4069

Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств методом чистых активов

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Введение Стабилизация и дальнейшее развитие российской экономики непосредственно зависит от развития производственного аппарата промышленности, формируемого в первую очередь отраслями машиностроения. Машины и оборудование, транспортные средства сост...

Русский

2012-11-12

242 KB

76 чел.

Введение

Стабилизация и дальнейшее развитие российской экономики непосредственно зависит от развития производственного аппарата промышленности, формируемого в первую очередь отраслями машиностроения. Машины и оборудование, транспортные средства составляют более 40% стоимости основных фондов промышленности России, представляя собой значительную часть национального богатства. Именно машины и оборудование, являясь активной частью основных производственных фондов формируют технический и технологический уровень промышленного производства, во многом определяя конкурентоспособность предприятий. Тем не менее, объем производства машиностроительной продукции за исключением подотраслей, связанных с производством вооружений и военной техники, а также тяжелого энергомашиностроения значительно упал за время реформ, производство инновационной машиностроительной продукции остается на недопустимо низком уровне. Практически более 70% машин и оборудования, закупаемых на первичном рынке, поставляется по импорту. То же необходимо сказать и о вторичном рынке.

Как известно, в условиях рыночной экономики любой объект рыночных отношений становится товаром. При этом, специфической особенностью, машин и оборудования как товаров, является, в первую очередь то, что эти объекты в широком диапазоне отличаются друг от друга функциональным назначением, типом, моделями, материалам, из которых они изготовлены, конструкцией, массогабаритными характеристиками и т.д. Стоимость машин и оборудования, как и других видов основных фондов, в процессе функционирования переносится на создаваемые товары, при этом материально-вещественная форма технических объектов в целом остается неизменной. Технические характеристики средств труда, их структура, количество и уровень использования определяют эффективность производства, влияют на качество выпускаемой продукции и в итоге формируют уровень производительности труда, определяя эффективность функционирования предприятия и его конкурентоспособность.

Особенности тех или иных видов машин и оборудования формируют специфику рынков этих средств, на которых обращаются силовые машины, оборудование рабочее и информационное, транспортные средства и др. широкой номенклатуры и ассортимента. Цены на соответствующих рынках машин и оборудования подвержены значительным колебаниям в связи с изменением конъюнктуры рынка, под влиянием процессов инфляции и дефляции, с появлением новых технических средств, что требует оценки стоимости машин и оборудования в текущих ценах на конкретный момент времени. Оценка объектов осуществляется в ряде случаев: в связи с покупкой или продажей, для оформления залога, при определении стоимости для страхования, в обстоятельствах передачи объекта в аренду или в лизинг, при определении таможенной стоимости или при утилизации и др. В ряде случаев оценка машин и оборудования может выполняться в рамках общей оценки активов при слиянии или разделении предприятий, при определении имущественных долей в уставном капитале, в обстоятельствах ликвидации предприятия или взыскания на его имущество, при дополнительной эмиссии акций ОАО, а также в инвестиционном проектировании и разработке бизнес-планов.

Метод чистых активов является одним наиболее распространенных методов затратного подхода к оценке машин и оборудования. При этом методе активы и пассивы корректируются до их оценочной рыночной стоимости, и этим определяется совокупная стоимость. Этот метод используется для определения рыночной стоимости машин и оборудования.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств методом чистых активов и отражение практики такой оценки в России на конкретных примерах.

Для достижения данной цели решены следующие задачи:

- изучены теоретические основы метода чистых активов в оценке машин, оборудования и транспортных средств;

- рассмотрены метода чистых активов к оценке машин, оборудования и транспортных средств;

- оценены объекты машин, оборудования и транспортных средств методом чистых активов.

При написании курсовой работы основой послужили: нормативно-правовые источники, учебная литература, а также материалы периодической печати таких авторов, как: Грязнова А.Г., Шерстюков Н.Г., Серебренников Л.А. и многих других.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.


1. Особенности оценки машин и оборудования в составе метода чистых активов

Оценка оборудования, машин и транспортных средств является весьма специфичной областью оценки. Оборудование как объект оценки - это совокупность машин, технологических узлов, станков, специальной, бытовой и офисной техники и др. [7, с. 92]. В своей профессиональной деятельности оценщики чаще употребляют другой термин, кратко характеризующий вышеприведенное определение - машины и оборудование. Это наиболее распространенное понимание оборудования как объекта оценки.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В состав транспортных средств входят механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и др.

Целями оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств могут быть следующие: определение обоснованной цены купли – продажи объекта, определение стоимости залога, определение налогооблагаемой стоимости объекта, страховой или ликвидационной стоимости, определение суммы ущерба при повреждении данного объекта и др..

В зависимости от целей оценки объектом оценки могут выступать:

- одна машина, единица или элемент оборудования, одно транспортное средство и т.д.;

- значительное число технологически не связанных машин, единиц оборудования, транспортных средств (например, при переоценке основных средств);

- производственно-технологические системы - объединенные технологически в единые комплексы машины и оборудование, предназначенные для производства определённого вида продукции (например, для целей продажи, страхования, залога и т.д.);

- автомобили (легковые, грузовые, мототехника, прицепы и др.);

- железнодорожный транспорт, вагоны, цистерны, локомотивы;

- морские, речные, воздушные суда [6, с.42].

Особенность оценки оборудования, машин и транспортных средств заключается в том, что это процесс, направленный на нахождение реальной рыночной стоимости названных объектов. По мнению Н.Г. Шерстюкова, рыночная стоимость оборудования (равно и транспортных средств) - это наиболее вероятная цена, по которой оборудование может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства [28, с. 14].

В соответствии с определением ФСО №2, рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства [3]

Как известно, все многообразие конкретных целей и мотивов оценки рыночной стоимости машин и оборудования может быть сведено к трем целевым установкам:

- независимая от других видов имущества оценка рыночной стоимости машин и оборудования, при определении рыночной стоимости отдельных видов машин и оборудования с целью их купли-продажи, сдачи в аренду, лизинг, в залог и т.п.;

- оценка рыночной стоимости машин и оборудования как один из этапов оценки (переоценки) основных фондов;

- оценка рыночной стоимости машин и оборудования как один из этапов оценки предприятия в целом.

Оценка рыночной стоимости машин и оборудования имеет следующие отличительные особенности: многообразие наименований, видов, модификаций машин и оборудования, исчисляемых сотнями тысяч, число производителей машин и оборудования также велико, что приводит к широкому разбросу цен на одно и то же (аналогичные) изделие; технический прогресс не только изменяет технологию изготовления и вид машин и оборудования, но и их функциональное значение; идентификация и локализация денежного потока, приходящегося на машины и оборудование как на составную части бизнеса, часто затруднена в силу сложной структуры производственного цикла.

В зависимости от целей, допущений и ограничений оценщики смогут рассчитать различные виды рыночной стоимости (будут значительно отличаться по стоимости):

- рыночная стоимость при продолжающемся использовании;

- рыночная стоимость установленного оборудования и используемых транспортных средств;

- стоимость восстановления транспортного средства (оборудования) или стоимость ремонта;

- остаточная стоимость.

Потребность в оценке оборудования, станков и механизмов чаще всего появляется в следующих случаях:

- продажа тех машин, оборудования, транспортных средств, которые перестали использоваться на предприятии в силу ненужности; их утилизация из-за физического или морального устаревания; оформление наследства;

- переоценка машин, оборудования, транспортных средств;

- оформление залога части движимого имущества для обеспечения хозяйственных сделок и кредита; страхование, передача в аренду или лизинг;

- расчет налога на имущество, оценка в качестве вклада в уставный капитал;

- вынужденная распродажа машин и механизмов при банкротстве предприятия для покрытия долгов кредиторам и др. [27, с. 60].

Как и любой объект оценки, оборудование, транспортные средства имеют ряд своих особенностей, то есть отличительные черты, присущие только данному объекту. Можно выделить следующие особенности оценки машин, оборудования и транспортных средств:

а) многообразие наименований, видов, модификаций – только отраслевые перечни исчисляются сотнями тысяч наименований изделий и, соответственно, число производителей машин и оборудования, транспорта также велико, что приводит к широкому разбросу цен на одно и то же изделие;

б) технический прогресс не только изменяет технологию изготовления и вид данных объектов, но и их функциональное назначение. Функциональное устаревание имеет тенденцию ускоренного роста, время от времени происходят технические революции, которые приводят к радикальному изменению потребительских приоритетов;

в) идентификация и локализация денежного потока, приходящегося на машины и оборудование, как на составную часть бизнеса, часто затруднена в силу сложной структуры производства. В случае с транспортными средствами денежный поток идентифицировать легче.

Оценка машин и оборудования проводится с целью выявления справедливой стоимости. На практике применяются два подхода: сравнительный и оценка по восстановительной стоимости с учетом износа. Последний подход наиболее актуален в случаях, когда информацию о рыночной стоимости трудно установить. К примеру, в силу специфичности машин и оборудования или редкости продаж таких средств производства. Но и в этом случае восстановительная стоимость - только промежуточная величина. Если мы построим огромный развлекательной комплекс в глухой деревне, то затратим на него может быть даже больше, чем при строительстве в столице. Поэтому восстановленная стоимость всего движимого и недвижимого имущества будет высокой. Но его справедливая стоимость будет крайне низкой, потому что в глубинке этот комплекс не может пользоваться широким спросом. Следовательно, нам не удастся выгодно его продать. Между рыночной стоимостью объектов и его справедливой стоимостью можно поставить знак равенства. Профессиональная независимая оценка даёт практически значимую информацию о стоимости оборудования.

Однако отметим, что основная часть активов - промышленное оборудование к настоящему времени оказалось крайне изношенным. Поэтому реальная рыночная стоимость таких активов существенно ниже, чем затраты, необходимые для их воссоздания. С позиции доходного подхода, те выгоды, которые эти активы принесут в дальнейшем в рамках существующего бизнеса, не окупают затрат на их создание.

Рис. 1.1. Динамика коэффициента обновления основных фондов [12,c.34].

Два последних десятилетия характеризовалось значительным снижением объема производства, дифференцированным по отдельным отраслям, гипертрофированным развитием отраслей топливно-сырьевого и энергетического комплексов и усилением их экспортной ориентации, ускорением морального и физического износа основных фондов. Так, коэффициент их обновления снизился с 6,5% в 1990 г. до 2,0% - в 2007 г. (рис. 1.1.), что привело к значительным изменениям в возрастной структуре производственного оборудования в промышленности (рис. 1.2.).

Объем привлекаемых иностранных инвестиций остается незначительным, большинство инвестиционных проектов ориентировано не на высокотехнологичные производства, а на отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплекса.

Несмотря на позитивные результаты развития в период 1999-2008 г., российские предприятия машиностроения и металлообработки остро нуждаются в техническом перевооружении. Вместе с тем, станкостроение, являющееся фондообразующей отраслью для всего машиностроения, занимает всего 0,052% в ВВП. По производству станков Россия находится на 22-м месте в мире, а по потреблению – на 19-м, в то время как в 1990 году занимала второе место по производству и третье – по потреблению. Парк механообрабатывающего оборудования, обеспечивающий российское машиностроительное производство, сократился с 1990 г. на 1 млн ед. и составляет теперь около 1,5 млн ед. оборудования.

Рис. 1.2. Динамика возрастной структуры оборудования в промышленности

Средний возраст более половины состава парка превышает 20 лет, т.е. скоро перейдет (и частью уже перешел) критическую отметку в 26 лет, соответствующую стопроцентному физическому износу. Согласно прогнозным оценкам для обеспечения устойчивого роста машиностроения до 2015 г., предприятия нуждаются в 700 тыс. единиц нового механообрабатывающего оборудования или в 2,3 раза болыще, чем машиностроение может получить при инерционном развитии внутреннего рынка [30,c.66].

Развивающийся финансовый кризис наряду с прочими проблемами обострил требования к достоверности результатов по определению рыночной стоимости таких объектов как машины и оборудование. Соответствие оцениваемых объектов современному уровню развития техники, их востребованность бизнесом в связи с интенсивно меняющейся мировой конъюнктурой рынков, означает актуализацию вопросов по определению степени физического, функционального и экономического устаревания средств производства. Соответственно развитие отечественной оценочной науки и практики за последние полтора десятилетия выявило немало задач, требующих дополнительного анализа и исследования, к которым относится, в том числе, оценка износа технических объектов.

Предпосылками необходимости оценки рыночной стоимости основных фондов, в том числе машин и оборудования, является то, что рыночная экономика по сути является «стоимостным» хозяйством: все отношения по поводу производства, реализации, распределения и потребления начинаются и завершаются определением стоимости, т.е. без определения реальных рыночных цен на все виды активов нормальное функционирование рыночного хозяйства невозможно.

Рыночные цены меняются под воздействием технического прогресса, конъюнктуры рынка и других факторов, на них действуют процессы инфляции и дефляции. Перечень целей и мотивов оценки достаточно широк, однако, решаемая при этом задача всегда одна: какова в каждый данный момент в текущем уровне цен реальная, рыночная стоимость оцениваемого имущества, его действительная ценность для настоящего или потенциального собственника с учетом совокупного (физического, функционального, экономического) износа.

Как было показано выше, при оценке машин и оборудования исключительно важную роль играет фактор износа. Более того, достоверное определение износа является в оценке машин и оборудования отдельной чрезвычайно важной задачей, не всегда имеющей однозначное решение, что может кардинально влиять на стоимость машин и оборудования, а следовательно и на стоимость предприятия в целом. Износ машин, оборудования и транспортных средств происходит весьма интенсивно. В качестве объекта оценки, как правило, выступает уже используемая то или иное время машина, так как цены на новые машины, за редким исключением, заранее задаются производителем. Соответственно, объект на момент оценки уже имеет ту или иную степень износа, причем как физического, так и функционального, что делает оценку износа наиболее значимой в совокупности оценочных процедур по определению стоимости технического объекта.

Именно совокупный износ является основным фактором, оказывающим влияние на размер остаточной, определяемой на дату оценки стоимости машины или оборудования.

В теории оценки вопрос стоит не столько об износе, как характеристике физического состояния объекта, сколько об обесценении, соответственно изменение стоимости определяется не только снижением уровня потребительских свойств в процессе износа, но и влиянием рыночной конъюнктуры на вторичном рынке машин. Тем не менее, обесценение машин и оборудования, в первую очередь, связано с потерей потребительских свойств, в процессе использования этой техники.

Так, одним из важнейших показателей работы машин и оборудования является их производительность за определенный период времени. Падение ее по мере физического износа может быть следствием как непосредственного износа отдельных деталей и узлов, так и больших затрат времени на ремонт. Кроме того, физический износ непосредственно влияет на качество производимых изделий и расход основных и вспомогательных материалов на их производство [26,c.76].

Физический износ машин и оборудования сопровождается внешними проявлениями, имеет причины, вызывающие его, характеризуется степенью и характером распространения. В соответствии с этим для целей нашего исследования можно использовать классификацию видов физического по следующим критериям износа: внешнее проявление, причины, вызвавшие износ, время протекания, степень и характер распространения, форма проявления и др.

Физический износ (корректировка на физическое состояние) – это технико-экономическое понятие, выражающее уменьшение степени эксплуатационной пригодности и потребительской привлекательности объекта, вызванное различными причинами [7,c.65].

Функциональный износ – уменьшение стоимости объекта, вызванное, в основном, факторами научно-технического прогресса и связанное с ухудшением функциональных характеристик объекта [30,c.33].

Экономическое устаревание (внешний износ) – это потеря стоимости, обусловленная внешними факторами, такими как: изменение соотношения спроса и предложения на рынке, научно-технического прогресса и т. д. Экономический износ называют также внешним износом, так как он зависит от причин, носящих внешний характер воздействия на сам объект.

Совокупный износ – суммарная величина, учитывающая физический, функциональный износы и экономическое устаревание [12,c.96].

Затратный подход известен как совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устаревания. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий, но в ценах на дату оценку Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки. Метод чистых активов является одним наиболее распространенных методов затратного подхода к оценке машин и оборудования.


2. Методы применения в оценочной деятельности машин и оборудования

В расчетах используются данные балансовых отчетов предприятий. Основная формула при использовании метода стоимости чистых активов:

Сумма чистых активов предприятия = Сумма активов — Сумма обязательств.

При этом в состав активов включаются следующие разделы баланса: I раздел («Внеоборотные активы») — полностью, II раздел («Оборотные активы») — полностью, кроме статей «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал» и «Собственные акции, выкупленные у акционеров».

Сумма обязательств включает: из III раздела баланса («Капитал и резервы») — статью «Целевые финансирование и поступления», IV раздел («Долгосрочные обязательства») — полностью, V раздел («Краткосрочные обязательства») — полностью.

Поскольку балансовая стоимость активов и обязательств предприятия, как правило, не соответствует рыночной стоимости (инфляция, изменение конъюнктуры рынка, различные методы учета и др. факторы), постольку возникает необходимость корректировки баланса, т.е. применяется метод откорректированных чистых активов.

Основные этапы определения рыночной стоимости предприятия методом откорректированных чистых активов [24,c.54].

1. Определение рыночной стоимости недвижимости предприятия.

2. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования.

3. Вычисление стоимости нематериальных активов.

4. Оценка рыночной стоимости долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

5. Определение стоимости товарно-материальных запасов.

6. Оценка дебиторской задолженности.

7. Оценка расходов будущих периодов.

8. Определение текущей стоимости обязательств предприятия.

9. Вычисление суммы чистых активов как разности между рыночной стоимостью суммы активов и текущей стоимостью обязательств [9,c.69].

Основным инструментом определения рыночной стоимости машин и оборудования являются затратный метод. Затратный подход основывается на принципе замещения, согласно которому человек поступает неоправданно, если он платит за объект сумму большую, чем та, за которую он может приобрести объект аналогичной желательности и полезности.

Расчет рыночной стоимости объекта проводится в три этапа:

1. Расчет восстановительной стоимости объекта.

Полная восстановительная стоимость - затраты на воссоздание в современных условиях точной копии объекта с использованием аналогичных материалов и сохранением всех эксплуатационных параметров, а также с учетом всех присутствующих в нем достоинств и недостатков.

Определение восстановительной стоимости происходит с учетом всех факторов, существенно влияющих на стоимость объекта оценки. Это как внешние факторы: экономическая ситуация в стране и регионе, состояние рынка в целом, динамика спроса и предложения и пр., так и внутренние - ценность оцениваемого объекта, его отличительные характеристики и т.п. При определении восстановительной стоимости различных объектов используются уместные подходы оценки. Однако все различные подходы к оценке стоимости базируются на двух основных методах оценки восстановительной стоимости:

Затратный метод, основанный на подсчете прямых затрат, необходимых на воссоздание оцениваемого объекта в современных условиях. Восстановительная стоимость определяется как стоимость строительства точной копии существующего объекта, с использованием тех же материалов и спецификаций, с учетом всех достоинств и недостатков объекта, которая учитывает договорные цены и сметные расценки на проведение монтажных работ, оптовые рыночные цены на материалы, топливо, энергию, транспортные расходы и т.д. в современных условиях.

Восстановительная стоимость определяется как рыночная стоимость нового аналогичного объекта, имеющего точно такие же технические и эксплуатационные характеристики, с учетом затрат на транспортировку, установку, пуско-наладочные работы и т.п.

2. Анализ и расчет накопленного износа. В теории оценки существуют три вида износа: физический, функциональный и экономический.

3. Определяется рыночная стоимость как разница между восстановительной стоимостью и накопленным износом.

Восстановительная стоимость машин, оборудования и транспортных средств может быть определена следующими методами:

Метод калькуляции затрат.

Метод актуализации затрат.

Метод оценки укрупненных показателей [7,c.76].

При изготовлении машин и оборудования для определения себестоимости продукции составляется смета или калькуляция затрат. Калькуляция составляется производителем продукции и включает в себя все прямые и косвенные производственные затраты. При составлении калькуляции руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Постановлением правительства РФ №552 от 5 августа 1992 года.

Этот метод используется, как правило, для дорогостоящих объектов, изготовленных по индивидуальному заказу или собственными силами предприятия, в следующих случаях:

1. Не сохранилась старая калькуляция (или другая соответствующая информация), на основании которой определялась стоимость объекта на дату его приобретения;

2. В период после приобретения объекта произошли существенные изменения уровня стоимости материалов, заработной платы, а также существенные изменения структуры затрат.

В себестоимость продукции входят все прямые и косвенные затраты, связанные с использованием в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и т.п.

В общем случае себестоимость продукции может быть выражена следующей формулой:

Ссеб = М + Зкомпл + ОТ + Эобор + Ост.орг. + Н, (2.1)

где М - затраты на материалы, Зкомпл - затраты на комплектующие изделия, ОТ - расходы на основную заработную плату, Эобор - затраты, связанные с эксплуатацией машин и оборудования, Ост.орг. - оплата работ сторонних организаций, Н - все накладные расходы, включающие отчисления по фонду заработной платы, общецеховые и общепроизводственные расходы.

Тогда восстановительная стоимость может быть выражена следующим выражением:

Свост = Ссеб + Ппроизв, (2.2)

где Ппроизв - прибыль производителя.

В большинстве случаев, все накладные расходы и прибыль производителя определяется как процент от себестоимости продукции или процент от какой-либо статьи прямых затрат, т.е. для определения восстановительной стоимости можно использовать формулу:

Ссеб = (М + Зкомпл + ОТ + Эобор + Ост.орг.)*(1+Кнакл), (2.3.)

Свост = Ссеб*(1+Кприб),

где Кнакл - коэффициент накладных расходов, Кприб - норма прибыли.

В зависимости от состава имеющейся информации по объекту оценки метод актуализации затрат можно разделить на два подхода:

  •  анализ и корректировка имеющейся калькуляции.
  •  индексация первоначальной сметной стоимости.

Первый подход используется в случае если сохранилась калькуляция стоимости, по которой приобретался оцениваемый объект. На первом этапе проводится анализ различных статей затрат и внесение необходимых поправок в структуру затрат в связи с изменившимися условиями производства. На втором этапе проводится приведение всех затрат в соответствие с современным уровнем цен.

Как правило, приведение затрат в соответствие с современным уровнем цен проводится путем индексации стоимости по всем статьям затрат. Для каждой статьи прямых затрат необходимо определить соответствующие индексы цен: на материалы, на оплату труда, на энергоносители и т.п.

Таким образом, корректируя структуру затрат и проводя индексацию расходов по всем статьям, получаем стоимость оцениваемого объекта.

Однако, в большинстве случаев на предприятиях имеется информации только о первоначальной сметной стоимости объекта. Поэтому встает вопрос об индексации первоначальной стоимости и определении восстановительной стоимости:

Свост = Сперв*И2 (2.4)

В этом случае обобщенный индекс И2 определяется как средневзвешенная величина по индексам цен прямых затрат:

И2= р1*Иматер + р2*Иопл.труда + р3*Икомпл, (2.5)

где р - соответствующие удельные веса.

Данный подход удобно используется при оценке импортного оборудования, особенно приобретенного два-три года назад. Для определения восстановительной стоимости импортного оборудования, приобретенного недавно, в качестве индекса цен можно использовать отношение курса СКВ на текущий момент к курсу базисного периода (периода приобретения).

Однако, если в период между датой приобретения и датой оценки изменения курса СКВ не отражают истинные изменения уровня цен, оплаты труда и т.п., необходимо в качестве индекса использовать паритетный курс СКВ, который может быть определен с учетом индексов на материалы, оплату труда, с учетом изменения таможенных пошлин, стоимости доставки как на внутреннем рынке, так и на европейском (мировом) рынке.

Провести калькуляцию затрат и определить стоимость оцениваемого объекта без запроса на завод-изготовитель достаточно сложно, поскольку требуется слишком много детальной информации. Более доступной является информация о структуре затрат, которая может быть получена из анализа имеющихся смет, а также из аналитических обзоров в специализированных изданиях.

На основании информации о структуре затрат можно определить удельный вес какой-либо статьи затрат, например, затраты на материалы или затраты на комплектующие изделия. В таком случае достаточно определить затраты только по одной статье, например, затраты на материалы. Восстановительная стоимость объекта определяется соотношением затрат на материалы и удельного веса этих затрат в общей структуре затрат. Основная формула расчета имеет вид:

Свосст = М/Куд.мат., (2.6)

где Куд.мат.- удельный вес затрат на материалы.

Использование этого метода удобно, например, при оценке восстановительной стоимости материалоемких объектов или когда можно определить прямым счетом затраты на все комплектующие [30,c.65].

В случае оценки объекта, который был изготовлен в единичном экземпляре, может изменяться структура затрат по сравнению с объектами, выпускаемыми серийно. Это может быть учтено вводом специального коэффициента, отражающего факт изменения удельного веса.

Таким образом, расчет рыночной стоимости машин и оборудования проводится в три этапа: расчет восстановительной стоимости объекта, анализ и расчет накопленного износа (в теории оценки существуют три вида износа: физический, функциональный и экономический), определяется рыночная стоимость как разница между восстановительной стоимостью и накопленным износом. Восстановительная стоимость машин, оборудования и транспортных средств может быть определена следующими методами: метод калькуляции затрат, метод актуализации затрат, метод оценки укрупненных показателей.


3. Практика применения подходов в оценке машин и оборудования

Сущность метода чистых активов состоит в том, что все активы предприятия, принимаемые к расчету, оцениваются по рыночной стоимости. (Р.I + Р.II баланса). Затем из полученной суммы вычитается стоимость обязательств, принимаемых к расчёту (Р.IV + Р.V – с.640).

В рамках оценки рыночной стоимости предприятия методом откорректированных чистых активов важным элементом является оценка рыночной стоимости машин и оборудования.

Рассмотрим на примере организации ОАО «Металлоснаб». Оценке подлежат объекты движимого имущества – промышленное оборудование, входящее в состав автоматической производственной линии Salvagnini C1/S4/P4.

Таблица 3.1.

Перечень объектов оценки

№ п/п

Наименование объекта оценки

Кол -во, шт.

Инв. №

Год выпуска

Год ввода в эксплуатацию

Балансовая стоимость, руб.

Остаточная стоимость, руб.

1

Производственная линия Salvagnini C1/S4/P4 в том числе:

1

1257

1989

2000

1 609 508,83

598 194,75

Salvagnini С1

1

-

1989

2000

-

-

Salvagnini S4

1

-

1989

2000

-

-

Salvagnini P4

1

-

1989

2000

-

-

Наименования, марки и модели оцениваемых объектов движимого имущества приведены в соответствии с документацией, предоставленной ОАО «Металлоснаб». Суммарная величина первоначальной балансовой стоимости, представленного к оценке движимого имущества, составляет 1 609 508 руб. 83 коп. Суммарная величина остаточной стоимости, представленного к оценке движимого имущества, составляет 598 194 руб. 75 коп.

Обрабатывающие центры серии S4 предназначены для пробивки и оптимального раскроя листового материала с размерами (мм x мм) от 370 x 300 до 3048 x 1650. Диапазон толщины обрабатываемого металла составляет от 0,5 мм до 5,0 мм - для алюминия, до 3,5 мм - для нормальной стали и до 2,0 мм - для нержавеющей стали. Возможна работа оборудования в составе полностью автоматических линий.

Традиционные пробивные машины имеют один пресс и механизм, который производит смену инструмента из инструментальной обоймы или револьверной головки. Отличительной чертой машин серии S4 является то, что каждая инструментальная позиция в головке имеет свой пресс. Другой немаловажной особенностью машин данной серии является ножницы с независимым ходом лезвий и автоматической регулировкой зазора, расположенных вдоль координат X и Y. Длина каждого лезвия составляет 500 мм. Такая уникальная встроенная рабочая голова (Multi-press) для пробивки и система раскроя обеспечивает непревзойденный уровень скорости, точности, повторяемости и экономии материала. Потеря времени на смену инструмента отсутствует.

Данное оборудование позволяет упростить организацию процесса обработки листов и увеличить объемы производства при большом ассортименте выпускаемых деталей.

Таблица 3.2.

Технические характеристики Salvagnini S4

Показатели

Модель S4.30

Параметры рабочей зоны

Максимальные размеры листа (по координатам X x Y), мм x мм

3048 x 1650

Максимальная диагональ листа (при которой возможно вращение заготовки), мм

3470

Минимальные размеры листа листа (по координатам X x Y), мм x мм

370 x 300

Параметры пробивки

Технология

многоцилиндровая гидравлическая голова

Обозначение многоцилиндровой головы и соответствующее количество позиций под инструмент

H2 – 76 поз.; H3 – 96 поз.; H4 – 72 поз.; H5 – 64 поз.; H6 – 84 поз.

Время смены пробивного инструмента, сек

0 (все инструменты всегда готовы к работе)

Возможность одновременного использования двух и более инструментов

да

Минимальная толщина обрабатываемого материала, мм

0,5

Максимальная толщина для различных материалов, мм

алюминий (σв=200 МПа)

5

нормальная сталь (σв=410 МПа)

3,5

нержавеющая сталь (σв=680 МПа)

2

Параметры раскроя

Технология

одновременные или независимые резы по координатам X и Y

Регулировка зазора между лезвиями

автоматическая

Длины лезвий (по координатам X x Y), мм x мм

500 x 500

Минимальная толщина материала, мм

0,5

Максимальная толщина для различных материалов, мм

алюминий (σв=200 МПа)

5

нормальная сталь(σв=410 МПа)

3,5

нержавеющая сталь(σв=680 МПа)

2

Параметры системы перемещения заготовки

Максимальная скорость, м/мин

по координате X

84

по координате Y

72

суммарная (по двум координатам)

110,6

Максимальное ускорение, м/с2

по координате X

25

по координате Y

15

Устройство ЧПУ

Контроллер Salvagnini Six

Требования к источникам энергии

Средняя потребляемая мощность, кВт

Давление сжатого воздуха, бар

Производительность, кв.м в час

200

Оборудование находится в удовлетворительном техническом состоянии с учетом нормального износа и используются по своему прямому назначению. В связи с тем, что оцениваемое движимое имущество представляет собой промышленное оборудование для производства металлических профилей и других различных металлических изделий и находится в хорошем рабочем состоянии, можно прийти к выводу, что наиболее эффективным использованием оцениваемого имущества является использование его по своему прямому назначению, сформулированному в соответствии с эксплуатационной документацией.

Общая производительность линии составляет 200 кв.м обработанных стальных листов в час. В связи с тем, что фактический срок службы оцениваемой линии Salvagnini C1/S4/P4 превышает нормативный, для определения совокупного физического износа объектов оценки следует использовать метод анализа циклов [26,c.76]. Данный метод исходит из циклической динамики износа под влиянием проводимых капитальных ремонтов на протяжении жизни машин. В каждом цикле коэффициент физического износа имеет верхнее и нижнее значения. Ниже приведена таблица коэффициентов физического износа, полученных методом анализа интервалов.

В связи с тем, что фактический срок службы оцениваемой линии Salvagnini C1/S4/P4 превышает нормативный, для определения совокупного физического износа объектов оценки использовался методом анализа циклов.

Данный метод исходит из циклической динамики износа под влиянием проводимых капитальных ремонтов на протяжении жизни машин. В каждом цикле коэффициент физического износа имеет верхнее и нижнее значения.

Ниже приведена таблица коэффициентов физического износа, полученных методом анализа интервалов.

Таблица 3.3.

Коэффициенты физического износа, полученные методом анализа интервалов

Словесная оценка физического состояния

Цикл после соответствующего капитального ремонта

нулевой

первый

второй

Отличное

0,25

0,40

0,55

Хорошее

0,39

0,51

0,66

Среднее

0,52

0,62

0,77

Удовлетворительное

0,66

0,74

0,89

Плохое

0,80

0,85

1,00

По результатам визуальной инспекции оцениваемое движимое имущество находится в среднем техническом состоянии. Расчет величины физического износа, определенной для каждой позиции оцениваемого движимого имущества, приведен в таблице ниже.

Таблица 3.4.

Расчет физического износа оцениваемого движимого имущества

№ п/п

Наименование объекта оценки

Кол -во, шт.

Инв. №

Год выпуска

Полная восстановительная стоимость, руб.

Физический износ, %

1

Производственная линия Salvagnini C1/S4/P4

в том числе:

1

1257

1989

120 371 679

62%

Salvagnini S4

1

-

1989

61 249 478

62%

Salvagnini P4

1

-

1989

59 122 201

62%

Итого:

1

-

-

120 371 679

Функциональный износ (устаревание) – это снижение стоимости имущества, обусловленное удешевлением воспроизводства действующих или созданием новых, более совершенных объектов. Признаками наличия функционального износа обычно являются: отсутствие необходимых элементов, несовершенство существующих элементов, наличие излишних элементов («сверхулучшения»). Учитывая, что в данном расчете определялась стоимость восстановления – т.е. стоимость покупки нового оборудования той же марки и комплектации, функциональный износ равен нулю. Внешний (экономический) износ, или износ внешнего воздействия – уменьшение стоимости имущества, обусловленное отрицательным воздействием внешних по отношению к объекту оценки ценообразующих факторов экономического и неэкономического характера. Используется также термин внешнее устаревание. Объект оценки имеет производительность 200 кв.м металлопродукции в час. Среднегодовая загрузка оборудования составляет 81% или примерно 162 кв.м металлопродукции в час. Таким образом, внешний износ объекта оценки составляет 21%: 1-(162/200)0,65 = 12,8%, 0,65 – коэффициент торможения находится из рыночных данных – Таблица 3.5. и по графику 3.1.

Таблица 3.5.

Расчет износа

Производительность, кв.м/час

150

200

300

400

Стоимость, млн. руб.

110

120

170

200

Рис. 3.1. Зависимость стоимости от параметра производительности

Расчет совокупного (накопленного) износа. Суммарные потери стоимости от одновременного влияния различных видов износа определяется по формуле:

СИ = 1 – (1 – ФИ) (1 – ФУ) (1 – ВУ)

где: СИ – совокупный износ; ФИ – физический износ; ФУ – функциональное устаревание (износ); ВУ – внешнее устаревание (износ).

Расчет величины совокупного износа каждой позиции оцениваемого имущества представлен в таблице ниже.

Таблица 3.6.

Совокупный износ объектов оценки

№ п/п

Наименование объекта оценки

Полная восстановительная стоимость, руб.

Физический износ, %

Фугкциональное устаренвание, %

ВУ,%

Совокупный износ, %.

Совокупный износ, руб.

1

Производственная линия Salvagnini C1/S4/P4 в том числе:

120 371 679

62%

0%

13%

62,0%

74 630 441

 

Salvagnini S4

61 249 478

62%

0%

13%

62,0%

37 974 676

 

Salvagnini P4

59 122 201

62%

0%

13%

62,0%

36 655 765

 

ИТОГО

120 371 679

-

-

-

-

74 630 441

Таким образом, величина совокупного износа объектов оценки составила 74 630 441 руб.

Итоговое определение рыночной стоимости объектов оценки в рамках затратного подхода была определена по следующей формуле:

РС = ПВС – Инакоп

где: РС – расчетная стоимость; ПВС – полная восстановительная стоимость; Инакоп – величина накопленного износа.

Определение расчетной и рыночной стоимостей имущества в рамках затратного подхода представлено в таблице ниже.

Таблица 3.7.

Расчет рыночной стоимости оцениваемого имущества

№ п/п

Наименование объекта оценки

Полная восстановительная стоимость, руб.

Совокупный износ, руб.

Расчетная стоимость, руб.

Рыночная стоимость, руб.

1

Производственная линия Salvagnini C1/S4/P4 в том числе:

120 371 679

74 630 441

45 741 238

45 800 000

 

Salvagnini S4

61 249 478

37 974 676

23 274 802

23 300 000

 

Salvagnini P4

59 122 201

36 655 765

22 466 436

22 500 000

 

ИТОГО

120 371 679

74 630 441

45 741 238

45 800 000

В результате произведенных расчетов величина рыночной стоимости оцениваемого движимого имущества, определенная в рамках затратного подхода на дату проведения оценки 01.01.2010 г., составляет 45 800 000 руб.

При определении ликвидационной стоимости оцениваемого имущества величины ликвидационной скидки определены по следующей формуле:

Dл = (tл/tр – 1)2 ×e-АЕ

Определение величины ликвидационной скидки по приведенной формуле представлено в таблице ниже.

Таким образом, ликвидационная стоимость оцениваемого движимого имущества по состоянию на 24.07.2008 г. с учетом округления составляет: 21 900 000 руб., в том числе НДС – 3 340 678 руб.

Оцениваемые объекты характеризуются средней степенью ликвидности, и срок их среднерыночной экспозиции составляет 6 месяцев. Итоговые результаты оценки рыночной и ликвидационной стоимостей объектов движимого имущества представлены ниже.

Таблица 3.8.

Рыночная и ликвидационная стоимости объектов оценки

№ п/п

Наименование объекта оценки

Инв. №

Рыночная стоимость, руб.

В том числе НДС, руб.

Ликвидационная стоимость, руб.

В том числе НДС, руб.

1

Производственная линия Salvagnini C1/S4/P4

1257

32 700 000

4 988 136

21 900 000

3 340 678

Итого:

-

32 700 000

4 988 136

21 900 000

3 340 678

С учетом всех предположений, ограничивающих обстоятельств и допущений, рыночная стоимость объектов оценки (округленная с учетом точности использованной исходной информации)по состоянию на 01.01.2010 г. составляет: 32 700 000 (тридцать два миллиона семьсот тысяч) руб., в том числе НДС – 4 988 136 руб. Ликвидационная стоимость объектов оценки (округленная с учетом точности использованной исходной информации) по состоянию на 01.01.2010 г. составляет: 21 900 000 (Двадцать один миллион девятьсот тысяч) руб., в том числе НДС – 3 340 678 руб.


Заключение

Целью данной курсовой работы явилось изучение теоретических и методических основ оценки стоимости машин, оборудования, транспортных средств в рамках метода чистых активов м и обобщение практики такой оценки в России на конкретных примерах. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: состояние действующей системы оценки стоимости данных объектов является не до конца разработанной, сложной и специфичной проблемой в отечественной науке и практике.

Оценка оборудования - это процесс, направленный на нахождение реальной рыночной стоимости оборудования. Потребность в оценке оборудования, транспорта чаще всего появляется в следующих случаях: продажа, страхование, оформление залога, вклад в уставный капитал и т.п.

Объектами оценки может быть оборудование, находящееся в эксплуатации, консервации, отечественные, импортные машины, универсальные, специализированные, автомототехника, морские, речные, воздушные суда и др.

Основным инструментом определения рыночной стоимости машин и оборудования являются затратный метод. Затратный подход основывается на принципе замещения, согласно которому предполагается, что благоразумный покупатель не заплатит за актив больше, чем стоимость производства аналогичного актива, эквивалентного по своим качествам и полезности оцениваемому активу. В качестве базы используется восстановительная стоимость имущества (стоимость воспроизводства или замещения), из которой затем вычитаются суммы, отражающие потерю в стоимости в результате износа имущества.

Поскольку большая часть оцениваемого имущества достаточно широко представлена на свободном рынке, информация о его восстановительной стоимости или стоимости замещения, которой в данном случае является стоимость приобретения, является открытой и доступной.

Таким образом, расчет рыночной стоимости машин и оборудования проводится в три этапа: расчет восстановительной стоимости объекта, анализ и расчет накопленного износа (в теории оценки существуют три вида износа: физический, функциональный и экономический), определяется рыночная стоимость как разница между восстановительной стоимостью и накопленным износом. Восстановительная стоимость машин, оборудования и транспортных средств может быть определена следующими методами: метод калькуляции затрат, метод актуализации затрат, метод оценки укрупненных показателей.

При оценке машин и оборудования применение затратного подхода заключается в расчете затрат на воспроизводство или замещение точной копии оцениваемого объекта или объекта, аналогичного оцениваемому за вычетом потерь стоимости от всех видов износа.

Затратный подход часто оказывается единственно возможным при оценке машин и оборудования специального назначения, уникальных объектов, изготовленных по индивидуальным заказам и не имеющих аналогов на рынке.

Ключевым вопросом при данном методе оценки является накопленный износ – суммарная потеря стоимости имущества в сравнении с его стоимостью в первоначальном виде. Накопленный износ наиболее предпочтительно определять как величину, равную разности между полной восстановительной стоимостью объекта без учета износов и его рыночной стоимостью на дату оценки.

Накопленный износ в зависимости от причин, вызывающих потерю стоимости объекта, подразделяется на три вида: физический износ, функциональный износ и внешний износ. Первые два вида износов могут быть устранимыми и неустранимыми. При этом износ считается устранимым, если затраты на его ликвидацию меньше вклада в рыночную стоимость объекта.


Список использованных источников

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 5 февраля, 13, 24 июля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3813.

Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" // Российская газета от 4 сентября 2007 г. N 194.

Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" // Российская газета от 4 сентября 2007 г. N 194.

Приказ Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)"// Российская газета от 5 сентября 2007 г. N 195.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 06/01 // Российская газета, N 91-92, 16.05.2001.

Андрианов Ю.А. Статистические исследования рыночной стоимости транспортных средств // Сборник «Междисциплинарные вопросы оценки стоимости», выпуск 1, ЗАО «Квието-Консалтинг». - 2006. - 145 с.

Валдайцев В.С., Оценка бизнеса и инновации: Учеб. пособие. – М.:ФилинЪ, 2008. – С. 157-168.

Графова Г.Ф. О методах оценки рыночной стоимости организаций // Аудитор. - 2005. - №12. - С. 34-40.

 Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: Имущественный подход: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2008. – 224 с.

Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика: Учеб.пособие - М.: Инфра-М, 2008. – С. 84-97.

Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса. Учебное пособие, Москва, Финансы и статистика, 2008. – 508 с.

Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 520 с. 

Десмонд Гленн М., Келли Ричард Э. Руководство по оценке бизнеса: Пер. англ. /Ред. кол: И.Л. Артеменков, А.В. Воронкин. – М., 2007 – 24 с.

Есин М., Кислый М., Ковалев А. Наглядное представление методов оценки машин и оборудования // Московский оценщик. - 2007. - №3. - С. 25-31.

Есипов В. Е., Терехова В. В., Маховикова Г. А. Учебное пособие для вузов. Оценка бизнеса. - ИД Питер. 2007. – 620 с.

Ковалев А.П., Курова Е.В. Массовая оценка оборудования: методика и модели (часть первая) // Вопросы оценки. - 2007. - №1. - С. 7-16.

Козлов В.В. Техника оценки машин и оборудования // Вопросы оценки. - 2002. - №2. - С .48-63.

Кульгускин А.П., Есин М.П. Расчет стоимости комплекса имущества в рамках сравнительного подхода // Вопросы оценки. - 2006. - №4.-С. 25-35.

Лаврухина Н.В., Кручинин И.А., Коробкин Ю.Н. Оценка бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2008. – С. 125-133.

Марчук А.А., Танурков В.И. Об особенностях применения сравнительного подхода при оценке станочного оборудования // Вопросы оценки. - 2007. - №2. - С. 16-25.

«Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359). М.: М., ИПК Издательство стандартов, 1995.

Серебренников Л.А. Сравнительный подход к оценке машин и оборудования // Московский оценщик. - 2008. - №7. - С. 19-26.

Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2008. -384 с.

Тришин В.Н. Что есть отчет об оценке основных средств предприятия // Московский оценщик.- 2005.- №6..-С. 11-21.

Тришин В.Н. О начислении износов при массовой оценке имущественного комплекса предприятия. // Вопросы оценки. -2005. - №2. С. 7-9.

Федотова М.А. , Ковалев А.П. Практика оценки стоимости машин и оборудования. Учебник - М.: Юристъ, 2007.-272 с.

Черняк В.З., Оценка бизнеса. Учебное пособие – М.: Издательство Финансы и статистика, 2008. –452 с.

Шерстюков Н.Г. Об оценке рыночной стоимости партий непроизводственного оборудования в условиях вынужденной и ускоренной продажи // Вопросы оценки. - 2007. - №2.-С. 13-18.

Шинкевич О.В. Проблемы определения среднего срока службы оборудования // Тезисы доклада. Материалы научной конференции молодых ученых и студентов «Инновации в экономике – 2007» М.: ИЦ МГТУ «Станкин», 2007. – С.21-25

Яскевич Е.Е. Машины и оборудование. Оценка «потоком».// Московский оценщик. - 2006. - № 6. - С. 13 - 28.

Стандарты и правила СМАОс по оценке оборудования. // Сборник саморегулируемой межрегиональной ассоциации специалистов-оценщиков. - №8.- 2006. - 55 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83309. Экономическое обоснование затрат предприятия 258 KB
  Экономику понимают, во-первых, как совокупность производственных отношений общества, его экономический базис; во-вторых, как народное хозяйство страны; в-третьих, как научную дисциплину, экономическую теорию.
83310. Технико-экономические расчеты при проектировании участка механической обработки детали типа крышка в условиях серийного типа производства. Режим работы двусменный 226.57 KB
  Для предприятий серийного производства характерны значительно меньшие, чем в единичном, трудоемкость и себестоимость изготовления изделий. В серийном производстве, по сравнению с единичным, изделия обрабатываются с меньшими перерывами, что снижает объемы незавершенного производства.
83311. УЧЕТ, ОЦЕНКА И ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ 773.5 KB
  Это вызвано тем что доля основных фондов в общем объеме средств находящихся в распоряжении предприятия достигает 70 и более. Для более полной характеристики состояния средств труда следует проводить аттестацию каждого рабочего места которая представляет собой комплексную....
83313. Журналистское мастерство Василия Пескова 154 KB
  Каждый из нас имеет свою судьбу. Все события в нашей жизни складываются не просто так, а в связи с какими-либо обстоятельствами; при которых мы ведем себя по-разному. В нашей жизни столько всего случается: хорошего и не очень, но за всё, что бы, ни произошло, мы должны благодарить судьбу...
83314. Проект и разработка новой продукции для кафе «Муза» 82.31 KB
  Исходя из важности появления все новых предприятий общественного питания, на рынке актуальность исследуемой темы заключается в расширении ранка предприятий общественного питания Богородска, проектировании и разработке новой продукции, для кафе, создание новой концепции предприятия...
83315. Финансовое управление деятельностью корпорации 114.04 KB
  Знание и понимание происходящих процессов позволяют своевременно отвечать на возникающие вопросы и принимать решения о соотношении денежных ресурсов и товарно–материальных ценностей, дивидендной и инвестиционной политики, структуры капитала и его активов.
83316. Анализ эффективности использования оборотных средств 112.52 KB
  Предприятие, начинающее свою деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. Оборотные средства предприятий призваны обеспечивать постоянное непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности производства в денежных и материальных ресурсах...
83317. ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 108.04 KB
  Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции, Республика Беларусь имеет статус социального, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.