4099

Дистанционное образование

Реферат

Педагогика и дидактика

Содержание: Определение дистанционного образования Для чего нужно дистанционное образование Преимущества  Недостатки Нормативные аспекты Источники Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью...

Русский

2012-11-13

123 KB

14 чел.

Содержание:

Определение дистанционного образования

Для чего нужно дистанционное образование

Преимущества 

Недостатки

Нормативные аспекты

Источники


Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

На протяжении многих лет существует традиционная форма образования: посещение занятий и лекций, экзамены и оценочная система. Однако в последние 10–15 лет, в связи с глобализацией и развитием технологий, параллельно традиционной форме обучения успешно развивается и дистанционная. 

Понятие дистанционного обучения известно давно. Уже в середине XIX в. посредством имеющейся формы передачи информации того времени — почтовой службы — пионеры дистанционного обучения в США и Европе предлагали получить образование тем, кто по объективным причинам не может посещать учебные заведения.

С развитием коммуникационных технологий — радио в 1920х гг. и телевидения в 1940х гг. — новая форма обучения приобрела более широкие масштабы, а всплеск потребности в ней возник в 60е гг. XX в. благодаря началу интернационализации образования и началу процессов глобализации. Однако значительно повысился спрос на дистанционное обучение после создания Интернета в 80х гг., оно активно распространилось по всему миру. Интернет прочно вошел в нашу жизнь. В виртуальном мире мы общаемся, получаем информацию и делаем покупки. Новые технологии становятся доступными и более дешевыми. Дистанционное обучение через Интернет стало неотъемлемой частью традиционного образования во всем мире. На

сегодняшний день оно популярно во всех развитых странах Америки, Европы и Азии.

В России система обучения через Интернет находится на этапе становления. В бывшем СССР широко применялась форма дистанционного образования, в основном в виде заочного обучения. В 1995 г. Госкомитет РФ по высшему образованию принял Концепцию создания и развития единой системы дистанционного образования в России. По замыслу ее авторов, эта система должна интегрироваться с очной и заочной формами обучения. Более того, в Общероссийском классификаторе специальностей была создана новая специальность «Информационные технологии в образовании». На сегодняшний день многие российские вузы предлагают форму интернет-обучения с получением академической степени, диплома или сертификата, аккредитованных Министерством образования РФ.

Так что же такое современное дистанционное обучение через Интернет? Обобщенно говоря, дистанционное обучение — это обучение на базе коммуникационных технологий, которое осуществляется по индивидуальному плану и под наблюдением прикрепленного преподавателя-куратора.

Расширить круг своих интересов в определенной области можно, обучаясь по программам, рассчитанным на массовую аудиторию. Наряду с ними получают распространение и программы, позволяющие обучающимся по окончании курса и сдачи экзаменов получить соответствующий диплом, сертификат или академическую степень высшего учебного заведения. Интернет, электронная почта, рассылка печатных материалов и CD-ROM, конференции по телефону и через Интернет, виртуальные комнаты и библиотеки, факсимильная связь и регламентированное время очного контакта — все это элементы дистанционного обучения.

Для чего нужно дистанционное образование

Неоспоримо, что на сегодняшний день большое значение имеет получение качественного высшего образования. Несмотря на огромное количество учебных заведений в мире, спрос на рынке образовательных услуг по-прежнему превышает предложение. В России ежегодно только каждый третий абитуриент проходит по конкурсу в вуз. Дистанционное обучение создает равные возможности для желающих получить образование, повысить квалификацию, пройти переподготовку и найти работу. Данная система позволяет получить высшее образование параллельно с основной деятельностью человека, расширяет возможности граждан России в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Дистанционное образование предусматривает более широкие перспективы в выборе вуза. Решайте сами, кто больше будет котироваться на рынке труда: человек, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или выпускник, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза.

Конечно, уровень востребованности обучения и возможности получить образование посредством коммуникационных технологий варьируется в зависимости от экономического развития отдельно взятой страны. Несомненно, нельзя сравнивать, скажем, Японию, где компьютерная грамотность населения и доступность технологических средств достигает 80 %, и Россию, где доступ в Интернет имеет лишь небольшая часть населения. Но, несмотря на это, нельзя не признать, что и в России популярность дистанционного обучения растет с каждым годом. Данная образовательная система, так же как и любая другая, имеет ряд плюсов и минусов.

Преимущества 

Доступность обучения. Дистанционное обучение рассчитано на категорию людей, которые в силу объективных причин не могут использовать традиционную форму обучения. К таким категориям относятся, например, граждане с ограниченными возможностями по здоровью, люди, которым необходимо совмещать обучение и работу или проживающие в регионах России, где нет достаточного количества учебных заведений, сравнимых со столичными или международными, а также женщины в мусульманских странах, которым запрещено посещать общественные места, и т. п. Кроме того, дистанционной формой обучения пользуются граждане, желающие обучаться в престижных вузах России или мира, но не имеющие достаточных финансовых средств или времени.

Форма обучения. Основным преимуществом обучения на базе коммуникационных технологий является: бесконкурсное поступление; самостоятельное планирование времени и темпа занятий; отсутствие фиксированных сроков обучения; возможность учиться дома и посредством любого компьютера, подключенного к Интернету; доступ к мировым ресурсам, виртуальным библиотекам и базам данных. Набор на дистанционное обучение проводится в течение всего года. Кроме того, наличие персонального преподавателя-куратора позволяет более качественно осваивать изучаемый материал, а на специальных форумах имеется возможность обсуждать темы и идеи с другими студентами. Таким образом, вопрос изолированности обучающегося, как могло бы показаться на первый взгляд, не является актуальным при данной форме обучения.

Стоимость обучения. Популярность дистанционного образования помимо развития технологий напрямую связана и с ростом стоимости очного обучения. Стоимость интернет-образования значительно ниже, кроме того, она варьируется в зависимости от специальности, формы обучающей программы и вида учебного заведения. Помимо этого, также существуют различные образовательные гранты и стипендиальные программы, позволяющие бесплатно или при частичном финансировании обучаться в дистанционной форме. Более того, в данном случае отсутствуют расходы на перелет в страну обучения, на проживание, питание, медицинскую страховку и др.

Психологические барьеры. Дистанционная форма обучения помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими, как стеснительность, страх публичных выступлений, и др.

Недостатки 

Доступ в Интернет и компьютерные знания. Реалии современной России таковы, что многие группы населения на сегодняшний день не имеют возможности использовать современные коммуникационные технологии по финансовым и другим причинам. Техническая оснащенность в России значительно уступает ведущим странам мира. Кроме того, человек, желающий обучаться дистанционно, должен обладать знаниями компьютерных технологий и программ.

Мотивация. Не последним фактором для успешного получения дистанционного образования является и личностная характеристика индивидуума. Не секрет, что при отсутствии ежедневного контроля, как это принято при традиционной очной форме обучения, необходимо иметь четкую мотивацию. Несомненно, социальная интеракция в виде живого обмена идеями, опытом, психологическая поддержка группы и момент соревновательности при дистанционной форме в некоторой степени утрачены. Именно поэтому такая форма обучения в меньшей степени подходит для людей, не имеющих личностных качеств самоорганизации и дисциплины.

Технические специальности. Дистанционная форма обучения в большей степени подходит для получения образования в области фундаментальных наук, гуманитарных специальностей или технологий. Технические специальности, по сравнению с гуманитарными, пользуются меньшим спросом при такой форме обучения, так как освоение их требует проведения большого количества практических и лабораторных работ.

Дистанционное образование через Интернет — это не просто удобная форма обучения, но и серьезная альтернатива традиционной форме в будущем. По мнению Американской ассоциации исследований в сфере образования (American Educational Research Association), уже к 2010 г. около двух третей студентов мира будут обучаться дистанционно.

Нормативные аспекты

Некоторая хаотичность и «самостийность» организаторов заочного обучения в выборе методических, учебно-организационных и информационно-технологических подходов, трактовании и применении дистанционных технологий, свойственные начальному периоду становления, постепенно приобретает определенные признаки структуры, имеющей свои концептуальные очертания.

Министерство образования и науки Российской Федерации придает большое значение развитию современных дистанционных и информационных технологий обучения в области среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Свидетельством этого являются принятые в последнее время правительственные документы, впервые упоминающие дистанционные технологии в качестве инструмента в процессе образования.

И Федеральный закон  от 10 января 2003 года № 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и Приказ Министерства образования РФ от 18 декабря 2002 года № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» направлены на скорейшее внедрение и развитие этих технологий на практике.

Принятые документы, регламентируя основные положения и принципы дистанционных технологий образования, открывают перед образовательными учреждениями широкие возможности для их творческого использования, для поиска оптимальных форм взаимодействия традиционных классических и современных информационных технологий обучения в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования.

На основании Закона РФ "Об образовании (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ), Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Федерального закона  от 10 января 2003 года № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“, к компетенции и ответственности образовательного учреждения относятся (подпункт 5 пункта 2 статьи 32 ФЗ „Об образовании“):

„ 5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием“.

Из данных положений Закона следует:

1.        дистанционные образовательные технологии являются законодательно признанными;

2.        принятие решения об использовании дистанционных образовательных технологий находится в компетенции образовательного учреждения;

3.        возможны различные формы реализации дистанционных образовательных технологий, но в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

4.        дистанционные образовательные технологии могут реализовываться опосредованно (на расстоянии), т. е. не подразумевается непосредственный контакт обучающегося и педагогического работника;

5.        дистанционные образовательные технологии могут реализовываться и не полностью опосредованно, т. е. возможен периодический непосредственный контакт обучающегося и педагогического работника;

6.        дистанционные образовательные технологии возможно использовать при всех формах получения образования (очная, очно-заочная, заочная, экстернат).

Для реализации дистанционных образовательных технологий на практике федеральным (центральным) государственным органом управления образованием – Министерством образования РФ выпущен Приказ от 18 декабря 2002 года № 4452 „Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации“.

Методика разработана и утверждена Министерством образования РФ „С целью оказания методической помощи учреждениям высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в использовании при организации образовательного процесса современных информационных технологий“.

В соответствии с этой методикой:

1.        Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет — технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.

2.        Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее – образовательные программы) соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (далее – образовательные учреждения).

3.        Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно – заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.

…Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных подразделений – филиалов и представительств.

 Таким образом, процитированные положения Методики реализуют основные положения Федерального закона, вводящего дистанционные образовательные технологии. Кроме того, здесь перечислены основные формы дистанционных образовательных технологий, использовать которые образовательное учреждение может либо самостоятельно, либо через сеть своих обособленных структурных подразделений – филиалов и представительств.

Отсюда следует, что для осуществления образовательного процесса с использованием дистанционных технологий, образовательное учреждение не обязано открывать филиалы и представительства.

В п.5 Методики дословно цитируется п.39 „Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2001 № 676):

 »В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и месту их жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства. Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого находится представительство.

Из цитируемого положения следует, что данный пункт относится к традиционной заочной форме обучения без использования дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, в соответствии с нормами права, термин «вправе» подразумевает, что высшее учебное заведение имеет право, но не обязано осуществлять этот процесс.

Однако данная Методика, являясь прогрессивной по своей сути, поскольку давала в руки образовательных учреждений реальный инструмент, способствующий внедрению дистанционных образовательных технологий, содержала целый ряд противоречивых положений и, естественно, со временем требовала своего совершенствования. С учетом накопленного опыта применения дистанционных образовательных технологий и предложений, поступивших от педагогической общественности, был выпущен Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. № 137 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. Регистрационный № 6862) «Об использовании дистанционных технологий».

1.        Настоящий Порядок устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования (далее – образовательные программы).
              2. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

3.      Целью использования ДОТ  образовательным учреждением является  предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

4.        Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики) текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и форме экстерната не допускается, могут использовать ДОТ в очной форме при реализации профессиональных образовательных программ по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

5.        Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.

6.        Образовательное учреждение может реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ через сеть своих обособленных подразделений (филиалы).

7.        Образовательное учреждение при реализации образовательных программ с использованием ДОТ вправе вести учет результатов образовательного процесса и внутренней документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

8.        При использовании ДОТ образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся,  педагогических работников, учебно-вспомогательный персонал к учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему: учебный план образовательного учреждения, учебный  план обучающегося, программу учебного предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по учебному предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающихся по изучению предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля, учебные (дидактические) пособия и задачники – позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.

9.        Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать государственным образовательным стандартам.            

При использовании ДОТ по дополнительным образовательным программам, по которым не установлены государственные образовательные стандарты, формирование учебно-методического комплекса осуществляется с использованием соответствующих требований к минимуму содержания образовательных программ дополнительного образования при наличии таковых.

             10.     Образовательное учреждение устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ.

             11.     Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (в том числе работающих в филиалах).

Организационное и методическое взаимодействие образовательного учреждения, использующего ДОТ, с педагогическими работниками, в том числе проживающими вне места нахождения образовательного учреждения (филиала), может осуществляться с применением информационных и телекоммуникационных технологий.

12.     Образовательное учреждение при использовании ДОТ организует учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме консультаций с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Естественно, что по мере развития системы дистанционного обучения, внедрения новых информационных технологий в образование, разработке перспективных педагогических технологий и в зависимости от целого ряда других факторов технического, технологического, социального и экономического плана будут совершенствоваться и нормативно-правовые основы дистанционных образовательных технологий. Однако следует признать, что уже сейчас на территории России действует вполне обоснованная и хорошо аргументированная нормативная база, которая способствует интенсивному развитию дистанционных образовательных технологий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51454. Шаншуға арналған ерітінділерді тұрақтандыру 39.11 KB
  Шаншуға арналған ерітінділерді стрильдеу процесінде және сақтаған кезде, кейбір дәрілік заттар ыдырап,оларды тұрақтандыру қажеттілігін тудырады. Ерітінділердегі дәрілік заттардың ыдырау себебі-гидролиз және тотығу-тотықсыздану реакциялары есебінен жүреді.
51455. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ХОЛОДИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 7.18 MB
  В учебном пособии рассмотрены термодинамические основы холодильных машин, действительный рабочий процесс в поршневом компрессоре, конструкции и методика теплового расчета испарителей и конденсаторов, рекомендации по подбору элементов. Для курсового проектирования по дисциплине «Тепломассообменное оборудование предприятий» студентами специальности «Промышленная теплоэнергетика» и бакалаврами направления «Теплоэнергетика и теплотехника».
51456. Совершенствование налогового контроля бюджетных организаций 218 KB
  Налоговая система Республики Беларусь является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны...
51457. Исследование компенсационных стабилизаторов напряжения 3.42 MB
  Цель работы: изучение схемотехники компенсационных стабилизаторов постоянного напряжения с непрерывным регулированием и исследование основных типов таких устройств.
51460. Сумматор 125.5 KB
  Требуется спроектировать шестнадцатиразрядный сумматор дробных чисел со знаком и плавающей точкой
51461. Счетчик 106 KB
  Техническое задание Требуется разработать четырехразрядный счетчик с фильтрацией Техническая схема Таблица истинности. Логическая схема Временная диаграмма.
51462. Понятие закрытой и открытой ринолалии, ее причины и проявления 15.32 KB
  Ринолалия - вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости в процессе речи...