41131

ПРЕДМЕТ ЛОГИСТИКИ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Лекция

Логистика и транспорт

Понятие логистики история ее появления и развития.Факторы и уровни развития логистики.Цель задания и функции логистики.Термин «Л» до недавних пор был известен только узкому кругу специалистов, а сегодня он имеет все более широкое распространение. Основная причина этого заключается в том, что понятие «Л» начало использоваться в экономике

Русский

2013-10-22

89.5 KB

5 чел.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИСТИКИ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

1.Понятие логистики, история ее появления и развития.

2.Факторы и уровни развития логистики.

3.Цель, задания и функции логистики.

4.Логистика-залог повышения конкурентоспособности предприятия.

1.Понятие логистики, история ее появления и развития.

Термин «Л» до недавних пор был известен только узкому кругу специалистов, а сегодня он имеет все более широкое распространение. Основная причина этого заключается в том, что понятие «Л» начало использоваться в экономике. За рубежом «Л» давно стала практическим инструментом бизнеса и активно используется такими известными зарубежными фирмами как IBM, Coca-Cola, General Motors, Volvo, Nokia и др.

Но как потребители обычно мы обращаем внимание на логистику только тогда, когда в этой сфере возникают проблемы:

•   Потребитель через Интернет заказывает подарок ко дню рождения близких, но подарок поступает с опозданием, хотя компания обещала доставить его вовремя.

•   Потребитель попытался купить в местном магазине продукт, реклама которого появилась в субботней газете, а его в продаже не оказалось.

•   Медицинские препараты и продовольственные товары, предназначенные для жертв катастрофы в другой стране, не могут быть доставлены по назначению, поскольку транспорта для их перевозки и складских помещений для хранения либо нет, либо они находятся в плохом состоянии.

•   Заказ доставлен по неверному адресу, и компании потребовалось несколько дней на исправление ошибки; при этом нужный потребителю товар пришлось доставлять самолетом, в результате чего продавец понес дополнительные расходы.

Если все идет нормально, мы не задумываемся о роли логистики в нашей жизни. К счастью, ошибки и сбои — скорее исключение, чем правило.

Этимология понятия «Л» вызывает ряд противоречий, но наиболее распространенными есть две точки зрения:

  1.  согласно первой термин «Л» происходит от гр. logistikos-считать, рассуждать;
    1.  согласно второй от фр. loger-поставлять.

История возникновения и развития практической логистики походит из далекого прошлого.

1. За свидетельствами Архимеда В Древних Афинах была специальная должность — «логист», или чиновник общественного самоуправления (в V в. до и, э. их было около 30). Логисты ежегодно назначались путем жеребьевки; в их обязанности входила проверка отчетов других чиновников, срок полномочий которых истекал, и передача этих отчетов на утверждение совета почетных граждан, решение которого было окончательным.

2. В древнем Риме существовали прислужники, которые носили титул "логисты" или "логистики" и выполняли некоторые административные и религиозные функции.

3. В Византи логистика была как искусство снабжения армии и управление ее передвижениями. Император Лев VI (865-912 г.г.н.э.) так определял задачи логистики: "платить жалование армии, надлежащим образом вооружать и подразделять ее, поставлять оружием и воинским имуществом, проявлять заботу об ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт воинского похода; то есть рассчитывать пространство и время, осуществлять анализ местности с точки зрения передвижение армии, а также силы сопротивления соперника и соответственно  этим функциям управлять и руководить движением и распределением собственных вооруженных сил".

В дальнейшем исторически сложились два принципиально новых различных научно-практических направления развития «Л»: в военном деле и математике. Последнее существует до сих пор, где под «Л» понимают математическую логику.      

Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально-техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А. Жомини, который и определял логистику как «практическое искусство маневра войсками». Приоритетное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. В России в середине XIX века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организации их тылового обеспечения. На рубеже XX столетия данный термин широкого применения не имел: «...слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшем из употребления». Логистика активно применялась в период Второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать армию поставками вооружения, горючесмазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Впервые возможность использования положений военной логистики в экономике указал в 1951 г. сотрудник «RAND Corporation» специалист в среде системного анализа О.Моргенстерн. Активное использование термина «Л» в гражданской среде началось в 60-е г.г. и означало «оптимальную координацию перемещения и создание запаса сырья, деятельность переработки, упаковки конечной продукции, ее складирования и доставки клиентам».

Также термин "логистика" активно используется вооруженными силами США. Например, во время войны в Ираке в 1990 г. логистика бронетанковой дивизии США должна была обеспечивать "поставки 5 тысяч единиц боеприпасов, 555 тысяч галлонов горючего, 300 тысяч галлонов воды и 800 тысяч - пищи"

Сегодня существует много различных определений «Л», но наиболее точное следующее:

Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя.

   Можно выделить три основных этапа развития экономической логистики:

  •  60-е гг. в современной экономике принято считать первым этапом становления и совершенствования логистики. На этом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Зачастую требуются иные методы, а также иная подготовка специалистов. В 60-х годах развитие логистики в США называют этапом физики распределения, - в итоге был создан специальный комитет по "физическому" распределению. В это время в США родилась философия маркетинга. Сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.
  •  Второй этап (80-е гг.) связывают с японским наступлением в сфере производства и торговли, особенно в области автоматизации. Европейский и американский   ответ   на   экономическую   "агрессию"   Японии   проявился   в повышении качества технологии при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления производством и распределением. Интеграционная основа логистики в этот период расширилась и стала охватывать и производственный процесс. С точки зрения развития логистики 80-е гг. характеризуются следующим:

быстрый рост стоимости физического распределения

рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление
логистическими процессами

долгосрочное планирование в области логистики

широкое использование компьютеров для сбора информации и
контроля над логистическими процессами

централизация физического распределения

резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях

четкое определение действительных издержек распределения

определение  и  осуществление   мер  по   уменьшению  стоимости
продвижения материального потока до конечного потребителя.

Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм. Здесь как видим, к взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

  •  Третий   этап   относится   к   настоящему   времени   и   характеризуется следующим:

появляются    фундаментальные    изменения    в    организации    и
управлении рыночными процессами по всей мировой экономике.

современные   коммуникационные   технологии,   обеспечивающие
быстрое прохождение материальных и информационных потоков,
позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта:
от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики

концепция логистики,  ключевым  положением  которой является
необходимость интеграции, начинает признаваться большинством
участников цепей снабжения, производства и распределения

совокупность     материалопроводящих     субъектов     приобретает
целостный характер.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. Ключевое значение играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем.

  •  
  •  

  •  
  •  

  •  
  •  

  •  
  •  

3. Цель, задания и функции логистики.

Критерием эффективности реализации логистических функций есть степень достижения конечной цели логистической деятельности, что выражается правилами «восьми R-s»:

1)  продукт - необходимый продукт (не любой);

2) качество - необходимого качества (не обязательно высочайшайшего);

3)   количество - в необходимом количестве (не больше и не меньше);

4) потребитель - необходимому потребителю (индивидуальный подход);

5) время - в необходимое время (заданный срок);

6) место - в необходимое место (заданное место);

7) стоимость - с минимальными затратами;

8) персонифицированость -  система работает для каждого заказа.

Т.е., необходимый товар, необходимого качества в необходимом количестве доставлен нужному потребителю в нужный час в определенное место с минимальными затратами для каждого отдельного заказа.

  •  
  •  
  •  
  •  

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

С концептуальных позиций можна выделить следующие функции логистики.

Системообразующая фуннкция. Логистика есть системой эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В узком значении слова Л образует систему управления товародвижением.

Интегрирующая функция. Л обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств производства и предоставления посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе.

Регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутными потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращения затрат живого и предметного труда на стыке разных организационно-экономических уровней и отраслей. В широком значении управленческое влияние состоит в поддержке соответствия поведения части логистической системы интересам целого.

Результативная функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции  необходимого качества в необходимом количестве нужному потребителю в нужный час в определенное место с минимальными затратами для каждого отдельного заказа.

  1.  Логистика - залог повышения конкурентноспособности предприятия.

Согласно утверждению американского специалиста с логистики Х. Петерса эффективность логистического управления подтверждают данные, которые были получены в результате опроса 1450 бизнесменов США, Японии и 7 западноевропейских стран:

  •  Объем запасов уменьшается на 30-70%;
  •  Продуктивность труда повышается на 20-30%;
  •  Себестоимость продукции уменьшается на 30%;
  •  Издержки в сфере товарооборота уменьшается на 20%.

Президент немецкой Ассоциации логистики Х. Штабенау считает, если сейчас транспортно-складские издержки в производстве составляют до 15%, а в торговле - до 25% всех общих издержек, то в скором времени, при использовании логистического подхода к управлению, они могут быть уменьшены на 1/3.

Логистика способствует улучшению положения предпрятия на рынке, то есть увеличению его части  на нем, которая, в свою очередь, зависит от эффективного предложения конкурентноспособного обслуживания потребителей.

Использование логистики уменьшает издержки относительно выполнения заказов, издержки на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и т.д.

Виды деятельности логистики на предприятии:

  1.  Обслуживание потребителей.
  2.  Прогнозирование спроса.
  3.  Управление запасами незавершенного производства.
  4.  Логистические коммуникации.
  5.  Грузопереработка.
  6.  Транспортировка.
  7.  Контроль над материально-техническими ресурсами.
  8.  Складирование.
  9.  Обработка заказов.
  10.  Поставка.
  11.  Сервисное обслуживание.
  12.  Упаковка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13083. Классный час «9 декабря – День Героев Отечества» 96.5 KB
  Классный час на тему: 9 декабря – День Героев Отечества. Цель: Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма гражданственности чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины. Аудитория: учащие...
13084. Классный час «Судьба семьи в судьбе страны» 24.5 KB
  Классный час посвященный Дню защитника Отечества 23 февраля. Судьба семьи в судьбе страны Цели классного часа. воспитание чувства патриотизма любви к Родине. формировать преемственность поколений;3. способствовать развитию нравственных качеств: честность правдивос...
13085. Классный час «Александр Невский — великая личность России» 54.5 KB
  Классный час Александр Невский великая личность России Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма гражданственности уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского. Оборудование: мультимедийная презентация прило
13086. Классный час «Москва и москвичи» 22.87 KB
  Конспект классного часа. Тема классного часа: Москва и москвичи Задачи: 1.Образовательная: Познакомить учащихся с историей московских достопримечательностей 2.Воспитательная: : Воспитывать любовь к Родному городу чувство патриотизма. 3.Развивающая: Развивать р...
13087. Классный час «Береги своё время и время других людей» 54.5 KB
  Береги своё время и время других людей Цель: учить ценить своё время и время окружающих людей. Задачи: показать важность соблюдения режима дня; воспитывать ответственность ...
13088. Классный час «Час знакомства» 24.47 KB
  Тема: Час знакомства Цель: познакомиться с учениками школы №90 3 Б класса узнать интересы детей взаимоотношения в коллективе способствовать развитию отношений между детьми и практикантами. создать условия которые способствуют быстрому и благоприятному зна...
13089. Виховна година. Чорнобильська катастрофа, її причини та наслідки 64.5 KB
  Виховна година: Чорнобильська катастрофа її причини та наслідки Мета. Розширити знання дітей про Чорнобильську трагедію наголосити про потенційну небезпеку радіації для усього живого розповісти про ліквідаторів аварії на Чорнобильській АЕС показати що чужої б
13090. Правила школьной жизни. Классный час для первокласников 34 KB
  Классный час для первоклассников Правила школьной жизни Проходя сложный путь социализации ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности которая выступает как стрессор длительного действия истощающий запас адаптационной энергии. Пробл...
13091. Классный час «Что такое толерантность» 39 KB
  Классный час Что такое толерантность /15 классы/ Классный час проводится волонтёрами-старшеклассниками. Цель: Знакомство и работа с понятием толерантная личность. Здравствуйте дети Меня зовут. Сегодня я пришла пришёл к вам чтобы рассказать вам о дружбе