41125

СУЩНОСТЬ И РАЗРАБОТКА МСФО

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Совет также издает основы для заключений относительно МСФО и их проектов. Обязанностями Комитета являются: толкование применения МСФО и предоставление своевременных руководств тем кто выпускает финансовую отчетность по вопросам непосредственно не прописанным в МСФО или МСБУ; публикование проектов интерпретаций для публичных комментариев и рассмотрение полученных комментариев; предоставление отчетов Совету и получение одобренных Советом окончательных интерпретаций. В процессе разработки МСФО принимают...

Русский

2013-10-22

329.5 KB

4 чел.

ТЕМА 1. Сутність, статус та застосування МСФЗ.

1.1. Сутність та розробка МСФЗ.

1.2. Статус МСФЗ та їх застосування.

1.3. Порівняльна характеристика МСФЗ, US GAAP та П(С)БО.

Література: основна 1, 2, 3, 4, 7; додаткова 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 17, 19, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 30, 32, 33.

  1.  СУЩНОСТЬ И РАЗРАБОТКА МСФО.

Финансовая отчетность предприятий разных стран имеет определенные отличия, обусловленные социальными, экономическими и политическими факторами.

Отличия в подходах к содержанию финансовых отчетов значительно усложняли анализ информации и принятие решений в условиях развития международной торговли, транснациональных корпораций, глобализации финансовых рынков.

Для обеспечения гармонизации финансовой отчетности 29 июня 1973 года создан Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСБУ). Он был учрежден на основании соглашения, заключенного профессиональными организациями бухгалтеров Австралии, Великобритании, Ирландии, Канады, Нидерландов, Германии, Мексики, США, Франции и Японии.

Изначально целью КМСБУ было формулирование, издание и усовершенствование в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые необходимо соблюдать при представлении финансовых отчетов, а также содействие принятию и соблюдению их во всех странах.

В мае 2000 года был принят новый устав, согласно которому индивидуальное членство было отменено, а Комитет был переименован в Совет по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Board — IASB).

Согласно новому Уставу СМСБУ в своей деятельности преследует следующие цели:

— разработка в интересах общественности единой системы высококачественных, понятных и глобальных стандартов бухгалтерского учета, имеющих обязательную силу, согласно которым в финансовой отчетности должна раскрываться качественная, прозрачная и сопоставимая информация для того, чтобы участники фондовых рынков и другие пользователи могли принимать обоснованные экономические решения;

— распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов;

— обеспечение максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с международными стандартами, исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности.

После реорганизации новая структура СМСБУ имеет следующий вид: 

Рис. 1. Организационная структура СМСБУ

СМСБУ организован как независимый орган, имеющий название Фонд Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Committee Foundation).

Этот фонд зарегистрирован 8 марта 2001 года в штате Делавер (США) как неприбыльная корпорация.

Деятельностью СМСБУ руководят 19 доверенных лиц из разных географических регионов, имеющих разнообразную профессиональную подготовку. Первоначальный состав доверенных лиц включает шесть представителей Северной Америки, семь — из Европы, четыре — из Азиатско-Тихоокеанского региона и по одному из Африки и Южной Америки.

В обязанности доверенных лиц входят:

— назначение членов СМСБУ, членов Комитета по интерпретациям МФО и членов Консультативного совета по стандартам;

— ежегодный пересмотр стратегии СМСБУ и ее эффективности;

— ежегодное утверждение бюджета СМСБУ и определение основы для финансирования;

— установление и пересмотр операционных процедур СМСБУ, Комитета по интерпретациям МФО и Консультативного совета по стандартам;

— одобрение изменений к Конституции СМСБУ.

Доверенные лица принимают решение простым большинством голосов, кроме изменений к Конституции, требующих 3/4 голосов.

Совет по международным стандартам бухгалтерского учета состоит из 14 членов, двенадцать из которых являются штатными, а два работают в условиях неполного рабочего дня.

СМСБУ несет ответственность за:

— разработку и издание международных стандартов финансовой отчетности и их проектов;

— одобрение интерпретаций, разработанных Комитетом по интерпретациям международной финансовой отчетности.

До издания окончательного стандарта Совет должен опубликовать Проект для публичных комментариев. Для значительных проектов обычно публикуют Проект изложения принципов или другой документ для публичных комментариев.

Совет имеет полную свободу действий по технической повестке дня. Он может передавать детальные исследования или другую работу национальным органам, устанавливающим стандарты, или другим организациям.

Совет является ответственным за установление операционных процедур для просмотра комментариев по проектам и другим документам.

Совет обычно создает руководящие комитеты или другие специальные совещательные группы, которые дают консультации по значительным проектам, решениям по повестке дня и рабочим приоритетам.

Совет также издает основы для заключений относительно МСФО и их проектов.

Ключевым требованием по квалификации членов Совета является техническая экспертиза. Доверенные лица также должны быть уверены, что в действиях членов Совета не будут доминировать определенные партийные или региональные интересы.

Для достижения баланса перспективы и опыта по крайней мере пять членов Совета должны иметь практический опыт аудиторской деятельности, по крайней мере три члена — опыт в составлении финансовых отчетов, по крайней мере три — опыт в качестве пользователей финансовой отчетности, а хотя бы один — опыт преподавания.

Семь из четырнадцати членов Совета непосредственно отвечают за связи с одной или несколькими национальными организациями, которые разрабатывают и утверждают стандарты.

Первым председателем СМСБУ после его реструктуризации был назначен известный британский специалист сэр Дэвид Твиди (David Tweedie).

Консультативный совет по стандартам (Standards Advisory Council — SAC) сейчас насчитывает приблизительно 49 членов из 29 стран и пяти международных организаций. Они работают на бесплатной основе и являются представителями профессиональных организаций бухгалтеров, деловых кругов, пользователей финансовой отчетности, занимающих руководящие должности.

Обычно Консультативный совет по стандартам проводит открытые заседания три раза в год с целью:

— предоставления рекомендаций Совету МСБУ по приоритетам его работы;

— информирования СМСБУ о заключениях по предложенным стандартам для пользователей и составителей финансовых отчетов;

— предоставления других рекомендаций Совету и доверенным лицам.

Комитет по интерпретациям Международной финансовой отчетности (International Financial Reporting Interpretations Committee — IFRIC) до 2002 года имел название Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ).

В его состав входят 12 членов, назначенных доверенными лицами сроком на три года. Члены Комитета не получают жалованье, но их расходы возмещаются.

Заседания Комитета являются открытыми и обычно проходят раз в месяц.

Заседанием Комитета руководит председатель без права голоса, которым обычно является один из членов СМСБУ, технический директор или руководитель технического персонала.

Обязанностями Комитета являются:

— толкование применения МСФО и предоставление своевременных руководств тем, кто выпускает финансовую отчетность по вопросам, непосредственно не прописанным в МСФО или МСБУ;

— публикование проектов интерпретаций для публичных комментариев и рассмотрение полученных комментариев;

— предоставление отчетов Совету и получение одобренных Советом окончательных интерпретаций.

Деятельность Совета обеспечивает небольшой штат постоянных работников, работающих в офисе СМСБУ в Лондоне. В штат входят технические и нетехнические работники, подчиненные соответственно техническому и коммерческому директору.

В процессе разработки МСФО принимают участие бухгалтеры, финансовые аналитики и другие пользователи финансовых отчетов, деловое сообщество, фондовые биржи, регулирующие и правовые органы, преподаватели и другие заинтересованные лица и организации многих стран мира. На открытых заседаниях СМСБУ предоставляет Консультативному Совету по Стандартам консультации по основным проектам, решениям по повестке дня и приоритетам в работе, а также обсуждает технические вопросы на заседаниях, открытых для общественных наблюдателей.

Процесс разработки стандартов обычно состоит из следующих этапов:

1) обращение к персоналу идентифицировать и изучить все вопросы, связанные с определенной темой, а также рассмотреть применение «Концептуальной основы» к этим вопросам;

2) изучение национальных требований к бухгалтерскому учету и практике, а также обмен мнениями по этим вопросам с национальными органами,  устанавливающими стандарты;

3) консультирование относительно целесообразности внесения определенной темы в повестку дня СМСБУ;

4) создание совещательной группы для предоставления СМСБУ консультаций по проекту;

5) публикация документа для обсуждения для предоставления комментариев общественностью;

6) публикация Проекта для обсуждения, утвержденного по крайней мере восемью членами СМСБУ с правом голоса, вместе с особыми мнениями, выраженными членами СМСБУ, для предоставления комментариев общественностью;

7) публикация основы для выводов вместе с проектом для обсуждения;

8) рассмотрение всех комментариев, полученных в течение периода предоставления комментариев, касающихся документов для обсуждения и проектов для обсуждения;

9) рассмотрение целесообразности проведения публичного слушания и целесообразности апробации и, если они будут считаться целесообразными, проведение такого слушания и апробации;

10) принятие стандарта по меньшей мере восемью членами СМСБУ с правом голоса и включение в опубликованный стандарт особых мнений;

11) публикация вместе со стандартом основы для выводов, которая объясняет (среди прочих вопросов) этапы надлежащих правовых процедур и рассмотрение комментариев по проекту для обсуждения Советом по Международным стандартам бухгалтерского учета.

Следует отметить, что этапы 3, 8, 10 предусмотрены Конституцией Фонда КМСБУ.

В свою очередь, процесс разработки интерпретаций включает следующие этапы:

— обращение к персоналу идентифицировать и изучить все вопросы, связанные с определенной темой, а также рассмотреть применение «Концептуальной основы» к этим вопросам;

— изучение национальных требований и практики бухгалтерского учета, а также обмен мнениями по этим вопросам с национальными органами, устанавливающими стандарты, в том числе с национальными комитетами, ответственными за интерпретацию национальных стандартов;

— публикация проекта интерпретации для предоставления комментариев общественностью, если против предложения проголосовало не более трех членов КИМФО;

— рассмотрение всех комментариев, полученных в течение периода предоставления комментариев, по проекту интерпретации;

— принятие интерпретации КИМФО, если не больше трех членов КИМФО проголосовали против интерпретации после рассмотрения комментариев общественности по проекту интерпретации;

— принятие интерпретации не менее чем восемью членами СМСБУ с правом голоса.

Поэтому после реорганизации в 2001 году СМСБУ переименовал стандарты с «Международных стандартов бухгалтерского учета» (International Accounting Standards — IAS) на «Международные стандарты финансовой отчетности» — МСФО (International Financial Reporting Standards — IFRS).

Первый Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS 1) был утвержден 19 июня 2003 года и распространяется на финансовую отчетность за период начиная с 2004 года. Вместе с тем стандарты, выпущенные до этого, сохраняют свое бывшее название (т. е. Международные стандарты бухгалтерского учета) и будут заменяться МСФО постепенно.

Для понимания и практического применения стандартов важное значение имеет Концептуальная основа (Framework) составления и представления финансовых отчетов. Она содержит изложение концепций, на которых основывается финансовая отчетность общего назначения.

Однако следует иметь в виду, что Концептуальная основа не входит в состав МСФО. Из-за этого в случае возникновения разногласия между Концептуальной основой и отдельным стандартом приоритетными являются требования стандартов. Дальнейшее усовершенствование стандартов способствует согласованию МСФО с их Концептуальной основой.

С целью оперативного реагирования на проблемы практического применения стандартов СМСБУ издает интерпретации соответствующих положений действующих стандартов и Концептуальной основы.

В широком смысле этого термина Международные стандарты финансовой отчетности — это стандарты и интерпретации, принятые СМСБУ. Они включают:

— Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS);

— Международные стандарты бухгалтерского учета (IAS);

— Интерпретации, разработанные Комитетом по интерпретации международной финансовой отчетности (IFRIC) или бывшим Постоянным комитетом по интерпретациям (SIC).

Перечень МСФО приведен в таблице 1.

Таблица 1

Международные стандарты финансовой отчетности

(по состоянию на 1 ноября 2008 года)

№ п/п

Название стандарта

Дата вступления в силу

первоначальная

после последнего пересмотра

1

2

3

4

Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS) 

1

Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности

01.01.2004

01.01.2009

2

Платежи на основе акций

01.01.2005

01.01.2009

3

Объединение бизнеса

01.01.2005

01.01.2009

4

Договоры страхования

01.01.2005

01.01.2009

5

Нетекущие активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность

01.01.2005

01.07.2009

6

Разведка и оценка запасов полезных ископаемых

01.01.2006

7

Финансовые инструменты: раскрытие информации

01.01.2007

8

Операционные сегменты

01.01.2009

Международные стандарты бухгалтерского учета (IАS) 

1

Представление финансовых отчетов

01.01.75

01.01.2009

2

Запасы

01.01.76

01.01.2005

3

Консолидированные финансовые отчеты

01.01.77

Заменен МСБУ 27 и 28

4

Учет амортизации

01.01.77

Изъят в 1977 году \\ Заменен МСБУ 16, 22 и 38

5

Информация, подлежащая раскрытию в финансовых отчетах

01.01.77

Заменен МСБУ 1

6

Учет последствий изменения цен

01.01.78

Заменен МСБУ 15

7

Отчеты о движении денежных средств

01.01.79

01.01.94

8

Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки

01.01.79

01.01.2005

9

Затраты на исследования и разработки

01.01.80

Заменен МСБУ 38

10

События после даты баланса

01.01.80

01.01.2005

11

Строительные контракты

01.01.80

01.01.95

12

Налоги на прибыль

01.01.81

01.01.2001

13

Представление текущих активов и текущих обязательств

01.01.81

Заменен МСБУ 1 (новая редакция)

14

Отчетность по сегментам

01.01.83

Заменен МСФО 8

15

Информация, отражающая влияние изменения цен

01.01.83

Изъят с 01.01.2005

16

Основные средства

01.01.83

01.01.2009

17

Аренда

01.01.84

01.01.2005

18

Доход

01.01.84

01.01.95

19

Выплаты работникам

01.01.84

01.01.2009

20

Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи

01.01.84

01.01.2009

21

Влияние изменений валютных курсов

01.01.85

01.01.2005

22

Объединение предприятий

01.01.85

01.01.95

23

Затраты по займам

01.01.86

01.01.2009

24

Раскрытие информации о связанных сторонах

01.01.86

01.01.2005

25

Учет инвестиций

01.01.87

Заменен МСБУ 39 и 40

26

Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения

01.01.88

01.01.95

27

Консолидированные и отдельные финансовые отчеты

01.01.90

01.01.2009

28

Инвестиции в ассоциированные предприятия

01.01.90

01.01.2009

29

Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

01.01.90

01.01.2009

30

Раскрытие информации в финансовых отчетах банков и подобных финансовых учреждений

01.01.91

Заменен МСФО 7

31

Доли в совместных предприятиях

01.01.92

01.01.2009

32

Финансовые инструменты: представление

01.01.96

01.01.2009

33

Прибыль на акцию

01.01.98

01.01.2005

34

Промежуточная финансовая отчетность

01.01.99

35

Деятельность, которая прекращается

01.01.99

Заменен МСФО 5

36

Уменьшение полезности активов

01.01.99

01.01.2009

37

Обеспечения, условные обязательства и условные активы

01.07.99

38

Нематериальные активы

01.07.99

01.01.2009

39

Финансовые инструменты: признание и оценка

01.01.2001

01.01.2009

40

Инвестиционная недвижимость

01.01.2001

01.01.2009

41

Сельское хозяйство

01.01.2003

01.01.2009

Интерпретации Международной финансовой отчетности (IFRIС) 

1

Изменения в существующих обязательствах относительно вывода из эксплуатации, восстановления окружающей среды и подобных обязательствах

01.01.2005

2

Доли членов в кооперативах и подобные инструменты

01.01.2005

3

Права на выбросы

01.03.2005

Аннулирован в июне 2005

4

Определение, включает ли соглашение аренду

01.01.2006

5

Права относительно процентов, которые возникают вследствие вывода из эксплуатации и восстановления окружающей среды

01.01.2006

6

Обязательства, которые возникают от участия в специфическом рынке — отработанное электрическое и электронное оборудование

01.12.2005

7

Применение метода пересчета согласно МСБО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»

01.03.2006

8

Сфера применения МСФО 2

01.06.2006

9

Переоценка встроенных производных инструментов

01.06.2006

10

Промежуточная финансовая отчетность и уменьшение полезности

01.11.2006

11

МСФО 2: Группа и операции с собственными выкупленными акциями

01.03.2007

12

Услуги по соглашениям концессии

01.01.2008

13

Прораммы лояльности заказчика

01.07.2008

14

МСБУ 19: органичения, касающиеся актива с поределенной выплатой, требования минимального финансирования и их взаимосвязь

01.01.2008

15

Соглашения о строительстве недвижимости

01.01.2009

16

Хеджирование чистых инвестиций в зарубежную хозяйственную единицу

01.10.2008

Интерпретации Международных стандартов бухгалтерского учета (SIС) 

1

Последовательность: разные формулы себестоимости запасов

01.01.99

Заменен пересмотренным МСБУ 2

2

Последовательность: капитализация затрат по займам

01.01.98

Заменен пересмотренным МСБУ 8

3

Исключение нереализованных прибылей и убытков от операций с ассоциированными предприятиями

01.01.98

Заменен пересмотренным МСБУ 28

5

Классификация финансовых инструментов: обеспечение непредусмотренного погашения

01.06.98

Заменен пересмотренным МСБУ 32

6

Затраты на модификацию существующего программного обеспечения

01.06.98

Заменен пересмотренным МСБУ 19

7

Введение евро

01.06.98

8

Первое применение МСБУ как первоначальной основы бухгалтерского учета

01.08.98

Заменен МСФО 1

9

Объединение предприятий: классификация или как приобретение, или как объединение интересов

01.08.98

Заменен МСФО 3

10

Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью

01.08.98

11

Обмен валют: капитализация убытков вследствие значительной девальвации валюты

01.08.98

Заменен пересмотренным МСБУ 21

12

Консолидация: предприятия специального назначения

01.07.99

13

Совместно контролируемые предприятия: неденежные взносы контролирующих участников

01.01.99

14

Основные средства: компенсация уменьшения полезности или потери объектов

01.07.99

Заменен пересмотренным МСБУ 16

15

Операционная аренда: поощрение

01.01.99

16

Акционерный капитал: выкупленные инструменты собственного капитала (собственные выкупленные акции)

01.07.99

Заменен пересмотренным МСБУ 32

17

Собственный капитал: затраты на операции с собственным капиталом

30.01.2000

Заменен пересмотренным МСБУ 32

18

Последовательность: альтернативные методы

01.07.2000

Заменен пересмотренными МСБУ 1 и МСБУ 8

19

Валюта отчетности: оценка и представление финансовых отчетов в соответствии с МСБУ 21 и МСБУ 29

01.01.2001

Заменен пересмотренным МСБУ 21

20

Учет методом участия в капитале: признание убытков

15.07.2000

Заменен пересмотренным МСБУ 28

21

Налоги на прибыль: возмещение переоцененных активов, которые не амортизируются

15.07.2000

22

Объединение предприятий: дальнейшая корректировка первоначально отраженных справедливой стоимости и гудвилла

15.07.2000

Заменен МСФО 3

23

Основные средства: затраты на значительные осмотры или капитальный ремонт

15.07.2000

Заменен пересмотренным МСБУ 16

24

Прибыль на акцию: финансовые инструменты и прочие контракты, которые могут быть превращены в акции

01.12.2000

Заменен пересмотренным МСБУ 33

25

Налоги на прибыль: изменения в налоговом статусе предприятия или его акционеров

15.07.2000

27

Оценка сущности операций, имеющих юридическую форму аренды

21.12.2001

28

Объединение предприятий — дата обмена и справедливая стоимость инструментов капитала

31.12.2001

Заменен МСФО 3

29

Раскрытие — услуги по соглашениям концессии

31.12.2001

30

Валюта отчетности — перевод из валюты оценки в валюту представления

01.01.2002

Заменен пересмотренным МСБУ 21

31

Доход — бартерные операции, включая услуги по рекламе

31.12.2001

32

Нематериальные активы — затраты на веб-сайты

25.03.2002

33

Консолидация и метод участия в капитале — потенциальные права голоса и распределение доли владения

01.01.2002

Заменен пересмотренными МСБУ 27 и МСБУ 28

Примечание. Интерпретация ПКТ-4 «Классификация финансовых инструментов: право выбора эмитента относительно погашения» изъята, а ПКТ-26 «Основные средства — результат побочной деятельности» не была принята.

МСФО касаются финансовой отчетности хозяйственной единицы (Entity) (предприятия).

Большая часть МСФО касается предприятий всех видов деятельности, в том числе банков, страховых компаний и других финансовых учреждений.

Ограничения по применению отдельных МСФО приведены непосредственно в тексте стандартов. Кроме того, МСФО не предназначены для применения к несущественным статьям.

Текущая программа СМСБУ предусматривает разработку новых и пересмотр существующих стандартов.

Принципы и терминология, используемые в МСФО, ориентированы прежде всего на коммерческие предприятия (частный сектор). Из-за этого государственные учреждения и неприбыльные организации, желающие применять МСФО, при необходимости могут изменять названия отдельных отчетов и описание определенных статей, а также подавать дополнительные компоненты финансовых отчетов.

С целью гармонизации финансовой отчетности предприятий и организаций Комитет государственного сектора Международной федерации бухгалтеров издал Руководство для финансовой отчетности государственного сектора (Guideline for Governmental Financial Reporting). На настоящий момент уже утверждены 24 Международных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе (таблица 2).

Таблица 2

Международные стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе (по состоянию на 1 июня 2007 года)

№ п/п

Название

Дата введения в действие

1

Представление финансовых отчетов

01.07.2001

2

Отчеты о движении денежных средств

01.07.2001

3

Чистый излишек или дефицит за период, существенные ошибки и изменения в учетных политиках

01.07.2001

4

Влияние изменений валютных курсов

01.07.2001

5

Затраты на займы

01.07.2001

6

Консолидированные финансовые отчеты и учет контролируемых предприятий

01.07.2001

7

Учет инвестиций в ассоциированные предприятия

01.07.2001

8

Финансовая отчетность о долях в совместных предприятиях

01.07.2001

9

Доход от операций обмена

01.07.2002

10

Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

01.07.2002

11

Строительные контракты

01.07.2002

12

Запасы

01.07.2002

13

Аренда

01.01.2003

14

События после даты баланса

01.01.2003

15

Финансовые инструменты: раскрытие и представление

01.01.2003

16

Инвестиционная недвижимость

01.07.2003

17

Основные средства

01.01.2003

18

Отчетность по сегментам

01.07.2003

19

Обеспечения, условные обязательства и условные активы

01.01.2004

20

Раскрытие информации о связанных сторонах

01.01.2004

21

Уменьшение полезности активов, которые не генерируют денежные средства

01.01.2006

22

Раскрытие финансовой информации об общегосударственном секторе

01.01.2008

23

Доход от необменной операции

30.06.2008

24

Предоставление бюджетной информации в финансовых отчетах

01.01.2009

Положения IPSAS в целом аналогичны МСФО. Однако они содержат более широкий набор терминов, некоторые из них несколько отличаются от МСФО.


2. СТАТУС МСФО И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

МСФО не являются доминирующими над законодательными актами, регулирующими составление финансовой отчетности в определенной стране. В связи с этим внедрение МСФО осуществляется прежде всего усилиями членов СМСБУ на местах с целью убеждения правительств и органов, которые устанавливают стандарты и контролируют рынки ценных бумаг, представителей деловых кругов соблюдать Международные стандарты финансовой отчетности при составлении финансовых отчетов.

Результатом этих усилий является содействие МСФО улучшению и гармонизации финансовой отчетности в мире.

На сегодняшний день МСФО используются:

—  как основа национальных требований к бухгалтерскому учету во многих странах мира;

—  как международный базовый подход теми странами, которые разрабатывают свои собственные требования;

— фондовыми биржами и регулирующими органами, которые требуют или разрешают иностранным эмитентам представлять финансовые отчеты согласно МСБУ;

— наднациональными органами, такими как Европейская комиссия;

— Всемирным банком, который требует от заемщиков представления финансовой отчетности согласно МСФО;

—  все большим количеством предприятий.

Международные стандарты финансовой отчетности являются отправной точкой для многих развивающихся стран, которые создают национальные стандарты (Китай и другие страны Азии, Центральной Европы, СНГ).

Международные стандарты, принятые многими фондовыми биржами, в том числе Лондонской, Франкфуртской, Римской, Амстердамской, Гонконгской, Цюрихской.

На некоторых фондовых биржах (Нью-Йоркской, Йоханнесбургской) разрешается представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО, но требуется также ее согласование с местными стандартами. Вместе с тем возрастает поддержка со стороны влиятельных международных организаций.

В частности, в 1999 году Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Security Commision — IOSCO) рекомендовала МСБУ для применения в целях листинга на биржах, что также способствовало существенному укреплению авторитета КМСБУ и появлению новых приоритетов в его деятельности.

Базельский комитет банковского надзора, который, по просьбе министров финансов Большой семерки и управляющих центральными банками, пересмотрел Международные стандарты бухгалтерского учета, сообщил о своей поддержке стандартов и гармонизации системы бухгалтерского учета в мировом масштабе.

В 2000 году Европейская комиссия выступила с инициативой, одобренной со временем Европейским парламентом, о переходе с 2005 года всех европейских компаний, чьи ценные бумаги находятся в обращении на биржах, к составлению и представлению консолидированной отчетности согласно МСФО, а также устранению расхождений между Директивами ЕС в области учета и Международными стандартами.

В частности, с этой целью регламентом (ЕС) № 1606/2002 Европейского парламента и Совета от 19 июля 2002 года определено, что начиная с 1 января 2005 года компании, которые регулируются национальным правом государств-членов, обязаны готовить свою консолидированную отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, если на дату баланса их ценные бумаги допущены к продаже на регулированном рынке любого государства — члена ЕС.

В соответствии с регламентом (ЕС) № 1606/2002 Европейского парламента и Совета от 19 июля 2002 года государства-члены могут разрешать или вменять в обязанность применять МСФО также относительно:

1) годовой отчетности компаний, осуществляющих публичную подписку (листинговых компаний);

2) консолидированной и/или годовой отчетности компаний, не осуществляющих публичной подписки (нелистинговых компаний).

В таблице 3 показано применение МСФО для годовых финансовых отчетов листиноговых компаний и консолидированных финансовых отчетов нелистинговых компаний европейских стран.

Таблица 3

Применение МСФО в европейских странах

Государство 

Использование МСФО для годовых финансовых отчетов листинговых компаний

Использование МСФО для консолидированных финансовых отчетов нелистинговых компаний

разрешается

требуется

запрещается

не определились

разрешается

требуется

запрещается

Австрия

+

+

Бельгия

+

+

Великобритания

+

+

Греция

+

+

Дания

+

+

Эстония

+

+

Исландия

+

Испания

+

+

Италия

+

+

Ирландия

+

+

Кипр

+

+

Лихтенштейн

+

+

Латвия

+

+*

+**

Литва

+

+*

+**

Люксембург

+

+

Мальта

+

+

Нидерланды

+

+

Германия

+

+

Норвегия

+

+

Португалия

+

+

Польша

+

+

+*

Словакия

+

+

+

Словения

+

+

Венгрия

+

+

Финляндия

+

+

Франция

+

+

Чехия

+

+

Швеция

+

+

* Только для банков.

** Для всех компаний за исключением банков.

В таблице 4 показано использование МСФО для отчетности местных компаний стран мира. Можно отметить, что на сегодня МСФО применяют листинговые компании более 100 стран мира, а нелистинговые компании – более 60 стран.

По данным, которые сообщил директор Глобального офиса МСФО компании Deloitte Пол Пактер на Европейском форму бухгалтеров и аудиторов (Киев, 30-31 мая 2008 года), 80 стран мира требуют применения МСФО для всех местных листинговых компаний, 4 страны требуют применеия МСФО для некоторых местных листинговых компаний, а 25 стран разрешают местным листинговым компаниям применять МСФО [Голов статья, С.18].

Таким образом большинство государств предоставляют возможность применять МСФО для годовых финансовых отчетов листинговых компаний и консолидированных финансовых отчетов нелистинговых компаний, что свидетельствует о наличии тенденции, которая заключается в том, что МСФО становятся обязательным условием обращение ценных бумаг на мировых фондовых рынках. В связи с этим растет количество компаний, прежде всего транснациональных, которые применяют МСФО.

Практика свидетельствует, что принятие и использование МСФО обеспечивает:

— уменьшение риска для кредиторов и инвесторов;

— снижение затрат каждой страны на разработку собственных стандартов;

— углубление международной кооперации в области бухгалтерского учета;

— однозначное понимание финансовой отчетности и рост доверия к ее показателям во всем мире.


3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МСФО, US GAAP ТА П(С)БУ

Меморандумом правительственных и неправительственных организаций Украины, подписанным в 2001 году, в Украине рекомендуются три уровня применения регламента бухгалтерского учета [Пархоменко Национ. С. 7]:

I уровень — для предприятий, ценные бумаги которых зарегистрировали на фондовом рынке, и предприятий, которые обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность (включая банки, страховые, инвестиционные и другие финансовые учреждения), для составления бухгалтерской (финансовой) и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности считать необходимым законодательное закрепление непосредственно применения по МСФО;

II уровень — предприятия, которые не выпускают в обращение ценных бумаг и не обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность, применяют национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, в основе которых должны быть заложены все существенные аспекты МСФО;

III уровень — предприятия — субъекты малого предпринимательства применяют упрощенную систему правил и процедур бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая возможность оценки активов по исторической себестоимости.

Следует отметить, что МСФО, одобренные Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета, имеют рекомендательный характер и не доминируют над национальными положениями, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в определенной стране.

Аббревиатура GААР обозначает любую целостную систему правил формирования финансовой отчетности общего назначения.

US GААР (United States Generally Accepted Accounting Practice — общепринятые принципы финансового учета США) — это нормативы, разработанные в США (в частности в Бюро по стандартам финансового учета – FASB).

UK GААР (United Kingdom Generally Accepted Accounting Practice — общепринятая  практика учета Великобритании) — это правила формирования финансовой отчетности Великобритании.

В официальной переписке Совета по международным стандартам финансовой отчетности сами международные стандарты и их интерпретации принято называть International (Международные, общепринятые принципы учета).

Сфера применения стандартов GААР — подготовка финансовой отчетности общего назначения.

К финансовой отчетности общего назначения относятся документы, подготовленные для широкого круга пользователей: инвесторов, акционеров, работников, аналитиков и т. д. Иногда такие документы являются для пользователей единственным источником информации о деятельности фирмы.

Международная финансовая отчетность общего назначения включает:

баланс;

отчет о прибылях и убытках;

отчет о движении денежных средств;

отчет об изменениях в капитале или отчет о признанных прибылях и убытках;

учетную политику;

примечания к отчетности.

Помимо вышеперечисленных составляющих, в состав годовой и промежуточной отчетности рекомендуется включать также следующие составляющие:

отчет об общей нераспределенной прибыли;

 отчет менеджмента и анализ;

 аудиторское заключение;

 послание акционерам;

 заявление об ответственности руководства за информацию, содержащуюся в годовой (или промежуточной) отчетности.

Специальная финансовая отчетность готовится по требованию соответствующих пользователей. К ней относятся налоговые расчеты, документы для статистических органов, организаторов торговли ценными бумагами и т. д.

Если финансовая отчетность общего назначения готовится так, чтобы она была понятна любому пользователю, то финансовая отчетность специального назначения подчас понятна только специалистам, для которых она предназначена.

В настоящий момент только две системы стандартов дают возможность подготовить отчетность, которая является международно признанной (т. е. принимаемой большинством пользователей во всем мире):

отчетность, подготовленная по МСФО (международным стандартам финансовой отчетности);

отчетность, подготовленная по американским стандартам (US GААР).

Надо отметить, что первый набор стандартов не регламентирует правила ведения учета. Он относится только к финансовой отчетности. Что касается американских стандартов, то они давно уже стали наднациональными стандартами благодаря тому, что американский фондовый рынок на сегодняшний день является самым большим (более 50 % общемирового рынка капитала), а войти в листинги американских бирж мечтают большинство и неамериканских компаний.

Несмотря на то что формы финансовой отчетности жестко не регламентируются, создан некоммерческий независимый консорциум по разработке расширяемого языка бизнес-отчетов XBRL, создатели которого (представители крупнейших аудиторских фирм и производителей программного оборудования) стали заниматься разработкой так называемых таксономии (словарей XBRL), которые призваны дать рекомендации по унификации как отчетных форм, так и планов счетов, с помощью которых они формируются [Аверчев, Особенности С. 32].

В международной практике не существует регламентированного плана счетов. Все финансовые отчеты построены таким образом, что оперируют только  входящим и исходящим сальдо, а также свернутыми оборотами (не разделяя на дебетовый и кредитовый). В Украине План счетов регламентирован Министерством финансов.

Западный План счетов строится на функциональном подходе. Этот метод базируется на дефинициальных финансовых уравнениях:

Активы = Обязательства + Капитал + (Доходы — Расходы).

Капитал (или «Чистые активы») = Активы — Обязательства.

Дебет = Кредит

Графически этот подход можно проиллюстрировать следующим образом [Модеров, С. 39]:

Рис. 1.1. Функциональный подход к построению плана счетов по международным стандартам

Прежде чем формировать план счетов, необходимо рассмотреть основные принципы его построения. План счетов должен:

обеспечить простое построение основных финансовых отчетов;

быть настолько гибким, "чтобы имелась возможность его расширять в будущем в связи с изменением структуры или бизнеса компании;

обеспечить достаточную детализацию для построения основных финансовых и управленческих отчетов.

Чтобы упростить заполнение финансовых отчетов, план счетов можно составить по следующему принципу:

в первой части перечислить все балансовые счета (так называемые постоянные счета) в том порядке, в котором они указаны в балансовом отчете: активы, капитал, обязательства;

во второй части перечислить счета прибылей и убытков («временные счета», которые открываются в начале и закрываются в конце финансового года).

При таком построении плана счетов представление о балансе и отчете о прибылях и убытках компании можно будет получить сразу после распечатки оборотно-сальдовой ведомости или пробного баланса. Отметим, что по такому способу построены планы счетов большинства западных компаний.

Как правило, нумерация плана счетов позволяет упорядочить счета по определенному принципу (например, в порядке увеличения ликвидности).

В соответствии с вышеприведенными принципами план счетов может быть построен, например, следующим образом:

1ХХХ — Внеоборотные активы

2ХХХ — Оборотные активы

ЗХХХ —Капитал

4ХХХ — Долгосрочные обязательства

5ХХХ — Краткосрочные обязательства

6ХХХ —Доходы

7ХХХ —Расходы

8ХХХ — Счета управленческого учета

9ХХХ — Забалансовые счета.

В приведенном примере счета, начинающиеся на 1, 2, 3, 4 и 5, являются балансовыми счетами и расположены в порядке, повторяющем балансовый отчет МСФО.

Счета, начинающиеся на 6 и 7, являются счетами доходов и расходов.

Возможно перечисление счетов доходов и расходов в том порядке, в каком они указаны в отчете о прибылях и убытках. В этом случае План счетов в части временных счетов мог бы выглядеть следующим образом:

61ХХ — Доходы от реализации

62ХХ — Себестоимость реализации

71ХХ — Коммерческие и административные расходы

72ХХ — Прочие доходы

73ХХ — Прочие расходы

74ХХ — Налог на прибыль

75ХХ — Чрезвычайные прибыли и убытки.

Сравнительная характеристика стандартов МСФО, US GААР и П(С)БУ приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Сравнительная характеристика стандартов МСФО, US GААР и П(С)БУ

Критериии сравнения

МСФО

US GААР

П(С)БУ

Кто регламентирует отчетность

Независимый орган – Совет по международным стандартам финансовой отчетности (14 экспетров из разных стран)

Независимый орган – Совет по стандартам финансового учета (7 экспертов из разных стран)

Государство в лице Министерства финансов Украины Государственного комитета статистики

Кто разрабатывает отчетность и план счетов и утверждает их

Предприятие

Предприятие

Министерство финансов Украины

Формы отчетности и План счетов

Не регламентируется

Не регламентируется (кроме отчетов для Комиссии по ценным бумагам)

Регламентируется, в украинских формах отсутствуют отдельные статьи, которые должны быть представлены в международной отчетности (выбывающие долгосрочные активы в разделе краткосрочных (оборотных) активов баланса; денежные средства, на которые наложены ограничения в долгосрочных активах баланса; текущая часть долгосрочных обязательств в краткосрочных обязательствах и т. д.).

Достоинства

Простота и понятность для практической работы

Четкие и ясные указания на то, что и как надо учитывать

В отдельных случаях содержит нормы, которые отвечают исторически сложившимся национальным традициям

Недостатки

Документы, пытающиес объять необъятное. Отсутствие конкретных ответов на конкретные вопросы. База для субъективных оценок

Масса документов и правил, пытающихся регламентировать абсолютно все

Не дают качественной финансовой отчетности, на основании которой можно принимать управленческие решения

Требования к составлению отчетности

Как минимум за текущий и предыдущий сопоставимый период. Промежуточная отчетности содержит весь перечень годовых форм отчетности, включая пояснения и выписки из учетной политики

Как минимум за текущий и два предыдущих сопоставимых периода полный набор отчетных форм. Промежуточная отчетности содержит весь перечень годовых форм отчетности, включая пояснения и выписки из учетной политики. Дополнительно может сопровождаться отчетностью за предыдщуие 12 месяцев, предшествовавших отчетному году

Сравниваются данные только текущего периода. Промежуточная отчетность не содержит отчетов об изменении капитала, движении денежных средств, приложений.

Тестирование на обесценивание долгосрочных активов

Является обязательной процедурой

Является обязательной процедурой

Не производится

Денежные средства, на которые наложены органичения на использование

Отдельно выделяются денежные средства, на которые наложены органичения

Отдельно выделяются денежные средства, на которые наложены органичения

Не выделяются (кроме банковской отчетности)

Объект финансового лизинга

Учитывается на балансе арендатора. Отчетность разных компаний сопоставима. Отчетность арендатора дает всю информацию для оценки рисков, анализа ликвидности, рентабельности, оценки финансовой устойчивости

Учитывается на балансе арендатора. Отчетность разных компаний сопоставима. Отчетность арендатора дает всю информацию для оценки рисков, анализа ликвидности, рентабельности, оценки финансовой устойчивости

Учитывается на балансе или арендатора или арендодателя в зависимости от усорвий договора. Отчетность несопоставима. В случае учета на балансу арендодателя отчетность арендатора не дает информации для оценки рисков, анализа ликвидности, рентабельности, оценки финансовой устойчивости

Начисление процентов по финансовой аренде

Начисление на неравномерной основе: чем больше сумма непогашенного основного долга, тем больше расходы по процентам

Начисление на неравномерной основе: чем больше сумма непогашенного основного долга, тем больше расходы по процентам

Начисление на равномерной основе. Нарушается принцип соотношения доходов и расходов.


  1.  Аверчев И. Чем отличаются МСФО от GAAP // Главбух. – 2008. -  35. - С. 12-16.
  2.  Аверчев И. Особенности составления отчетности по МСФО // Главбух. – 2008. -  31. - С. 31-37.
  3.  Голов С. Міжнародні стандарти фінансової звітності: вдосконалення та застосування // Бухгалтерський облік і аудит. – 2007. – № 11. – С. 43-58.
  4.  Голов С. Міжнародні стандарти фінансової звітності: сучасний стан та застосування // Бухгалтерський облік і аудит. – 2005. – № 8-9. – С. 88-100.
  5.  Голов С. МСФО: статус и применение // Главбух. – 2008. -  31. - С. 11-18.
  6.  Модеров С. Как составить План счетов по МСФО // Главбух. – 2008. -  31. - С. 38-40.
  7.  Карась А. Круглый стол ФПБАУ: МСФО или национальные стандарты? // Главбух. – 2008. -  31. - С. 54-58.
  8.  www.lukoil.ru/static_6_5id_210_.html финансовая отчетности компании «Лукойл» (Украина)


(І)

Необоротные активы

(ІI)

Запасы

V)

Денежные средства

(ІII)

Производство

(ІV)

Готовая продукция

(VI)

Расчеты

(VII)

Капитал

(VIII)

Финансовые результаты

Условные обозначения:

  •  - назначение
  •  - подача отчетности
  •  - советы

- членство

Коммерческий директор и нетехнический персонал

Технический директор и персонал

Комитет по интерпретациям Международной финансовой отчетности

Совещательные комитеты

Консультативный совет по стандартам

Национальные органы, устанавливающие стандарты, и другие заинтересованные стороны

Совет по Международным стандартам бухгалтерского учета

Фонд Комитета по Международным стандартам бухгалтерского учета (доверенные лица)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36785. Исследование магнитных полей с помощью измерительной катушки 167 KB
  Приборы и принадлежности: два коротких соленоида планшеты из оргстекла с отверстиями для фиксации измерительной катушки датчик магнитного поля измерительная катушка длинный соленоид блок питания переменного тока амперметр блок сопряжения компьютер. Теоретическая часть В лабораторной работе измерение и исследование переменных магнитных полей осуществляются с помощью датчика измерительной катушки. При помещении датчика в переменное магнитное поле в нем возникает ЭДС индукции величина которой определяется по формуле:...
36786. Измерение логарифмического декремента и добротности 177 KB
  Краткое теоретическое введение Колебательным контуром называется электрическая цепь состоящая из последовательно составленных конденсаторов с емкостью катушки индуктивности и активного сопротивления . Измерение логарифмического декремента затухания и добротности контура производят при различных условиях: а сопротивление катушка индуктивности не имеет сердечника. Колебания в этом случае будут тоже затухающими так как имеет место внутреннее сопротивление катушки индуктивности и соединительных проводов; б сопротивление катушка...
36787. Определение скорости звука, модуля Юнга и внутреннего трения резонансным методом 187.5 KB
  Деформацией твердого тела называется изменение формы или объема тела под действием внешних сил. Деформации, которые полностью исчезают после прекращения внешних воздействий, называются упругими. Деформации, которые не исчезают после прекращения действия внешних сил, называются пластическими. Деформации реальных тел после прекращения действия внешних сил никогда полностью не исчезают. Однако если остаточные деформации малы, то ими можно пренебречь и рассматривать деформации как упругие.
36788. Тоновая и цветовая коррекция 12.22 MB
  В реальном изображении могут встретиться случайные светлые и темные пятна, царапины. Для правильной настройки следует отсечь уровни с низким процентом пикселей, чтобы ориентироваться по тонам документа, а не по случайным пятнам.
36789. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 61 KB
  Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ I АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции катиона N. Частные реакции катиона К. Частные реакции катиона NH4.
36790. Определение концентрации и подвижности основных носителей заряда в полупроводниках 174.5 KB
  Эффект Холла обусловлен взаимодействием носителей заряда электронов проводимости и дырок с магнитным полем. В магнитном поле на электрон действует магнитная сила F= e[B v] на положительные заряды F= q[B v] v = j ne – средняя скорость направленного движения носителей в электрическом поле; nконцентрация носителей; e qзаряды под действием которой частицы отклоняются в направлении перпендикулярном j и B. При одном и том же направлении тока на передней грани накапливаются разные по знаку заряды в зависимости от типа...
36791. Изучение распределения термоэлектронов по скоростям. Распределение Максвелла 211 KB
  Краткое теоретическое введение Известно что свободные электроны внутри металла описываются квантовой статистикой ФермиДирака согласно которой распределение электронов по скоростям имеет вид 1 где число свободных электронов в единице объема металла с компонентами скоростей в интервалах от до от до от до ; масса электрона; постоянная Планка; энергия электрона; постоянная Больцмана; температура; энергия Ферми такое значение энергии электрона ниже которой все состояния...