41101

ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Лекция

Мировая экономика и международное право

С середины 70х годов используется паритет на базе валютной корзины; режим валютного курса фиксированный плавающий в определенных пределах; наличие или отсутствие валютных ограничений; регулирование международной валютной ликвидности страны; официальные золотые и валютные резервы стран; счета СДР ЭКЮ резервная позиция в МВФ; регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов; режимы валютного рынка и рынка золота;статус национальных органов регулирующих валютные...

Русский

2013-10-22

370.33 KB

0 чел.

ТЕМА 8. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ, РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Валютная система.

2. Международные расчеты.

3. Международный кредит: сущность и основные формы.

4. Международные финансовые институты.

Валютная система - государственно-правовая форма организации валютных отношений, регулируемая национальным законодательством или межгосударственным соглашением.

Вначале сложилась национальная валютная система. Ее характеризуют следующие элементы:

1) национальная валюта;

2) условия ее конвертируемости. Различают: а) свободно конвертируемую валюту (СКВ) - доллар,  английский фунт стерлингов, японская иена; б) частично конвертируемая валюта (например, рубль); в) неконвертируемые (замкнутые) валюты;

3) режим валютного паритета - соотношения между двумя валютами. Паритет, основанный на золотом содержании денежных единиц, был отменен в 1978 г., в России - в 1992 г. С середины 70-х годов используется паритет на базе валютной корзины;

4) режим валютного курса (фиксированный, плавающий в определенных пределах);

5) наличие или отсутствие валютных ограничений;

6) регулирование международной валютной ликвидности страны; официальные золотые и валютные резервы стран; счета СДР, ЭКЮ, резервная позиция в МВФ;

7) регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов;

8) режимы валютного рынка и рынка золота;

9) статус национальных органов, регулирующих валютные отношения.

Основные элементы мировой валютной системы:

а) функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные валютные единицы);

б) регламентация условий взаимной конвертируемости валют;

в) унификация режима валютных паритетов и валютных курсов;

г) регламентация объема валютных ограничений;

д) регламентация состава компонентов международной валютной ликвидности;

е) унификация правил использования международных кредитных орудий обращения;

ж) унификация форм международных расчетов;

з) режим мировых валютных рынков и рынков золота;

и) статус МВФ.

Первая мировая валютная система была основана на золотомонетном стандарте (Парижская конференция ведущих стран в 1867 г.).

Вторая мировая валютная система основана на золотодевизном стандарте (Генуэзская конференция в 1922 г.).

Третья мировая валютная система - Бреттонвудская (США, в Бреттон-Вудсе, 22 июня 1944 г.).

Бреттонвудская система была основана на следующих принципах:

1) статус доллара и фунта стерлингов как резервных валют;

2) фиксированные золотые паритеты и курсы валют;

3) конвертируемость долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене;

4) заниженная официальная цена золота (35 долл. за тройскую унцию -31,1 г чистого золота).

Четвертая мировая валютная система - соглашение стран-членов МВФ  в 1978 г. (Ямайка):

а) введен стандарт СДР; 

б) узаконена демонетизация  золота - утрата им денежных функций;

в) введен режим плавающих валютных курсов.

Международные расчеты осуществляются безналичным путем по корреспондентским счетам "Лоро" (счет зарубежных банков в национальном банке) и "Ностро" (счет данного банка в иностранном банке). 

Основные формы международных расчетов:

- инкассовая форма - поручение клиента банку о получении платежа от импортера и зачисление этих средств на счет экспортера в банке;

- аккредитивная форма - соглашение об обязательстве банка по просьбе клиента оплатить документы;

- банковский перевоз - поручение одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму;

- расчеты по открытому счету - предусматривают периодические платежи в установленные сроки импортера экспортеру при регулярных поставках товаров в кредит по этому счету;

- расчеты с использованием векселей, чеков, банковских карточек;

- валютные клиринги - зачет взаимных обязательств.

Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанные с представлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. Субъектами выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты.

Различают следующие виды международного кредита:

- фирменные (частные) кредиты - предоставляются экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа за товары;

- банковские кредиты - предоставляются банками как экспортерам, так и импортерам, как правило, под залог материальных ценностей;

- правительственные кредиты;

  •  межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.

Международные финансовые институты

Международный валютный фонд (МВФ) - организован в 1944 г. (Бреттонвудское соглашение). Россия вступила в МВФ  в 1992 г. Финансовые ресурсы МВФ образуются путем внесения квот (доли) странами-членами МВФ (около 25% - СДР и СКВ, 75% - национальной валютой). 

Основные цели МВФ:

- содействие росту международной торговли;

- предоставление кредитов странам-членам для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

- отмена валютных ограничений.

Международный банк развития и реконструкции (МБРР) - предоставляет долгосрочные кредиты (15-20 лет).

Европейский банк реконструкции и развития (создан в 1990 г. - Лондон). Главная цель - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы.

Банк международных расчетов (БМР, 1930 г., Базель) - содействует сотрудничеству центральных банков, принимает их депозиты и предоставляет кредиты.

раздел 7. международные валютно-кредитные и финансовые отношения

тема 7.01. международные валютно-кредитные и финансовые организации

Изучив данную тему, Вы будете знать основные международные организации и фонды, их характеристики, региональные валютно-кредитные организации, их цели.

Россия все более включается в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Парижского и Лондонского клубов, Европейского банка реконструкции и развития, должна стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) - раньше она называлась ГАТТ. МВФ и МБРР - родственные организации, преследующие различные цели, но имеющие почти одинаковую структуру.

Высшим распорядительным органом в МВФ и МБРР является Совет управляющих, где каждая из 181 стран-участниц представлена одним управляющим и его заместителем. Как правило, это министры финансов или главы Центральных банков. Встречаются они в основном на ежегодной осенней сессии. Текущая работа в обеих организациях ведется 22 директорами. Это представители правительств, направленные в штаб-квартиры МВФ и МБРР в Вашингтоне. Директорат регулярно проводит свои заседания.

Пять стран с наибольшими суммами вклада - США, Великобритания, ФРГ, Франция и Япония - назначают по одному директору. Саудовская Аравия в силу большого масштаба своих финансовых операций также имеет собственного директора, равно как и Китай - в качестве страны с самым большим населением.

Остальные государства-участники образуют 15 выборных групп, которые выбирают своего директора каждые два года. Директорат назначает на пять лет директора-распорядителя (в МБРР он называется президентом), который не может быть выбран из числа управляющих или директоров. Директорат-распорядителем МВФ традиционно является европеец.

Президент МБРР - всегда американец. Сейчас президентом МБРР является Джеймс Вулфенсон. Каждая страна-участница выплачивает МВФ членский взнос, называемый квотой; в МБРР государства делают вклады. Чем богаче государство, тем выше квота. Она устанавливается с помощью сложной формулы, исчисляющей экономические возможности соответствующей страны. К параметрам оценки относятся валовой национальный продукт, объем экспорта, платежный баланс и валютные запасы. В Фонде и Банке редко проводятся голосования, здесь постоянно стремятся достичь консенсуса. Однако ясно, кто, в конечном счете, принимает решения: наибольшим весом обладают крупные вкладчики. Когда при голосовании поднимает руку германский директор, то он один имеет столько же голосов. сколько 43 африканских государства вместе взятые.

МБРР - это организация по оказанию помощи на нужды развития, к нему примыкают три специализированных органа. МВФ считает себя инстанцией, контролирующей валютные дела. Члены Фонда обязаны регулярно информировать его по вопросам своей экономической и финансовой политики Они также обязаны обеспечить Фонду доступ ко всей необходимой экономической статистике.

Единственной значительной западной страной, остающейся за их рамками, является Швейцария.
  Теперь о МВФ н МБРР подробнее. 

Международный валютный фонд (МВФ} ~

Международный валютный фонд - международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 году, начал функционировать с марта 1947 гола. Правление находится в Вашингтоне (отделение - в Париже) и состоит из 5 главных департаментов (для Африки, Азии, Европы, Среднего Востока и Западною полушария), в которых занято около 1,5 тыс. экономистов, бухгалтеров и юристов.

По устану МВФ должен содействовать международному валютному сотрудничеству и расширению международной торговли, следить за соблюдением валютных соглашений, содействоватъ стабильности валют входящих в него стран, предоставлять им краткосрочные и среднесрочные кредиты (проценты низкие) для выравнивания платежных балансов, содействовать созданию многосторонней системы валютных расчетов.

Основной капитал МВФ представляй! собой сумму квот (взносов) государств-членов. Их размеры устанавливаются в зависимости от финансово-экономического потенциала страны и периодически пересматриваются. 

Сумма кредита, которую автоматически может получить каждая страна в течение гола, не должна превышать 25 % ее квоты.

Кредиты предоставляются путем продажи стране необходимой ей иностранной валюты, за которую она расплачивается национальной валютой. Наибольшей квотой в МВФ располагают США (около 1/5 всех взносов в капитал фонда).

Предоставление МВФ кредитов обуславливается обязательствами финансово-экономического или социально-политического характера. С 1970 г фонд выпускает новые международные кредитные средства - «специальные права заимствования» валюты. Они также распределяются между членами пропорционально их квотам.   

Решения в МВФ принимаются простым большинством от общего числа голосов.

Решения по важнейшим вопросам требуют большинства в 85 % голосов. Ведущую роль в делах МВФ играет «большая семерка» (США, Англия, Германия, Франция, Япония, Италия, Канада). Они располагают в Фонде подавляющим числом голосов и определяют его валютную политику. 

Высший орган Фонда - Совет управляющих, собирающийся один раз в год. В Совет входят представители всех стран-членов МВФ. Решение практических вопросов, кроме принятия и исключения из Фонда, передано Директорату. Председателем Директората и начальником аппарата Фонда является директор-распорядитель. Администрация МВФ находится в Вашингтоне. Первоначальный капитал МВФ составил - 8,3 млрд. долларов. В настоящее время активы фонда > 200 млрд. долларов. Этот фонд увеличивается по мере приема новых членов. Всего членов МВФ - 181 государство, в т.ч. и Россия.

Россия получала системные кредиты, которые не оговаривались никакими условиями. Они предназначались на системные преобразования в связи со структурными изменениями во время переходного периода. До недавнего времени России МВФ предоставлял резервный кредит. Резервный кредит МВФ предоставляет тогда, когда с помощью выделенных средств планируется достижение финансовой стабилизации в стране. Отсюда и более жесткие условия - фонд не может допустить компрометации своей собственной политики.

Предоставление стандартного резервного кредита означает что-то вроде печати нотариуса: «Экономическая программа правительства в целом соответствует стандартным требованиям МВФ, а экономическая практика властей более или менее близка к «оригиналу», т.е. к составленным планам».

Сумма резервного кредита определяется размером квоты России в уставном капитале МВФ. Она составляет 4.313 миллионов СПЗ. Условия предоставления кредита можно рассматривать как льготные: 7 процентов годовых с началом возврата денег кредитору через три года. На таких условиях получить деньги на финансовом рынке Россия просто не в состоянии.

Существует мнение, весьма популярное среди депутатов и большого числа политиков и экспертов, что Россия не должна увеличивать бремя внешнего долга и в состоянии справиться со своими экономическими проблемами иными средствами. Правительство убеждено в обратном. Щекотливость этого спора состоит в том, что возвращать этот кредит (возможно, очень нужный и своевременный) в любом случае будет уже другое правительство, но все то же население.

Первая статья устава фонда гласит, что его целью является содействие международному валютному сотрудничеству, содействие росту международной торговли для поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов.

Диктуя меры, необходимые для восстановления платежеспособности, экономисты МВФ могут позволить себе быть твердыми: ведь если Фонд откажет клиенту, то для него окажутся закрытыми и все Другие источники кредитования за рубежом. Правила игры диктуются могущественными индустриальными державами. И распределители финансовых средств МВФ и их слабые партнеры за столом переговоров вынуждены подстраиваться под эти правила. Основная задача МВФ в этой игре заключается в том, чтобы «смазывать колеса мировой торговли», как выразился однажды английский экономист Джон Мейнард Кейнс - один из отцов-основателей МВФ. Подобный механизм базируется на идеях экономического либерализма, на убеждении, что функционирующий по законам конкуренции мировой экономический порядок - это величайшее благо для всех и каждого: для неимущих и зажиточных людей, для бедных и богатых стран. Горький исторический опыт учит, что отход индустриальных стран от принципов свободной торговли чреват бедами для всех. Во время «великой депрессии» 30-х годов международная валютно-финансовая система оказалась разрушенной, свободная мировая торговля сошла на нет.

В начале 40-х годов два авторитетных экономиста - англичанин Джон Мейнард Кейнс и американец Гарри Декстер Уайт - почти одновременно предложили создать механизм международного сотрудничества, который исключал бы мировые экономические катастрофы. После продолжительной и трудной подготовки, в июле 1944 г. в небольшом курортном местечке Бреттон-Вудс, распложенном в американском штате Нью-Гемпшир, была созвана представительная конференция. Своих делегатов на нее направили 44 государства.

СССР был активным разработчиком уставных документов МВФ и МБРР. Членство в них позволило бы нам ускорить и облегчить процесс восстановления народного хозяйства после 2-ой мировой войны. Но СССР не ратифицировал, т.е. не подписал, соглашение о создании МВФ и МБРР и не стал их участником из-за догматизма политических установок. Официальная советская делегация внезапно прекратила работу и уехала на родину.

В то время мы могли стать членами МВФ и МБРР на гораздо более благоприятных условиях, чем теперь, - получить третью по величине квоту (13,7 %) после США и Великобритании, воспользовавшись уступками западных стран. Теперь на долю СНГ приходится 4,66 %,   в т.ч. на Россию - 3,0 %, Это значит, что и голосов мало.

На заседаниях в Вашингтоне определяется финансовая погода. Если миром правят деньги (а есть основания считать, что это именно так), тогда недалеко от истины предположение, что центр власти над миром находится в двух башнях из стекла и бетона на 19-й улице в Вашингтоне. В Глазах интеллектуальной элиты богатых индустриальных стран МВФ представляет собой нечто вроде «всемирного экономического разума». Политики и банкиры, предприниматели и видные ученые видят в нем гаранта здоровья международной валютной системы. Но насколько высок авторитет МВФ, настолько же глубоки неприязнь и страх, которые он вызывает у тех, кто в странах «третьего мира» пытается побороть нишету. Критики, в частности утверждают, что МВФ:

  применяет одинаковые методы лечения, независимо от особенностей каждой страны;

•   поддерживает программы, которые неэффективны;

•   не заинтересован в экономическом росте стран, с которыми имеет дело;

•   наносит ущерб бедным слоям общества;

•   навязывает странам-членам меры жесткой экономии;

•   исповедует философию свободного рынка и свободного предпринимательства и претворяет ее в жизнь доктринерски;

•   игнорирует позиции правительств развивающихся стран и не имеет влияния на правительства богатых стран. Этот список можно продолжить.  

Но вернемся в 1944 г. На конференции в Бреттон-Вудсе были разработаны принципы нового валютно-экономического порядка, которому предстояло действовать в послевоенное время.

Целью была провозглашена свобода движения товаров и капиталов. Необходимое условие для этого — по возможности неограниченный обмен одной национальной валюты на другую. Только такая свободная обратимость, или конвертируемость, могла гарантировать, что излишек валютных поступлений, заработанных какой-либо страной в торговле с другой, мог быть употреблен ею для покрытия торгового дефицита в отношениях с третьей страной. Каждая валюта получила четко обозначенную стоимость, фиксированный обменный курс.

Эмиссионные банки стран-участниц взяли на себя обязательство производить обмен валют по гарантированным курсам. В качестве «путеводной звезды» был провозглашен доллар. Одновременно конференция в Бреттон-Вудсе приняла решение о создании МБРР, которому вменялось в обязанность оказывать помощь европейским "государствам в деле послевоенного восстановления экономики. Сегодня МБРР предоставляет свой кредиты в основном развивающимся странам.

При бреттон-вудской системе стабильных обменных курсов мировая торговля процветала как никогда. Развитые промышленные страны достигли невиданного ранее уровня благосостояния. 

8 февраля 2000 года Россия выплатила Международному валютному фонду (МВФ) 200 миллионов долларов в счет погашения долга по ранее выданным кредитам. Об этом АК&М сообщил представитель Минфина РФ. В январе 2000 года Россия выплатила МВФ 371 миллион долларов. По данным Минфина РФ, всего в январе Россия произвела четыре платежа: 5 января было перечислено 123 миллиона долларов, 10 и 11 января - по 62 миллиона, 13 января - 124 миллиона долларов. Всего в 1 квартале 2000 года Россия выплатит внешним кредиторам 3 миллиарда долларов. Россия остается крупнейшим должником МВФ среди стран с развивающимися рынками. На 31 декабря ее долг перед Фондом составлял 15,23 миллиарда долларов.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

Международный банк реконструкции и развития - специализированное учреждение ООН; межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с Международным валютным фондом в соответствии с решением международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., банк начал функционировать в 1946 г. Местонахождение органов управления МБРР - Вашингтон.

МБРР является частью Всемирного банка, который включает 4 связанных между собой международных финансовых института: МБРР, Международную Финансовую ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию, Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций. Официальная цель МБРР - содействие странам-участницам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций.

Высшие органы управления МБРР - Совет Управляющих и директорат (исполнительный орган), во главе банка - президент. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих Центральных банков стран-членов, проводятся один раз в год (МБРР совместно МВФ). Директорат в составе 20 человек во главе с президентом банка осуществляет оперативную деятельность.

Право голоса в органах МБРР определяется паем в его капитале, т.е. применяется система взвешенных голосов, как и в МВФ. Поэтому, хотя членами МБРР является 181 государство, организационная структура банка обеспечивает господствующее положение в его руководстве небольшой группе государств во главе с США. «Большая семерка» (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Италия), располагая большинством голосов в Совете, практически определяет кредитную политику МБРР.

Уставный капитал МБРР представляет собой сумму подписки государств на акции Банка.

Акции распределяются в основном пропорционально доле стран, определяемой их совокупным национальных доходом, 2 % суммы своей подписки страна уплачивает в свободно конвертируемой валюте, 18 % - национальной валютой; 80 % подписки являются гарантийным фондом, и страны-члены выплачивают свою долю только по требованию Банка.

Займы МБРР предоставляются правительствам на определенные, одобренные банком цели. Кредиты выдаются под процент, ставка которого устанавливается в зависимости от уровня ставок по кредитам на международном денежном рынке.

При решении вопроса о предоставлении кредита банк требует подробной информации об экономическом и финансовом положении страны, направляет туда экономические миссии. Миссии МБРР, состоящие в основном из представителей ведущих стран и прежде всего США, проводят тщательное обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных планов экономического развития.

Если рекомендации миссий МБРР не принимаются страной, то кредит, как правило, не предоставляется. Предпринимаются меры по ограничению доступа такой страны к другим внешним кредитным источникам. Как правило, кредиты МБРР выдаются на срок до 20 лет (наименьшие сроки характерны для промышленных кредитов). Кредитами МБРР могут пользоваться только наиболее развитые и крупные из развивающихся стран: Бразилия, Индия, Индонезия, Мексика, Южная Корея, Колумбия; именно эти страны получили крупнейшие суммы кредита от МБРР.

На МБРР приходится почти 3/4 всех займов, предоставляемых системой Всемирного банка (примерно 15 млрд. долл. в год). МБРР вместе с филиалами - Международной ассоциацией развития (МАР) и Международной финансовой корпорацией (МФК) занимает центральное место в современной системе помощи развивающимся странам.

Международная ассоциация развития - специализированное учреждение ООН; создана в 1960 г. как филиал Международного банка реконструкции и развития.

Официальная цель МАР - содействие экономическому развитию наименее развитых стран путем предоставления им льготных кредитов. МАР предоставляет этим странам беспроцентные кредиты на 50 лет (с них взимается только комиссия в размере 0,75 % годовых). Развивающиеся страны заинтересованы в получении льготных кредитов МАР, но Ассоциация периодически испытывает кризис в связи с быстрым истощением своих финансовых ресурсов и не может выдавать средства всем желающим.

Кредиты МАР, как и МБРР, направляются в основном на развитие инфраструктуры, причем не только экономической, но и социальной; однако в последнее время в кредитной политике МАР все большее предпочтение отдается сельскому хозяйству.

МБРР и МАР имеют единое руководство, нередко осуществляют параллельно совместное кредитование одного и того же проекта. При этом, хотя некоторая часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР оказывается рентабельной.

Международная финансовая корпорация специализированное учреждение ООН создана в 1956г как филиал Международною банка реконструкции и развития для капиталовложений в частный сектор развивающихся стран-участниц МФК. Финансирует только высокорентабельные предприятия. Сроки займов не превышают 15 лет, их стоимость вышесреднегодовых ставок рынка ссудных капиталов

Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций осуществляет страхование капиталовложений от политического риска на случай экспроприации, войны, гражданских волнений и срыва конграктов.     

В 1990г. МБРР разработал стратегию содействия развития охраны окружающей среды, согласно которой все кредитуемые объекты делятся на 4 категории. А - проекты. претворение в жизнь которых может существенно ухудшить  природные условия региона;   В - проекты, осуществление которых может иметьь лишь незначительные последствия в области экологии.   С - проекты, в целом не требующие прохождения экологической  экспертизы. Д - непосредственно экологические проекты.

Парижский клуб

Парижский клуб - группа главных государств-кредиторов мира. Основная задача клуба - предоставление отсрочек по государсгвенным или гарантируемым государством долгам с тем, чтобы помочь стране, переживающей экономические трудности, сначала избежать объявления ее несостоятельным должником, а со временем восстановить кредитоспособиость и получить возможность вновь брать займы за рубежом. 

Название «Парижский клуб» получили проводившиеся с 1956 года нерегулярные «посиделки» представителей западных правительств-кредиторов. Первое совещание было созвано в Париже с целью избежать банкротства Аргентины.

Не выработавший даже устава, не определивший постоянного места встреч Парижский клуб, объединяющий 18 стран-кредиторов, имеет тем не менее весьма впечатляющий «послужной список». За более чем сорокалетнюю историю он принял решения о рассрочке долгов более 70 государств на сумму около 300 млрд. долларов.

Парижский клуб имеет тесные связи с Международным валютным фондом. Ни одно правительство не может прибегнуть к арбитражу и помощи клуба, не получив предварительно резервного кредита от МВФ. что способствует стремлению страны-должника выправить свое финансово-экономическое положение в кратчайший период. Чтобы отсрочить выплаты по долгу или изменить его структуру, Парижский клуб и западные коммерческие балки требуют от должников готовности выполнять соответствующие стабилизационные программы МВФ. Однако какое-либо воздействие со стороны Парижского клуба может быть оказано только в том случае, если страна - должник имеет с ним деловые отношения. Переговорный процесс присоединения России к Парижскому клубу начался с 1991 г. В апреле 1996 гола Россия и страны-члены клуба подписали соглашение о реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР. Отсрочка предоставлена на 25 лет. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начнется в 2002 году и должно завершиться в 2020 году.

Одним из самых решительных противников вступления России в Парижский клуб долго оставалась. Франция. «Уломать» французов удалось только когда российское правительство начало урегулировать проблему царских долгов.

В июне 1997 годя на встрече глав восьми ведущих индустриальных стран мира (Большая семерка + Россия) в Денвере (США) президент России Борис Ельцин сообщил, что российская делегация на переговорах с Парижским клубом решила все вопросы, связанные с нашим вступлением в эту организацию в качестве кредитора. А 17 сентября 1997 г. первый вице-Премьер правительства РФ Анатолий Чубайс и председатель Парижского клуба Кристиан Нуае подписали меморандум "О взаимопонимании и вступлении России в Парижский клуб в качестве полноправного участника (страны-кредитора.

Вступление в Парижский клуб означает, что отныне Россия не будет вести двусторонние переговоры о возврате денег с каждым из своих должников. Вместо этого в переговорах о возврате денег будут участвовать все 19 стран-участников неформального Парижского клуба. Это повышает шансы России на то. что хотя бы часть денег из более чем 140-миллиардного долга развивающихся стран ей вернут.

Прежде всего потому, что авторитет клуба среди стран третьего мира очень высок; в обмен на согласие начать погашение долгов они получают от ведущих правительств мира новые кредиты.

На сегодня в должниках России числится более 50 стран. Крупнейшим должником на сегодняшний день является Куба (около $ 30 млрд.), за ней следуют Монголия, Индия и Вьетнам. Долг каждой из этих стран приближается к 20 млрд.долларов. Сирия до сих пор не выплатила России более 12 млрд.долларов, Афганистан - около 8 млрд. Как отмечают эксперты, долги по кредитам исправно обслуживала только Индия, которая выплачивала ежегодно до 1 млрд. долларов в счет погашения основного долга и процентов по нему. С остальных стран-должников России удавалось получать $ 150 -170 млн. в год.

В Парижском клубе кредиторов есть неписаные правила поведения в отношении развивавшихся стран-должников. Наиболее популярна так называемая неаполитанская схема; 2/3 долга списывается, 1/3 реструктурируется. 

В отношении же остальных стран-должников будет применяться обычная схема реструктуризации платежей с сокращением текущей стоимости задолженности на 50 %.

Лондонский клуб

В клуб входят около 600 коммерческих банкой индустриально развитых -    стран мира. Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, «большой семеркой» и другими международными экономическими организациями.

Его первое заседание было созвано в 197б году в связи с платежными проблемам Заира. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Крупнейшие соглашения - с Мексикой. Бразилией, Польшей.

Лондонский клуб - это влиятельнейшее международное объединение крупнейших частных коммерческих банкой, которые координируют свою деятельность по возврату кредитов ряда стран-должников. За Россией таких долгов числится на 32,3 миллиарда долларов (включай набежавшие проценты). Сумма - одна из крупнейших в истории Лондонского клуба и это явно не тот случай, когда своим лидерством наша страна. может гордиться.

 Правда, подавляющая часть этой суммы - долги бывшего СССР, сделанные в основном в конце 80-х годов. Тогда многие экономические процессы в Советском Союзе потеряли управляемость, но ряд министерств умудрялся налево и направо выдавать гарантии на получение кредитов от имени советского правительства. Долги эти, увы, никуда не исчезли вместе с СССР: их унаследовала Россия, и за них надо платить.

С декабря 1992 года Россия вела с Лондонским клубом многотрудные переговоры о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам. Таковых в мире набралось свыше 400. Их интересы на переговорах представлял Банковский консультативный комнат (БКК|, объединивший 13 крупнейших кредитно-финансовых структур. Наши партнеры первоначально настаивали на отказе России от так называемого суверенного иммунитета». Это означало, что за долги могли быть взысканы иностранные активы России: арест мог накладываться на здания посольств, торгпредств, зарубежные счета и т.п. Компромисс был достигнут в 1994 году в Мадриде на сессии Международною валютного фонда. Должником перед банками - членами Лондонского клуба стило выступать не правительство России, а Внешэкономбанк.
   Для того, чтобы прийти к соглашению с банками-кредиторами, пришлось сверять 21 тысячу кредитных позиций. Беспрецедентный случай в мировой практике урегулирования внешнего долга

В 1996 году Россией с Лондонским клубим была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга наобщую сумму 32 млрд долл США (25 млрд. долл. - основная сумма долга и 7 млрд долл. - не оплаченные по нему проценты). Этот долг был
переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготного периода. 

В октябре 1997 г. в Москву съехалась вся мировая банковская элита - члены Лондонского клуба кредиторов. Более 420 банков-кредиторов со всего мира прислали в Москву своих представителей. Россия подписала пакет договоров об урегулировании задолженности бывшего СССР Лондонскому клубу. Предполагалось, что для начала кредиторы получат проценты по долгам на сумму более 3 млрд. долл. США. Остальные «штрафные» пени будут переоформлены в процентные облигации Внешэкономбанка и зарегистрированы на Люксембургской фондовой бирже. Основной долг Россия будет выплачивать в течение 25 лег. После 17 августа 1998 г. Россия оказалась не в состоянии обслуживать свои внешние долги. Начались переговоры.

В начале февраля 2000 г. Лондон согласился на списание 36,5 % основной Суммы советского долга (общий объем которого составлял около 31,8 млрд. долларов). При этом на выплату большей части остающихся обязательств, предусматривается 30-летняя рассрочка. Учитывая сокращение процентных выплат, общее облегчение долгового бремени России достигает почти 50 %.

Прорыв, достигнутый на переговорах в Лондоне, для Москвы значит очень многое. Урегулирование отношений с банками-кредиторами позволяет приступить к следующему этапу нормализации долговых отношении России с внешним миром - к переговорам со странами Парижского клуба. Кроме того, предусматривается 7-летний льготный период (в течение которого будут выплачиваться только проценты, а основная сумма долга не будет гаситься). Что касается уже просроченных платежей, то на сумму 2,8 млрд, долларов будут также выпушены еврооблигации, но с 10-летним сроком погашения. Кредиторы получат 9,5 % номинала в момент эмиссии, а затем последуют выплаты по купонам в размере 8.25 % (льготный период составит 6 лет).

Основная сумма долга. о котором идет речь состоит из задолженностей по реструктурированным кредитом объемом 22.2 млрд. долларов и по облигациям Внешэкономбанка объемом 6.8 млрд. дол. Кроме того, соглашение распространяется на уже просроченные платежи процентов по долгам, составляющие 2.8 млрд.дол.. (как известно, Москва заявила о невозможности обслуживать внешний долг и необходимость его реструктурировать в августе 1998года). Схе.ма разрешения долгового вопроса, с которой согласились кредиторы предусматривает обмен РR1Ns: на новые 30-летние еврооблигации России со списанием 36,5 % первоначальной  суммы долга. IАNs будут обменены также на еврооблигации  сроком погашении 30 лет, но со списанием  33 % их номинальной стоимости.

В 60-х годах возникли региональные банки развнтия: в 1949 г. -Межамериканский банк развития (МаБР); в !964 г. Африканский банк развития (АфБР); в 1966 г. - Азиатский банк развития (АзБР). 

Общими чертами региональных банков являлись цели и методы финансирования, а объектами кредитования - строительство, добывающая и обрабатывающая промышленность.

 Основная цель региональных банков развития - это развитие экономического сотрудничества и интеграции развивающихся стран, преодоление внешней зависимости.

В Европе в рамках «Общего рынка» - ЕС были созданы: в 1958 г. - Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), создан для освоения отсталых районов, модернизации отраслей и др.; в 1973 г. - Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС), для предоставления кредита на покрытие дефицита платежного баланса; в 1990 г. - Европейский банк реконструкции и развития. Этот банк предоставляет кредиты западным предпринимателям для завоевания рынков на Востоке. Это должно способствовать скорейшему переходу восточно-европейских стран к рыночной экономике.

Подведем итоги

МВФ и МБРР были задуманы как два столпа послевоенного экономического порядка. Их задачи были разработаны на конференции в Бреттон-Вудсе. В самом широком смысле эти задачи остаются неизменными вот уже почти шесть десятилетий — содействовать мировой торговле, способствовать расчетам.

Парижский клуб - группа главных государств-кредиторов мира. 

Лондонский клуб - объединение 600 частных коммерческих банков-кредиторов.Россия является членом этих международных организаций к объединений.

Другие банковские организации, так или иначе оказывающие влияние на систему международных валютно-крсдитных и финансовых отношений, процессы международной торговли, — это региональные банки, как, например: Европейский инвестиционный банк; Европейский банк реконструкции и развития; целый ряд арабских и иных банков. Ресурсы для своей деятельности они черпают из собственного капитала и ссуд, получаемых на международных, а часто и на национальных рынках капитала. Банки предоставляют главным образом долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности частных фирм и международных проектов в рамках помощи развивающимся странам.

Проверьте себя сами:

  1.  Процесс обесценения денег, который проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен в экономике. 
  2.  Полное или частичное преобразован не денежной системы, проводимое государством. 
  3.  Рынок, на котором продастся и покупается валюта разных стран
  4.  Установление курсов иностранных валют, ценных бумаг, ценных товаров на биржах 
  5.  Способность валюты данной страны обмениваться на валюты других стран
  6.  Формируется за счет различных видов денежных доходов (налогов), отчислений и поступлений 
  7.  Формируются за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и используются на расширенное воспроизводство 
  8.  Плата за пользование кредитом 
  9.  Прямое, без посредничества банка, взаимное кредитование предпринимателями друг друга 
  10.  Продажа товаров потребителям в рассрочку, банковские и другие ссуды потребителям 
  11.  Совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования 
  12.  Учреждения, которые выполняют функции аккумуляции денежных средств, предоставления кредитов, осуществления денежных расчетов и т.д
  13.  Система кредитных учреждений, высшим уровнем которой является Центральный банк РФ 
  14.  Операции коммерческих банков, связанные с привлечением денежных ресурсов 
  15.  Операции коммерческих банков, связанные с размещением денежных|
    ресурсов 
  16.  Минимальный размер денежной наличности, который постоянно должен быть в банке для выдачи денег по требованию клиентов 
  17.  Основанная на экономических и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны 
  18.   Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците 
  19.  Способ получения государством свободных финансовых ресурсов предприятий и населения в целях бесперебойного финансирования потребностей общества
  20.  Обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки
  21.   Лица, организации, осуществляющие выпуск ценных бумаг 
  22.   Лица, организации, вкладывающие свободные денежные средства в ценные бумаги 
  23.  Юридические лица, выполняющие посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента 
  24.  Юридические или физические лица, предоставляющие консультационные услуги по поводу выпуска и обращения ценных бумаг 
  25.  Юридические лица, действующие на рынке ценных бумаг не за счет клиента, а за свой собственный счет 
  26.  Ценная бумага, дающая право на получение чистой прибыли в виде дивиденда 
  27.  Организованный рынок для торговли ценнымн бумагами 
  28.  Ценная бумага, удостоверяющая о внесении ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой бумаги с уплатой процента.

Каждому из вышеперечисленных определений найти соответствующий термин:

  •  валютный рынок
  •  финансовые ресурсы государства
  •  коммерческий кредит
  •  денежная реформа
  •  потребительский кредит
  •  ссудный процент 
  •  инфляция
  •  котировка 
  •  финансовый контроль
  •  финансовые ресурсы предприятия
  •  конвертируемость
  •  банки
  •  кредитная система
  •  ликвидность
  •  дотация
  •  пассивные операции банков
  •  государственный кредит
    -  активные операции банков
    -   бюджетная система
    -   налоги
    -   брокер
    -   дилер
    -   акция
    -   инвесторы
  •  облигация
  •  инвестиционные консультанты
  •  фондовая биржа
  •  эмитенты

28 правильных ответов - «отлично», 20 - «хорошо». 10 правильных ответов - «удовлетворительно».

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты национальной валютной системы.

2. Чем отличается мировая валютная система от национальной?

3. Какие этапы в своем развитии прошла мировая валютная система?

4. Назовите основные формы международных расчетов.

5. С какой целью используются международные кредиты?

6. Какие Вы знаете международные финансовые институты?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55348. Біла ромашка - символ чистого дихання 41 KB
  Мета проекту: формування у шкільної молоді моральних цінностей та життєвих навиків, які сприяють вихованню потреби практично впливати на подолання негативних поведінкових проявів...
55349. МОЄ СЕРЦЕ ВІДКРИТЕ ДЛЯ ДОБРА 304.5 KB
  Мета проекту: привернути увагу учнів Манвелівської школи, батьків, вчителів до проблем соціально-незахищених категорій населення сіл Манвелівка, Нововасильківка, Красне, Зоря, Іванівка та поліпшення умов їх життя;
55350. Край, у якому ти живеш. Старожитня Кам’янка 5.42 MB
  Мета: збагачувати знання учнів про рідний край, а також активний словниковий запас учнів; пробудити інтерес до вивчення історії Кам’янки; розширити знання про історичне минуле рідного краю;...
55352. Я ХОЧУ БІЛЬШЕ ЗНАТИ ПРО МОЮ БАТЬКІВЩИНУ - УКРАЇНУ 67 KB
  За кількістю учасників: груповий За характером контактів: зовнішній. привчати дітей самостійно працювати в бібліотеці; Очікувані результати Учні навчаться знаходити необхідну інформацію в бібліотеці та навчаться працювати з каталогами;
55353. Зимующие птицы Донбасса 399 KB
  Проблемные вопросы: Как живут птицы зимой Что мы знаем о зимующих птицах Донбасса Как реально помочь птицам зимой Учебные вопросы: Чем питаются зимующие птицы Почему птицы улетают на зиму в теплые края Какие птицы остаются зимовать в нашем городе Есть ли разница во внешнем виде...
55354. Чарівний світ Наталі Забіли 136 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися –самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної дотримуватися норм мовленнєвої культури зв’язно висловлюватися в контексті змісту вникати в суть прочитаного...
55355. Енергозбереження в школі: крок за кроком 646 KB
  Виключаючи світло там, де воно непотрібне, та використовуючи енергозберігаючі технології, можна економити власні кошти та зменшувати негативний вплив на природу. В побуті енергозберігаючі методи допомагають зберігати до 30% енергії.
55356. МІЙ КРАЙ – МОЯ ІСТОРІЯ ЖИВА 488.5 KB
  Дана робота містить методичні та учнівські матеріали з теми проекту. Цей творчий проект формує навички групової та колективної роботи, виховує в учнях полікультурні, загальнолюдські інності як основи формування громадянина–патріота Батьківщини.