41127

Авторское право

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Учения о природе авторского права Становление двух основных систем авторского права 1. В субъективном смысле авторское право – совокупность правовых норм регулирующих личные неимущественные и имущественные права принадлежащие создателям произведений науки литературы и искусства. Предмет изучаемого курса включает в себя: систему правовой охраны творческих произведений авторскими и смежными правами; принципы и основные направления государственного регулирования авторского и смежных прав в Российской Федерации; объекты и субъекты...

Русский

2013-10-22

79 KB

1 чел.

«Авторское право»

Лекция 1. Предмет и задачи курса. Учения о природе авторского права

Становление двух основных систем авторского права

1. Предмет и задачи курса

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.

В субъективном смысле авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные права, принадлежащие создателям произведений науки, литературы и искусства.

Таким образом, объектом курса «авторское право» является система правового регулирования отношений по поводу создания и использования произведений науки, литературы, искусства.

Предмет изучаемого курса включает в себя:

- систему правовой охраны творческих произведений авторскими и смежными правами;

- принципы и основные направления государственного регулирования авторского и смежных прав в Российской Федерации;

- объекты и субъекты авторского и смежных прав в России;

- международные и отечественные источники авторского права;

- организацию гражданского оборота объектов авторского в соответствии с законодательством России;

- судебную и правоприменительную практику в данной сфере.

2. Учения о природе авторского права

Как отмечает А.П. Сергеев, право интеллектуальной собственности исторически возникло как специфическое средство правовой охраны интересов инвесторов (издателей, книготорговцев, владельцев мануфактур и др.), которые в условиях рыночной экономики всегда оставались главными партнерами создателей художественных произведений и технических решений. Он также отмечает, что происхождение термина «интеллектуальная собственность» связано с французским законодательством конца XVIII в.

В конце XVIII в. усилиями французских философов и просветителей (Вольтера, Дидро, Руссо и др.) была создана проприетарная теория авторского и патентного права, получившая распространение и в дореволюционной России.

Критика:

Очевидно, что авторское право имеет сходство с правом собственности. Собственность, если говорить о ней схематично, представляет собой господство лица над вещью. Авторское право, есть господство лица над произведением. Однако между правом собственности и авторским правом есть существенные отличия, что, в конечном счете, обусловлено их объектами.

Объектами авторского права являются результаты творческой деятельности. Особенностью этих объектов является то, что они нематериальны, поэтому неограниченны в пространстве и могут использоваться одновременно неограниченным кругом лиц.

В. А. Дозорцев приводит известную классическую формулу, отображающую разницу в характере материальных и нематериальных объектов: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменялись, у каждого из нас будет по яблоку. А если у тебя есть идея и у меня есть идея и мы обменялись, у каждого из нас будет по две идеи».

Право собственности включает в себя триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение. Эта триада правомочий неприменима к нематериальным объектам. Так, И. А. Зенин писал: «...в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие «владение», нельзя физически обладать идеями и образами»3.

Авторское право имеет двойственный характер: оно содержит как имущественные, так и неимущественные правомочия.

В качестве аргумента при исследовании различий между правом собственности и авторским правом в литературе указывают на различные основания возникновения и прекращения авторского права и права собственности. «Приобретение права возможно только в силу создания объекта или заключения договора, невозможна оккупация, приобретение по давности владения, практически не применимы варианты уничтожения собственником вещи, отказ от нее».

К произведениям неприменимы договоры, заключаемые в отношении вещей, так как содержание договоров в отношении нематериальных объектов обусловлено именно их нематериальной природой, не может быть, в частности, заключен договор купли-продажи произведения.

Неприменимы к нематериальным результатам и способы защиты, присущие вещному праву, в частности, виндикационный иск — иск об истребовании вещи из чужого незаконного владения.

Подведем итог. К произведениям не может быть применен режим собственности, так как к ним не могут быть применены правомочия собственника; не применимы основания возникновения и прекращения права собственности, договоры, заключаемые в отношении вещей, а также способы защиты, присущие вещному праву.

Таким образом, авторское право есть право иного рода, нежели право собственности.

Чуть позже появляется теория исключительных прав. Исключительные права на произведение рассматриваются как разновидность абсолютных прав, благодаря которым обеспечивается господство лица над произведением и которые построены с учетом особенностей объекта регулирования. Эта теория получила широкое развитие и признание в законодательстве ряда стран континентальной системы права. Об исключительном праве автора говорится в Законе ФРГ 1965 г., Законе Норвегии 1961 г. и Законе Швеции 1960 г.

3. Становление двух основных систем авторского права

Правовое положение авторов произведений науки, литературы и искусства обеспечивается законодательно закрепленной совокупностью личных неимущественных и исключительных имущественных прав.

Моральные, или личные неимущественные, права авторов стали естественным образом признаваться с появлением письменности и письменных литературных произведений. Экономические, или исключительные имущественные, права стали косвенным образом признаваться только после изобретения печатной технологии И. Гуттенбергом в 1440 г. и становления полиграфической промышленности в ряде европейских стран.

В настоящее время в большинстве стран личные неимущественные права бессрочны и неотделимы от личности автора, а исключительные имущественные права ограничены сроком действия и могут быть переданы иным лицам полностью или в части исключительным или неисключительным способом.

Такой подход к правовому положению автора в отношении его творений сложился в основном на европейском континенте. В восточных странах существовали иные традиции и подходы к результатам творчества, в частности, имущественные права авторов не признавались. Индия и Китай отдавали приоритет общественным, а не личным интересам. Поэтому в восточных культурах было важно, «что сказано», а не «кем сказано» в произведениях, поэтому авторское право в сегодняшнем понимании там не существовало. Первый закон об авторском праве был принят в Китае лишь в 1991 г., а в Индии — в 1957 г.

Вместе с тем, некоторые идеи, на которых базируется современное авторское право, появились еще в древней Индии, а чуть позднее — в античной Греции и Риме.

Главная причина возникновения имущественных прав на опубликованные произведения связана с ущербом, наносимым издателям от перепечатки их книг другими издателями. Когда такая перепечатка книг приняла массовый характер, т. е. когда появилось явление, которое сейчас неправомерно называют «пиратством», а точнее - нарушением авторского права, издатели стали обращаться за защитой к государству. Венецианская республика первой приняла в 1476 г. Указ 0 патентах или привилегиях, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в частности на изобретения и книги. Правительственные привилегии в книгоиздательском деле были первой формой охраны интересов издателей и авторов издаваемых произведений и можно считать, что имущественное авторское право появилось вместе с привилегиями на издание книг.

Считается, что имущественное авторское право возникло 3 января 1941 г., когда автору книги «Феникс» была выдана привилегия следующего содержания:

«Явившийся к светлейшему вождю и в славные наши владения знатный юрисконсульт по имени Петр из Равенны, читающий каноническое право, почтительно заявил, что в течение всей своей жизни употребил весьма много старания и труда... посему смиренно просил, дабы запрещено было другим собирать плоды его трудов и бессонных ночей.

Признавая справедливость и пристойность этой просьбы... повелевается, чтобы никто не осмеливался в городе Венеции и во всех подвластных нам славных владениях печатать или продавать напечатанные экземпляры сказанного сочинения, озаглавленного «Феникс», под страхом конфискации этих экземпляров и уплаты двадцати пяти ливров за каждыйиз них. Тому же наказанию подлежат и те, кои станут продавать в ниженазванных славных владениях те же книги, напечатанные в других местах, исключая только того типографа, которому вышесказанный доктор это разрешит» (См.: Канторович Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград: Брокгауз-Ефрон. 1916. С. 10).

Содержание этой привилегии свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение. Другими словами, автор обладал правом разрешать публикацию произведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения переходило к издателю.

Таким образом, исторически становление авторского права связано с выдачей привилегий, предоставляемых различными органами государственной власти отдельным издателям. Во Франции и в Англии эти привилегии выдавались королями, в Германии — князьями. Позднее привилегии стали выдаваться авторам.

Следует отметить, что привилегии не свидетельствуют о появлении авторского права, ведь для права характерна всеобщность. Суть привилегии, напротив, заключается в отсутствии всеобщности. «Право — это отрицание привилегий, всеобщий и единый для всех масштаб».

Первые законы об авторском праве появляются вслед за возникновением буржуазного государства и являются источниками буржуазного права. К этому времени люди посчитали необходимым закреплять права именно за творцами и именно на нематериальные блага. Это было время появления и развития капиталистического способа производства, развития конкуренции. Законодатель закрепляет право на воспроизведение и распространение произведения не за издателями, а за авторами.

Привилегии не соответствовали экономическому развитию, что привело к принятию в Англии в 1710 г. Статута Анны. Это был первый закон об авторском праве. В конце XVII в. в Англии развернулось движение против монополии лондонской Компании издателей и книготорговцев (Stationers Company), которая имела пожизненное право копирайта, основанное на привилегии, и право осуществлять цензуру произведений.

Данный закон предоставил авторам исключительное право публиковать свои произведения. Особенностью закона являлась необходимость регистрации названия произведения в лондонской Компании издателей и книготорговцев (Stationers Company) и депонирования девяти экземпляров произведений в университетах и библиотеках. Неопубликованные произведения и права, касающиеся личности автора, охранялись общим правом.

Несколько иначе становление и развитие авторского права происходило в других странах. В частности, во Франции, также существовала система привилегий, которая впоследствии была отменена. Первыми законами об авторском праве стали декреты 1791 г. и 1793 г., которые просуществовали вплоть до 1957 г. Декрет 1791 г. устанавливал исключительное право на театральную постановку. Авторское право действовало с момента создания произведения и в течение пяти лет с момента его смерти, в отличие от английского закона, определяющего момент охраны датой первой публикации произведения. Материальная форма произведения не являлась обязательным условием для предоставления охраны.

Вначале содержание авторского права во Франции составляли только имущественные права, позднее в него были включены и неимущественные права. Таким образом авторское право приобрело двойственную природу.

Так начинали складываться две системы авторского права (позитивного права): система droit d'auteur и система copyright.

Первая, континентальная система права признает, что произведения являются выражением личности, и соответственно содержание авторского права составляют права, имеющие как имущественный, так и неимущественный характер.

Вторая, англосаксонская система права рассматривает произведение как имущественный потенциал автора и соответственно содержание авторского права составляют, как правило, только имущественные права.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время происходит сближение этих систем права. Так, в 1988 г. в Великобритании был принят закон, которым введены личные неимущественные права автора.

Англосаксонская система в настоящее время предусматривает в качестве объектов авторского права не только произведения, но и звуковые записи, передачи эфирного и кабельного вещания и другие объекты, которые в странах континентальной системы права относятся к объектам смежных прав. Ряд этих объектов охраняется не в силу наличия в них творчества, а в силу вложения в их создание затрат как материальных, так организационных и технических, например создание передач организаций эфирного и кабельного вещания. Данное положение указывает на то, что объекты авторского права в англосаксонской системе права охраняются не только и не столько в силу их творческого характера и связи с личностью, сколько связаны с защитой коммерческих интересов обладателей прав на них.

Историю развития авторского права применительно к российскому государству можно вести с начала XIX в. Развитие данного института в столь поздний период было связано с тем, что длительное время в России издание печатных произведений было исключительной монополией государства. Кроме того, неразвитость частного бизнеса в области книгопечатания и полное отсутствие конкуренции в данной сфере тормозили развитие института авторского права.

История авторского права в России, как и в мире, неразрывно связана с развитием книгопечатания. С появлением полиграфии книга стала объектом купли-продажи, и на этом этапе авторское право защищало прежде всего интересы издателей. И только в середине XVII-го века авторское право стало связываться с личностью автора. В те времена авторское вознаграждение выплачивалось либо в виде жалованья, либо в виде единовременного вознаграждения, либо таким интересным образом, как это упомянуто в приказе Главного директора Императорских театров А.А. Нарышкина от 15 апреля 1803 г.: "Господину генерал-майору Титову за сочинение им музыки для мелодрам "Андромеда и Персей", "Цирцея и Улисс" и для драмы "Суд царя Соломона" предлагаю конторе дать ложу в каменном театре в третьем этаже, на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно".

В 1803 г. в Санкт-Петербурге была создана Комиссия, возглавлявшаяся Управляющим Кабинета Государя Гурьевым, которая после 6 лет работы утвердила Положение, где впервые в российском законодательстве были установлены принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения, "дабы выгоды автора и переводчика были для них не подвержены никакому сомнению и служили бы одобрением к большим трудам".

В начале XIX в. были предприняты попытки на законодательном уровне урегулировать отношения в книгоиздательском бизнесе. Это было вызвано участившимися случаями обмана издателями произведений своих читателей относительно того, кто является автором опубликованных текстов.

Первый закон, в котором содержались нормы авторского права, появился в России только в 1828 г. Этим законом был Цензурный устав. Нормы авторского права содержались в гл. «О сочинителях и издателях книг» Цензурного устава и приложении к нему. Закон устанавливал исключительное право сочинителей и переводчиков пользоваться своим произведением путем его издания и продажи. Это право действовало в течение жизни автора (сочинителя или переводчика) и 25 лет после его смерти. Охраной пользовались только те произведения, которые были изданы с соблюдением цензурных правил.

В 1830 г. было принято Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которым был расширен перечень объектов авторского права. Положение устанавливало правовую охрану на статьи в журналах, частные письма и т. д. Впоследствии к объектам авторского права были отнесены музыкальные и художественные произведения, а срок действия авторского права увеличен до 50 лет.

Министерством народного просвещения было издано распоряжение относительно рукописей произведений, поступающих на цензуру. Распоряжение министерства обязывало издателей при передаче рукописей на цензуру предоставлять доказательства права писателя на подачу рукописи к напечатанию.

В 1877 г. нормы авторского права исключаются из цензурного законодательства и размещаются в Своде Законов Российской Империи (в качестве приложения к ст. 420 ч. 1 т. X Свода законов Российской Империи).

В 1897 г. Государственный Совет принимает решение о подготовке специального закона об авторском праве. Этот закон был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Как по содержанию, так и по уровню юридической техники он опережал нормативные правовые акты западноевропейских государств.

Положение об авторском праве состояло из Общей части, в которой рассматривались правовые вопросы, касающиеся любых объектов авторского права, в частности такие, как срок действия авторского права, правопреемство, защита прав, и специальных глав, содержащих нормы об отдельных видах произведений, таких, как литературные, музыкальные, драматические, художественные и фотографические. Принятие этого закона создало условия для присоединения России к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, к которой Россия присоединится лишь в 1995 г. «Положение об авторском праве» было отмененено после событий Октябрьской революции 1917 г.

Первым советским законом стал Декрет от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве». Этим Декретом Народной комиссии по просвещению было предоставлено право устанавливать государственную монополию на сочинения авторов сроком на пять лет. Посредством Декрета планировалось немедленно организовать государственную издательскую деятельность. Комиссии рекомендовалось устанавливать монополию на классическую литературу так, чтобы творения корифеев литературы согласно Декрету перешли в собственность парода.

В этот период был принят ряд декретов о признании достоянием государства любых произведений (опубликованных и неопубликованных, независимо от того, жив ли автор произведения), отменялось большое количество договоров с издательствами, провозглашалось положение, в соответствии с которым авторское право в случае смерти автора по наследству не переходило. Такое положение сохранялось вплоть до 1925 г. Этот период охарактеризован принятием Основ авторского права, который можно назвать прогрессивным для своего времени. Он закреплял исключительное право за авторами произведений в течение 25 лет. Момент отсчета данного срока начинался с момента первого издания (или исполнения) произведении. Впоследствии исключительное право стало охраняться пожизненно.

Очередным этапом в развитии авторского права можно назвать 1960-1970 гг. В этот период принимаются Основы гражданского законодательства, составной частью которых было авторское право. С распадом СССР в 1991 г. документ был отменен и вступил в силу только в 1992 г. Он предопределил издание в будущем целого ряда специальных нормативных актов в области авторского права, в том числе и Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ названный ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ.

В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75433. Безконтактні вимикачі 32.5 KB
  Давач чи датчик У більшості сучасних словників української мови термін давач подається як єдиний можливий відповідник російського терміну рос. датчик. Слово датчик увійшло в українську як калька з російської і деякі словники фіксують обидва терміни давач та датчик хоч подають останній як менш рекомендований.
75434. Класифікація безконтактних вимикачів за принципом дії: індуктивні, ємкісні, оптичні, магніточутливі (геконові) 67.5 KB
  За вхідними фізичними величинами що підлягають перетворенню давачі бувають: електричні та магнітні; теплових величин; механічних величин; оптичних параметрів; форми та розмірів; акустичних величин; концентрації та складу; іонізаційного випромінення. За фізикохімічними ефектами що лежать в основі роботи вимірювальних перетворювачів розрізняють давачі: резистивні; ємнісні електростатичні; індуктивні та електромагнітні; електричного заряду напруги або струму; зміни геометричних розмірів маси або положення; оптичних ефектів;...
75435. Безконтактний індуктивний давач 129.5 KB
  Спектр застосування індуктивних безконтактних давачів обширний і включає практично всі галузі промисловості де необхідна автоматизація процесів. Переваги безконтактних індуктивних давачів: немає механічного зносу відсутні відмови повязані зі станом контактів...
75436. Давач Хола. Застосування індуктивних безконтактних вимикачів 376 KB
  Зараз знайдені матеріали, які мають досить великий коефіцієнт Холла. Давач Хола можна також використати як пристрій для підрахування кількості обертів. Давачі Холла, що їх виготовляє компанія Honeywell поділяються на лінійні та цифрові.
75437. Безконтактний ємнісний давач 283.5 KB
  В індуктивних генераторних ВПБ перетворювачем є індуктивність. У ємнісних ВПБ перетворювачем є конденсатор коливального контуру. Як і для інших типів генераторних перетворювачів основним параметром ємнісних ВПБ є максимальна відстань впливу. Через властивої ємнісний ВПБ чутливості до запилености зазору вони не знайшли такого широкого застосування як індуктивні але окремими підприємствами ведеться серійне виробництво цих вимикачів.
75438. Переваги та недоліки ємнісних давачів 263 KB
  При цьому можливий монтаж і обслуговування ВБЄ зовні резервуарів і бункерів. Можливе застосування штирових ВБЄ для контролю протікання рідини в трубах. ВБЄ застосовується також для підрахунку чи позиціонуванні різноманітних об’єктів неметалевих матеріалів.
75439. Оптичні давачі. Безконтактний фотоелектричний давач 2.23 MB
  Фотодавачі складаються з джерела випромінювання фотоприймача перетворювача сигналу і підсилювача сигналу. У порівнянні з іншими типами давачів фотодавачі мають ряд переваг. Діапазон дії фотодавачів істотно перевершує індуктивні ємнісні магнітні й ультразвукові.
75440. Інфекційні захворювання 99.5 KB
  Сприйнятливість до інфекційних захворювань залежить від безлічі факторів: від віку перенесених і супутніх захворювань харчування вакцинації. За останні десятиліття в лікуванні інфекційних захворювань було зроблено величезний крок вперед. В останні роки були відкриті збудники раніше невідомих інфекційних захворювань з якими людина стикнувся в результаті зміни навколишнього середовища і міграції населення. Адже навіть просто вимиті вчасно руки після відвідин убиральні або по приходу з вулиці можуть врятувати вас від ряду кишковоінфекційних...
75441. Організація медичного захисту особового складу 219.5 KB
  Методика проведення: Штучне дихання: Потерпілого положити на тверду поверхню на спину. Однією рукою підтримують голову потерпілого в запрокинутому положенні стиснувши пальцями ніздрі другою підтримують наполовину відкритим його рот. Роблять вдих щільно прикладають рот через хустку бинт до рота потерпілого і вдувають повітря.