4094

Марксистская философия

Реферат

Логика и философия

Введение. Марксистская философия, порожденная социальным движением и наукой XIX века, адекватно отразившая главные тенденции политического, экономического и научного развития, стала органическим элементом общественной системы, причем таким, роль и в...

Русский

2012-11-13

80 KB

12 чел.

Введение.

Марксистская философия, порожденная социальным движением и наукой XIX века, адекватно отразившая главные тенденции политического, экономического и научного развития, стала органическим элементом общественной системы, причем таким, роль и влияние которого постоянно усиливаются; она является эффективным средством революционно-преобразующей деятельности коммунистических партий. Марксистская философия, - это единственная надежная основа для разработки правильной стратегии и тактики. Он дает нам понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития на долгие годы вперед, правильно ориентироваться в международных событиях.


  1.  Социально-экономические и политические предпосылки возникновения марксизма.

Марксизм был подготовлен всем ходом социально-экономического, политического и духовного развития человечества, в особенности же развитием капиталистического строя, внутренне присущих ему противоречий, борьбой между пролетариатом и буржуазией.

Буржуазные революции 17 – 18 веков разрушили в ряде европейских стран веками устоявшийся, казавшийся незыблемым феодальный общественный строй. Завоевание политической власти буржуазией проложило дорогу ускоренному развитию капитализма, в особенности благодаря промышленной революции конца  18 – начала 19 века. Необходимыми результатами этого явились, с одной стороны, крупная машинная индустрия, а с другой – промышленный пролетариат, качественно отличающийся от предшествовавших эксплуатируемых и угнетенных классов.

Громадный рост производительности труда и общественного богатства, обусловленный развитием капитализма, отнюдь не сопровождался улучшением положения трудящихся. Наоборот, на одном полюсе общества, в руках буржуазии, накапливалось богатство, на другом, в среде трудящихся и в особенности пролетариев, царила нищета. Пролетаризация мелких производителей, не ограниченная какими-либо законами эксплуатация рабочих, в том числе женщин и детей, отвратительные жилищные условия, чудовищные штрафы и всяческие притеснения, безработица, особенно возраставшая в периоды регулярно (начиная с 1825 года) повторявшихся экономических кризисов перепроизводства, - такова была капиталистическая действительность.

Если идеологи буржуазии 17 – 18 века изображали ликвидацию феодальных общественных отношений как установление царства разума, справедливости, равенства и даже братства между людьми, то капиталистическая действительность 19 века ниспровергла эти социальные иллюзии.

Рабочий класс, который в период буржуазных революций помогал буржуазии в ее борьбе с господствовавшими феодальными сословиями, в условиях утвердившегося капиталистического общества оказался лицом к лицу со своими классовым врагом – «работодателями», буржуазией. Сопротивление рабочих капиталистам все чаще и чаще проявляется в виде забастовок, а иной раз принимает даже форму стихийно вспыхивающих вооруженных выступлений. Таковы были восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 г.г.), силезское восстание ткачей в Германии (1844 г.). В Англии (30 – 40-е годы 19 века) развернулось первое массовое революционное пролетарское движение – чартизм. Освободительная борьба рабочего класса того времени носила еще стихийный, неорганизованный характер: ей не хватало ясного классового сознания, понимания путей и средств уничтожения капиталистического гнета.

Научную теорию освободительного движения рабочего класса создали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они доказали, что стихийность, неорганизованность, разрозненность выступлений рабочего класса исторически преходящи и могут быть преодолены посредством соединения стихийного рабочего движения с научной социалистической теорией, путем организации массовых пролетарских партий, идейно вооруженных научным пониманием общественного развития и являющихся передовыми отрядами и руководителями пролетариата.

Уже в это время (40-е годы 19 в.) буржуазные критики социализма обвиняли марксизм в некритическом культе пролетариата. Отвергая пасквильное истолкование научного социализма как «новой религии», Маркс и Энгельс доказали, что пролетариат – необходимое порождение крупной капиталистической промышленности, а его борьба против капитализма – закономерное выражение внутренне присущих этому общественному строю противоречий.

Пролетариат действительно в состоянии освободить всех угнетенных и эксплуатируемых, так как его социальное освобождение осуществимо лишь путем уничтожения экономических условий всякой эксплуатации, любого угнетения человека. Этот вывод о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и неизбежности революционного перехода от капитализма к социализму (а далее – к бесклассовому, коммунистическому обществу). К. Маркс и Ф. Энгельс сделали на основе научного исследования общественного развития, прежде всего развития капитализма, руководствуясь созданным ими научно-философским мировоззрением, философией нового типа – исторического и диалектического материализма.

2. Диалектический материализм.

Диалектический материализм – это составная часть марксизма, его философское, общетеоретическое и методологическое основание. Она оказалась единственной философией XX века, способной эффективно решать фундаментальные теоретико-мировоззренческие и методологические проблемы современности.

Диалектический материализм изучает всеобщие законы, действующие во всех формах движения и развития материи. Но между всеобщими и частными законами есть и различия, и единство, зная, что всеобщее не существует вне особенного. Установление статуса всеобщности законов движения и развития является функцией диалектики, которая опирается на данные частных наук. Последние, изучая частные законы движения и развития материи, исследуя формы проявления всеобщих законов в каждой конкретной форме движения развития материи, дают материал для диалектики, ее обобщений. Вместе с тем, хотя изучение всеобщих законов диалектика осуществляет, опираясь на данные частных наук, но из этого еще не следует, будто она выступает в роли натурфилософской системы, подменяющей частные науки.

Исследуя диалектический материализм, необходимо остановится на характеристике особенностей всеобщих законов. Известно, что все объективные законы действуют на определенной основе и в определенных исторических условиях. Это значит, что все они имеют формы своего проявления. Все это в полной мере относится к законам, изучаемые диалектикой. Следовательно, всеобщие законы движения и развития имеют особенности своего проявления в природе, обществе, мышлении и познании. При этом природа и общество составляют внешний мир, а мышление и познание – внутренний мир человека, образуя, таким образом, как писал Ф.Энгельс, «два ряда законов, которые по сути дела тождественны, а по своему выражению различны поскольку, человеческая голова может применять их сознательно, между тем как в природе, - а до сих пор большей частью и в человеческой истории – они прокладывают себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь сознательным отражением диалектического движения действительного мира».

Стало быть, в природе как живой, так и неживой, в обществе, в особенности антагонистическом, законы диалектики проявляются в форме внешней необходимости, бессознательно, тогда как в мышлении и познании – в форме сознательного их применения в сознании и практической деятельности. Следовательно, одна форма проявления всеобщих законов диалектики имеется в области объективной диалектики, другая – в области субъективной. Диалектический материализм исследует всеобщие законы в форме их проявления и в области объективной и в области субъективной диалектики.

Анализ элементов диалектики, проведенный Лениным в «Философских тетрадях», показывает, насколько многогранным является предмет исследования диалектического материализма. Она есть не только философское учение о движении и развитии материи, но и наука о всеобщих связях вещей, явлений. При этом сутью, ядром диалектики является учение о противоречиях, как писал Ленин В.И., «в самой сущности предметов». Природа всего конечного состоит в том, чтобы выходить за свои пределы, отрицать свое отрицание и становится бесконечным. Поэтому диалектический  материализм неисчерпаем по своему содержанию, как неисчерпаема и многогранна объективная и субъективная диалектика, включающая в себя множество элементов.

Диалектический материализм как философская наука является системой развивающихся  знаний, в основе которых лежат определенные принципы, законы и категории.

Принципы диалектики – основополагающие начала, лежащие в основе ее как науки. Важнейшими из них являются: принцип всеобщей связи явлений, принцип развития, принцип историзма, принцип конкретности истины, принцип теории и практики и так далее. В принципах диалектики отражаются наиболее общие закономерные связи и отношения действительного мира. Они лежат в основе философского знания, выступают в роли цементирующих начал, необходимых элементов теории и метода диалектики, ее системы. Дальнейшая разработка принципов диалектики, их творческое развитие – важная задача марксистов.

Законы диалектики – необходимый ее компонент как научной системы. Место законов в системе диалектики определяется предметом ее исследования. Главными законами диалектического материализма являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон превращения количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания. При этом основной из них – это закон единства и борьбы противоположностей, так как он выражает источник развития. Разумеется, законы диалектики не исчерпываются главными. Так, закономерные отношения между парными категориями также выражают определенные стороны процесса движения и развития.

Необходимым звеном в системе диалектики являются ее категории. Категории диалектики резюмируют результаты познания, отражают наиболее общие закономерные связи и отношения действительности. Важнейшими компонентами диалектического материализма как системы являются ее теория и метод. Марксистская философия есть единство теории и метода. Теория диалектического материализма истолковывает, объясняет предмет своего исследования таким, каков он есть в действительности. При этом диалектика как теория исходит из фактов, из обобщения революционного опыта и достижений частных наук. Что же касается метода диалектики, то есть способа познания и преобразования мира, то он исходит из теории, опирается на нее, всецело определяется предметом диалектики и является его аналогом.

Диалектический материализм имеет свою структуру, в которой следует различать 4 составные части:

  1.  диалектика есть философское, то есть диалектико-материалистическое учение о природе, о всеобщих законах ее движения и развития. Создание Марксом и Энгельсом диалектического материализма сопровождалось революционным переворотом во взглядах на природу. «Природа является пробным камнем для диалектики, - писал Энгельс, - и надо сказать, что современное естествознание доставило для такой пробы чрезвычайно богатый, с каждым днем увеличивающийся материал и этим материалом доказало, что в природе все совершается в конечном счете диалектически, а не метафизически, что она движется не в вечно однородном, постоянно снова повторяющемся круге, а переживает действительную историю». Диалектико-материалестическую систему природы Энгельс назвал диалектикой природы;
  2.  диалектика есть философское, то есть диалектико-материалестическое, учение об обществе, о всеобщих законах его развития. Открытия Марксом материалистического понимания истории означало революционный переворот во взглядах на общество. Старой философией истории, основанной на идеализме и метафизике, пришел конец, она утратила право на существование и уступила место диалектико-материалестическому учению об обществе, то есть историческому материализму. При этом диалектика общества – важнейший компонент исторического материализма как философской науки и марксистской социологии;
  3.  Диалектика есть философское, то есть диалектико-материалестическое, учение о мышлении, его законах и формах. С возникновением диалектического материализма идеалистические учения о мышлении уступили место диалектической логике как науке о законах и формах содержательного мышления. Поэтому диалектика одновременно выступает и как логика, а ее законы являются законами мышления, то есть законами диалектической логики;
  4.  Диалектика есть философское, то есть диалектико-материалестическое, учение о познании, его законах и формах. Диалектика есть теория познания марксизма, а его законы являются законами познания.

В функциях диалектики как философской науки раскрывается ее многогранный характер. При этом содержание функций диалектики определяется ее предметом, системой, структурой. В учении о всеобщих законах движения и развития природы и общества находит свое выражение онтологическая функция материалистической диалектики. Признание объективной диалектики необходимо связано с материалистическим решением основного вопроса философии. Диалектика головы, писал Энгельс, суть только отражение форм движения реального мира – природы и истории. Диалектические законы являются объективными, действительными законами развития внешнего мира. Диалектика как философская наука призвана, прежде всего, исследовать диалектический характер процессов, происходящих в природе и обществе, опираясь на достижения наук о природе и обществе.

Диалектика, являясь наукой о мышлении, его законах и формах, выполняет вместе с тем логическую функцию. В процессе познания все науки пользуются средствами логического мышления, вырабатывая научные понятия и категории, в которых резюмируются итоги познания. Однако ни одна частная наука не занимается изучением логики научного мышления, логики научного исследования. Это является сферой диалектики как логики. Субъективная диалектика, то есть диалектика мышления, есть отражение объективной диалектики. Диалектику как логику не следует отождествлять с формальной логикой и логикой научного исследования. Последние относятся к области частных наук и не входят в состав материалистической диалектики.

В диалектическом учении о познании находят свое выражение гносеологическая функция материалистической диалектики. При этом гносеологическая функция столь же необходима, как и онтологическая. Тот, кто отрицает в диалектике одну из этих функций, неизбежно должен отрицать и другую. Это и понятно, ибо диалектико-материалестическое решение основного вопроса философии необходимо сопровождается признанием марксистской онтологии и гносеологии.

Так же диалектика выражает и мировоззренческую функцию, которая находит свое выражение в диалектико-материалестическом учении об отношении человека к природе, обществу и самому себе.

Материалистическая диалектика, кроме того, выполняет методологическую функцию. При этом методологическое значение имеет не только диалектика, но и органически связанный с ней материализм. Будучи философской методологией научного познания, диалектика, не отрицает наличия и важного значения частных методологий конкретных наук.

Исследуя вопросы построения научных теорий, условия и границы их применимости, материалистическая диалектика, как и всякая наука, имеет и свою прогностическую функцию. Диалектика, будучи самым глубоким, содержательным и всесторонним учением о развитии, позволяет не только объяснять прошлое и настоящее, но и предвидеть будущее. Материалистическая диалектика составляет теоретическую и методологическую основу научного прогнозирования, а также обоснование неизбежной победы пролетариата над буржуазией, социализма над капитализмом.

Основным условием реализации всех функций диалектика в теории и практике является применение их в единстве. Раздувание и преувеличение той или иной функции приводит к одностороннему решению вопроса. Известно, что марксисты не допускали таких крайностей, показывая образцы применения функций диалектики в их единстве. Так, давая философское определение материи, Ленин, прежде всего, подчеркивал его онтологический аспект, указывая на то, что материя есть объективная реальность. Вместе с тем, определяя материю как философскую категорию, выработанную для обозначения объективной реальности, он тем самым подчеркивал ее логический аспект. В то же время, Ленин указывал, что материя как объективная реальность дана человеку в его ощущениях, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Тем самым он подчеркивал гносеологический аспект указанного определения. Кроме того, ленинское определение материи имеет огромное мировоззренческое и методологическое значение. Таким образом, в этом определении реализованы все функции диалектики в их единстве.        

  1.  Исторический материализм.

Человеческое общество – это самая сложная по своей сущности, структуре форма существования материи. Общество есть специфическая, качественно своеобразная часть природы, в известном смысле противостоящая остальной природе. Такое понимание взаимоотношения общества и природы коренным образом отличает исторический материализм как от идеализма, который в большинстве случаев противопоставляет общество и природу, так и от метафизического материализма, который не видит качественного различия между ними.

Итальянский мыслитель Дж. Вико (конец 17 – начало 18 века) писал: “история общества отличается от истории природы тем, что она делается людьми и только людьми, тогда как в природе явления, процессы происходят сами собой, в результате взаимодействия слепых, безликих, стихийных сил. Тот факт, что в обществе действуют люди, обладающие разумом и волей, ставящие перед собой те или иные цели, задачи и борющиеся за их достижение, служил в прошлом и часто служит в наше время камнем преткновения для социологов и историков при изучении ими сущности, коренных, глубоких причин общественных процессов, социальных явлений”. Некоторые из них, абсолютизируя специфику общественно-исторических событий, метафизически противопоставляют науки о природе, изучающие общие, повторяющиеся явления и процессы, наукам историческим, которые якобы имеют дело лишь с индивидуальным, неповторимым. Так, в 19 веке немецкие философы – представители одной из школ неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд) – считали, что должны существовать и два различных, и даже противоположных, метода познания: так называемый номотетический, или генерализирующий (обобщающий) метод, который применяют науки о природе, и идеографический, или индивидуализирующий метод (имеющий дело лишь с индивидуальными, неповторимыми событиями), которым пользуются исторические науки.

Но такое метафизическое противопоставление наук о природе наукам, об обществе надуманно, неоправданно. Не только в истории общества, но и в природе нет двух явлений (например, двух особей животных или двух листьев на одном и том же дереве), которые были бы абсолютно тождественны. А с другой стороны, в обществе, в истории наряду со специфическим, индивидуальным есть и общее, проявляющееся в экономике, в социальных отношениях, в политической и духовной жизни разных стран и народов, находящихся на одной и той же ступени исторического развития. Выделение этого общего и дает возможность открыть законы социальной жизни.

Может показаться, что если общественные события, социальные процессы являются результатом деятельности самих людей, то в силу этого их познание представляет собой менее сложную проблему, чем познание явлений природы. Да и установление власти человека и общества над общественными отношениями, по-видимому, более легкая задача, чем подчинение человеку грандиознейших враждебных ему сил природы. Но такое представление, как свидетельствует история человечества, ошибочно.

В первой половине 19 века науки о природе уже достигли значительного развития, а подлинная наука об обществе еще только зарождалась. Человечество, познавая законы и силы природы, шаг за шагом подчиняло их своей власти. Но познание, раскрытие, обнаружение подлинной сущности человеческого общества и его законов оказалось делом более длительным и сложным. Еще более сложным, трудным и длительным было овладение социальными закономерностями и процессами, подчинение их власти общества. Эти задачи оказалось возможным решать только с созданием марксистской науки об обществе, с применением ее к практике революционного преобразования общественной жизни.

Человеческое общество, общественные явления и процессы рассматриваются различными науками, каждая из которых изучает лишь ту или иную сторону общественной жизни, тот или иной вид общественных отношений или явлений (экономических, политических, идеологических).

Предметом исторического материализма являются не отдельные стороны жизни общества, а всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, общественная жизнь в ее целостности, внутренней связи и противоречивости всех сторон и отношений. В отличие от специальных общественных наук исторический материализм изучает, прежде всего, и главным образом наиболее общие законы развития общества, законы возникновения, существования, движущие силы развития общественно-экономической формации.

Общесоциологические законы, наиболее общие законы развития общества, относящиеся ко всем историческим эпохам, внутри каждой исторически определенной общественно-экономической формации, в каждую эпоху проявляются по-особому, специфическим образом. Поэтому, чтобы правильно понять характер, существо общесоциологических законов, надо изучать их действие, функционирование и в той специфической форме, в какой они проявляются в разных формациях, в различные исторические эпохи (например, при феодализме, капитализме или социализме). В понятие «общесоциологические законы» входят и те внутренние связи и отношения, которые характеризуют наиболее общие закономерности определенных общественно-экономических формаций.

Исторический материализм отличается и от такой науки, как история. В задачу исторической науки входят изучение истории стран и народов, событий в их хронологической последовательности. В отличие от истории как конкретной науки исторический материализм – это, прежде всего общетеоретическая, методологическая наука. Он изучает не тот или иной народ, не ту или иную страну в отдельности, а человеческое общество в целом, рассматриваемое со стороны наиболее общих законов и движущих сил его развития.

Исторический материализм, как и марксистская философия в целом, представляет собой единство теории и метода. Он дает диалектико-материалестическое решение основного гносеологического вопроса социальной науки – вопроса об отношении общественного бытия и общественного сознания, знание наиболее общих законов и движущих сил развития общества и потому является научной общесоциологической теорией. Именно поэтому исторический материализм одновременно выступает и как живой метод изучения явлений, процессов общественной жизни, и как метод революционного действия. Только с его помощью историк, экономист, правовед, искусствовед могут разобраться в сложной сети явлений общественной жизни. Он дает политическим деятелям рабочего класса, марксистско-ленинским партиям руководящую нить исследования и понимания конкретно-исторической ситуации.

На марксистскую политическую экономию и исторический материализм опирается научный коммунизм, который изучает стратегию, тактику классовой борьбы пролетариата, закономерности и движущие силы социалистической революции, национально-освободительного движения, мирового революционного процесса в целом. В условиях строительства социализма и коммунизма он изучает вместе с другими гуманитарными науками социально-политические стороны развития социалистического общества.

Значение исторического материализма велико и при развертывании конкретных социальных исследований. Применяя в этих исследованиях математические методы, методы опроса, интервьюирования, анкетирования и так далее, необходимо опираться на общесоциологическую марксистскую теорию и ее метод. В свою очередь марксистская социология как общетеоретическая наука об обществе опирается в своем развитии на конкретные социальные (в том числе и социологические) исследования, на широкое использование статистических и других эмпирических данных, относящихся к различным сторонам общественной жизни. Конкретные социальные исследования призваны раскрывать и показывать механизм действия, функционирования социологических законов в самых разнообразных условиях.

Исторический материализм дает объективную научную ориентировку в ходе событий, делает возможным их познание, понимание, научное предвидение, позволяет видеть перспективы и направление общественного развития, служит теоретической основой революционного действия.

4. Использованная литература

1 М.П. Мчедлов “История марксизма-ленинизма”/ Москва, Издательство политической литературы, 1986 года;

2 Ф.В. Константинов, А.С. Богомолов, Г.М. Гак и другие “Основы марксистско-ленинской философии / Учебник для Вузов” / 5-е издание / Москва, Политиздат, 1981 года;

3 В.П. Рожин “Материалистическая диалектика как философская наука” / Санкт-Петербург, Издательство Ленинградского университета, 1976 года;

4 Алексеев П.В. “Предмет, структура и функции диалектического материализма” / 2-е издание / Москва, Издательство Московского университета, 1983 года;


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82810. Разработка интенсивной технологии выращивания сливы для Предгорной зоны Крыма 654.61 KB
  Климатические условия этой зоны характеризуются пониженным количеством выпадающих атмосферных осадков, неравномерным распределением их по периодам года, высоким температурным режимом, низкой относительной влажностью воздуха, особенно в наиболее критические периоды роста и развития растений.
82811. Разработка модели системы «печать фото» 302.5 KB
  Всякая деятельность тем успешнее, чем выше уровень ее системности; неудачи вызваны недостаточной системностью. Выделяют три уровня системности труда: механизация, автоматизация, кибернетизация. Возможности механизации ограничены участием человека.
82812. Организация, проведение сессии и анализ ее результатов 65.62 KB
  Информатизация — это не столько технологический, сколько социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьёзных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных...
82813. Разработка системы стратегического планирования на предприятии Брянский хлебокомбинат ОАО «КАРАВАЙ» 1.33 MB
  Цель курсового исследования состоит в определении путей успешного развития ОАО «Брянский хлебокомбинат КАРАВАЙ» в дальнейшем, повышения уровня его конкурентоспособности с помощью разработки и внедрения программы мероприятий стратегического планирования на предприятии.
82814. Анализ выбора стратегических позиций компании ОАО «Ренессанс Самара Отель Лизинг» 677.71 KB
  В этой ситуации равно как отечественные так и зарубежные компании уже представленные на российском рынке столкнутся с еще более высокой конкуренцией. Для успешного существования компании в конкурентной среде ей необходимо выработка стратегии развития.
82815. Услуги коммерческих банков юридическим лицам 487 KB
  Особенную актуальность создания новых банковских услуг имеет сегмент корпоративного обслуживания, поскольку данный сегмент, с одной стороны, является традиционным для банковского сектора и характеризуется большими, чем в розничном сегменте, объемами оказания услуг.
82817. Защита интеллектуальной собственности 64.4 KB
  Проанализируем права которые включает в себя интеллектуальная собственность относящиеся к: литературным художественным и научным произведениям исполнительской деятельности артистов звукозаписи радио и телевизионным передачам изобретениям во всех областях человеческой деятельности...