41160

Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка

Лекция

Иностранные языки, филология и лингвистика

Морфологические ошибки связаны с нарушением грамматических форм слов незнанием склонений с неправильным употреблением окончаний с неправильным ударением если это влияет на форму слова. Морфологостилистические ошибки связаны с использованием сложных конструкций характерных для официально делового и научного стиля в разговорном стиле.Синтаксические ошибки синтаксическим ошибкам относятся следующие: Нарушения в управлении.

Русский

2013-10-23

79 KB

202 чел.

Лекция №-4


Тема: Морфологические и синтаксические нормы русского литературного языка 


План:

  1.  
    морфологические нормы, которые могут вызвать затруднения;
  2.  
    морфологические ошибки;
  3.  
    морфолого-стилистические ошибки;
  4.  
    синтаксические нормы;
  5.  
    синтаксические ошибки;
  6.  
    синтаксисо-стилистические ошибки.



Литература:


1. Русский язык и культура речи: учебник / А.И.Дунаева, В.А Ефремова, В.Д.Черняк.Под.ред. В.Д.Черняк.Спб.:САГА:М.:Форум, 2007.

2.Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н.Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа, 2001.

4. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник: Для работников печати. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1986. — 304 с.

5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.: Рус.яз., 1986.

5. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М., 1988


^ Морфологические нормы - это нормы употребления грамматических форм слов.

Основная трудность изучения морфологических норм заключается в наличии вариантов.

Остановимся на некоторых морфологических нормах, которые могут вызвать затруднения:

^ I. Существительные

1. Большинство несклоняемых существительных - слова среднего рода, называющие неодушевленные предметы (какао, кафе, меню).

К мужскому роду относятся слова, обозначающие лиц мужского пола (маэстро, конферансье), к женскому - женского пола (мисс, леди).

Род иноязычных географических наименований определяется по родовому понятию: Онтарио(ср.р.) - озеро, Перу(ср.р.) - государство. Авеню (ж.р.)- улица.

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова: ИТА (ср.р) - информационно-телевизионное агентство.

Одушевленные заимствованные несклоняемые существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду, кроме тех случаев, когда имеется в виду самка. Например: Белый какаду сидел на ветке. Колибри снесла крошечное яйцо.

В русском языке есть группа существительных, род которых определить нельзя, так как они не имеют формы единственного числа: ворота, именины, каникулы, брюки, сани, сени, очки, обои, дрожжи, ножницы, сутки, заморозки, сумерки и другие.


Запомните !


М.р.


Ж.р.


Ср.р.


Общего рода


кофе, погон, рельс, рояль, толь, шампунь, тюль, аэрозоль, тамада, торнадо (ветер), атташе, хинди (язык)


бандероль, тушь, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, т`уфля, салями, иваси, цеце, авеню, кольраби (капуста), б`ери-б`ери (болезнь),


какао, турне, радио,кашне,

пальто,такси, депо, каланхоэ.


протеже, хиппи, визави, задира, растяпа, кутюрье, сирота




^ 2. Окончания существительных в форме мн.ч.


На -а/-я


На -ы/-и


отпуск
а


инженер
ы


паспорт
а


бухгалтер
ы


фельдшер
а


шофер
ы


профессор
а


полис
ы


повар
а


догов`ор
ы


директор
а


крем
ы


доктор
а


т`орт
ы


округ
а


столяр`
ы




^ 3. Окончания существительных 2-го склонения в род. п. мн.ч.

Окончания -ов, -ев

1. Названия национальностей с основой не на н,р: калмыков, киргизов, монголов, таджиков.

2. Мера веса, площадь: граммов, килограммов, гектаров.

3. Названия плодов: помидоров, апельсинов, мандаринов (но яблок, слив)

4. Слова с безударным окончанием -ья в именит. пад. мн. ч.: стульев, листьев, колосьев, верховьев.

5. Некоторые слова среднего рода на -ко: облако - облаков, очко-очков (но: яблоко - яблок).

6. Слова с суффиксом -ц(е): оконцев, болотцев (но: блюдец, полотенец).

Нулевое окончание

1. Названия национальностей, жителей какой-либо местности, сословных наименований с суффиксом -анин (англичан, армян, датчан, южан), с основой на н или р: трое осетин, башкир, грузин болгар, татар, бояр, дворян.

2. Названия войсковых наименований: группа солдат, партизан, гусар, кадет, Но при указании количества: шесть гусаров, пять кадетов

3. Названия некоторых единиц измерения в сочетании с числительными: пять вольт, ватт, ампер, рентген.

4. Названия парных предметов: пара валенок, сапог, чулок, погон (но: пара носков)

5. Слова с ударным окончанием -ья в именит, пад. множественного числа: сыновей, князей, мужей.

Запомните: яблок, плеч, мест, ружей, макарон, дядей, `яслей, долей, свечей, п`етель, туфель, скатерт`ей, консервов, мемуаров, мускулов, клипсов, брелоков.


^ Иностранные фамилии на –ов и –ин имеют в творительном падеже кончание –ом, в отличие от русских фамилий, имеющих окончание –ым: Ср. Власовым и Дарвином.

^ II. Прилагательные

1.Краткую форму на енен образуют прилагательные с ударным суффиксом –енн(ый): безнравствен, естествен, могуществен, ответствен, существен (кроме своевременный - своевременен, блаженный - блажен).

2. Не употребляются формы слов более лучший, более худший, самый красивейший и т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение превосходной степени.

3. В современном русском литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени: бойчее и бойче, звонче, ловчее и ловче, слаще, хлестче и хлёстче.


^ III. Числительные

1. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных - только последнее слово. Например: Он уже распорядился полученными пятьюстами рублями. Нет двухсот пятидесяти трех человек. Депутат встретился с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью избирателями. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью книгами 

^ 2. Собирательные числительные двое - десятеро употребляются только с сущ., обозначающими лиц мужского пола, с сущ. дети, ребята, люди, лица в значениичеловек, с сущ., употребляющимися только во мн.ч. (двое саней), с личными местоимениями мы, вы, они (нас было трое). Собирательные числительные не употребляются с одушевленными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола.

^ 3. Форма оба не употребляется с сущ. женского рода, так как в русском языке есть форма жен. р. обе.


IV. Глаголы

1. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить.

2. В современном русском языке нет форм ложит, есть только кладёт, НО положит.

3. Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение - страдательное и возвратное, что создаёт неясность смысла. Например, выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами или их направляют).

4. Литературные формы: жжет, течет, печет, просторечные: жгет, текет, пекет.

5. В парах видеть - видать, слышать - слыхать, мучить - мучать, лазить - лазать первые глаголы - книжные, а вторые - разговорные.

6. Рекомендуются формы полощет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет (а не: полоскает, плескает, махает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет).

7. Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, хрип, чах (а не: сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).

8. Глаголы выздороветь, опротиветь, обессилеть спрягаются по 1 спр.: выздоровеют, опротивеют, обессилеют.


V. Местоимения

1. Формы для ней, от ней носят разговорный или устарелый характер.

2. Местоимения ихний в русском языке нет.

3. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.

4. Существительные с собирательным значением (студенчество, беднота, группа, народ) нельзя заменять личным местоимением 3-го л. мн.ч.

5. Местоимения свой, себя указывают на лиц, которые производят действие.


^ Морфологические ошибки

Морфологические ошибки связаны с нарушением грамматических форм слов, незнанием склонений, с неправильным употреблением окончаний, с неправильным ударением (если это влияет на форму слова).

Например: много чулков (правильно чулок), но нет носок (правильно носков) 

много делов (правильно дел), нет местов (правильно мест)

более крас`ивее (правильно более красивый или крас`ивее)

самый крас`ивейший (правильно самый красивый или крас`ивейший).


Морфолого-стилистические ошибки

Морфолого-стилистические ошибки связаны с использованием сложных конструкций, характерных для официально - делового и научного стиля в разговорном стиле.

Например: Сегодня обед был более вкусным, чем вчера.( вкуснее) 

За стеной кто-то движет шкаф (двигает)


^ Синтаксические нормы


Синтаксис (от греч. syntaxis - сцепление, соединение) - это раздел науки о языке, изучающий законы организации связной речи, способы соединения слов в процессе коммуникации. Основные единицы синтаксиса - предложение и словосочетание. Но словосочетание не имеет самостоятельного коммуникативного значения (словосочетание является частью предложения) и занимает в синтаксисе подчиненное место.


^ Согласование сказуемого с подлежащим


♦ При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательном значении (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с существительным во множественном числе и родительном падеже, сказуемое обычно ставится во мн.ч., если речь идет о предметах одушевлённых; в ед.ч., если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

♦ При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн.ч.

♦ При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.

♦ При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч. и согласуется в роде.

♦ При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед.ч.

♦ При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед.ч.

♦ При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами. Например, «Герой нашего времени» написан М.Ю. Лермонтовым; «Отцы и дети»написаны И.С. Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить родовое наименование. Следует говорить так: Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым.

♦ При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет. Например, вагон-кафе расположен (а не расположено); кафе-столовая отремонтирована.


^ Предложения с однородными членами

♦ Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия. Например: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.

♦ Можно опускать одинаковые предлоги при перечислении однородных членов предложения, но нельзя опускать разные предлоги: ^ Мы были в кино, парке и на стадионе.

♦ Однородные члены предложения могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами: Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке. Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределённая форма глагола. Нельзя говорить: Я люблю английский язык и решать примеры.


Деепричастные обороты


♦ Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например: ^ Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

♦ Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Сделав работу и думая о завтрашнем дне, он предвкушал удачу.

♦ Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией: ^ Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.

♦ Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении, в котором подлежащее выражено логически: ^ Подходя к лесу, мне стало холодно.


Синтаксические ошибки


К синтаксическим ошибкам относятся следующие: 

1) Нарушения в управлении.

Следует различать конструкции с близкими по значению словами и словосочетаниями, которые имеют разное управление.

Например: отчитаться в чем-либо - сделать отчет о чем-либо; 

превосходство над чем-либо - преимущество перед чем-либо;

уверенность в чем-либо - вера во что-либо;

оплатить проезд - заплатить за проезд

^ Синтаксические ошибки допущены в следующих предложениях:

• Убедившись, что ничего больше от (из) выступающих не вытянешь, решили прения закрыть.

• В (на) первом этапе соревнований могут состязаться как студенты, так и сотрудники института.

Часто в предложениях при двух или нескольких управляющих словах имеется дополнение. Такие конструкции правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, говорить и писать о современной литературе. Но если зависимое слово стоит при словах, требующих разного управления, то возникает ошибка.

Например: ^ Мы любим и гордимся своей Родиной (любим что? гордимся чем?) Следовательно, правильно будет: Мы любим свою Родину и гордимся ею.

2) Ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Например: ^ Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.

Деепричастный оборот обозначает добавочное действие к основному. В данном предложении основное действие выражено глаголом "слетела". Это сказуемое относится к слову "шляпа". Получается, что шляпа подъезжала к станции. Правильно будет: Когда я подъезжал к станции, с меня слетела шляпа или Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

^ 3) Нарушение порядка слов.

Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.

Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе "не только, но и". Правильно будет: ^ Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.

4) Нарушение согласования.

Например: Молодая врач пришла на прием.

Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим "врач" и определением "молодая", что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) - допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришел (или пришла) на прием ( если речь идет о женщине).


^ Синтаксисо-стилистические ошибки.

Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.

Например: Он есть мой брат.

Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля. В разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.


Вопросы:

  1.  
    Дайте определение морфологических норм.
     


2. Приведите примеры существительных, имеющих в форме мн.ч.окончания –ы(-и), -а(-я).

3. Какие существительные 2-го склонения в род. п. мн.ч. имеют окончания –ов(-ев), а какие – нулевое?

  1.  
    Какое окончание имеют в творительном падеже иностранные фамилии на –ов и –ин ? Приведите примеры.
  2.  
    Расскажите о сложных морфологических нормах, касающихся прилагательных.
  3.  
    Расскажите об основных нормах употребления числительных.
  4.  
    Расскажите об основных нормах употребления глаголов.
  5.  
    Расскажите об основных нормах употребления местоимений.
  6.  
    С чем связаны морфологические ошибки? Приведите примеры.
  7.  
    С чем связаны морфолого-стилистические ошибки? Приведите примеры.


11. Что изучает синтаксис? 

12. С чем связаны синтаксические ошибки?

13.С чем связаны синтаксисо-стилистические ошибки?

14. Расскажите о правилах согласования сказуемого с подлежащим.

15. Расскажите о правилах построения предложений с однородными членами.

16. Расскажите о правилах употребления деепричастных оборотов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35068. ПРАВОВЕДЕНИЕ Учебное пособие 895 KB
  Теория государства и права 5 Раздел 2. Основные положения гражданского права Российской Федерации 46 Раздел 5. Основы трудового права Российской Федерации 105 Раздел 7. Цель дисциплины дать понятия о системе права и ее отраслях что позволит студентам ориентироваться в правовых вопросах и самостоятельно осуществить защиту своих нарушенных прав; сформировать представления о сущности и основных направлениях Правоведения и развития современной России уяснение роли и места правовых дисциплин среди других...
35069. Післявоєнна відбудова народного господарства 41.5 KB
  Чоловіки пішли далі дорогами війни. За самовідданість у роки війни більше 300 трудящих району були нагороджені медаллю За доблесну працю у Великій Вітчизняній війні 19411945 р. Наслідки війни були трагічними вони давали про себе знати на кожному кроці.
35070. Наследственные аномалии сельскохозяйственных животных 203 KB
  4 Аномалии сельскохозяйственных животных обусловленные мутациями генов6 Аномалии у крупного рогатого скота.6 Аномалии у свиней8 Аномалии у лошадей.9 Аномалии у овец.
35071. ИСКУССТВО ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА. Как оценить человека за час 995 KB
  Как же узнать кто из них соответствует этому определению а кто нет Существует множество подходов к подбору и оценке персонала и автор директор по персоналу компании Johnson Johnson рассматривает большинство из них. В последнее время все чаще появляются статьи о том что при оценке инвестиционных рисков и при определении рыночной стоимости компании анализируется команда: в ряде случаев только топменеджеры в ряде случаев команда полностью. В ситуации когда в компании нет специалиста отдела персонала никто не владеет приемами...
35072. s, p, d-элементы, имеющие биологическое значение 100.44 KB
  Na получают электролизом расплава хлорида натрия NaCl, с добавлением NаСl2, КСl и NaF для снижения температуры плавления электролита до 600°C. Аноды изготовлены из графита, катоды — из меди или железа. Электролиз расплава проводят в стальном электролизере с диафрагмой. Параллельно с Na электролизом получают Cl2
35073. Теория государства и права. Сборник статей 2.92 MB
  и права является как бы деятельностью второго порядка – способом методом регуляции. Матузов вслед за многими другими авторами в своей работе призывает разграничивать понятия правовая коллизия и правовой конфликт указывая на то что конфликт – это противоречие между людьми в отличие от коллизий представляющих собой противоречия между нормами права способные служить причиной поводом для конфликта. Она появилась еще во времена зарождения самого права.
35074. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА 2.48 MB
  В ней рассмотрены основные концепции и психологические аспекты мотивации труда методы стимулирования работников и мотивационные ресурсы управления организацией. Исследования мотивации труда проведенные автором на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности позволили ему предложить новую систему диагностики мотивации труда работников. Они позволят руководителям выбрать из многообразия ресурсов методов и схем управления наиболее близкую для себя систему формирования мотивационного механизма и учтя специфические...
35075. СПРАВОЧНИК ПО ОТДЕЛКЕ МЕБЕЛИ 6.11 MB
  При первом способе необходимое по расчету количество красителя 01 – 05 к массе лака рабочей вязкости предварительно растворяют в растворителе. Некоторые красители изменяют цвет под действием перекисных соединений содержащихся в полиэфирных лаках [43]. Ее изготовляют из суховальцованных паст СВП спирторастворимых красителей и нитролака. Грунтовку НЦ – 0140 можно применять при отделке как полиэфирными так и нитроцеллюлозными лаками.
35076. Экономическое содержание налогов 33.93 KB
  а Государство и налоги б Влияние налогов на экономику и социальную жизнь . Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. В разные времена и в разных странах налоги собирались различными способами. По этой причине налоги в истории всегда ассоциировались с несправедливостью.