40761

Индо-буддийский тип культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Культура Древней Индии: основные черты и особенности. Индо-буддийский тип культуры: картина мира и система ценностей. Художественная культура Индии. Буддизм и искусство.

Русский

2017-02-21

56.5 KB

32 чел.

Индо-буддийский тип культуры.

План:

1. Культура Древней Индии: основные черты и особенности.

2. Индо-буддийский тип культуры: картина мира и система ценностей.

3. Художественная культура Индии. Буддизм и искусство.

Литература:

  • Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. М., 1999, с.193-219
  • Культурология в вопросах и ответах/ под ред. Г.В.Драча. М.,1999, с.105-113
  • Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.
  • Тюлеев С.И. Искусство Индии. М., 1988.
  • Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1997.
  • Культурология. История мировой культуры. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.И.Марковой. М., 1995, с.20-32.
  • Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.

  1. В 20-е годыXX в. была открыта Индская цивилизация (так называемая «культура Хараппы»), относящаяся кIII тыс. до н.э. Археологический материал, собранный в Хараппе и Мохенжодаро свидетельствует о высоком уровне строительной техники(система водоснабжения, бассейны, комфортабельные жилые здания),  ремесла и искусства .

      Период веддической культуры связывают с появлением в серединеII тыс. до н.э. в Индии племен ариев, относящихся к европейской расе.

Народности, основавшие культуру Хараппы, принадлежали к дравидийской ветви негроидной расы. В результате взаимодействия различных этносов и культур постепенно зарождается кастовая система, начало которой положило деление  населения на ариев, неариев и туземные племена.

Это деление на касты, или варны предохранило этносы Древней Индии от взаимного истребления. Принадлежность к какой либо - касте предписывало каждому члену общества занимать строго определенное место в социальной иерархии. Кастовая система во многом определила особенности культуры Индии. Каждый человек как представитель определенной касты должен был контролировать каждый свой поступок, соблюдая множество различных предписаний. Например, брахманы днём должны были смотреть на север, ночью - на юг, и только в тени им разрешалось смотреть куда угодно.

Выделялись четыре основные касты (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Кастовость в Индии выступила своеобразным средством сохранения культуры, способствовавшим культивированию умственного труда, духовных ценностей у определенной части общества. С другой стороны, кастовость приводила к ограниченности развития.

В первой половинеI тыс. до н.э. в Индии существовала письменность.

В Древней Индии не было летописания, летописание было произвольным. В целом, особенностью  культуры являлась неразвитость исторического сознания.

Определение «ведическая культура» связано с дошедшими до нас памятниками Индийской литературы- Ведами. В переводе с древнеиндийского языка санскрита, веды- «знание», что связано с глаголом «vid»-«знать» (Сравните с русским: ведать, ведение, ведовство и т.д.).

Веды начали складываться еще до прихода ариев вIII тыс. до н.э. Позднее они были записаны на языке ариев- ведийском санскрите. Их язык и идеи близки к языку и идеям «Авесты».

Четыре веды составляют основу ведической литературы: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Их называют «самситы», т.е. сборники. Поздневедические сочинения: Брахманы, Араньяки и Упанишады. В основе религии вед – обожествление сил природы. В основе культа- сопровождаемые сложным ритуалом жертвоприношения.

Араньяки и упанишады представляют собой филосовские трактаты в стихах и прозе.

Веды образуют священный канон брахманизма. В становлении брахманизма особую роль играли Упанишады. Термин «упанишады» (от глагола «upa-ni-sad»-сидеть подле кого-нибудь) указывал на положение ученика возле учителя. В основе упанишад – идея о всеобщем единстве, абсолютном начале- брахмане, появляющемся в многообразных формах и тождественном атману- духовному «Я» индивидуума.

В упанишадах излагается доктрина детампсихоза(переселения душ), кармы- своеобразного закона воздания, который определяет форму существования нового живого существа, сансары- круговорота рождений, учения о перевоплощении душ.

Упанишады оказали влияние почти на все философские и религиозные системы Индии.

В серединеI тыс. до н.э. религиозно- философское мировоззрение нашло выражение в эпический поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна», являющихся выдающимися достижениями культуры Индии. ВI тыс. до н.э. на основе ведической религии и брахманизма, формируется индуизм, в серединеI тыс. до н.э. – буддизм. Формируется индо-буддийский тип культуры, характерной особенностью которого является слияние религии и философии.

2.Индуизм - широкое религиозно-культурное течение, распадающееся на ряд относительно независимых культов. Центральное место занимают три божества- триединый образ(тримурти): Брахма, Вишну и Шива. Брахма отожествляется с Вишну, или с Шивой. Одним из воплощений Вишну был Кришна. В индуизме сохраняется учение о сансаре и карме.

Одной из школ индуизма является тантризм. Философия тантризма провозглашает творческим принципом  бытия любовь.

ВVII-VI вв до н.э. начал формироваться буддизм. Основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама(родившийся около 623 до н.э., близ Гималаев, на границе с Непалом), полулегендарный индийский царевич, отрекшийся от роскоши. Сиддхарта становился буддой (санскр.Budha- просветленный истинной, умудренный).

«Четыре благородные истинны» буддизма:

  1. Жизнь – это страдание;
  2. Причины страданий – в самой жизни, в желаниях, стремлениях  к удовольствиям;
  3. Можно избавиться от страданий, подавив в себе желания и стремления;
  4. Для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути, указанному Буддой.

Путь, ведущий к цели, «восьмеричный путь» состоит из:

  1. Правильных взглядов;
  2. Правильного стремления (достичь состояния нирваны);
  3. Правильной речи(воздержание от лжи, клеветы, грубости и пустословия);
  4. Правильного поведения ( ненанесения вреда);
  5. Правильного образа жизни;
  6. Правильного усилия, или самоконтроля;
  7. Правильных помыслов;
  8. Правильного созерцания (сосредоточения) или полной отрешенности, избавления от желаний.

Нирвана (от глагола «нирва»- задувать, тушить, погашать)- высшее состояние духовной деятельности и энергии, состояние полноты бытия, блаженства, совершенства.

Основной тезис Будды-люди равны по рождению. Достижение нирваны приводит к восстановлению утраченного равенства людей. Исходным принципом буддизма является принцип непротивления злу насилием. Ненависть побеждается любовью.

Главной целью философии буддизма оставалось самопознание.

ВIII в до н.э. буддизм становиться официальной религией Индии(при царе Ашоке).

В средние века буддизм становиться одной из мировых религий. Он распространяется в Тибете, Китае, Японии, Бирме, на Цейлоне. ВXII в. в самой Индии буддийские общины прекратили свое существование.

В Японии буддизм распространился вXII . ВXX в.  буддизм стал известен в странах Запада, в США. В бывшем СССР вXVIII веке буддизм в форме ламаизма широкое распространение получил среди бурят, калмыков, тувинцев.

Важнейшие принципы буддизма: терпимость, не причинение зла живому, непротивление злу насилием, созерцательность, предпочтение духовности, ответственности за собственные поступки, - являются величайшим духовным достоянием мировой культуры.

Принципы индо-буддийской культуры находят свое дальнейшее развитие в творчестве русского археолога, писателя и живописца Н.Рериха (1874-1947). На поиск духовного самосовершенствования направлена деятельность «Интернационального общества за мир через культуру им. Н.К. Рериха».

3.Художественная культура Индии развивалась в непосредственной связи с брахманизмом, индуизмом, буддизмом, древнеиндийской философией.

В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отожествлял себе с природой во всех ее настроениях, стремился выразить «присущую человеку гармонию с природой и вселенной». (См: Неру Д. Открытие Индии. Кн. 1. М., 1989, с. 330 )

Древнейшими памятниками культуры Индии являются этические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Центральной идеей «Махабхараты» является преклонение перед богом. Поэма состоит из 100 тысяч стихов, что во много раз больше «Илиады» и «Одиссеи». Знаменита сравнительно небольшая (из 200 строф) часть «Махабхараты» - «Бхагавадгита», являющиеся подлинно философским произведением, насыщенным размышлениями о смысле жизни.(См: Махабхарата. Рамаяна. М., 1974)

В поэме «Рамаяна» передаются приключения царя Рамы, потомка самого Солнца, спасающего свою возлюбленную Ситу.

Широкое развитие в Индии получила драматургия, театр, истоки которых в гимнах и диалогах Ведической литературы. Знаменитый индийский поэт Калидаса(IV в н.э), автор лирической поэмы «Облако - вестник», драмы «Шакунтала».

С древних времен в Индии развивалась архитектура и скульптура.

ВVII-VIIIвв н.э. в Индии сооружается храм Кайласы в Эллорских пещерах, создается изваяние Тримурти в Элефантских пещерах.

Потомки Бабура, в период монгольского правления в Индии подавляли буддийскую традицию в скульптуре, запрещали изображать богов. Шедевром индийских мастеров является беломраморный мавзолей «Тадж-Махал» (XVI в).

Истоически буддизм возникает как своеобразный орден странствующих и бедствующих монахов. Будда проповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов, все внимание уделял нравственным проблемам и дисциплине духа.

Постепенно буддизм включает в себя и элементы ритуальных предсатвлений, обрядов, создается целая система  и стиль буддийской архитектуры, деокративного исскуства, скульптуры, театра.

В исскуство буддизм приносит совершенно определенные социальные идеи. Это идеи несовершения зла и насилия, которые в исскустве приобрели конкретно-образный характер. Например, с древнейших времен существует традиционнный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его гловы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук, в открытых ладонях которых изображена тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз, для того чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастье.

Буддизм оказал своеобразное влияние на исскуство, создал в нем неповторимую атмосферу движения, мерцания жизни, способствовал укреплению  принципа незавершенности ("non - finito") в исскустве.

Художник преднамеренно лишь намекае, но не придает форму предметам.

Так, например, восточно-азиатская живопись тушью отказалась от цельности, потому что она протекает через безначальное и бесконечное. Отсюда - форма намека, наброска, хаотичность в отличие от завершенности художественных произведений древних греков.

  Ведущим исскуством в буддизме стало декоративное исскуство, которое является свидетельством выработанного тысячелетиями декоративного чувства.

Для буддизма характерно также тяготение  к притче, к образной метафоре и сравнению. Так, широко изветстна притча, якобы принадлежащие самому Будде Шакьямуни ,о пучке веток с листьями и лесе (знание Будды сравнивается с лесом, а то, что он поведал учоеникам - с пучком).

  Буддизм очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций и особенно,театр. Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний японский театр "Но", наполнив его своим содержанием.

   Неотъемлемой  частью культуры Индии являются ритуальные танцы, в которых все строго регламентировано (и позы и жесты), а исполнение неповторимо и индивидуально. В основе этой регламентации поз и жестов танца лежит целая система цветовых характеристик эмоций, переданных в маске и одежде актера (эротический - зеленый, комический - белый, печальный - пепельносерый, гневный - красный, героический - светлооранжевый, устрашителый - черый).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40861. Passé Composé глаголов III группы 89 KB
  Passé composé глаголов III группы образуется так же, как I и II групп: avoir + participe passé. Отличие лишь в том, что participe passé глаголов III группы различны, и их следует заучивать.vezvous bien ppris cette leçon vezvous déjà vu cette comédie musnte Elle n’ ps voulu fixer le rendezvous à dix heures. Je voir un rendezvous hier.
40862. Вопросительное предложение. Сложная инверсия 97 KB
  Mes félicittions Qui est son fincé Il s’ppelle Georges il est cndien. Mis t soeur ne prle ps nglis Comment fontils pour se comprendre Ils n’ont ps de problèmes : Georges est de Montrél c’est une ville frncophone. Quelle est s profession Il est journliste. Il est rrivé à Nice en voyge d’ffires.
40863. Упражнения на французском языке 74.5 KB
  vez vous ml à l tête Oui prce que je n’i ps dormi toute l nuit. vezvous pris l tempérture Oui hier soir j’i eu 38 ce mtin j’i 37. quelle lngue vezvous rédigé votre crte . Où vezvous cheté ce livre .
40864. Французский язык. Глагол voir (III группа) 102.5 KB
  Lisez à hute voix et trduisez : Voici l neige blnche Elle tombe sur m mnche Elle tombe sur mon cou Elle tombe un peu prtout Et puis toute l nuit Elle tombe sns bruit Jnvier Jnvier pour dire à l'nnée bonjour Février pour dire à l neige il fut fondre Mrs pour dire à l'oiseu migrteur reviens vril pour dire à l fleur ouvretoi Mi pour dire ouvriers nos mis Juin pour dire à l mer emporte nous très loin Juillet pour dire u soleil c'est t sison oût pour dire l'homme est heureux d' être homme Septembre pour dire u blé chngetoi en or...
40865. Местоимения-косвенные дополнения. Pronoms me, te, lui, nous, vous, leur 118.5 KB
  Lisez à hute voix les dilogues : quelle heure vous êtesvous levé hier 7 heures.7 Etesvous resté longtemps dns l slle de bins Non j'i vite fit m toilette je me suis vite hbillé. quelle heure êtesvous sorti de l mison Je suis sorti à 8 heures moins le qurt et je suis llé à mon bureu. I группа: prler → nous PRLons je prlis tu prlis il prlit nous prlions vous prliez ils prlient II группа: finir → nous FINISSons je finissis tu finissis il finissit nous finissions vous finissiez ils finissient III группа: ller → LL j’llis tu...
40866. Passé Composé и Imparfait 96.5 KB
  C'est Philippe. Les copins m'ont dit que c'est super. C’est un mélnge de film d’horreur et de suspense quelle heure est l sénce 14 h. Trduisez les questions et répondezy: 1.
40867. Текст, упражнения и вопросы. Французский язык 72.5 KB
  Patrick adore les jeux-concours intellectuels où il faut répondre aux questions sur l’histoire, la littérature, la langue. Mais les parents ne lui permettent pas de passer beaucoup de temps devant l’écran.
40868. Частичный артикль (du, de la) 104 KB
  Tu ne l suis ps– Non j’i déjà mnqué quelques épisodes et je n’ime ps voir les feuilletons qund je ne sis ps le début de l’histoire. Heureusement il y des puses publicitires: comme ç j’i le temps d’ller prendre une tsse de thé à l cuisine. Dns ce feuilleton on prle des ventures d’un petit grçon. pprenez les mots: lit m молоко cfé m кофе jus m – сок vin m – вино pin m хлеб beurre m – сливочное масло fromge m сыр fromge m blnc творог poisson m рыба jmbon m ветчина sucisson m колбаса sucre m сахар sel m соль poivre...
40869. Futur Simple глаголов III группы 128 KB
  Vous désirez Bonjour Monsieur. Donnezmoi s’il vous plît un kilo de pommes et un kilo de poires. Et vezvous des frises Non Mdme ce n’est ps l sison. Voulezvous utre chose lors je prendri des frises surgeléesзамороженные u supermrché.