41141

Объекты логистического управления

Лекция

Логистика и транспорт

Материальные потоки их характеристика и классификация. Финансовые информационные потоки и потоки услуг. Материальные потоки их характеристика и классификация. Материальные потоки образуются в результате транспортировки складирования и выполнения других материальных операций с сырьем полуфабрикатами и готовыми изделиями начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Русский

2013-10-23

85 KB

65 чел.

PAGE  12

ТЕМА 2. Объекты логистического управления

1. Материальные потоки, их характеристика и классификация.

2. Финансовые, информационные потоки и потоки услуг.

3. Логистические операции.

4. Общие схемы взаимодействия потоков (самостоятельно).

1. Материальные потоки, их характеристика и классификация.

Вспомним, что с позиции бизнеса большинство определений трактуют логистику как науку и практику управления материальными потоками, а также связанными с ними информацией, финансами и сервисом.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Или более точное определение: «Материальный поток - это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.».

Выделение и анализ всех логистических операций на пути материального потока позволяет увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю и позволяет проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка и получения необходимого экономического результата.

Именно для этого, нужно рассматривать материальный поток как понятие, имеющее размерность. И это дробь, в числителе которой единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и др.). Объем груза по отдельной операции (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.), рассчитанный за определенный промежуток времени представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Материальный поток в определённые моменты времени может быть запасом материального ресурса, незавершенного производства или готовой продукции, если материальный поток не находится в состоянии движения.

В управлении материальными потоками нужно учитывать большое разнообразие грузов, которое ложится в основу специфики производимых с ним логистических операций. Поэтому, безусловно, важен вопрос о характеристиках материального потока и связанной с ними классификации.

Материальный поток характеризуется определённым набором параметров, которые и ложатся в основу классификации:

  •  номенклатура, ассортимент и количество продукции;
  •  габаритные     характеристики     (объём,     площадь,     линейные размеры);
  •  весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто); v   физико-химические характеристики груза;
  •  характеристики    тары    (упаковки),    транспортного    средства (грузоподъемность, грузовместимость);
  •  условия договоров купли - продажи (передачи в собственность, поставки);
  •  условия транспортировки и страхования;
  •  финансовые (стоимостные) характеристики и др.;

В классификации материальных потоков выделены следующие основные группы:

1. По отношению к логистической   системе   материальный поток
может быть
внутренним (не выходящим за пределы логистической системы)
и
внешним (выходящим за пределы логистической системы). Который, в
свою очередь бывает
входящим в логистическую систему из внешней среды
и
выходящим из логистической системы во внешнюю среду.

2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки также делятся на входные и выходные (что такое логистическая система и звено логистической системы мы подробно определим позже).

3. По     номенклатуре     материальные     потоки     делятся     на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой обычно понимается систематизированный перечень групп, подгрупп, видов продукции в натуральном выражении для статистической отчетности, учёта и планирования.

Классификация и кодирование продукции в Украине осуществляются на основе ОКП - Общеукраинского классификатора продукции народного хозяйства - систематизированного перечня классов, подклассов и других группировок промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Для классификации и кодирования продукции за рубежом используются:

-МСТК - Международная стандартная торговая классификация;

-НСТС - Номенклатура Совета таможенного сотрудничества.

4. По   ассортименту   материальные   потоки   можно   разделить   на
одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо,
т.к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.
Ассортимент    продукции    -    это    состав    и    соотношение    продукции
определённого  вида или  наименования,  отличающиеся  между собой  по
сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами, будет существенно отличаться от процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

5. Грузы в процессе сортировки могут быть классифицированы по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др.

Например, при транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются:

а) в зависимости от весовых и объёмных показателей:

  •  тяжеловесные (масса одного места больше 500кг);
  •  большой массы (масса от 100 до 500 кг);
  •  легковесные (не обеспечивающие полного использования грузовместимости);
  •  негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки);

б) по физико-химическим свойствам:

  •  сыпучие (перевозимые навалкой);
  •  наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях;
  •  штучные (единицей измерения которых являются штуки);
  •  тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешков, ящиков, рулонов и т.п.).

При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования грузоподъемности автомобилей и формированию сдельных тарифов. В то же время с точки зрения характера погрузочных - разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов:

  •  тарно-упаковочные и штучные;
  •  тяжеловесные;
  •  навалочные;
  •  лесоматериалы;
  •  металлы и металлические изделия;
  •  зерновые грузы и овощи;
  •  наливные грузы.

По способу затаривания при транспортировке различают грузы в:

  •  контейнерах;
  •  поддонах (паллетах);
  •  ящиках;
  •  флягах;
  •  бутылях;
  •  мешках и т.д.

6. По характеру движения во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам
относятся,    например,    потоки    сырья    и    материалов    в    непрерывных
производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки
нефтепродуктов,    газа,     перемещаемые    с    помощью    трубопроводного
транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными
во времени.

7. По степени детерминированности параметров потока различают
детерминированные        и        стохастические        материальные        потоки.
Детерминированным потокам называется поток с полностью известными
(детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не
известен или является случайной величиной (процессом), то материальный
поток называется стохастическим.

2. Финансовые, информационные потоки и потоки услуг.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне нее.

Основной целью финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.

Возможно опираться на ряд параметров финансового потока: доступность и ликвидность финансовых ресурсов, упорядоченность и подконтрольность движения финансовых средств, число и конкурентоспособность источников и потребителей финансовых ресурсов.

Чем крупнее логистическая система, тем более многочисленные и разветвленные в ней логистические цепочки и тем сложнее схемы движения финансовых потоков. В современных условиях усложнения производственных, транспортных и распределительных систем процесс управления     финансами     дополнительно     усложняется.     Актуальними становятся структурирование потоков, определение их характеристик, факторов влияния, прозрачности.

К характиристикам финансового потока относятся объём, стоимость, время и направление.

Объем потока указывается в его документарном, электронном или каком - либо другом сопровождении в денежных единицах.

Стоимость потока определяют затратами на его организацию.

Время, как и направление финансового потока, определяют по отношению к организующему его предприятию. Различают входящие и исходящие потоки. Например, предоплата - входящий поток, а оплата поставок - исходящий поток.

Перечисленные характеристики финансовых потоков определяют на основе информации об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах и движении материальных потоков. Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики, потребностей предприятия и его места в логистической системе.

Следует ввести понятие финансовая операция - совокупность двух или более взаимосвязанных финансовых потоков. Например, привлечение ресурсов, их вложение в производство и получение выручки от реализации -финансовая операция, состоящая как минимум из трех потоков.

Для финансовых операций определяют такие параметры, как рентабельность и прибыльность, показывающие, насколько эффективны воздействия на потоки. Можно определить ряд других параметров, существенных для управления финансовыми потоками. Например, для распределительного логистического центра, в котором приход и расход финансовых ресурсов происходят неравномерно, важно рассчитать плотность финансового потока в единицу времени. При организации закупок, можно рассчитать временной разрыв между получением информации от поставщика (входящий информационный поток) и осуществлением предоплаты (входящий финансовый поток).

Воздействия на характеристики финансовых потоков приводят к изменению схем движения материальных и информационных потоков, и, наоборот, стоимость, время и объем используемых материальных ресурсов определяют параметры финансовых операций. Подобная корреляция потоковых процессов дает ряд преимуществ при планировании, организации и контроле за движением ресурсов в логистической системе.

Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обуславливает необходимость проведения их подробной классификации. В основе классификации финансовых потоков лежат следующие признаки: отношение к логистической системе; направление движения; назначение; форма расчета; вид хозяйственных связей; способ переноса авансированной стоимости.

По отношению к логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется в результате выполнения ряда логистических операций и функций.

По направлению движения внешние финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие:

Входящий     финансовый     поток     поступает     в    рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

Выходящий   финансовый   поток   начинается   внутри   логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

Обусловленные процедурами закупки товаров;

Инвестиционные потоки;

Материальные затраты, связанные с рабочей силой;

Материальные затраты, обусловленные производственной
деятельностью предприятий;

Возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров.

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:

Денежные потоки, характеризующие движение наличных средств

Информационно-финансовые потоки, обусловленные движением
безналичных средств.

По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые - между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Информационный поток. Что это такое и каковы его характеристики.

Информационные поток - поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций.

Информационные потоки делятся на внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы или между логистической системой и внешней средой).

По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий - на магнитных носителях, в виде электронных программ и т.п.

По   времени   возникновения   и   периодичности   использования информационные потоки бывают регулярные, периодические, оперативные, on line, off line.

По степени открытости и уровню значимости информационные потоки бывают открытые, закрытые, коммерческие, секретные (конфиденциальные), простые, заказные.

По способу передачи данных: курьер, почта, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс, телекоммуникационные сети.

Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами. Во-первых, потребителю важна информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и др., она является необходимым элементом потребительского логистического сервиса. Во-вторых, наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спросе. И, наконец, в-третьих, информация повышает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.

Рассмотрим, что такое сервисные потоки с позиции логистики, и каковы их основные характеристики.

Сервисные потоки - потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Сервисные услуги могут оказываться например, одними фирмами-участницами логистической системы другим в процессе продвижения логистических потоков производителя к потребителю. Здесь уместно поговорить о так называемых «трех сторонах» в логистике.

Для фирм-производителей или торговых компаний эти стороны слудующие:

1-я сторона - поставщики материального ресурса или готовой
продукции

2-я сторона - потребители готовой продукции

3-я сторона - логистические посредники

В зарубежной практике даже появился специальный термин Third Party Logistics (3PL) - «третья сторона в логистике» или логистический посредник. Основными логистическими посредниками (третьей стороной), для фирм-производителя или торговой компании являются например, перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы. Вспомогательные логистические посредники - это страховые и охранные предприятия, таможенные брокеры, сюрвейера, банки и другие финансовые учреждения, осуществляющие расчеты за логистические функции/операции, предприятия информационно-компьютерного сервиса и др.

Несмотря на важность оказываемого сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками материального потока. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

Неосязаемость     сервиса.     Заключается     в     сложности     для
поставщиков сервиса
 объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

Сервис  - деятельность  (процесс)  и  поэтому не  может  быть
протестирован прежде, чем покупатель его купит.

Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных)
услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.

Качество и привлекательность сервиса зависят от способности
покупателя оценить его в итоге (в общем плане).

Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе, в частности в сфере дистрибьюции товаров. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу».

При этом могут возникнуть две ситуации:

  1.  если   особых   проблем   при   «доставке»   сервиса   нет,   то
    поставщик   действительно   может   убедить   покупателя   в
    высоком качестве сервиса;
  2.  если   возникают   проблемы,   то   ситуацию,   как   правило,
    исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством
    ни обладал сервис.

3. Логистические операции.

Материальный поток получается в результате совокупности действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, которая отвечает этому потоку. Выполняемые при этом действия также принадлежат к логистическим операциям.

Логистическая операция - это отделенная совокупность действий с реализации логистических функций, направленная на преобразование материального и/или информационного потока.

Выделяют такие логистические операции.

За природой потока:

а) логистическикие операции с материальным потоком:

  •  складирование;
  •  транспортировка;
  •  комплектация;
  •  загрузка;
  •  разгрузка;
  •  внутренние перемещения сырья и материалов во время реализации логистических функций производства;
  •  упаковывание груза;
  •  укрупнение грузовых единиц;
  •  сохранение.

б) логистические операции с информационным потоком:

  •  сбор информации;
  •  сохранение информации;
  •  обработка информации;
  •  передача информации.

2. По отношению к логистической системе:

а) внешние  -   ориентированные на интеграцию логистической системы с внешней средой (операции в сфере снабжения и сбыта);

б) внутренние - операции, которые выполняются внутри логистической системы.

На внешние логистичные операции случайные сменные влияют в большей мере, чем внутренние.

3. За характером выполнения работ:

а) операции с добавленной стоимостью, которые изменяют свойства товаров (раскрой, расфасовка, сушение и т.д.);

б) операции без добавленной стоимости (сохранение товаров).

4. За переходом права собственности на товар:

а) односторонние - операции, не связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков, выполняются внутри логистической системы;

б) двусторонние - операции, связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков от одной юридического лица к другому.

К логистическим операциям можно также зачислить такие, как прогнозирование, контроль, оперативное управление.

Укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию мегалогистической системы, называется логистической функцией. К основным логистическим функциям принадлежат:

  •  снабжение;
  •  производство;
  •  сбыт.

Действительно, указанные три логистические функции реализуются практически любым товаропроизводителем. Среди других логистических функцй, которые имеют поддерживаемый характер трех вышеперечисленных, можно выделить: транспортировку, управление запасами, складирование, информационно-компьютерную поддержку, поддержку стандартов обслуживание потребителей и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8401. Турция, Китай, Индия, Япония 40 KB
  Турция, Китай, Индия, Япония В колониях и зависимых странах под влиянием революционных событий в России все шире разворачивалась борьба за национальную независимость. В ходе этой борьбы ставились вопросы не только освобождения, но и обновления об...
8402. Китай в ХХ веке 55 KB
  Китай в ХХ веке. Версальский мирный договор 1919г., санкционировавший право Японии на германские владения в Шаньдуне, вызвал волну возмущения в Китае, надеявшимся стать союзником для держав Антанты в 1-й мировой войне. 4 мая 1919г....
8403. Периодизация истории и культуры Древнего Китая 196.5 KB
  Периодизация истории и культуры Древнего Китая Древнейший период - V - III тыс. до н.э. Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI - XI вв. до н.э.), I китайское государство Периоды Чжоу и Чжаньго XI...
8404. Современный Китай: тенденции развития экономики и политики. 119.5 KB
  Современный Китай: тенденции развития экономики и политики. Борьба за реформы и перестановки в КПК. Основные аспекты политической и экономической безопасности КНР. Китай, несмотря на его гигантские успехи в развитии экономики, - остается...
8405. Китайская система менеджмента 1 MB
  Китайская система менеджмента Общая информация о Китае. До недавних пор американские компании переводили свои производственные мощности в Китай и нанимали китайцев для выполнения низкооплачиваемой работы. Теперь ситуация начинает меняться. Китайская...
8406. Древний Китай 64.5 KB
  Древний Китай История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1) Шан (Инь) - XVIII-XII вв. до н.э. 2) Чжоу - 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э. 3) Цинь - 221 г. до н.э. - 207 г. до н.э. 4) Хань - 206 г...
8407. Реклама и ценностные ориентиры в обществе 206.38 KB
  Объектом данной курсовой работы является PR-деятельность страховой компании Альфастрахование. Данная компания была выбрана в качестве объекта исследования, так как позиционирует себя как одна из лучших страховых компаний в России и имеет богатую историю, а значит и опыт, в сфере PR-стратегий.
8408. Право средневекового Китая 63.5 KB
  Право средневекового Китая. От этого времени до нас дошли два важных правовых памятника: Уголовное установление Тан (Тан Люй Шу И), составленный в годы правления императорской династии Тан (VII - X вв) и Законы Великой династии Мин, составлен...
8409. Право Древнего Китая 30 KB
  Право Древнего Китая. В древнекитайском праве земля формально считалась государственной собственностью, но фактически ею владела община. Власть получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о купле - продаже зем...