40689

Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Доклад

Деньги и денежные системы

Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...

Русский

2013-10-20

34.5 KB

1 чел.

33. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики.

Непредвзятый взгляд на практику хозяйственной деятельности промышленно развитых стран позволяет увидеть высокую степень регулируемости экономических процессов прямыми и косвенными методами.

Речь идет прежде всего об увязке интересов населения с интересами государства, олицетворявшего собой все общество. Ее обеспечивает государственное регулирование, подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий, направленных на решение общенациональных задач социально-экономического развития. Такой системой в условиях рыночной экономики является индикативное планирование народного хозяйства. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью, которая обеспечивает координацию деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, предприятий, организаций, учреждений по осуществлению мероприятий в рамках социально-экономической политики.

Индикативные планы, очевидно, должны разрабатываться на сроки, соответствующие либо периодам смены представительных органов власти, с которыми сопряжена и деятельность органов исполнительной власти, либо на пятилетние периоды. Смена власти в последнем случае может вызывать необходимость корректировки тех или иных разделов индикативного плана и тем самым постепенно переориентировать хозяйственные субъекты на новые установки социально-экономической политики.

Комплексность индикативного планирования определяется тем, что составными частями соответствующего плана являются концепция социально-экономического развития страны, прогнозирование, целевые программы, планирование развития государственного сектора, система показателей, определяющих параметры макроэкономической динамики и условия их изменения, система социально-экономических соглашений между всеми собственниками факторов производства, включая органы власти.

Концепция социально-экономического развития включает описание исходной социально-экономической базы и оценки итогов предшествующего этапа развития, определение важнейших проблем, в соответствии с которыми формируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.

Прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического и производственного потенциала страны, сложившейся структуры ресурсного обеспечения народного хозяйства, возможности инвестиционной деятельности, различных факторов социально-экономического положения страны. Основой для разработки прогнозов должна быть система геополитических, военно-стратегических, политологических, социальных, демографических, научно-технических, отраслевых, региональных, внешнеэкономических прогнозов, что предполагает их многовариантность.

Федеральные целевые программы позволяют выделить приоритетные направления социально-экономической политики государства. В соответствии с характером целевых установок они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-экономических, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. При этом объем расходов по каждой утвержденной федеральной целевой программе на соответствующий год должен предусматриваться в федеральном бюджете отдельной строкой, а содержание работ и объемы финансирования таких программ должны уточняться и корректироваться ежегодно при рассмотрении индикативного плана и федерального бюджета.

Учитывая значительную роль государственного сектора в экономике России, остро встает вопрос о плане его развития как в целом, так и по отраслям, регионам, видам предприятий. План развития государственного сектора должен включать предприятия федерального подчинения и предприятия совместного ведения с субъектами федерации. Как правило, такой план составляется на три-пять лет с включением в него таких важных показателей, как объемы реализуемой продукции и прибыли, стоимость имущества (основные фонды и оборотные средства), численность занятых и фонд оплаты труда, объем инвестиций за счет собственных и привлеченных средств. В отдельных случаях могут включаться показатели производства продукции в натуральном выражении, а также цены реализации (с индексацией или без нее).

Особое место в индикативном плане отводится планированию поставок для федеральных нужд продукции по утвержденному перечню и объемам. Планирование подобного рода поставок должно осуществляться в полном соответствии с Законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Государственные заказчики, получая в свое распоряжение бюджетные средства, заключают контракты с товаропроизводителями на поставку тех или иных видов продукции в соответствии со складывающимися рыночными ценами. Учитывая тот факт, что в качестве заказчиков выступают министерства, ведомства, региональные администрации и другие организации, представляющие интересы государства, хотелось бы обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство — ведомственность. Есть опасность разобщенных действий различных государственных заказчиков, что может привести к нерациональному использованию бюджетных ресурсов, рассогласованию действий товаропроизводителей, разобщенности в области стандартизации, унификации, нормализации изделий.

В связи с этим, необходимы координация и жесткий государственный контроль в области реализации государственных заказов на поставку товаров и предоставление услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82477. Экономический цикл: понятие, модели, виды. Государственное антициклическое регулирование 33.31 KB
  Кейнсианский подход: государством используются финансовобюджетные инструменты денежнокредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы проводится политика дешевых денег. Классический подход: основным инструментом является денежнокредитная политика. Проводится политика дорогих денег кредитная рестрикция путем повышения ставок что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала.
82478. Финансовая система. Госбюджет и его структура. Центральный банк и кредитно-финансовые институты 28.16 KB
  Финансовая система: Финансы властных структур Федеральные финансы Бюджет Внебюджетные фонды Пенсионный фонд Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования Финансы субъектов Федерации Бюджет Внебюджетные фонды Финансы местного самоуправления Бюджет Финансы предприятий Финансы населения Финансы властных структур делятся на государственные и муниципальные местного самоуправления. Финансы федеральной власти субъектов Федерации и муниципальные финансы делятся на бюджетные фонды или проще бюджеты и...
82479. Денежно-кредитная система. Кредиты, их формы. Предложение кредитных денег коммерческими банками 33.21 KB
  Кредиты предоставляются на основе следующих принципов: возвратности означает необходимость возврата полученных от кре дитора финансовых ресурсов в полном объеме; срочность отражает необходимость его возврата не в любое приемле мое для заемщика время а в точно определенный срок зафиксированный в кредитном договоре; платность кредита выражает необходимость не только прямого воз врата кредита но и оплаты права на его использование в виде ссудного про цента; обеспеченность кредита выражает необходимость обеспечения защи ты...
82480. Деньги: возникновение, сущность, функции. Измерение денежной массы. Денежные агрегаты 32.39 KB
  Вторая деньги появились в результате эволюционного процесса который независимо от воли людей привел к тому что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место посредника в акте обмена. Сущность денег Деньги являются самым активным элементом экономики важнейшей частью экономической деятельности связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством обмениваемости на товары включая недвижимость драгоценности и художественные произведения. Функции денег Если рассматривать функции денег...
82481. Инфляция: сущность, виды, последствия 34.04 KB
  Сопровождается скачкообразным повышением цен от 1020 до 200300 в месяц. Рост цен не регулируется инфляция охватывает все сферы хозяйственной жизни. Поледствия инфляции: страдают больше всего те кто имеет фиксированные доходы; обесцениваются сбережение населения; падение реальной заработной платы по сравнению с номинальной; влияние на народное хозяйство: усиливается диспропорциональность развития производства; капиталы из сферы производства отвлекаются в спекулятивную торговлю; искажается нормальная структура потребительского...
82482. Антиинфляционная политика государства. Кривая Филлипса 46.16 KB
  Антиинфляционная политика государства может проводиться методами активной и адаптивной политики. Активная политика проводится с целью ликвидации причин инфляции а адаптивная для приспособления к ней экономики и смягчения ее отрицательных последствий. Активная антиинфляционная политика предполагает использование метода шоковой терапии при которой за короткий период времени уничтожаются причины инфляции как на стороне спроса так и на стороне предложения Адаптивная политика предполагает использование метода постепенного сокращения инфляции...
82483. Социальная политика государства. Источники доходов населения. Система социальной защиты 30.8 KB
  Источники доходов населения. Доходы населения это совокупность средств и затрат в натуральном выражении для поддержания физического морального экономического и интеллектуального состояния человека. Формирования денежных доходов осуществляется за счет оплаты труда работников выплат из социальных фондов социальных трансфертов предпринимательских доходов Социальная защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и...
82484. Государственное регулирование экономики: социальное неравенство, измерение распределения доходов. Черта бедности. Кривая Лоренца, коэффициент Джини 55.12 KB
  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ одна из основных форм участия государства в экономике состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов населения относят коэффициент концентрации доходов индекс Джини и кривую Лоренца характеризующие степень удаления от состояния равенства в распределении доходов. Степень неравенства в распределении доходов в западной экономической...
82485. Теория сравнительных преимуществ и протекционизм. Международная торговля и распределение доходов 33.02 KB
  Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. увеличению производства в отраслях ориентированных на экспорт и сокращению производства в отраслях конкурирующих с импортом. Теория ХекшераОлинадает возможность оценить последствия развития внешней торговли для владельцев различных факторов производства рабочих...