досягнення. Епоха еллінізму діадохи. Джерела: Фільм Культура еллінізму 35канала; Підручник: Шалагіна О. 2009; Структура уроку Організаційний момент Актуалізація опорних знань Вивчення нового матеріалу Суть еллінізму.
52847. Нові технології. Написання електронних листів 75 KB
  Look at the words on the screen and guess what part of speech they are and what theme they concern. Use, upgrade, zoom, erase, paste, plug, unzip, view, scroll, print, touch. You are right. They are all verbs and they deal with a computer, new technologies, as well as new means of communications So, today we are going to speak about new technologies and e-mails as the form of the new kind of writing.
52849. Запліднення. Ембріональний розвиток людини. Регуляція народжуваності 86.5 KB
  Регуляція народжуваності 9 клас Завдання уроку: навчальні: − активізувати основні проблеми теми; − дати поняття про онтогенез та його етапи; − засвоїти знання щодо процесу запліднення ембріогенезу сучасні методи контрацепції; розвивальні: − розвиток операції логічного мислення; − удосконалення уміння працювати...
52850. Емоції. Емоційні реакції та стани 1.79 MB
  Мета: освітня: розглянути поняття про емоції які особливості вищої н. людини з'ясувати значення емоцій у житті людини виявити різницю між поняттями емоційна реакція емоційний станâ і емоційні відносини; розвивальна: продовжити формування навичок роботи з книгою аналізу порівняння узагальнення самооцінки; виховна: продовжити формування уміння слухати і чути співрозмовника учити колективному співробітництву. Ушинський Сьогодні на уроці потрібно розглянути поняття про емоції як особливості вищої...
52851. Розвиток емоційного інтелекту школярів на уроках української літератури 52.5 KB
  Емоційний інтелект опинився у центрі уваги вчених в останні десять років. Проте як не парадоксально це звучить останнім часом було відкрито що в розвитку гармонійної особистості людини емоційна компетентність емоційний інтелект відіграє важливішу роль ніж академічна. Емоційний центр мозку безпосередньо повязаний із системою довготривалої памяті.
52852. eMule. Полное описание 231.5 KB
  Своей целью я поставил написать наиболее полное руководство по программе eMule при этом не вдаваясь в технические подробности с одной стороны и с другой стороны объясняя не только назначение отдельных кнопочек но и рассказывая про принципы работы как самого eMule так и функционирования сети в частности. Почему именно eMule а не чтото другое Здесь есть целый ряд причин. Самое главное: eMule это наиболее функциональный P2Pклиент к тому же его использует подавляющее большинство пользователей. Вот статистика собранная моим Мулом за 18...
52853. Збереження електроенергії у побуті 49 KB
  Мета: Поширити уявлення дітей про способи добування електроенергії. В домі дід мороз живе І продукти зберігає А щоб свіжими були Зіпсуватись не могли Їх у холоді тримає Холодильник Коментарі вчителя щодо збереження електроенергії. Своєчасно розморожувати щоб менше споживав електроенергії.