41160

Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Морфологические ошибки связаны с нарушением грамматических форм слов незнанием склонений с неправильным употреблением окончаний с неправильным ударением если это влияет на форму слова. Морфологостилистические ошибки связаны с использованием сложных конструкций характерных для официально делового и научного стиля в разговорном стиле.Синтаксические ошибки синтаксическим ошибкам относятся следующие: Нарушения в управлении.

Русский

2013-10-23

79 KB

196 чел.

Лекция №-4


Тема: Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка 


План:

  1.  
    морфологические нормы, которые могут вызвать затруднения;
  2.  
    морфологические ошибки;
  3.  
    морфолого-стилистические ошибки;
  4.  
    синтаксические нормы;
  5.  
    синтаксические ошибки;
  6.  
    синтаксисо-стилистические ошибки.



Литература:


1. Русский язык и культура речи: учебник / А.И.Дунаева, В.А Ефремова, В.Д.Черняк.Под.ред. В.Д.Черняк.Спб.:САГА:М.:Форум, 2007.

2.Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н.Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа, 2001.

4. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник: Для работников печати. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1986. — 304 с.

5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Рус.яз., 1986.

5. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М., 1988


^ Морфологические нормы - это нормы употребления грамматических форм слов.

Основная трудность изучения морфологических норм заключается в наличии вариантов.

Остановимся на некоторых морфологических нормах, которые могут вызвать затруднения:

^ I. Существительные

1. Большинство несклоняемых существительных - слова среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню).

К мужскому роду относятся слова, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферансье), к женскому - женского пола (мисс, леди).

Род иноязычных географических наименований определяется по родовому понятию: Онтарио(ср.р.) - озеро, Перу(ср.р.) - государство. Авеню (ж.р.)- улица.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА (ср.р) - информационно-телевизионное агентство.

Одушевленные заимствованные несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду, кроме тех случаев, когда имеется в виду самка. Например: Белый какаду сидел на ветке. Колибри снесла крошечное яйцо.

В русском языке есть группа существительных, род которых определить нельзя, так как они не имеют формы единственного числа: ворота, именины, каникулы, брюки, сани, сени, очки, обои, дрожжи, ножницы, сутки, заморозки, сумерки и другие.


Запомните !


М.р.


Ж.р.


Ср.р.


Общего рода


кофе, погон, рельс, рояль, толь, шампунь, тюль, аэрозоль, тамада, торнадо (ветер), атташе, хинди (язык)


бандероль, тушь, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, т`уфля, салями, иваси, цеце, авеню, кольраби (капуста), б`ери-б`ери (болезнь),


какао, турне, радио,кашне,

пальто,такси, депо, каланхоэ.


протеже, хиппи, визави, задира, растяпа, кутюрье, сирота




^ 2. Окончания существительных в форме мн.ч.


На -а/-я


На -ы/-и


отпуск
а


инженер
ы


паспорт
а


бухгалтер
ы


фельдшер
а


шофер
ы


профессор
а


полис
ы


повар
а


догов`ор
ы


директор
а


крем
ы


доктор
а


т`орт
ы


округ
а


столяр`
ы




^ 3. Окончания существительных 2-го склонения в род. п. мн.ч.

Окончания -ов, -ев

1. Названия национальностей с основой не на н,р: калмыков, киргизов, монголов, таджиков.

2. Мера веса, площадь: граммов, килограммов, гектаров.

3. Названия плодов: помидоров, апельсинов, мандаринов (но яблок, слив)

4. Слова с безударным окончанием -ья в именит. пад. мн. ч.: стульев, листьев, колосьев, верховьев.

5. Некоторые слова среднего рода на -ко: облако - облаков, очко-очков (но: яблоко - яблок).

6. Слова с суффиксом -ц(е): оконцев, болотцев (но: блюдец, полотенец).

Нулевое окончание

1. Названия национальностей, жителей какой-либо местности, сословных наименований с суффиксом -анин (англичан, армян, датчан, южан), с основой на н или р: трое осетин, башкир, грузин болгар, татар, бояр, дворян.

2. Названия войсковых наименований: группа солдат, партизан, гусар, кадет, Но при указании количества: шесть гусаров, пять кадетов

3. Названия некоторых единиц измерения в сочетании с числительными: пять вольт, ватт, ампер, рентген.

4. Названия парных предметов: пара валенок, сапог, чулок, погон (но: пара носков)

5. Слова с ударным окончанием -ья в именит, пад. множественного числа: сыновей, князей, мужей.

Запомните: яблок, плеч, мест, ружей, макарон, дядей, `яслей, долей, свечей, п`етель, туфель, скатерт`ей, консервов, мемуаров, мускулов, клипсов, брелоков.


^ Иностранные фамилии на –ов и –ин имеют в творительном падеже кончание –ом, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание –ым: Ср. Власовым и Дарвином.

^ II. Прилагательные

1.Краткую форму на енен образуют прилагательные с ударным суффиксом –енн(ый): безнравствен, естествен, могуществен, ответствен, существен (кроме своевременный - своевременен, блаженный - блажен).

2. Не употребляются формы слов более лучший, более худший, самый красивейший и т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение превосходной степени.

3. В современном русском литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени: бойчее и бойче, звонче, ловчее и ловче, слаще, хлестче и хлёстче.


^ III. Числительные

1. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных - только последнее слово. Например: Он уже распорядился полученными пятьюстами рублями. Нет двухсот пятидесяти трех человек. Депутат встретился с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью избирателями. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью книгами 

^ 2. Собирательные числительные двое - десятеро употребляются только с сущ., обозначающими лиц мужского пола, с сущ. дети, ребята, люди, лица в значениичеловек, с сущ., употребляющимися только во мн.ч. (двое саней), с личными местоимениями мы, вы, они (нас было трое). Собирательные числительные не употребляются с одушевленными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола.

^ 3. Форма оба не употребляется с сущ. женского рода, так как в русском языке есть форма жен. р. обе.


IV. Глаголы

1. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить.

2. В современном русском языке нет форм ложит, есть только кладёт, НО положит.

3. Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение - страдательное и возвратное, что создаёт неясность смысла. Например, выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами или их направляют).

4. Литературные формы: жжет, течет, печет, просторечные: жгет, текет, пекет.

5. В парах видеть - видать, слышать - слыхать, мучить - мучать, лазить - лазать первые глаголы - книжные, а вторые - разговорные.

6. Рекомендуются формы полощет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет).

7. Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).

8. Глаголы выздороветь, опротиветь, обессилеть спрягаются по 1 спр.: выздоровеют, опротивеют, обессилеют.


V. Местоимения

1. Формы для ней, от ней носят разговорный или устарелый характер.

2. Местоимения ихний в русском языке нет.

3. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.

4. Существительные с собирательным значением (студенчество, беднота, группа, народ) нельзя заменять личным местоимением 3-го л. мн.ч.

5. Местоимения свой, себя указывают на лиц, которые производят действие.


^ Морфологические ошибки

Морфологические ошибки связаны с нарушением грамматических форм слов, незнанием склонений, с неправильным употреблением окончаний, с неправильным ударением (если это влияет на форму слова).

Например: много чулков (правильно чулок), но нет носок (правильно носков) 

много делов (правильно дел), нет местов (правильно мест)

более крас`ивее (правильно более красивый или крас`ивее)

самый крас`ивейший (правильно самый красивый или крас`ивейший).


Морфолого-стилистические ошибки

Морфолого-стилистические ошибки связаны с использованием сложных конструкций, характерных для официально - делового и научного стиля в разговорном стиле.

Например: Сегодня обед был более вкусным, чем вчера.( вкуснее) 

За стеной кто-то движет шкаф (двигает)


^ Синтаксические нормы


Синтаксис (от греч. syntaxis - сцепление, соединение) - это раздел науки о языке, изучающий законы организации связной речи, способы соединения слов в процессе коммуникации. Основные единицы синтаксиса - предложение и словосочетание. Но словосочетание не имеет самостоятельного коммуникативного значения (словосочетание является частью предложения) и занимает в синтаксисе подчиненное место.


^ Согласование сказуемого с подлежащим


♦ При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательном значении (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с существительным во множественном числе и родительном падеже, сказуемое обычно ставится во мн.ч., если речь идет о предметах одушевлённых; в ед.ч., если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

♦ При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн.ч.

♦ При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.

♦ При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч. и согласуется в роде.

♦ При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед.ч.

♦ При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед.ч.

♦ При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами. Например, «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым; «Отцы и дети»написаны И.С. Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить родовое наименование. Следует говорить так: Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым.

♦ При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположено); кафе-столовая отремонтирована.


^ Предложения с однородными членами

♦ Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия. Например: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.

♦ Можно опускать одинаковые предлоги при перечислении однородных членов предложения, но нельзя опускать разные предлоги: ^ Мы были в кино, парке и на стадионе.

♦ Однородные члены предложения могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами: Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределённая форма глагола. Нельзя говорить: Я люблю английский язык и решать примеры.


Деепричастные обороты


♦ Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например: ^ Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

♦ Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Сделав работу и думая о завтрашнем дне, он предвкушал удачу.

♦ Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией: ^ Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.

♦ Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении, в котором подлежащее выражено логически: ^ Подходя к лесу, мне стало холодно.


Синтаксические ошибки


К синтаксическим ошибкам относятся следующие: 

1) Нарушения в управлении.

Следует различать конструкции с близкими по значению словами и словосочетаниями, которые имеют разное управление.

Например: отчитаться в чем-либо - сделать отчет о чем-либо; 

превосходство над чем-либо - преимущество перед чем-либо;

уверенность в чем-либо - вера во что-либо;

оплатить проезд - заплатить за проезд

^ Синтаксические ошибки допущены в следующих предложениях:

• Убедившись, что ничего больше от (из) выступающих не вытянешь, решили прения закрыть.

• В (на) первом этапе соревнований могут состязаться как студенты, так и сотрудники института.

Часто в предложениях при двух или нескольких управляющих словах имеется дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, говорить и писать о современной литературе. Но если зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления, то возникает ошибка.

Например: ^ Мы любим и гордимся своей Родиной (любим что? гордимся чем?) Следовательно, правильно будет: Мы любим свою Родину и гордимся ею.

2) Ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Например: ^ Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В данном предложении основное действие выражено глаголом "слетела". Это сказуемое относится к слову "шляпа". Получается, что шляпа подъезжала к станции. Правильно будет: Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа или Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

^ 3) Нарушение порядка слов.

Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.

Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе "не только, но и". Правильно будет: ^ Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.

4) Нарушение согласования.

Например: Молодая врач пришла на прием.

Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим "врач" и определением "молодая", что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) - допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришел (или пришла) на прием ( если речь идет о женщине).


^ Синтаксисо-стилистические ошибки.

Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.

Например: Он есть мой брат.

Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля. В разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.


Вопросы:

  1.  
    Дайте определение морфологических норм.
     


2. Приведите примеры существительных, имеющих в форме мн.ч.окончания –ы(-и), -а(-я).

3. Какие существительные 2-го склонения в род. п. мн.ч. имеют окончания –ов(-ев), а какие – нулевое?

  1.  
    Какое окончание имеют в творительном падеже иностранные фамилии на –ов и –ин ? Приведите примеры.
  2.  
    Расскажите о сложных морфологических нормах, касающихся прилагательных.
  3.  
    Расскажите об основных нормах употребления числительных.
  4.  
    Расскажите об основных нормах употребления глаголов.
  5.  
    Расскажите об основных нормах употребления местоимений.
  6.  
    С чем связаны морфологические ошибки? Приведите примеры.
  7.  
    С чем связаны морфолого-стилистические ошибки? Приведите примеры.


11. Что изучает синтаксис? 

12. С чем связаны синтаксические ошибки?

13.С чем связаны синтаксисо-стилистические ошибки?

14. Расскажите о правилах согласования сказуемого с подлежащим.

15. Расскажите о правилах построения предложений с однородными членами.

16. Расскажите о правилах употребления деепричастных оборотов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70265. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации 83 KB
  Система маркетинговой информации это постоянно действующая система взаимосвязи людей оборудования и методических приемов предназначенная для сбора классификации анализа оценки и распространения актуальной своевременной и точной...
70266. Сущность, принципы, методы и функции маркетинга. Виды маркетинговой деятельности 51.5 KB
  Отметим что спрос это платежеспособная потребность возникающая при наличии у потенциального покупателя свободных денежных средств и неудовлетворенной потребности удовлетворяемой данным товаром. В зависимости от характера и объема существующего и желательного спроса используют...
70269. Визначення ризику портфеля цінних паперів 95 KB
  Для дохідності як випадкової величини варіація що оцінює ступінь відхилення можливих конкретних значень або очікуваної дохідності слугує мірою ризику пов’язаного з даною дохідністю. Формула для визначення варіації дохідності го активу записується наступним чином...
70271. Разрезы 549.57 KB
  Изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями, называют разрезом. Мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета.
70272. Избранные лекции по экономике (для медицинских Вузов). Учебно-методическое пособие 2.59 MB
  Название «экономика» произошло от греческих слов: oikos – дом и nomos – закон, иначе управление домашним хозяйством. Домашнее хозяйство является моделью функционирования, как многих организаций (потому, что они перерабатывают редкие экономические ресурсы и производят товары и услуги...
70273. Экономика предприятия (Экономика фирмы): Курс лекций 992.5 KB
  Если предприятие производит быстро устаревающую морально продукцию то оно заинтересовано в скорейшей замене своих ОС а поэтому заинтересовано в ускоренной амортизации чтобы быстрее сформировать необходимые средства на замену оборудования машин...