4098

Электронное обучение

Реферат

Педагогика и дидактика

Электронное обучение При всех различиях в методиках, подходах и технологиях все решения электронного обучения так или иначе имеют своей целью обучение людей. Причем решение о внедрении тоже принимается людьми, люди выполняют установку и поддержку, л...

Русский

2012-11-13

45.5 KB

63 чел.

Электронное обучение

При всех различиях в методиках, подходах и технологиях все решения электронного обучения так или иначе имеют своей целью обучение людей. Причем решение о внедрении тоже принимается людьми, люди выполняют установку и поддержку, люди отслеживают результаты и оценивают эффективность. Естественно, все вышеперечисленное верно практически для всех сфер жизни. Сколь бы ни было все это очевидным, зачастую именно человеческому фактору оказывается недостаточное внимание. И если часто в e-Learning задается вопрос "как?", то в данной статье рассматривается вопрос "кто?". Целью материала является формализация проблем, обусловленных человеческим фактором и возникающих при внедрении дистанционного обучения.

Поскольку речь идет о корпоративном обучении, влияние человеческого фактора необходимо оценивать исходя из должностной позиции. В электронном обучении можно выделить следующие роли:

  •  обучаемые;
  •  тренеры и HR-менеджеры;
  •  ИТ-специалисты;
  •  руководство компании.

Несмотря на то, что дистанционное обучение может оказывать огромное влияние на успешность компании, оно, в отличие, например, от бухгалтерии, не является строго обязательным и жизненно важным. В одних организациях оно есть, в других нет. В российских компаниях инициатива внедрения дистанционного обучения обычно принадлежит службе персонала, затем эта идея должна получить одобрение руководства компании, после чего, определив, что и как будет приобретаться, проводится внедрение системы. Обычно это осуществляется силами или, по крайней мере, при участии ИТ-отдела.

Когда процесс внедрения системы дистанционного обучения (СДО) будет завершен, начинается обучение конечных пользователей - сотрудников компании. Всех сотрудников можно разделить на "потребителей" e-Learning (обучаемые) и "организаторов" (остальные должностные позиции из перечисленных выше).

Отрицательное отношение и сопротивление внедрению электронного обучения может встречаться на всех уровнях, как среди "организаторов", так и среди "потребителей". На уровне "организаторов" можно выделить следующие причины такого сопротивления:

  •  непонятен смысл расходов (окупятся ли затраченные средства и каким образом можно будет оценить окупаемость и успех проекта);
  •  сопротивление интеграции традиционно непересекающихся областей - техники и обучения; зачастую отделы обучения ссылаются на технические проблемы как на причину неудачи проекта, с другой стороны, ИТ-менеджеры нередко скептически относятся как к самой идее электронного обучения, так и к используемым продуктам и решениям;
  •  внедрение изменений в уже существующий бизнес-процесс, которое требует определенных усилий.

Далее мы подробно рассмотрим роль каждой должностной позиции в процессе электронного обучения, а также какие препятствия могут возникать на каждом служебном уровне и способы их преодоления.

Отношению к электронному обучению

Одной из основных причин, по которым руководство компании может негативно относиться к электронному обучению, является неочевидность выгод. Электронное обучение само по себе не приносит прибыли, и зачастую совершенно непонятно, как оно может повлиять на увеличение оборота компании. В идеале обучение должно быть включено в стратегический план развития компании, а цели и задачи обучения должны быть сопоставлены с целями и задачами компании в долгосрочной перспективе.

Как правило, в большинстве организаций уже существует какая-то сложившаяся система обучения, и внедрение электронного обучения (которое обычно совмещается с очным, а не заменяет его) принесет ряд преимуществ, которые могут быть использованы в качестве аргументов для руководства:

  •  повышение продуктивности обучения :
    •  доступно всегда и везде, при этом информация доставляется моментально, вне зависимости от местоположения сотрудника;
    •  сокращение времени на изучение отдельно взятой темы (до 50%), в том числе быстрая реакция на изменения.
  •  сокращение затрат:
    •  сводит к минимуму (вплоть до полного исключения) расходы на внешних тренеров и командировочные расходы уменьшает вспомогательные расходы на сотрудников;
    •  большее количество средств расходуется именно на обучение, а не на командировочные расходы и прочее; так как сокращается продолжительность обучения, уменьшаются расходы на заработную плату, выплачиваемую сотрудникам во время обучения.
  •  повышение профессионального уровня персонала:
    •  помогает быстро получить знания и улучшить внутреннее взаимодействие между сотрудниками;
    •  при высокой ротации персонала помогает быстро обучить новых сотрудников.

Существенность того или иного пункта в каждой конкретной ситуации зависит от поставленных целей. Тем не менее, в любом случае количественные и качественные преимущества должны быть включены в анализ возврата инвестиций. Наиболее очевидный и наглядный количественный показатель - это пункт "уменьшение расходов".

Как оценить успешность внедрения электронного обучения? Конечно, каждый случай индивидуален, но можно выделить некоторые основные критерии оценки. А именно:

  •  сколько человек (в процентах от общего количества сотрудников) прошли хотя бы один курс за начальный период обучения (год, полгода, месяц и т.д.);
  •  сколько человеко-часов было потрачено на обучение за этот период;
  •  сколько часов (в процентах от общего количества) очных занятий замещено электронным обучением;
  •  степень удовлетворенности обучаемых содержанием курсов;
  •  степень улучшения знаний сотрудников после обучения (основываясь на оценке качества работы);
  •  скорость перехода на новые технологии;
  •  уменьшение ротации персонала;
  •  в длительной перспективе - повышение качества взаимодействия внутри компании и обслуживания клиентов.

Какими бы ни были критерии в каждом конкретном случае, они должны быть четко определены. Кроме того, необходимо заранее установить качественные и количественные меры успеха в соответствии с этими критериями.

Среди функционала курсов и систем дистанционного обучения, позволяющего эти меры оценить, можно выделить следующие возможности:

  •  сравнение результатов предварительного и заключительного тестирования в рамках отдельно взятого курса;
  •  удобство использования, доступность, соответствие требованиям;
  •  механизмы построения отчетности.

Международные стандарты в области электронного обучения

Международная организация по стандартизации (ISO) и Международная электротехническая комиссия (IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого объединенного Технического комитета (JTC1 ISO/IEC), объединяющего в настоящее время 37 подкомитетов (SC). Решение о создании JTC 1 36-го Подкомитета "Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге" было принято в 1999 г. на Пленарном заседании JTC 1 в Республике Корея (Сеул). В марте этого года в Республике Корея (остров Джеджу) состоялось 17-е Пленарное заседание 36-го Подкомитета (ПК 36).

В настоящее время действительными членами и наблюдателями ПК 36 являются 30 стран: Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Индия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кения, Китай, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Российская Федерация, США, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Южная Корея, Япония, Венгрия (наблюдатель), Гонконг (наблюдатель), Сингапур (наблюдатель), Турция (наблюдатель), Швейцария (наблюдатель). Руководство ПК 36: Председатель - Брюс Пиплз (США), Секретарь - Дэвид Хайд (Великобритания).

По мнению руководства СТК 1 и ПК 36 в ближайшее время число стран-членов Подкомитета должно возрасти до 45-50, что обусловлено возрастающим интересом к электронному обучению и появлением первых международных стандартов в этой области.

Структура ПК 36 (см. рис.1) включает семь рабочих групп, возглавляемых конвинерами из различных стран:

  •  WG1 - Терминология (Канада);
  •  WG2 - Технологии коллективной работы (Япония);
  •  WG3 - Информационная поддержка преподавателя (Великобритания);
  •  WG4 - Управление и доставка контента (Канада);
  •  WG5 - Обеспечение качества (Германия);
  •  WG6 - международные стандартизированные профили (Китай);
  •  WG7 - Культурная/языковая/гуманитарная деятельность (Норвегия).

Несколько лет назад в составе ПК 36 была образована репортерская группа (RG1), обеспечивающая маркетинг и рекламную поддержку деятельности Подкомитета.

Следует отметить, что одновременная разработка большого числа новых международных стандартов в развивающейся области электронного обучения представляет большую сложность, что обусловлено не только национальной и региональной спецификой, но и различными субъективными причинами. В настоящее время в ПК 36 разработаны и утверждены 6 международных стандартов:

1. ИСО/МЭК 24703:2004 Информационные технологии. Идентификаторы Участников;
2.
ИСО/МЭК 19796-1:2005 Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге - Управление качеством, гарантии и метрики - Часть 1: Общий подход;
3.
ИСО/МЭК 23988:2007 Информационные технологии. Система практического кодирования для применения информационных технологий при определении оценок;
4.
ИСО/МЭК 19778-1:2008 Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге - Технология совместной работы - рабочее пространство совместной работы - Часть 1: Модель данных рабочего пространства совместной работы;
5.
ИСО/МЭК 19778-2:2008 Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге - Технология совместной работы - рабочее пространство совместной работы - Часть 2: Модель данных окружения рабочего пространства совместной работы;
6.
ИСО/МЭК 19778-3:2008 Информационные технологии в обучении, образовании и тренинге - Технология совместной работы - рабочее пространство совместной работы. - Часть 3: Модель данных группы для совместной работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80731. Прилагательное. Категории прилагательного 36.35 KB
  Прилагательное это часть речи называющая признак предмета обладающий условной устойчивостью без указания на развитие признака вор времени. Прилагательное выделяется на основе трех критериев: значения формы и функции. Прилагательное обладает обобщающим грамматическим значением и это значение признака свойства или состояния.
80732. The Old English Noun 27.92 KB
  The inflection of the Old English noun indicates distinctions of number (singular and plural) and case. The case system is somewhat simpler than that of Latin and some of the other Indo-European languages. There is no ablative, and generally no locative or instrumental case, these having been merged with the dative...
80733. Actual division of the sentence 26.83 KB
  The purpose of the actual division of the sentence is to reveal the correlative significance of the sentence parts from the point of view of their actual informative role in an utterance. The main components of the actual division of the sentence are the theme and the rheme.
80734. Sentence in traditional syntax 27.07 KB
  From the traditional point of view the nuclear of syntax is formed by the gram. Subject and gram. Predicate. Periphery is formed by other parts of a sentence: complements, objects, two types of adjuncts (attributes and adverbial modifiers). These parts of a syntax are called secondary and are normally optional.
80735. Parts of speech classification, gram-l classes of words 27.62 KB
  There are three main criteria according to which we classify the words into a different gram. classes. They are meaning, form function. not the individual lexical meaning of each word but the meaning common to all the words of a given class which constitutes its essence; form, it’s the morphological characteristics of a type of word...
80736. Text linguistic 28.24 KB
  One-direction sequences can be used in dialogue, when a utterance is not a rejoinder, but a continuation the stimulating utterance addressed the same third party or to both speakers themselves, e. g. St. Erth, all money goes fellows who don’t know a horse from a haystack.- Canynge. And care less want men racing to whom a horse in something.
80738. Morphology: General Principles. Structure of English words 27.02 KB
  Lexicology- is a brunch of linguistics which study the meaning and use of words. In English as in many other languages the word is the smallest unit able to form a sentence by itself. Most words consist of meaningful parts called morphemes, accordingly all Eng. Words fall into two large classes...
80739. The Etimology of English words 26.49 KB
  Etimology study the origin of words and word equivalents. Acc. to the origin all present-day Eng. Words can be divided into two groups: native words, which have been part of the Eng. Vocabulary since the old Eng. period; borrowed words (loan words) which were taken from another lang-ge at a certain stage of Eng. history.