40924

НАГРУЗКИ В СПОРТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ

Лекция

Физкультура и спорт

Внешняя и внутренняя сторона нагрузки. Компоненты тренировочной нагрузки. Эффект нагрузки прямо пропорционален при прочих условиях ее объему и интенсивности.

Русский

2013-10-22

57.5 KB

40 чел.

Лекция 1

НАГРУЗКИ В СПОРТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ

  1.  Определение нагрузки в спорте, их виды.
  2.  Внешняя и внутренняя сторона нагрузки.
  3.  Компоненты тренировочной нагрузки.

1. Нагрузкой в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Прежде всего, это количественная мера воздействия физических упражнений. Нагрузка связана с расходованием энергетических ресурсов организма и с утомлением. Последнее же связано с отдыхом, во время которого развертываются восстановительные процессы, обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности. Эффект нагрузки прямо пропорционален (при прочих условиях) ее объему и интенсивности.

Нагрузки, применяющиеся в спортивной тренировке, по своему характеру могут быть разделены на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; локальные, частичные и глобальные; по величине – на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные). По направленности – на способствующие развитию отдельных двигательных способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их компонентов (например, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей),. совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленности или тактического мастерства и пр.; по координационной сложности – выполняемые в стереотипных  условиях, не требующих значительной мобилизации координационных способностей, или же связанные с выполнением движений высокой координационной сложности; по психической напряженности – предъявляющие различные требования к психическим возможностям спортсмена.

Нагрузки могут различаться по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. Следует различать нагрузки отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов, нагрузки тренировочных занятий, дней, суммарные нагрузки микро и мезоциклов, периодов и этапов тренировки, макроциклов, тренировочного года.

2. Выделяют «внешнюю» и «внутреннюю» стороны тренировочных и соревновательных нагрузок. «Внешняя» сторона нагрузки – показатель суммарного объема работы. В их числе: общий объем работы в часах, объем циклической работы (бега, плавания, гребли и т.д.) в километрах, число тренировочных занятий, соревновательных стартов, игр, схваток и т.д. Раскрыть эти общие характеристики можно, выделяя ее частные характеристики. Например, процент интенсивной работы, в общем, ее объеме, соотношение работы, направленной на развитие отдельных качеств и способностей, соотношение средств общей и специальной подготовки и др.

Для оценки «внешней» стороны нагрузки широко используют показатели ее интенсивности. К таким показателям относятся: темп движений, скорость их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, плотность выполнения упражнений в занятии, величина отягощений, преодолеваемых в процессе развития силовых качеств, и т.п.

Наиболее полно нагрузка характеризуется с «внутренней» стороны, т.е. по реакции организма на выполняемую работу. Кроме показателей несущих информацию о срочном эффекте нагрузки, проявляющемся в изменении состояния функциональных систем непосредственно во время работы и сразу после ее окончания, могут использоваться данные о характере и продолжительности периода восстановления. К таким показателям относятся: время двигательной реакции, время выполнения одиночного движения, величина и характер развиваемых усилий, данные о биоэлектрической активности мышц, частота сокращений сердца, частота дыхания, вентиляция легких, сердечный выброс, потребление кислорода, скорость накопления и количество лактата в крови.

Внешние и внутренние характеристики нагрузки тесно взаимосвязаны: увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к усилению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к возникновению и углублению процессов утомления, замедлению восстановительных процессов. Однако эта взаимосвязь проявляется лишь в определенных пределах. Например, при одной и той же суммарном объеме работы, при одной и той же интенсивности влияние нагрузки на организм спортсмена может быть принципиально разным. Плавание 10х50 м со скоростью 90-95% от максимальной в зависимости от продолжительности отдыха может дать различные результаты: 10-15-секундные паузы будут приводить к снижению работоспособности, 2-3-минутные паузы позволят спортсмену восстановить работоспособность и устранить сдвиги, вызванные предшествующим повторением. При одних и тех же внешних характеристиках внутренняя сторона нагрузки может изменяться под влиянием самых различных причин. Так, выполнение одной и той же работы в разных функциональных состояниях приводит к различным реакциям со стороны функциональных систем организма. Выполнение работы, одинаковой по мощности и продолжительности, в условиях утомления приводит к резкому увеличению сдвигов в деятельности функциональных систем.

Изменение условий выполнения нагрузки (тренировка в среднегорье), применение дополнительных технических средств (дыхание через мёртвое пространство) или методических приёмов (выполнение упражнений с задержкой дыхания) при одних и тех же внешних параметрах нагрузки также могут привести к значительному усилению реакции организма спортсмена.

Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативных функций. Более того, предельная нагрузка, предполагающая, естественно, различные объёмы и интенсивность работы, но приводящая к отказу от её выполнения, вызывает у них различную внутреннюю реакцию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее.

По направленности воздействия нагрузки могут носить избирательный (преимущественный) и комплексный характер. Нагрузки избирательного характера связаны с преимущественным воздействием обычно на одну функциональную систему, обеспечивающую уровень проявления того или иного качества или способности; нагрузки комплексного характера воздействуют на две или несколько функциональных систем.  Конечно, строго избирательное воздействие на отдельный орган или функциональную систему средствами спортивной тренировки обеспечить не удаётся. Любое двигательное действие вовлекает в работу самые различные регуляторные и исполнительные механизмы.

Следует различать специфические и неспецифические нагрузки. Специфичность нагрузки определяется ее соответствием главным показателем координационной структуры движений и особенностям соревновательной деятельности. Специфическая нагрузка является следствием применения соревновательных и специально-подготовительных упражнений. При этом специфичность упражнений обычно оценивают по соответствию внешних признаков соревновательного и тренировочного упражнений. При определении степени специфичности упражнений нужно ориентироваться не только на внешнюю форму движений, но и на характер их координационной структуры, особенности функционирования мышц, вегетативные реакции. Степень специфичности одних и тех же нагрузок различна у спортсменов разной квалификации.

Более четкой систематизации нагрузок способствует также подразделение их на тренировочные и соревновательные. При оценке соревновательных нагрузок необходимо учитывать число соревнований и стартов в них. Современная соревновательная деятельность спортсменов высокого класса исключительно интенсивна. Например, бегуны на средние дистанции стартуют в течение года 50-60 раз, пловцы 120-140. Соревновательный период у спортсменов, специализирующихся в спортивных играх, длится 8 и более месяцев, в течение которых проводятся 60-70 игр. Только в процессе соревнований спортсмен может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается непосильной.

3. Компоненты тренировочной нагрузки,

определяющие направленность и величину воздействия.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:

  •  Характером упражнений
  •  Интенсивностью работы при их выполнении
  •  Продолжительностью работы
  •  Продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями, числом повторений упражнений.

Соотношение этих компонентов в тренировочных нагрузках определяет величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

 Характер упражнений. По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: общего, частичного и локального воздействия.

К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвуют 2/3 общего объема мышц, частичного – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц (В.М. Зациорский, 1970 г.).

С помощью упражнений общего воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и органов и заканчивая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности.

Диапазон использования упражнений частичного и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений общего воздействия.

 Характер упражнений, применяемых в различных видах спорта, накладывает существенный отпечаток на формирование структурных и функциональных приспособительных реакций организма спортсмена.

 Интенсивность работы. Интенсивность работы в значительной мере определяет  величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех  или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифицировать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники. Интенсивность работы тесно взаимосвязана со скоростью циклического характера, плотностью спортивных игр, поединков и схваток в единоборствах. Увеличение объема действий в единицу времени, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к функциональным системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий. Данные о реальной интенсивности работы при выполнении различных упражнений должны постоянно находиться в поле зрения тренера и спортсмена. Так как даже незначительное на первый взгляд снижение скорости передвижения или уменьшение числа двигательных действий в единицу времени (снижение плотности занятий) может обернуться резким уменьшением нагрузки на соответствующие функциональные системы, сделать эти нагрузки неэффективными с точки зрения повышения тренированности спортсменов.

 Продолжительность отдельных упражнений. В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности от 3-5 с до 2-3 и более часов. Она определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельное упражнение или комплекс. Так кратковременные упражнения (продолжительностью работы 5-15 с)  стимулируют скоростно-силовые возможности, совершенствуя скоростную технику, а длительные упражнения – умение экономно выполнять работу, повышают возможности, связанные с утилизацией кислорода в мышцах, способности к длительной работе в условиях значительной мобилизации деятельности систем кровообращения и дыхания.

 Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжительность пауз отдыха следует планировать с учетом периода восстановления после применяемых упражнений. Вначале процессы восстановления идут очень интенсивно, по мере приближения функционального состояния спортсмена к дорабочему, замедляются.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на ЧСС. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха исходя из субъективных ощущений спортсмена, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторной тренировкой.

При планировании деятельности отдыха по показателям работоспособности следует различать следующие типы интервалов:

Полные интервалы – продолжительность пауз отдыха гарантирует восстановление работоспособности к началу очередного упражнения;

Неполные интервалы – упражнение выполняется повторно в момент, когда работоспособность хотя еще и не восстановилась, но уже близка к дорабочему уровню(60-70% времени, необходимого для восстановления работоспособности);

Сокращенные интервалы – повторное выполнение упражнения приходится на фазу значительно сниженной работоспособности;

Удлиненные интервалы – упражнения повторяются через промежуток времени, в 1,5-2 раза превышающий деятельность восстановления работоспособности.

По характеру отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.

Число повторений упражнений (длительность работы). Число повторений упражнений в рамках того или другого метода тренировки влияет как на величину нагрузки, так и на характер реакции организма на выполняемую тренировочную работу, а вследствие этого – и на ее направленность.

Литература:

  1.  Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. — М.: Лкадемия, 2000. — 288 с.
  2.  Евсеев Ю. И. Физичеекая кульїурп, —Ростов-на-Дону: Феникс,
    2003. — 384 с.
  3.  Ильин Е. П.  Психофизиология  физическою  шкіїиіамия.  —М.:Просвещение, 1983. — 223 с.
  4.  Матвеев Л. П. Основьі спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 271 с.
  5.  Матвеев Л. П. Теория и методика физической культурьі. — М.:Физкультура и спорт, 1991. — 542 с.
  6.  Педагогическое    физкультурно-спортивное    совершенствование
    /Ю. Д. Железняк, В. А. Каїішроп, И. ТТ. Кравцевич и др.; Под ред.
    Ю. Д. Железняка. — М.: Академия, 2002. — 384 с.
  7.  Словник іншомовних слів/ Уклад.: С. М. Морозов, Л. М. Шкаратута. _ к.: Наук, думка, 2000. — 680 с.
  8.  Теория  и  методика физического воспитания/ Под общей ред.
    Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. Т. 1. —М: Физкультура и спорт,
    1976. — 304 с.
  9.  Теория  и  методика физического воспитания/ Под общей ред.
    Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. Т. 2. — М: Физкультура и спорт,
    1976. — 256 с.
  10.  Теория    и    методика    физического    воспитания/    Под    ред.
    Г. Д. Харабуги. — М: Физкультура и спорт, 1974. — 320 с.
  11.  Теория    и    методики    физического    воспитания/    Под    ред.
    Б. А. Ашмарина. — М: Просвещение, 1990. — 287 с.
  12.  Фіцула М. М. Педагогіка. — К.: Академія, 2002. — 528 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54302. Luminaries of 19-th Century. Dmytro Mendeleiev. Значення періодичного закону 611 KB
  Шляхом інтеграції англійської мови та хімії розширити світогляд учнів і збагатити їхні знання в груповій роботі - вчити виділяти головне порівнювати, робити висновки, виховувати товариськість взаємодопомогу, зокрема, на прикладі багатогранної наукової діяльності Д. І. Менделєєва підкреслити оригінальність, широкий діапазон його наукових інтересів. Розвивати бажання продовжувати освіту.
54303. КОМУНІКАЦІЇ В МЕНЕДЖМЕНТІ 141 KB
  Методичне забезпечення: Роздатковий матеріал: Комплект карток Ситуаційні вправи з мотивацій в менеджменті Комплект карток Вправа на розпізнавання термінів Комплект карток Характерні ознаки комунікацій Комплект карток Ситуаційні вправи з комунікацій в менеджменті Ілюстративний матеріал схеми рисунки таблиці до теми Комунікації в менеджменті Наочні посібники: ПЕОМ MS PowerPoint Куточок Менеджеру на замітку Опорний конспект з курсу Менеджмент Термінологічний словник менеджера початківця Реферати та...
54304. Частини тіла 5 клас 169 KB
  Wir haben in der vorigen Stunde das Thema „ Der Mensch“ begonnen und haben die Körperteile des Menschen gelernt. Wie ihr diese Wörter kennt, zeigt ein Wortdiktat. Aber ihr werdet das Diktat nicht schreiben, sondern malen.
54305. СЕТЕВОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 750.5 KB
  В методических указаниях изложены основные особенности планирования и управления проектами. Рассмотрены основные шаги при составлении примерного плана-графика проекта создания требований к экономической и информационной безопасности для СДО ОАО РЖД с использованием Microsoft Project 2003 в среде Windows 2000/ХР. Рассмотрены основные средства Microsoft Project 2003 для эффективного управления всеми задачами и ресурсами проекта.
54306. Де творчість – там і успіх 73.5 KB
  А до звичайних учнів які не підходять здавалось би ні під яку категорію все якось не доходять руки. Їх можна обєднати в три групи: високий рівень управління системою виховної роботи який забезпечує досягнення найоптимальнішого за певних умов результату; високий рівень функціонування системи виховної роботи який обумовлює успішне виконання завдань поставлених перед навчальним закладом; високий рівень вихованості учнів їх готовності до самостійного життя та праці. Велика роль при цьому відводиться учнівському самоврядуванню.
54307. Як досягти триєдиної мети уроку 3.98 MB
  Працюючи над розробкою моделей уроків, треба прагнути побудувати їх на оптимальному поєднанні традиційних, перевірених часом принципів дидактики, таких як науковість, відповідність віковим особливостям з інноваційними підходами особистісно орієнтованого навчання.
54308. Створення блогу на порталі Мета 52.5 KB
  В своїй статті я написав про створення блогу у гуглівській службі Blogger а в цій зупинюся на створенні блогу на українському порталі Мета основна аудиторія якого зосереджена в Україні. На цій сторінці зліва в колонці під словом Авторизація виконуємо авторизацію блогу з логіном та паролем клацаючи нижче на зелений прямокутник Створити свій блог. 1980 Стать жінка Країна проживання Україна Регіон проживання Миколаївська область Місто переживання Миколаїв Додатковий еmil можна дати з інших порталів Контрольне питання Відповідь...
54309. РОБОТА З ТОНКОЛИСТОВИМ МЕТАЛОМ 59 KB
  Далі вчитель демонструє виріб який учні будуть виготовляти. Показуючи сокиру вчитель говорить що вона виготовлена з тонколистового металу який називається жерстю. Вчитель розповідає що для виготовлення виробу потрібно намалювати розгортку в зошиті виготовити макет із нелінованого паперу. Вчитель виконує розгортку на дошці а учні в зошиті.
54310. Кольорова металургія. Урок економічної і соціальної географії України з компютерною презентацією 1011.5 KB
  Які галузі входять до складу металургійного комплексу Яке місце в структурі промисловості посідає чорна металургія Що спільного у виробництві чорних і кольорових металів 3. 1 Кольорова металургія багатогалузева галузь промисловості яка включає видобуток збагачення руди виробництво різноманітних кольорових металів та їх сплавів. Особливістю кольорових металів є те що вони мають унікальні якості. До кольорових металів належать: Легкі алюміній титан магній; Важкі мідь свинець цинк олово нікель; Рідкісні ...