40960

История политической социологии в России

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Проблемы политического устройства; критика негативов политических отношений в России: произвола и бесправия масс; выдвижение идей демократизации общественнополитической жизни в трудах А. Социальнополитические программы и конституционные проекты демократического преобразования политического строя России политических лидеров и деятелей XIX начала XX веков Т. Основоположение ихлитической социологии как самостоятельной науки в России русский ученый М.

Русский

2013-10-22

48.5 KB

21 чел.

История политической социологии в России. Проблемы политического устройства; критика негативов политических отношений в России: произвола и бесправия масс; выдвижение идей демократизации общественно-политической жизни в трудах А.Н.Радищева, П.Я. Чаадаева, в "Русской Правде" П.Пестеля, в Конституции Н.Муравьева. Социально-политические программы и конституционные проекты демократического преобразования политического строя России, политических лидеров и деятелей XIX -начала XX веков (Т.Бек, А.Сперанский, А.Герцен, Н.Чернышевский, М.Ковалевский, П.Милюков, Н.Бердяев, И.Ильин, П.Федоров, Н.Лосский). Основоположение ихлитической социологии как самостоятельной науки в России - русский ученый М.Я.Острогорскии (1854-1919гг.) П.Сорокин - выдающийся социолог России.

Труды В.И.Ленина "Государство и революция", "Лучше меньше, да лучше", "Как нам реорганизовать Рабкрин", "Письмо к съезду" и др. Идея революции как решающего средства установления власти трудящихся. Ленинская концепция политической системы в условиях Советской власти, идея перехода власти для народа к истинной демократии, народовластию. Ленин о задаче ликвидации 3 главных врагов Советской власти: бюрократизма, взяточничества, неграмотности масс. Противоречивость теории и практики устройства политико-государственной системы Советской власти. Утверждение однопартийного авторитарно-тоталитарного режима в 30 -40-х годах, максимальное ограничение политических прав личности, социальных групп, общественных организаций. Единовластие и бесконтрольность большевистской партии. Господство единовластия в рамках единой идеологии марксизма-ленинизма, культ личности Сталина и его пагубные последствия. Преследование науки, теоретических разработок в области точных, естественных, общественных наук, ограниченные возможности развития политологии, социологии, политической социологии.

Подъем в 60-х годах социологической мысли в России. Становление политической социологии как науки и (с 1990г.) как вузовской дисциплины.

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла следующие этапы:

  •  этап. 11 - 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.
  •  этап. Конец 17 - первая четверть 19 в.
  •  этап. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.
  •  этап. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.

Социология политики в дореволюционный и советский период в России

Политическая социология в России XIX - начала XX вв.- это, несомненно, часть мировой науки, тем более что обмен идеями отечественных и западных ученых осуществлялся тогда беспрепятственно и интенсивно. В то же время она имеет ряд отличительных черт, связанных с историческими особенностями общего положения гуманитарной мысли России.

Развиваясь под сильным влиянием господствующих западных учений, русская политическая социология не только находилась на уровне мировой науки в целом, но и зачастую опережала ее, что было связано в первую очередь с остротой социальных противоречий российского общества.

Дореволюционный (досоветский) этап (конец 60-х гг. XIX в. — середина 20- гг. XX в.), в котором выделяют следующие фазы.

Возникновение социологии политики (конец 60-х — конец 90-х гг. XIX в.): первые политико-социологические работы (А.И. Стронин), начало эмпирических исследовании политической жизни России (В.В. Ивановский - местное самоуправление и т.д.); разработка первых социологических концепций политических институтов и процессов (Б.Н. Чичерин, ММ. Ковалевский, М.Я. Острогорский, Г.В. Плеханов и др.).

Формирование исследовательской проблематики и развертывание основных направлений социологии политики (конец 90-х гг. XIX в. — середина 20-х гг. XX в.): дифференциация дисциплины и развитие ее «вширь»; формирование исследовательских направлений — социологии государственной власти и политических институтов; социологии политических партий и общественных объединений; бюрократии и элиты; выборов и электорального поведения; политических изменений (кризисов и конфликтов, революций и реформ) и социологии международных отношений (войны и мира), а также разработка качественных и количественных методов политико-социологических исследований (анализ земской и электоральной статистики, политических документов, наблюдение за деятельностью фракций Думы и т.д.).

После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС.

В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер. С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли. Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие идейно-политические течения:

Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К началу 20-го века на его базе сформировались:

классический либерализм. Чичерин В. Н.;

социализированный либерализм. Новгородцев П. И.

Консерватизм (идеология славянофильства):

реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П.;

реформаторское славянофильство. Хомяков А. С., Данилевский Н. Я., Соловьев В. С.

Радикализм.  Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма сложились:

большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.;

анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л,

Социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.

1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.

Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), "Повесть временных лет" (1113 г.).

Главной идеей политической мысли Руси 15-го века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в.

По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, "а четвертому не быти".

2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.

   Феофан Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов.

Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 - 1726).  В эпоху "просвещенного абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли: идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии;

политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.

   Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов (1733 - 1790), доказывавший "химерность" равенства и новаций. Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.

Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).

3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:

обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России;

критика деспотизма в организации государственной власти;

необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;

поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).

   Важнейшими представителями идеологии либерализма в первой половине 19-го века стали Н. С. Мордвинов (1754 - 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 - 1839).

   Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 - 1826).

Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей:

критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя;

ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа;

огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение.

   Виднейшие представители российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 - 1870), В. Г. Белинский (1811 - 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889)

Идеи революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л. Лавров (1828 - 1900), П. Н. Ткачев (1844 - 1885), Г. В. Плеханов (1856 - 1918).

Характерные черты российской политической мысли:    

преобладание крайностей радикализма и консерватизма;

односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;

тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;

своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;

чрезмерная идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;

недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53254. Що означає бути громадянином своєї держави 45.5 KB
  Мета уроку: розкрити зміст понять громадянин громадянство громадянські якості громадянські почуття і почуття; пояснити що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави; висловлювати власне судження про те як людина може бути корисною суспільству; наводити приклади вчинків якими вони зможуть принести користь суспільству. План змісту уроку Що означає бути громадянином своєї держави.Що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави.
53255. Майбутній громадянин України 205 KB
  2010 рік Процес виховання ― це динамічне складне явище яке здійснюється на основі цілеспрямованого і організованого формування особистості громадянина незалежної держави. Мета і завдання виховання визначаються потребами сучасного суспільноекономічного розвитку України. Виховна робота у Червонозаводській загальноосвітній школі ІІІІ ступенів №2 здійснюється відповідно до Програми системи виховання учнівської молоді згідно районної програми виховання учнівської молоді на період до 2012 року. Модель та основні структурні елементи...
53256. Гроші 59 KB
  Гроші. Що таке гроші Які асоціації викликає у вас поняття гроші 3. Саме тут ми будемо проводити дослідницьку роботу про гроші. Гроші це тема нашої роботи в економічній лабораторії.
53257. Грунти і земельні ресурси України 216 KB
  Умови ґрунтоутворення основні генетичні типи ґрунтів закономірності їх поширення. Карта ґрунтів України. Аналіз закономірностей поширення ґрунтів на території України. МЕТА: Сформувати в учнів загальну картину розміщення ґрунтів в Україні; навчити вмінню читати карту ґрунтів України схематично описувати ґрунтовий профіль визначати фізикохімічні властивості ґрунтів; пояснити учням поняття âземельні ресурсиâ підкреслити основні заходи щодо раціонального використання і охорони їх; виховувати в учнів почуття дбайливого господаря.
53258. Групповая форма работы на уроках химии 238.5 KB
  Чередов практические результаты обучения и воспитания учащихся свидетельствуют что низкая успеваемость многих школьников является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний учащимися и тем что учитель предлагает выполнить на уроке. В решении вопроса качественного усвоения всеми учащимися класса базового содержания образования в соответствии с возможностями и склонностями каждого школьника важная роль отводится организации учебной деятельности учащихся. Рядом психологопедагогических исследований доказано что...
53259. Рекомендації щодо організації групової форми роботи під час використання проектної технології навчання 72 KB
  Головною ідеєю організації групової роботи є створення умов для активної спільної діяльності учнів у різних навчальних ситуаціях і робота в команді. Особливу увагу необхідно приділити груповим цілям успіху групи який може бути досягнутий лише в результаті самостійної роботи кожного члена групи у постійній взаємодії з іншими під час роботи над темою. Ефективність навчання в групах залежить від того наскільки кожний усвідомить важливість роботи разом та взаємодії через взаємодопомогу це може бути досягнуто шляхом впровадження пяти базових...
53260. ГРУПИ СЛІВ ЗА ЗНАЧЕННЯМ: СИНОНІМИ, АНТОНІМИ, ОМОНІМИ 120.5 KB
  Мета: поглибити знання школярів про синоніми антоніми омоніми; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уяву активізувати пізнавальну діяльність учнів; виробляти вміння й навички використання синонімів антонімів омонімів у власному мовленні; навчити відрізняти омоніми від багатозначних слів; формувати вміння й необхідність користуватися ними; виховувати бажання вчитися. Картка №1 Виписати з прислівїв антоніми Умій батьківщину любити а ворога ненавидіти. Картка №3 Дібрати синоніми до виділених слів Відважний боєць великий будинок.
53262. Свято гумору Хочете жити на втіху, частіше «вмирайте» від сміху 86.5 KB
  Сценка Інтернетце сила Василина Кумонько а куди це ви поспішаєте Параска Як куди На базар поторгувати вирішила. А тепер і результат Василина Кумонько а чим це від вас так тхневідвертається Параска Ойта це ж мої нові духи Запах дояркиâ називаються. Василина Ходімо кумонько ходімо будемо дивитись кому гарбуза давати а до кого і на побачення ходити. Сценка Дві кумасі Одна модна друга не дуже у фуфайці.