4082

Изучение центрального абсолютно упругого и неупругого соударения шаров

Лабораторная работа

Физика

Цель работы - изучение центрального абсолютно упругого и неупругого соударения шаров. Исследование упругого соударения шаров Физические закономерности, возникающие при ударе двух тел, широко используются в науке и технике, например, при ковке металл...

Русский

2012-11-12

749 KB

92 чел.

Цель работы - изучение центрального абсолютно упругого и неупругого соударения шаров.

Исследование упругого соударения шаров

Физические закономерности, возникающие при ударе двух тел, широко используются в науке и технике, например, при ковке металлических изделий, забивании свай под фундаменты сооружений, расчете механизмов копра, испытании различных материалов и конструкций на прочность, изучении расхода и потерь энергии в этих и других процессах. Поэтому для понимания и в дальнейшем целенаправленного использования на практике явления удара необходимо изучить его закономерности.

Под ударом понимается явление изменения скоростей изучаемых тел за очень короткий промежуток времени их столкновения.

При соударении тел друг с другом они претерпевают деформации. При этом кинетическая энергия, которой обладают тела перед ударом, частично или полностью переходит в потенциальную энергию упругой деформации или внутреннюю энергию тел.

Существует два предельных вила удара: абсолютно неупругий и абсолютно упругий.

Абсолютно неупругий удар характеризуется тем, что механическая энергия тел (сумма кинетической и потенциальной) полностью или частично превращается во внутреннюю энергию и энергию неупругой деформации тел.

При абсолютно упругом ударе механическая энергия тел не переходит в другие, немеханические виды энергии. Абсолютно упругий удар в природе не происходит. Следовательно, часть механической энергии всегда превращается во внутреннюю энергию - теплоту, и удар называется просто упругим.

В настоящей работе изучаются центральный упругий и неупругий удары металлических шаров. В этом случае скорости шаров перед ударом направлены вдоль прямой, соединяющей их геометрические центры.

Процесс соударения протекает следующим образом. За первую половину времени удара (при сближении центров шаров) происходит переход кинетической энергии ударяющего шара в общую потенциальную энергию упругой деформации, а за вторую половину времени удара (при удалении центров шаров) потенциальная энергия упругой деформации целиком переходит опять в кинетическую. Время, в течение которого происходит превращение кинетической энергии шара в потенциальную энергию упругой деформации, и наоборот, потенциальной энергии в кинетическую, называется временем соударения шаров.

Время соударения шаров мало. Тогда систему соударяющихся шаров можно считать изолированной, в которой выполняются законы сохранения импульса и энергии.

До столкновения ударяющий шар имел скорость V0. а ударяемый покоился, и его скорость V=0. После упругого соударения шаров скорость первого шара будет Vх, а второго V2

Запишем закон сохранения импульса

где - импульс первого шара до удара,

- импульсы шаров после удара.

Отсюда:

   (1)

где  - массы шаров.

Закон сохранения энергии в процессе удара выразится формулой

     (2)

где: Kо - кинетическая энергия ударяющего шара перед столкновением;

и - энергия шаров после столкновения;

- теплота, выделяемая в процессе удара.

Решив уравнение (2), можно вычислить теплоту, выделяемую при ударе:

или

    (3)

ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Внешний вид лабораторной установки представлен на рис. 1.

Рис. 1

Лабораторная установка состоит из корпуса 1, на котором закреплен штатив 2. К штативу на тонких нерастяжимых нитях 3 длиной / подвешены металлические шары 4 (т^, я?з или я?4) и 5 массами (пь)- На лицевой панели корпуса имеются кнопки «ВКЛ» и «ПУСК» для управления электромагнитом. Характеристики установки приведены в табл. 1.

Т а б л и ц а 1

, кг

, кг

, кг

, кг

0.105

0.105

0,172

0.192

На корпусе установлен электромагнит 6 так, что его ось проходит через центр тяжести шара 5. На штативе 2 закреплен транспортир 7, в котором имеются правая и левая шкалы. Нити 3 выполняют роль указателей при определении их углов отклонения от вертикали. В исходном положении нити обоих шаров строго вертикальны и пересекают шкалы в нулевом делении. При этом шары 4 и 5 касаются друг друга.

Подготовка у с та но в к и к работе

Включить вилку в сеть и нажать кнопку «ВКЛ», загорится индикатор в правой части прибора. Взять шар 5 рукой и поднести его к сердечнику электромагнита 6. Электромагнит захватывает и удерживает шар 5. Нить отклоняется от вертикали на угол а, который отсчитываете» по правой шкале транспортира 7. Если шар 4 при этом качается, следует остановить его рукой.

Чтобы освободить шар 5, нужно нажать кнопку «ПУСК», электромагнит отключится. Освободившись, шар 5 двигается вниз и ударяет по шару 4. В результате центрального удара шары расходятся, при этом нити отклоняются на углы и от вертикали. В какой-то момент времени шары останавливаются, в этот момент надо измерить углы и , которые отсчитываются по правой и левой шкалам транспортира 7.

Меняя шары, можно исследовать центральный упругий удар шаров одинаковой и различной массы, а добавляя к шарам пластилиновую проставку, - и неупругий удар шаров. Для повышения точности рекомендуется продублировать каждый опыт не менее 5 раз.


МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Методика эксперимента заключается в организации центрального упругого и неупругого соударения шаров, экспериментальном определении скоростей шаров до и после удара, расчете и сравнении суммарного импульса шаров до и после соударения.

В идеальном эксперименте закон сохранения импульса в проекции на горизонтальную ось имеет следующий вид:

   (5)

где - импульс первого шара до удара;

- импульс шара 5 после удара;

- импульс шара 4 после удара.

В реальном эксперименте за счет погрешностей измерений и потерь энергии равенство не выполняется. Абсолютную погрешность эксперимента найдем по формуле

   (6)

Относительная погрешность вычисляется по формуле

   (7)

Для определения импульса шаров требуется знать их скорости до и после соударения. Экспериментальное определение скоростей связано с некоторыми трудностями метрологического плана. Более просто можно определить скорости шаров расчетным путем на основе закона сохранения энергии. Будем рассматривать систему, состоящую из шара 4 или 5 и Земли, как изолированную, в которой действуют только консервативные силы.   

Механическая энергия шара складывается из кинетической К и потенциальной П и в любой точке траектории остается постоянной. В состоянии готовности шар 5, захваченный электромагнитом, поднят на некоторую высоту Л по отношению к исходному положению (рис. 2). Шар массой обладает потенциальной энергией, рассчитываемой по формуле

 (8)

Высота h связана с длиной l нити и углом а ее отклонения от вертикали соотношением

h = (9)

Под действием силы тяжести шар 5 будет опускаться вниз, двигаясь по дуге окружности радиусом /. При этом его потенциальная энергия уменьшается, а кинетическая - растет. Кинетическая энергия шара   

В нижней точке траектории потенциальная энергия переходит в кинетическую:

  (11)

Шар 5 ударяет по неподвижному шару 4, имея скорость , которую найдем по формуле

   (12)

В результате соударения шары отскакивают друг от друга, имея начальные скорости , и (рис. 3), и спустя некоторое время останавливаются. При этом нити отклоняются на углы и от вертикали. Начальные скорости шаров и углы отклонения нитей также связаны законом сохранения энергии. Скорость шара 4 после соударения определим по формуле

   (13)

Скорость шара 5 после соударения найдем по формуле

   (14)

Подсчитаем импульс шара 5 до удара по формуле:

     (15)

Импульс шара 5 после удара определим по формуле

     (16)

Подсчитаем импульс шара 4 после удара по формуле

     (17)

Таким образом, измеряя длину нитей и углы отклонения нитей до и после соударения шаров по формулам (12)-(14) и (15)-(17), можно подсчитать скорости и импульсы шаров, а также абсолютную и относительную погрешности эксперимента. Если относительная погрешность не превышает 5%, можно считать, что закон сохранения импульса выполняется.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Задание 1 . Упругий удар шаров одинаковой массы

1. Подвесить на установке шары 4 и 5 одинаковой массой и

2. Измерить длину нити l от точки подвеса до центра шаров, занести полученные данные в табл. 2.

3. Зафиксировать шар 5 электромагнитом, измерить угол а, образованный нитью с вертикалью. Записать значение угла в табл. 2.

4. Нажать кнопку «ПУСК» и привести шар 5 в движение. После соударения шаров измерить углы и , на которые отклоняются нити шаров 5 И 4. Значение углов записать в табл. 2. Повторить опыт 5 раз.

5. Подсчитать средние значения углов . Записать в табл. 2.

6. По этим значениям подсчитать скорости шаров

7. Подсчитать но формулам (15)-( 17).значения импульсов шаров: - до удара, и - после удара. Записать в табл. 2.

8. Подсчитать абсолютную и относительную ошибку эксперимента по формулам (6) и (7). Оценить полученные значения. Все данные записать в табл. 2.

Задание 2. Упругий удар шаров различной массы

1. Подвесить на установке шары 4 массой и 5 массой

2. Измерить длину нити l занести полученные данные в табл. 3.

3. Зафиксировать шар 5 электромагнитом, измерить угол , образованный нитью с вертикалью. Записать значение угла в табл. 3.

4. Нажать кнопку «ПУСК» и привести шар 5 в движение. После соударения шаров измерить утлы и , на которые отклоняются нити шаров 5 и 4. Значение углов записать в табл. 3. Повторить опыт 5 раз.

5. Подсчитать средние значения углов , и . Записать в табл. 3.

6. Подсчитать скорости шаров по формулам (12)-(14). Подсчитать по формулам (13)-(17) значения импульсов шаров:- до удара, и - после удара.. Записать в табл. 3.

7. Подсчитать абсолютную Ар и относительную б ошибку эксперимента по формулам (6) и (7). Все данные записать в табл. 3.

Задание 3. Неупругий удар шаров одинаковой массы

1. Подвесить на установке шары 4 и 5 одинаковой массой и . На шаре 4 в точке касания его с шаром 5 прилепить маленький пластилиновый шарик.

2. Измерить длину нити l. занести полученные данные в табл. 4.

3. Зафиксировать шар 5 электромагнитом, измерить угол , образованный нитью с вертикалью. Записать значение угла в табл. 4.

4. Нажать кнопку «ПУСК» и привести шар 5 в движение. После соударения шаров измерить утлы и , на которые отклоняются нити шаров 5 и 4. Значение углов записать в табл. 4. Повторить опыт 5 раз.

5. Подсчитать средние значения углов , и . Записать в табл. 4.

6. Подсчитать скорости и значения импульсов шаров: - до удара, и - после удара. Записать в табл.

7. Подсчитать абсолютную и относительную ошибку эксперимента по формулам (6) и (7). Все данные записать в табл. 4.

8. Выключить установку.

Задание 4 Выполнение лабораторной работы на компьютере.

1. Нажмите клавишу «Enter», после чего в режиме меню с помощью «мыши», нажав на ее левую кнопку, выберите задание №1.

2. В поля ввода введите из заданных интервалов начальные данные: массу обоих шаров, длину нити от точки подвеса до центра шаров, угол отклонения нити

3. Приведите систему в движение, нажав дважды па кнопку «Пуск», при этом величины углов, полученные после соударения шаров, занесите в табл. 2. Опыт проделать три раза.

4. Чтобы выйти в меню, нажмите кнопку «Выход». Выберите задание .№ 2.

5. Введите начальные данные: массу большего и меньшего шаров, длину и угол отклонения нити.

6. Нажмите кнопку «Пуск». При этом система придет в движение. Полученные углы отклонения занесите в табл. 3.

7. Повторите п.4 и выберите задание №3.

8. Для изучения неупругого удара введите массу обоих шаров, длину нити и угол отклонения нити.

9. Приведите установку в начальное положение и запустите систему двойным нажатием кнопки «Пуск». Опыт проделайте три раза, результаты вычисленных углов внесите в табл. 4.

10. По полученным результатам рассчитайте скорость г, импульс шара р, энергию П, К, определите потери энергии при упругом и неупругом ударах и внесите результаты вычислений в соответствующие табл. 2, 3 и 4.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Результаты экспериментов представлены в табл. 2-4.

Таблица 2

L ,м

, %

, кгм/с

, м/с

, кгм/с

, м/с

, кгм/с

1

2

3

4

5

Таблица 3

L ,м

, %

, кгм/с

, м/с

, кгм/с

, м/с

, кгм/с

1

2

3

4

5

Таблица 4

L ,м

, %

, кгм/с

, м/с

, кгм/с

, м/с

, кгм/с

1

2

3

4

5

Выводы:

1.

2.

3.

Контрольные вопросы

1. Какие виды ударов существуют в природе?

2. Что называется абсолютно упругим ударом?

3. Какое столкновение называется абсолютно неупругим ударом?

4. Что называется импульсом тела? Единицы его измерения.

5. Что называется импульсом силы? Единицы его измерения.

6. Что представляет собой время соударения шаров?

7. Закон сохранения импульса тела и возможности его экспериментальной проверки.

8. Сформулируйте закон сохранения энергии при упругом ударе.

9. Сформулируйте закон сохранения энергии при неупругом ударе.

10. Объясните причины перехода механической энергии в тепловую.

11. Вычислить потерн механической энергии при неупругом ударе.

12. Приведите примеры использования понятия удара в науке и технике.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Детлаф A.A., Яворский Б.М. Курс физики. - М.: Высшая школа, 1989.

2. Лабораторный практикум по физике: Учебное пособие для студентов втузов /Под ред. К.А. Барсукова и Ю.И.Уханова. - М: Высшая школа, 1988.

3. Трофимова Т.И. Курс физики: Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30091. Олигофрения 18.9 KB
  а также с резуснесовместимостью крови матери и плода травмой и асфиксией плода в родах перенесёнными менингитомэнцефалитом и т. Имбецильность средняя степень олигофрении слабоумия интеллектуального недоразвития обусловленная задержкой развития мозга плода или ребёнка в первые годы жизни. В ней выделяется 4 степени тяжести олигофрении: Легкая IQ 5070 Умеренная IQ 3550 Тяжелая IQ 2035 Глубокая IQ менее 20 Причинами олигофрении могут служить: наследственные факторы в том числе патология генеративных клеток...
30092. Заде́ржка психи́ческого разви́тия 19.51 KB
  ЗПР нарушение нормального темпа психического развития когда отдельные психические функции память вниманиемышление эмоциональноволевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психологопедагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций то речь идёт уже оконституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Синдром психического инфантилизма Церебрастенический...
30093. Микроцефалия 15.16 KB
  Микроцефалия характерна для таких синдромов как: трисомия по 18 хромосоме синдром Эдвардса трисомия по 13 хромосоме синдром Патау синдром кошачьего крика сидром Миллера синдром ПрадераВилли и др. плодный алкогольный синдром Аутосомнорецессивный тип наследования.
30094. Шизофрени́я 17.6 KB
  У лиц страдающих шизофренией обнаруживается повышенная дофаминергическая активность в мезолимбическом пути и сниженная в мезокортикальном. У больных шизофренией с большой вероятностью диагностируются коморбидные расстройства в их числе депрессии и тревожные расстройства; риск алкоголизма и наркомании составляет около 40 . Повышенный риск самоубийства и проблемы со здоровьем обуславливают снижение продолжительность жизни которая у больных на 1012 лет короче по сравнению с людьми не страдающими шизофренией. Есть также данные о возможной...
30095. Наследственные нарушения органов зрения 20.15 KB
  Аниридия иногда сочетается с передней и задней полярной катарактой подвывихом хрусталика и редко колобомой хрусталика. Эктопия хрусталика смещение линзы хрусталика. Наиболее типичным примером является эктопия хрусталика наблюдающаяся при семейнонаследственном поражении всей костномышечной системы которое выражается в удлинении дистальных фаланг пальцев рук и ног удлинении конечностей слабости суставов. В глазах при этом обнаруживается симметричное смещение хрусталика.
30096. Наследственные заболевания органов слуха 12 KB
  Наследственные заболевания органов слуха: Наследственные нарушения слуха возникают под действием генетических факторов в том числе в результате врожденных дефектов. Некоторые исследователи в особую группу факторов снижения слуха выделяют факторы патологического воздействия на орган слуха плода не связанные с генетическим фоном. Несиндромальная форма тугоухости форма тугоухости при которой снижение слуха не сопровождается другими признаками или заболеваниями других органов и систем которые передавались бы по наследству вместе с...
30097. Сложные сенсорные дефекты при наследственных синдромах 12.17 KB
  Дети с задержкой психического развития которая сочетается с дефектами зрения или слуха; Глухие дети с нарушениями соматического характера врожденные пороки сердца заболевания почек печени желудочнокишечного тракта. Кроме того в дефектологической практике встречаются дети с множественными дефектами. Дети с умственной осталостью слепоглухие; 2. Дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха зрения речи или интеллектуальной недостаточностью.
30098. Роль наследственности в паталогии речи 30.74 KB
  Роль наследственности в паталогии речи: Речь как одна из важнейших функций головного мозга не является врожденной как некоторые элементарные формы нервной деятельности а развивается по законам условных рефлексов. Нервные импульсы из области речедвигательного анализатора через черепномозговые нервы приводят в движение органы речи. Итак для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо: а нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров; б нормальное состояние органов голосо и речеобразования гортань...
30099. Психогенетические исследования когнитивных фнкций 15.04 KB
  Наименьший коэффициент наследуемости в изменчивости оценок дивергентного мышления способности чка генерировать новые идеи альтернативные решения проблем и т. способности близкой к понятию творческости креативности. Максимальное влияние генотипа в вербальном субтесте способности к логическому рассуждению в перцептивной скорости и пространственных способностях. когнитивный стиль свидетельствующий о способности чка преодолевать контекст и очевидно являющийся одним из показателей психологической дифференцированности.