40689

Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики

Доклад

Деньги и денежные системы

Ее обеспечивает государственное регулирование подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий направленных на решение общенациональных задач социальноэкономического развития. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей задач направлений и методов реализации государственной социальноэкономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью которая обеспечивает координацию деятельности...

Русский

2013-10-20

34.5 KB

1 чел.

33. Планирование и прогнозирование в условиях рыночной экономики.

Непредвзятый взгляд на практику хозяйственной деятельности промышленно развитых стран позволяет увидеть высокую степень регулируемости экономических процессов прямыми и косвенными методами.

Речь идет прежде всего об увязке интересов населения с интересами государства, олицетворявшего собой все общество. Ее обеспечивает государственное регулирование, подразумевающее систему взаимодействия государства со всей совокупностью хозяйствующих субъектов с целью координации усилий, направленных на решение общенациональных задач социально-экономического развития. Такой системой в условиях рыночной экономики является индикативное планирование народного хозяйства. Индикативный план развития национальной экономики определяет и содержит обоснование целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. Именно индикативный план выступает той связующей вертикалью, которая обеспечивает координацию деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации, предприятий, организаций, учреждений по осуществлению мероприятий в рамках социально-экономической политики.

Индикативные планы, очевидно, должны разрабатываться на сроки, соответствующие либо периодам смены представительных органов власти, с которыми сопряжена и деятельность органов исполнительной власти, либо на пятилетние периоды. Смена власти в последнем случае может вызывать необходимость корректировки тех или иных разделов индикативного плана и тем самым постепенно переориентировать хозяйственные субъекты на новые установки социально-экономической политики.

Комплексность индикативного планирования определяется тем, что составными частями соответствующего плана являются концепция социально-экономического развития страны, прогнозирование, целевые программы, планирование развития государственного сектора, система показателей, определяющих параметры макроэкономической динамики и условия их изменения, система социально-экономических соглашений между всеми собственниками факторов производства, включая органы власти.

Концепция социально-экономического развития включает описание исходной социально-экономической базы и оценки итогов предшествующего этапа развития, определение важнейших проблем, в соответствии с которыми формируются основополагающие цели и приоритеты социально-экономической политики государства.

Прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе анализа состояния и перспектив развития научно-технического и производственного потенциала страны, сложившейся структуры ресурсного обеспечения народного хозяйства, возможности инвестиционной деятельности, различных факторов социально-экономического положения страны. Основой для разработки прогнозов должна быть система геополитических, военно-стратегических, политологических, социальных, демографических, научно-технических, отраслевых, региональных, внешнеэкономических прогнозов, что предполагает их многовариантность.

Федеральные целевые программы позволяют выделить приоритетные направления социально-экономической политики государства. В соответствии с характером целевых установок они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-экономических, социально-экономических и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. При этом объем расходов по каждой утвержденной федеральной целевой программе на соответствующий год должен предусматриваться в федеральном бюджете отдельной строкой, а содержание работ и объемы финансирования таких программ должны уточняться и корректироваться ежегодно при рассмотрении индикативного плана и федерального бюджета.

Учитывая значительную роль государственного сектора в экономике России, остро встает вопрос о плане его развития как в целом, так и по отраслям, регионам, видам предприятий. План развития государственного сектора должен включать предприятия федерального подчинения и предприятия совместного ведения с субъектами федерации. Как правило, такой план составляется на три-пять лет с включением в него таких важных показателей, как объемы реализуемой продукции и прибыли, стоимость имущества (основные фонды и оборотные средства), численность занятых и фонд оплаты труда, объем инвестиций за счет собственных и привлеченных средств. В отдельных случаях могут включаться показатели производства продукции в натуральном выражении, а также цены реализации (с индексацией или без нее).

Особое место в индикативном плане отводится планированию поставок для федеральных нужд продукции по утвержденному перечню и объемам. Планирование подобного рода поставок должно осуществляться в полном соответствии с Законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Государственные заказчики, получая в свое распоряжение бюджетные средства, заключают контракты с товаропроизводителями на поставку тех или иных видов продукции в соответствии со складывающимися рыночными ценами. Учитывая тот факт, что в качестве заказчиков выступают министерства, ведомства, региональные администрации и другие организации, представляющие интересы государства, хотелось бы обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство — ведомственность. Есть опасность разобщенных действий различных государственных заказчиков, что может привести к нерациональному использованию бюджетных ресурсов, рассогласованию действий товаропроизводителей, разобщенности в области стандартизации, унификации, нормализации изделий.

В связи с этим, необходимы координация и жесткий государственный контроль в области реализации государственных заказов на поставку товаров и предоставление услуг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7413. Відповідальність державних службовців за інші правопорушення, повязані з корупцією 301.5 KB
  Мета даної роботи - розкрити поняття, зміст, основні характеристики та властивості інших правопорушень, пов’язаних з корупцією в галузі державної служби, а також по можливості визначити місце цих понять в системі українського законодавства.
7414. Сумматоры с параллельным переносом 126.5 KB
  Тема: Сумматоры с параллельным переносом Сумматоры с параллельным переносом - сумматоры, в которых сложение выполняется как поразрядная операция. Применяются в устройствах с высоким быстродействием микроопераций сложения. При этом старают...
7415. Методы изготовления и прокладки оптических кабелей 168 KB
  Методы изготовления и прокладки оптических кабелей. Технологический процесс изготовления оптического кабеля базируется на основных принципах кабельной технологии. Однако для практической реализации разнообразных конструкций ОК, обладающих отличитель...
7416. Программируемые логические матрицы 240 KB
  Тема: Программируемые логические матрицы Программируемая логическая матрица (ПЛМ) - это универсальная структура, позволяющая запрограммировать систему булевых функций путем организации связи между вертикальными и горизонтальными шинами. Набор э...
7417. Соединение оптических волокон 645 KB
  Соединение оптических волокон Соединение оптических волокон является наиболее ответственной операцией при монтаже кабеля, предопределяющей качество и дальность связи по ВОЛС. Соединение волокон и монтаж кабелей производятся как в процессе производст...
7418. Микропроцессоры (МП) и их характеристика 83.5 KB
  Тема: Микропроцессоры (МП) Микропроцессорами называются цифровые устройства, осуществляющие вычисления в соответствии с заданным законом функционирования, которые выполнены в виде интегральной схемы. Микропроцессоры (МП) по применимости класси...
7419. Синтез управляющих автоматов. Таблица переходов автомата Мили 82 KB
  Тема: Синтез управляющих автоматов. Таблица переходов автомата Мили. Таблица переходов используется для построения комбинационных частей автомата Мили, в частности - для определения функций возбуждения элементов памяти и определения функций вых...
7420. Основные принципы проектирования и эксплуатационно-технического обслуживания ВОЛС 267 KB
  Основные принципы проектирования и эксплуатационно-технического обслуживания ВОЛС. Требования к ВОЛС. Проектирование систем волоконно-оптической связи следует начинать с определения предъявляемых к системе требоваий, что определит в дальнейшем сам п...
7421. Микропрограммные автоматы с программируемой логикой (МПА с ПЛ) 87 KB
  Тема: Микропрограммные автоматы с программируемой логикой(МПА с ПЛ) МПА с ПЛ используется для построения устройств управления. Они функционируют автоматически автоматам Мили и Мура, которые строятся на жесткой логике. Отличительная способность...