41102

Центральные и коммерческие банки, их функции и формы организации

Лекция

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Введение Термин банк происходит от итальянского слова банко что означает лавка скамья или конторка за которой менялы оказывали свои услуги. Во многих источниках дошедших до нас можно встретить данные о вавилонских банкирах принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. Вавилонский банк принимал вклады платил по ним проценты выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты.

Русский

2013-10-22

292.94 KB

8 чел.

Центральные и коммерческие банки, их функции и формы организации.

 Введение

Термин "банк" происходит от итальянского слова "банко", что означает лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей. Историки отмечали, что в 8 в. до н. э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты.

Наряду с частными банкирами крупные денежные операции вели и храмы. В основном они занимались хранением запасных фондов и сокровищ, а также давали городам долгосрочные ссуды под небольшие по тому времени проценты. Есть сведения о городском займе, реализованном  Делосским храмом на пять лет из расчета 10% годовых.

Банковское дело в древнем Египте находилось в ведении государства. По сохранившимся сведениям, древнеегипетские банки, кроме фискальной функции, осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монеты, выдачу ссуд, ипотечные и ломбардные операции, учет обязательств до наступления срока, прием вкладов. В папирусах содержится информация о деятельности египетских банкиров в качестве советников по составлению актов, управлению клиентскими имениями, переводам.

В античный Рим банковское дело было "завезено" из Греции. Как и в Афинах, римские банкиры также имели свои заведения на форуме.

В Англии, ставшей в 17 в. самой передовой индустриальной страной, первыми банкирами были, как правило, золотых дел мастера. Вскоре после того, как началось использование в сделках золота, стало очевидным, что как покупателям, так и торговцам неудобно и небезопасно каждый раз при заключении сделок перевозить, взвешивать и проверять на чистоту золото. Поэтому вошло в правило отдавать золото на хранение золотых дел мастерам, которые имели подвалы или специальные кладовые и могли за плату предоставить их. Получив золотой вклад, золотых дел мастер выдавал вкладчику квитанцию. Вскоре товары стали обмениваться на квитанции золотых дел мастеров. Квитанции, таким образом, превратились в раннюю форму бумажных денег.

Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.

До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые - промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.

Исторически ЦБ обычно образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин "центральный банк" подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти их национализировали (акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии или Национальный банк Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во-многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

Центральные банки, их функции и формы организации.

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства.

Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны. Они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.

Центральный банк помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждений.

Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебитной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.

Еще одной обязанностью центрального банка, как агента правительства, являются контроль и защита обменного курса национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов.

Центральный банк также выступает в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он может хранить и золото, принадлежащее иностранным центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного фонда.

Одна из самых важных задач центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации, выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управление государственным долгом должно быть увязано с целями правительства (не входить в противоречие, например, с фискальной политикой).

Европейская система центральных банков

Создание ЕСЦБ было предусмотрено Маастрихтским договором об учреждении Европейского Сообщества. Состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ) и центральных банков всех 15 государств членов Европейского союза. Начала действовать с 1января 1999года на 3-ем этапе перехода к единой европейской валюте.

Основная цель поддержание стабильности цен, содействие проведению общей экономической политики ЕС. Основные задачи выработка и осуществление денежно-кредитной и валютной политики ЕС; проведение международных валютных операций; хранение и управление официальными резервами иностранной валюты государств-членов; содействие нормальному функционированию платежных систем.

За государствами-членами остается право хранить, управлять собственными рабочими резервами в иностранной валюте. ЕСЦБ должна способствовать беспрепятственному осуществлению соответствующими компетентными органами надзора за деятельностью кредитных учреждений и стабильностью финансовой системы. ЕЦБ, центральные банки государств-членов, члены их руководящих органов независимы - они не должны запрашивать или получать указания от учреждений ЕС, а также от правительств государств-членов или от коллегиального другого органа.

Руководство ЕСЦБ осуществляют руководящие органы ЕЦБ - Совет управляющих и Исполнительная дирекция. Совет управляющих состоит из Исполнительной дирекции и управляющих центральными банками государств - членов зоны евро. Членами Исполнительной дирекции (Президент, вице-президент, 4 члена) могут быть только граждане государств-членов (назначаемые на 8 лет без права продления). В функции Исполнительной дирекции входит формулирование денежно-кредитной и валютной политики в соответствии с основными направлениями и решениями, утвержденными Советом управляющих, а также подготовка необходимых указаний центральным банкам государств - членов зоны евро (т.н. - «евросистема»).

ЕСЦБ, ЕЦБ и центральные банки государств-членов могут работать на различных финансовых рынках, проводя прямые (спот и форвардные) операции с обязательствами и др. ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоценными металлами; предоставлять кредиты при соответствующем обеспечении (регулирование в целях создания и обеспечения нормального функционирования эффективной системы клиринга и платежей внутри ЕС и с др. государствами осуществляет ЕЦБ).

Финансовый год ЕЦБ и центральных банков государств-членов ЕЦБ совпадает с календарным. Годовая отчетность ЕЦБ после утверждения Советом управляющих подлежит опубликованию. Объединенный балансовый отчет должен включать активы и пассивы центральных банков-членов ЕСЦБ (правила стандартизации бух. учета и отчетности по их операциям устанавливаются Советом управляющих). Подписчиками и держателями капитала ЕЦБ могут быть только центральные банки зоны евро, их квоты (веса) определяются из доли населения страны в населении ЕС и ее доли в ВВП. Часть чистой прибыли (не более 20%) ЕЦБ перечисляется в общий резервный фонд, остаток распределяется между членами ЕЦБ пропорционально оплаченным ими взносам в капитал.

ЕВРО (на всех языках - еuго; ЕUR- по СВИФТ) - единая европейская валюта стран - членов Европейского союза, предусмотренная Маастрихтским договором (Нидерланды - Голандия) о создании Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС). Поэтапный переход к Евро взамен ЭКЮ предусматривает соблюдение страной жестких критериев конвергенции в отношении экономических показателей (дефицит государственного бюджета, инфляция, гос. долг, процентные ставки, экономический рост). Первое решение Совета Европы о том, какие страны переходят к Евро, принято в мае 1998 на базе данных 1997 и бюджета на 1998. Евро вводят 12 стран: с 1999 - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, с 2001 - Греция, выполнившие условия введения (бюджетный дефицит - не выше 3% ВВП, гос. долг - не более 60% ВВП и др.). Страны-участницы «зоны евро» должны регулярно представлять программу стабилизации экономики, которая служит базой для коллективного надзора во избежание нестабильности экономики и для принятия санкций.

На 1 января 1999 курс национальных валют к Евро был установлен на  базе валютной корзины ЭКЮ, которая затем была отменена. Все требования и обязательства в ЭКЮ 6ыли пересчитаны с 1 января 1999 в Евро по соотношению 1:1. С этой даты банки (в т.ч. Европейский инвестиционный банк и др. финансовые институты системы ЕС) осуществляют операции в Евро, а текущие счета конвертируют в Евро не позднее! 2002. Операции на рынках валют, ссудных капиталов, ценных бумаг, золота в ЕС производятся только в Евро. Европейская система центральных банков администрирует систему взаимных оптовых расчетов ТАRGET - ТАРГЕТ. Во взаимных безналичных расчетах стран ЕС в 1999-2001 Евро использовался параллельно с привязанными к нему национальными валютами. Для расчетов «зоны евро» с остальными 3 странам (Великобритания, Дания, Швеция) создан специальный механизм обменных курсов, основанный на индивидуальном определении центральных курсов их валют к Евро на 1 января 1999 года и пределов допустимых курсовых колебаний вокруг них (±15%).

Эмиссия наличных Евро (банкнот, монет - общим объемом 642 млрд евро) предусматривалась с 1 января 2002 года, так называемый евро-день. Банкноты имеют семь номиналов (5,10,20,50,100,200 и 500 евро) разного формата и цвета, а монеты - восемь (1,2,5,10,20,50 евроцентов и 1, 2 евро). Логотип евро =€ вдохновлен греческой буквой «Эпсилон», напоминающей о колыбели цивилизации, и первой буквой в слове «Европа”, а параллельные линии указывают на стабильность «евро». В течение 2 месяцев Евро  обращались параллельно с национальными денежными единицами. Национальные банкноты постепенно будут обмениваться на Евро в течение не менее 10 лет. Эмитент Евро - Европейский центральный банк, определяет объем выпуска каждой купюры и чеканки монет, а также место их изготовления (в национальных центральных банках). Единая денежная политика ЕС направлена на внедрение Евро в международные операции. Евро становится одним из ведущих международных резервных и платежных средств и ускоряет интеграционный процесс в ЕС.

Банк Англии

Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Банк Англии был создан в 1694 году парламентским актом. Необходимость в образовании этого банка (созданного в форме акционерной компании с участием 1268 акционеров, торговцев и финансистов, первоначальный взнос каждого из которых составлял 1200 ф.ст.) была вызвана острой нехваткой у государства денежных средств на ведение войны с Францией. Банк Англии располагал большим числом филиалов, поскольку кредитованием правительства и эмиссионной деятельностью его функции не исчерпывались. Он, кроме того, занимался выпуском переводных векселей и учитывал векселя частных лиц, предоставлял ссуды под товарное обеспечение и т.д. Однако именно эмиссия банкнот послужила причиной трансформации Банка Англии в центральный банк, призванный сохранять стабильность денежного обращения.

Банк Англии обладает монопольным правом на выпуск банкнот на территории Англии и Уэльса (они могут быть введены в обращение также на территории Шотландии и Северной Ирландии). Наряду с ним банкноты разрешено выпускать также трем крупнейшим коммерческим банкам Шотландии, а также Северной Ирландии. Однако принадлежащее им право эмиссии в значительной степени ограничено, поскольку банкноты могут ими выпускаться только под стопроцентное обеспечение вкладами в Банке Англии или его банкнотами.

Банк Англии выпускает банкноты такого достоинства, как это утверждено казначейством. Эти банкноты освобождаются от гербового сбора.

Выпуск банкнот, не обеспеченных золотом, разрешен Банку Англии в определенных пределах.  В соответствии с Законом о денежном обращении 1983 г. этот предел установлен равным 16 500 млн. ф. ст.

Банк Англии периодически публикует сообщения об объеме эмитированных банкнот, а также о количестве золотых и серебряных слитков и иного обеспечения, хранящегося в Эмиссионном департаменте. Эти активы не реже одного раза в год оцениваются казначейством совместно с Банком Англии по рыночным ценам. В том случае, когда оценочная стоимость не покрывает объема выпуска, казначейство должно потребовать от Эмиссионного департамента выплатить разницу.

Выпущенные Эмиссионным департаментом банкноты поступают в Банковский департамент, откуда и передаются клиентам по мере надобности.

Золотой запас Банка Англии находится в распоряжении Уравнительного валютного фонда, который был создан в 1932 г. при казначействе для регулирования курса фунта стерлингов. От имени казначейства Банк Англии осуществляет управление официальными золотовалютными запасами страны. Банк Англии является уполномоченным маклером по операциям с золотом.

В 1946 г. Банк Англии был национализирован путем передачи его акционерного капитала (который составлял к тому моменту сумму, равную 14 553 000 ф.ст.) солиситору казначейства (т.е. в собственность государства). Все прежние владельцы получили компенсацию в виде государственных ценных бумаг.

Национализация означала законодательное закрепление за Банком Англии тех функций центрального банка, которые он и до этого фактически выполнял. Кроме того, отныне на Банк Англии были возложены и новые функции, присущие центральному банку страны. Он стал определять денежную политику: коренным образом изменилось его место в банковской системе.

Банк Англии занимает своеобразное место в системе государственных органов. Он призван осуществлять связь между государственными органами и частным сектором, проводить государственную политику в области финансов и кредита специфическими средствами (в частности, путем варьирования процентных ставок). С другой стороны, Банк Англии сам находится под контролем казначейства. Последнее вправе потребовать от него ведения особых реестров с данными о держателях определенных акций или облигаций, а также давать Банку Англии рекомендации, которые оно сочтет необходимым в государственных интересах.

Отношения Банка Англии с центральным правительством и местными органами власти отмечены еще одной особенностью. Банк Англии осуществляет их кредитование в различных формах. Поступление денежных средств на счета государства происходит как путем обязательных для Банка Англии отчислений из полученной им прибыли, так и путем операций, осуществляемых им с государственными ценными бумагами. Наконец, Банк Англии управляет государственным долгом.

Многочисленные   функции,   которые   выполняет   Банк   Англии   можно разделить на две группы:

1. группа - прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

2. группа - контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.

Существует множество функций Банка Англии, но все они призваны к достижению трех главных целей. Среди них: 1 Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики;

2 Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;

3 Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.

В соответствии с вышесказанным можно выделить первые три функции Банка Англии:

1   Банк Англии служит банком для коммерческих банков

2   Банк Англии служит банком для других центральных банков

3   Банк Англии служит банком для правительства

Такой   подход   способствует  укреплению   монополий   и   вытеснению мелких предпринимателей.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от смены правительства.

1.2.  Центральный банк США

Сегодня банковская система США состоит из:

•Федеральной резервной системы, выполняющей функции ЦБ страны;

•Коммерческих банков;

•Инвестиционных банков;

•Сберегательных банков;

•Ссудо - сберегательных ассоциаций.

Банки в США раздельного подчинения. Это означает, что для части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляется федеральным правительством, а для другой части - властями отдельных штатов. С учетом регулирования все американские банки можно разделить на четыре группы:

•Национальные банки;

•Банки штатов - члены ФРС;

•Банки   -   не   члены   ФРС,   входящие   в   Федеральную   корпорацию страхования депозитов (ФКСД);

•Банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.

d4

d4

d1

Организационная структура Федеральной резервной системы США:

Федеральные резервные банки в городах – Члены ФРС

cc

ca

d7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

955. Статистический анализ рынка труда 554.5 KB
  Пoнятиe,структурa,знaчeниe рынкa трудa, eгo виды. Спрoс и прeдлoжeниe нa рoссийскoм рынкe трудa. Урoвeнь сбaлaнсирoвaннoсти спрoсa и прeдлoжeния нa рынкe трудa. Стaтистичeский aнaлиз пoкaзaтeлeй oплaты трудa и зaнятoсти. Стaтистичeский aнaлиз oплaты трудa.
956. Изучение и исследование типовых законов регулирования 421.5 KB
  Увеличение значения параметра Тд приводит к увеличению времени дифференцирования и соответственно растягиванию графика по оси времени, а так же к увеличению амплитуды выброса, уменьшение значения параметра Тд приводит к уменьшению времени дифференцирования и соответственно сжатию графика по оси времени, а так же к уменьшению амплитуды выброса.
957. Сохранность грузов при хранении и транспортировке 416.5 KB
  Влияние транспортных характеристик грузов на обеспечение сохранности и безопасности транспортировки. Определение нагрузок при складировании. Обоснование оптимальных размеров штабеля. Обеспечение оптимальных режимов транспортировки. Загрузка смежных видов транспорта.
958. Многоэтажное промышленное здание 337 KB
  Конструирование и расчет ребристой плиты перекрытия. Проектирование предварительно напряжённого сборного ригеля поперечной рамы здания. Конструирование и расчёт колонны. Проектирование фундамента колонны. Расчёт простенка каменной стены.
959. Описание торгово–технологического процесса продажи вареных колбас и меховых товаров 367 KB
  Технология продажи непродовольственных товаров. Описание организации товароснабжения непродовольственных товаров в магазин. Характеристика процесса приёмки непродовольственных товаров по количеству и качеству. Хранение продовольственных товаров в условиях магазина. Правила безопасных условий труда при работе на ККМ. Освещение вопросов материальной ответственности в магазине.
960. Исследование физических свойств механизма 449.5 KB
  Определение недостающих размеров механизма. Определение уравновешивающей силы методом рычага Жуковского. Геометрический расчет равносмещённого зубчатого зацепления. Определение скоростей и частот вращения звеньев. Синтез плоского кулачкового механизма.
961. История экономической мысли 521.5 KB
  Предмет и метод истории экономической мысли. Неолиберализм (западногерманский). Экономическая мысль древнего Китая. Российская экономическая мысль советского периода. Российский марксизм о развитии капитализма в России. Экономические теории последователей Кейнса (Харрод, Хансен, Сраффа). Элементы политики меркантилизма в России. Теория западного или индустриального капитализма.
962. Теория и практика бокса 185 KB
  Планирование тренировочных занятий боксеров. Физическая подготовка боксеров. Боевые позиции и боевая стойка. История возникновения бокса. Классификация технических действий боксеров. Биомеханические основы движений боксеров.
963. Разработка электропитающей установки 435.5 KB
  Выбор системы электропитания станционных устройств. Структурно-функциональный состав ЭПУ поста ЭЦ. Расчет преобразователя ппв-1 (полупроводниковый преобразователь выпрямитель). Расчет мощности рельсовых цепей и преобразовательных панелей ПП25-ЭЦК. Расчет вводной панели ПВ-ЭЦК, нагрузки на внешние сети переменного тока и выбор ДГА.