40734

Семантические роли

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Особый вид имплицитной передачи: Пресупозиция характеризуется выводимостью из предложения. Таким образом пресупозицией данного предложения является неоправданность чьихто ожиданий. Предложение с фактивной пресупозицией характеризуется тем что говорящий рассматривает суждение содержащееся в зависимой части предложения как истинное. Предполагают определённое эмоциональное отношение автора к содержанию предложения.

Русский

2013-10-21

22.17 KB

4 чел.

The igle squigs trazed wombly in the harlish hoop.

Мы можем вычленить смысла основе положение слов. Несмотря на то, что лексическое значение указанных слов нам неизвестно.

Семантические роли – совокупность с выраженным глаголами действием – семантическая модель с выражением ситуации.

Информация может быть:

- эмплицитной

- имплицитной

Its holding here. – импликация.

Мужчины видят больше эксплицитное значение.

Особый вид имплицитной передачи:

Пресупозиция - характеризуется выводимостью из предложения. Можно логически досмыслить предложение.

Например: Even he came in time.

Интерференция – пересечение чего-то с чем-то.

Таким образом, пресупозицией данного предложения является неоправданность чьих-то ожиданий.

Пример:

  1.  Susan knows Bill is ill. Пресупозиция – Бил реально болен и Сьюз воспринимает это как реальный факт. Содержание пресупозиции является прагматическим, т.к. выражает некоторую авторскую позицию к тому, что выражает предложение.
  2.  Susan thinks Bill is ill. Если в 1-м рассматривает как факт, то во 2-м это предложение не является реальным фактом. Т.о. не является пресупозиционным содержанием, которое называется фактивностью

Пример: to know, to admit, to confess, to realize, to discover, to regret. После них может идти только действительное суждение. Если применяется неверное суждение – то оно будет заведомо ложным.

Нефактивные глаголы: to think, to believe, to imagine, to seem.

  1. Нейтральные.

Например: to say, to remember, to report.

Предложение с фактивной пресупозицией характеризуется тем, что говорящий рассматривает суждение, содержащееся в зависимой части предложения как истинное. Предложение, содержащие заведомо ложное суждение не может содержать фактивного глагола.

Фактивный класс - не единственный класс, выражающий фактивность. Другой класс – эмотивы. Предполагают определённое эмоциональное отношение автора к содержанию предложения. Его можно определить как соответствие или не соответствие ожиданиям говорящего. Пример: to like, to dislike, to regeret. Существуют только 2 отношения: нравится/не нравится.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Отличаются от простых полипредикативностью.

Делятся на:

1.Сложносочинённые.

2. Сложноподчинённые.

И те и те могут соединяться при помощи предлогов и  без них.
Составляющие рассматриваются как отдельные предложения. Придаточное – неполноценное предложение, т.к. лишено предикативной значимости.
Придаточное предложение используется в коммуникации лишь в качестве составляющей большей семантической единицы – главного.

Отношение главного и придаточного предложения связаны причинной связью. Разорвать их – означает разорвать существующую синтаксическую и грамматическую связь.

Обладает коммуникативной ценностью и присущей интонационной законченностью.

ЛИНГВИСТИКА

Грамматический анализ предложения не может ограничиваться его рамками. Некоторые грамматические явления: артиклей, выбор времени глагола, могут быть объяснены на фоне более крупной структуры. Поэтому предложения должны также изучаться как часть структурного образования. Сверхфразовое единство – сложное синтаксическое целое, основной смысловой и структурный элемент текста, единый в отношении содержания и с определённой внутренней структурой.

Следует отличать его от абзацев, которые представляют собой композиционно-структурные элементы. СФЕ объединяет несколько КСЭ.

СФЕ как правило, всё же совпадает с абзацем.

В синтаксическом плане СФЕ характеризуется единством темы, т.е. развивает 1 микротему.

Выделяют 2 типа СФЕ:


1) Описательный.

Синхронное описание состояния природы, обстановки, состояния персонажей.

2) Повествовательный.

Последовательное описание событий действий.

Объединяясь, они образуют текст

Дискусс – последовательность языковых элементов, создающая речевое образование с определённой смысловой целостностью и структурной организацией.

Выделяют:

  1. Монологические.
  2. Диалогический.

Могут быть:

  1. Описание.
  2. Повествование.
  3. Размышление.

Текстом может быть и одно слово, в случае информативной законченности предложения.

Промежуточными формами между предложения из СФЕ являются сверхсложное предложение и парцелляция.

ССП состоит из ряда подчинённых и сочинённых предложений. Одно формальное структурное предложение объединяет несколько высказываний, которые могли бы составить несколько отдельных предложений.

Парцелляция – явление, противоположное ССП. Это оформление одного высказывания в ряде обособленных объектов. На письме эти единицы разделяются точкой, в устной речи – интонационным рисунком(паузой).

Пример: And he came. Later. Then nobody expected him.

В отношении добавления. Присоединяющиеся или нет, в сознании элементы возникают после всего предложения.

Состоит из:

  1. Базовой части.

Средства связи внутри СФЕ и текста

  1. Синтаксико-грамматические.
  2. Порядок слов в связи с актуальным членением предложения.

А) Последовательный. В повествовательных СФЕ. Здесь тема предыдущего предложения становится темой последующего.
Например: в комнату вошла девушка. Она была высокого роста.

Б)  Параллельный. В описательный СФЕ. Одна и та же тема становится общей.

2. Союзные слова, наречия местоимённого характера, устанавливающие временные, локальные и др. отношения.

3. Несамостоятельные элементы высказываний: парцелляты и стилистические обороты. Например: в одном из предыдущих примеров Later не понятен без контекста.

4. Формы грамматического времени. Указывают на связь событий, их одновременность или последовательность. Переход от точечного времени к линейному времени(continueous) может выражать переход от описательного к повествовательному.

2) Лексико-грамматические.

1. Детерминативы

2.Местоимения. Связывают каждую последующую фразу с п редыдущей.

3) Лексический.

1. Тематическая лексика – слова, обозначающие предметы и понятия, связанные с данной темой СФЕ.

2. Обстоятельства времени. At first, etc.   //-//

3. Корреференция – различные обозначения одного и того же объекта. Проверяется в повторной номинации, при которой используются разнообразные средства. В их основе лежат логические средства между понятий:

А) Отношения равнозначности: средства связи или синонимический повтор.

Б) Отношения включения: гипонимы, гиперонимы или замена местоимений.

В) Отошения пересечения: метафорические или метафонимические обозначения.

Часто бывают разные аспекты.

Тексты СФЕ часто начинаются независимыми предложениями (автосимантичными), зачином, которые выражают основную мысль СФЕ и выступают как сигнал его начала. Последующие предложения семантически связаны с предложением, иначе говоря, сесемантичны и разъясняют его или развивают его смысл.