41183

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Лекция

Исторические личности и представители мировой культуры

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах.

Русский

2013-10-23

59.05 KB

90 чел.

Лекция читанная 8 сентября 2012г.

  1.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.

1.1. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитающих между германскими и сарматским племенами. При этом римский историк Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных иноплеменников. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

1.2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к. они, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавинов и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и давлением других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства - восточной, западной и южной - участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом.

1.3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в Повести временных лет (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дуная Нестор связывал с вавилонским столпотворением, приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их рассеиванию по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - волохов, вытеснивших славян с прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:

1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье в полях и потому так и прозвавшиеся;

2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;

3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи - между Припятью и Западной Двиной;

5) полочане- в бассейне р. Полоты;

6) кривичи - в верховьях Волги и Днепра;

7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода ляхов (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами - Радимом, который пришел и сел на р. Соже( приток Днепра) и Вятко - на р. Оке;

9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов;

10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;

11) белые хорваты - в Прикарпатье;

12-13) уличи и тиверцы - между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

3. ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. Необходимо отметить,что при подсеке урожай ржи мог достигать 150-200 пудов с га.(2457-3276 кг.) Большим считался урожай в 120сам

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века.

3.2. Другие виды деятельности. Наряду со скотоводством славяне занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути из варяг в греки, связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

4.1. Военная демократия. Сложнее реставрируются общественные отношения восточных славян. Византийский автор Прокопий Кесарийский (У1 в.) пишет:

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща. Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей - военных предводителей. При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом в этот период славяне переживали последний период общинного строя - эпоху военной демократии, предшествующую образованию государства. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором У1 в. - Маврикием Стратегом, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.

4.2. Переход от родовой общины к земледельческой. Кроме того происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.

4.3. Племенные княжения. Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княженье. Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего речь идет о славянах-волынянах (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в нач. У11 в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй - с Новгородом или его более древним предшественником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти местные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

5. РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

5.1 Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности- в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна. Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.

5.2. Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род - божественный образ родовой общины вмещал всю вселенную - небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу - богу неба и его сыновьям - Даждьбогу и Стрибогу - богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, творец молний, который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Макошь - богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в родственную мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был населен многочисленными берегинями,

5.3.Волхвы. Нет точных данных о языческих жрецах. Некоторые историки (Р.Скрынников), считают,что у Восточных славян не было ни жрецов , ни храмов; но были, упоминающиеся в летописях волхвы, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол) богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян. русалками, лешими и пр.

5.4. Уровень развития. В целом, славянское язычество не могло удовлетворить потребностям зарождавшихся у славян государств, ибо оно не имело разработанной социальной доктрины, способной объяснить реалии новой жизни. Дробный характер мифологии препятствовал целостному пониманию восточными славянами природного и социального окружения. У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.. К Х веку стала очевидной необходимость модернизации религиозной системы.

6. Выводы

6.1. Миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводили к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов.

6.2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян становилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.

6.3. В новых условиях, в ответ на изменения, происходящие как внутри славянского мира, так и во внешней среде намечается переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой. Другими словами,формы родоплеменной организации пришли в противоречие с элементами вечевого строя.

6.4. Усложняются и верования восточных славян На смену синкретическому Роду - главному богу славян-охотников с развитием земледелия приходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.

Итак, славяне VI-сер.IХ вв., сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций, т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

ЛИТЕРАТУРА

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М., 1999. Лекции 1-3, 7.

История России с древнейших времен до 1861 г. / Под. ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Седов В.В. Славяне в древности и раннем средневековье. Т. 1-2. М., 1994, 1995.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Топоров В.Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996.

1.2. Социально-политические предпосылки объединения славян и складыванию государственно-политического устройства .

1.2.1. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

1.2.2. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем(великим/верховным). Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя(великого), которую он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов соплеменников. Более того,верховная собственность была закреплена за великим князем, а сбор дани носил централизованный характер. Такая социально-экономическая ситуация, усиленная распределением дани среди дружины (она делилась на две части: подать и корм; подать шла великому князю и дружине, корм- в свою очередь, дробился так, что 2/3дохода  оставались в местной земле, а остальное поступало в казну), способствовала тому,что дружинники и аристократия не стремились обособиться от правителя (великого/верховного князя), как это было в период раннего феодализма в Европе. Таким образом на Руси происходила концентрация аристократии при княжеском дворе. Всё вышеперечисленное способствовало появлению особой феодальной формы собственности – коллективной, при которой дань приобретала элементы общегосударственного налога (несмотря,что в ней была и завуалированная контрибуция).Право назвать древнюю(конец IХ века) дань налогом даёт нам наличие такого факта,как земледельческое хозяйство Восточных славян. Дело в том, что земледельческое население Руси(99%)отдавало, при выплате дани, часть прибавочного продукта добытого земледельческим трудом. Поэтому, мы рассматриваем дань в конце IХ века , как феодальную ренту. Более того,при этой форме князь и дружинники становились совокупным господствующим классом. Историки (акад.В.А.Черепнин) назвали такую особенную ситуацию на Руси - государственным феодализмом. Население же Руси, по меткому замечанию, русских медиевистов,эксплуатировалось «коллективным феодалом». «Коллективный феодализм», в свою очередь, способствовал длительному существованию свободных общинников.

1.3. Духовные предпосылки.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников. Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он наделялся сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации обожествлению княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

1.4. Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосылкам следует отнести то давление, которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и викинги(берсеркеры).

1.4.1. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Получая со своих соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь, пушнину и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

1.4.2. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Подлинным эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

1.4.3. Не случайно, также, что долгое время великие князья на Руси назывались по примеру мощного государственного образования Хазарского каганата - хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников, которые, в предшествующие эпохи (гунны в 1У -У вв., авары в У11 в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению зародыша государственности.

В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам; некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние факторы; однако, представляется, что только взаимодействие как внутренних, так и внешних при недостаточной социально-экономической зрелости восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву, который произошел в славянском мире в 1Х-Х вв.

2. Основные этапы СКЛАДЫВАНИЯ  ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

2.1. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходило появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

2.2. На втором этапе (2-ая половина IХ- середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

2.2.1. Возникновение ядра восточнославянского государства. Данные Повести временных лет. Норманская теория. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, и пошел род на род и воевати почаша сами на ся. (Скорее всего в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати между которой шла борьба престижей). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.

Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т.н. норманнской теории, разработанной в ХУIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - Русь. Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.

Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном призвании варягов он считал поздней вставкой, дописанной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха. Русь же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам:

- Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам.

- Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от заморских варягов (свеев), захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства.

Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно, что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования древнерусского государства

- Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.

- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь из варяг в греки, подвел экономическую базу под складывающееся государство.

- Этноним русь северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя. Тогда, с одной стороны, становится понятным быстрое распространение этого понятия, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, чья племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а с другой, - быстрая ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославянские языческие культы и не державшихся за своих богов.

2.2.2. Объединение восточно-славянских племен. В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь дружин и воев (вооруженных свободных общинников) проводит военно-торговых экспедиции(походы) на Византию(907-911г.г.) В результате были подписаны выгодные для Руси договоры, обеспечивающие ей право беспошлинной торговли.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

2.3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги.

2.3.1. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает погосты, где сидел боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах. Ольга прекратила военно-торговые экспедиции связанные с мобилизацией огромного числа труженников от земли. Политика сына Ольги Святослава (964-972), добившегося победы над Хазарией и её полного уничтожения, предпринявшего походы на Дунай (970-971), требовала мобилизации значительных сил. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

2.3.2. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Сын Святослава и Малуши,

Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского периода было распространено многоженство. Владимир хитростью победил своего брата Ярополка в борьбе за киевский стол. Его первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. Пытался он укрепить и языческую веру, а вместе с ней княжескую власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную духовную революцию сверху - ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила,во многом из-за своего универсализмаубеждения в возможности спасения всех людей (идея универсализма присутствует в истории христианства, ислама, зороастризма, индуизма и других религий), вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

2.3.3. Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют былины, начал восприниматься народным сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

3. основные признаки ДРЕВНЕРУССКОГО государства к концу Х в.

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.

3. Система данничества.

4. Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной.

  1.  Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.

Таким образом власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а духовные и нравственные отношения оставались на уровне родоплеменных. Древнерусская народность складывалась в смешении трёх субъэтнических компонентов:земледельческого(славяно-балтского),охотничье-промыслового (финно-угорского) и кочевого(тюркского).Причём славянечисленно преобладали только в Юго-Западном(Прикарпатском) и Северном(Ильменском)районах.Можно сделать вывод,что древнерусская народность зарождалась как гетерогенная(соединительная)общность образуемая на основе трёх региональных хозяйственно-производственных структур(земледельческого,скотоводческого и промыслового) и трёх типов образа жизни-оседлого,кочевого и бродячего, а также смешения нескольких этносов, при значительном разнообразии религиозных верований. Поэтому великие киевские князья,в своей политике, не могли опираться на численно и культурно преобладающий этнос. Они очень нуждались в инструменте консолидации, которым и стало христианство.

4. Особенности образования государства восточных славян.

4.1. Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

4.2. Одной из особенностью древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

5. Историческое значение образования  государства у восточных славян

5.1. Образование государства создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли.

5.2. Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

5.3. Мощный импульс получает древнерусская культура.

5.4. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

5.5. Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало волны кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

5.6. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Литература

  1.  Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.). М., 1999. Лекции 4-5.
  2.  Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля?// История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IХ -нач. ХХв. М.,1991.
  3.  Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. - М., 1993. - 1-6.
  4.  Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско-скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986.
  5.  Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. Гл.1.
  6.  Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель.// Вопросы истории, 1991, 2.
  7.  Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.
  8.  Рыбаков Б.А. Мир истории. М.,1984.
  9.  Седов В.В. Русский каганат IХ века. // Отечественная история. 1998. 4.
  10.  Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории.1991, 6.
  11.  Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХУII века. М.,1994. с.11-37.

Ещё раз о Древнем.....(тезисы)

  1. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, язычество, как религиозная система, оказалась не способной идеологически обосновать происходящие перемены  в государстве и объединить общество (4-5 млн. чел.и протяж. территории в периметре-7тыс.км.) Западные страны - это номократия (номос - закон), то есть государства, которые, как считают сами западные учёные, зиждутся на власти закона. Восточные - этократия (этос - нрав, обычай), то есть государства, которые опираются, прежде всего, на власти традиции. Россия - это идеократия, страна, которой управляют идеи.
  2. Крещение стало результатом активного стремления правящих слоёв древнерусского общества найти в византийских пределах христианского мировосприятия те ценности, которые помогли бы находить ответ на волнующие их вопросы. Христианство на идеологическом уровне обосновало происходившие в обществе перемены; помогло объединить и консолидировать страну. Христианская вера стала мощным интегратором и регулятором общественных отношений, а христианские институты придали государственной власти элементы сакральности(богоустановленности); изменили    статус князя (повысили его престиж) и снизили роль институтов федеративного управления.
  3. Молодое государство нуждалось в проверенных формах государственного управлени. Княжеская власть находила их в формах управления церковью.Такова, например, десятичная система принятая в правление ВладимираI(Святого). Благодаря этой административно-территориальной реформе, которая предполагала военно-архаичное деление населения городов на десятки,сотни и тысячи, всё население Руси стало регулярно контактировать с княжеской(государственной) властью, причём - круглый год. При этом русский город,(террит.~2га.),становился правительственной колонией. Население в новые населённые пункты должно было собираться из разных мест. Это делалось для того, чтобы новый состав городов лучше принимал новые общественные формы. Для пришельцев были характерны новые правительственные отношения, новая общественная и социально-экономическая связь. Быстрым результатом данного преобразования, стало ослабление и, даже, падением родового быта. Необходимо отметить, что подобные отношения переходили из городов в сельскую местность, затрагивая, таким образом, территорию всего государства.
  4.  Новая система управления Ярослава Владимировича(Мудрого) - дворцово-вотчинная, отражала появление в стране таких многополярных явлений, как,например,княжеский домен, мирского и духовного обществ, экономического и сословного неравенства.Она стала покрывать старую десятичную систему.Сущность её состояла в том,что отделы управления княжеского двора одновременно становились и отделами управления всего государства. Во главе отделов становились особые должностные лица назначаемые князем – наместники (княжеские агенты); одновременно оформлялась система местной власти,подчинённая непосредственно князю(волостели,посадники и т.д.). Содержание наместников складывалось от отчисления княжеских доходов и корма. В их руках сосредотачивались финансовые ресурсы, судебные, административные, полицейские и военные функции. Главна  задача центральной власти-ликвидация всякого рода самоуправных действий. В том числе и поэтому появляются княжеские постановления для единого государства, где разрешались те вопросы, которые были поставлены общим ходом развития. ("Русская правда"~ 1036г). Церковь поддержала Великого князя в его стремлении соответствовать объемам и функциям власти самых передовых монархий того времени (Феопемт 1039 -митрополит единого государства).
  5. Христианство позволило более быстро выстраивать экономическую структуру общества (частная собственность на землю,  монастырские хозяйства): результат хорошо виден из "Русской правды"; христианская церковь охватывала уже все стороны общественного устройства, в определенной степени подчиняя себе политическую деятельность князей и частную жизнь каждой семьи.
  6. После объединения Руси 1036 г., Великий князь киевский (Ярослав) приступил к выполнению грандиознвых проектов, призванных возвеличить его власть (к ним относятся строительство новых городов, церквей, укреп районов, навигатационных сооружений и конечно же перестройка столицы Руси- Киева, по образу и подобию Царьграда).
  7. В следствии мероприятий Владимира и Ярослава территория русского государства перестает быть неясной и расплывчатой. По свое й сплоченности и внутренней организованности Древняя  Русь(Днепровская Русь) соответствовала качественным характеристикам ведущих монархий того времени, а по многим социально-экономическим и культурно-просветительским параметрам их опережала.
  8. Весь характер данной эпохи рождает мысль о глубоко продуманной и уравновешанной созидательной деятельности князей. Мощь государства ярко выразлась в 1036 году (разгром печенгов).
  9.  Культура Древней Руси: Собор св. Софии в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в столице, ценнейшие фрески и мозаики, более сотни новых городов. Наконец, богатое литературное творчество эпохи (библиотеки, избы-читальни, школы). Проникновенное "Слово о законе и благодати" первого русского митрополита Иллариона 1046 и восходящие непосредственно к эпохе Ярослава элементы киевских и новгородских летописей, показавших первообраз Великой Руси.
  10.  Перед смертью 1054 г. Ярослав Мудрый завещал Русь только одному князю- старшему сыну Изяславу. При этом, земельные вледения его братьев превращались в своеобразные аналоги условных держаний (данных феодалов), которые в любой момент могли быть у них отобраны или заменены на другие. Известно, что по некоторым причинам, перед самой кончиной, Ярослав Владимирович был вынужден изменить завещание, что и вызвало междуусобную братоубийственную войну,которая сковала возможности ещё более быстрого развития Руси.
  11. Необходимо отметить, что потомки Ярослава установили т.н. очередной порядок княжеского владения Русью; они становились "подвижными владельцами", т.к. были вынуждены передвигаться из волости в волость по известной очереди (старшинства). Всего было две лествицы (лестницы): генеологическая и территориальная. Порядок княжеского владения (очередной) основывался на точном соответсвтии старшинства обеих этих лествиц.
  12.  По мере развития др Русского государства развивается его налоговая система. По мимо постоянных прямых налогов возникают чрезвычайные и косвенные сборы (в отличие от дани (прямого налога)) имели не регулярный характер. От 4 кун до 18 гривен. Податная единица: соха делилась на сельскую и торговую. Сельская – 40-45 десятин пахотной земли, торговая – 40 дворов. Дань делилась на две части подать и корм. Деньги: гривна кун серебряный меновый знак равнялась трети фунта. Разделялась на части: мелкие ходячие монеты: нагата, куна, рязана, векша. Куна кусок серебра, ровнявшейся меху куницы. Отношение серебра к золоту 200 гривен серебра равнялись 12 гривен золота. 200:12=16 2/3, примено 1 к 16. в Риме 1 к 14, в начале 20 века 1 к 15.
  13. Русские князья на пртяжении 11-12 веков пытались землевладением обособить и привязать к государственной власти правящий класс (дружину и боярство). Для этого они формировали система частного (боярского) землевладения. При этом, правительственная должность – привязывала к князю политически, земелевладение (вотчина) – экономически, к месту. Поэтому новому положению, правительственный класс становился обязанным службой и пожалованной землёй лично князю, а не роду.
  14.  Переворот структуре княжеской власти 1078-1093гг. Всеволод Ярославович. Нужна была новая система княжеских отношений. Являясь главой государства Всеволод Ярославлвич попытался свести вледния ядром древней Руси к владеню одной семьи с исключением других боковых ветвей. Великий Киевский князь присвоил себе такую функцию как распределение княжений. Таким образом, Всеволод Ярославлвич отходил от нераздельно-поочередного порядка  наследия. Роль и значение киевского князя окрепла и возрасла. При слабовыраженном правовом характере новых княжеских отношений, единым реальным источником власти становилась военная и материальная сила, поэтому Всеволод Ярославлвич легко сосредоточил власть в одних руках  Такое определение порядка старшинства у современных историков называется юридическим или условным соглашением.
  15.  Мысль о политическом подданстве. Новое перераспределение не имело четкой правовой базы, так как права и обязанности синьора и вассала на Руси не были наследственными и четко не регламентировались. Законодательно попытались решить этот пробел в Любече 1097 г Владимир Мономах. Съезд русских князей официально признал  семейный принцип наследования на равне с родовым. Семейные владения были выделены из общеродовых, вместе с тем официально было признано право старейших князей наделять младших землями. Это была более современная и передовая форма государственной власти,чем, скажем, феодальный бенефиций, характерный для Европы. Однако,для её утверждения и успешного развития требовались определённые условия и факторы, которых тогда не было на Руси.
  16.  Усиление материальной силы князей. Земледелие и огромные земельные просторы (больше всего было у Всеволодовичей: доход боярина Всеволода 200 гривен серебром, это примерно 70 фунтов серебра, 1 фунт 0,4 кг).
  17. Взойдя на Киевский стол, 1113г.  Владимир Мономах возложил на себя священную миссию спасителя Отечества.

а) публично декларировал концепцию преобразований: в продолжении к основному Закону появляются новые дополнения, известные как  - "Пространная правда"( например, в "Уставе о холопах", "Уставе о резах",в социально-экономических новеллах);

б) большую роль в своей концепции Мономах уделил церкви – она должна была цементировать надсройку государства; идеологически обосновывать власть рода Мономаха ("Ипатьевская летопись", своды и хроники). За это церквь получала полую автономию и становилась как бы параллельным обществом;
в) одним из оснований благополучий и порядка во всех сферах жизнедеятельности на Руси при мономаховом самовластии являлась общественная раскладка, когда с простых людей собиралось налогов на сумму равную 4 куннам, а с зажиточных и богатых людей по 18 гривен (не менее). Это означало, что при Монамахе уже существовал прототип прогрессивного налогооблажения, когда высшее группы и слои русского общества были обложенны в 112 раз тяжелее сравнительно с простыми людьми. Между прочим в "Русской правде" за убийство просто человека определялась вира в 10 гривен серебра, тогда как другие штрафы высчитывались на гривны кун. При Мономахе наполнение одной гривны составляло полуфунт, что по меркам того времени считалось очень высоким и почётным торгово-экономическим значением.

  1.  Причины разъединения государственной территории в середине 12 в. Несколько версий:

 Кризис Киевской власти. Исчерпанность государственной роли Киева.Считается,что это был естественный ход событий. Не даром Монамах разделил перед смертью Русь на несколько секторов между своими детьми(по образцу его деда), особо выделев Залесскую Русь.

  Традиции родового гнезда, заложенные Ярославом Мудрым были нарушены усобицей в доме мономаховичей.

 Князья своими владельческими отношениями отторгли власть от народа; усугубили общественные противоречия.

  1.  Благоприятные условия для нового порядка (государственного устройства вне старой Руси (Киевщины-Днепровщины). Поиски "лучшего" места были и до этого – пример Святослав. Против Днепровской Руси даже изменивщиеся климатические условия, так назваемый "второй ледниковый период". Ухудшение экономических условий. Интересно, что если на Киевщене вес гривны кун в середине 12 в упал до 24 золотников, те ¼ фунта, то в Залесской Руси и Новгородской земле она оставалась полуфунтовой.
  2.  Новое государственное устройство. Княжеское самовластие. В результате междукняжеской и социальной борьбы (восстание русских колонистов 1176г Всеволод Большое Гнездо) Суздальская, Ростовская, Владимирская Залесская Русь приобрела значение первенствующей (первая в Русском мире "Великорусская Земля"). На северо-восток в Великороуссию переместились не только людские, но и экономические и политические ресурсы, а также великоцерковная жизнь. На новом месте начали складыватья группы населения соориентированные на государев двор и лично великокняжескую семью (служебный принцип). В Залесской Руси с этого момента устанваливается наследственность княжеского вледения, княжеской власти в нисходящей линии от отца к сыну (удельный порядок владения). В Великороссии власть(в лице  вел. кн., создает условия заинтересованности в новых, интеграционных процессах (военно-политическая централизация Руси). Именно во Владимирской Руси осознаётся необходимость в надобности более крупных(в том числе территориально) политических структур(необходимость в масштабах).

Оглавление

Раздел I. Древняя Русь

Глава(Лекция) 1. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны

§ 1. Некоторые аспекты древнейшей истории

§ 2. Иранцы юга и греческие колонии в Северном Причерноморье

§ 3. «Черняховцы» и готы

§ 4. Гуннское нашествие и его последствия

§ 5. Наследники гуннов

§ 6. Хазарское государство

Глава(Лекция) 2. Восточные славяне и образование Древнерусского государства

§ 1. Происхождение славян

§ 2. Ранние политические объединения восточных славян

§ 3. Борьба Севера и Юга и образование Древнерусского государства

§ 4. Ранняя Древнерусская держава

§ 5. Кризис середины X в. и реформы Ольги

§ 6. Святослав — князь-воитель

§ 7. Новая смута на Руси и утверждение в Киеве Владимира

§ 8. Владимир и его реформы

§ 9. Принятие христианства и его последствия

Глава (Лекция)3. Неславянские народы IX — начала XIII в.

§ 1. Степные кочевники

§ 2. Поволжье, Урал, Север

§ 3. Народы Северного Кавказа

Глава(Лекция) 4. Эпоха Ярослава Мудрого

§ I. Основные черты русской истории к началу XI в.

§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб — князья-мученики

§ 3. Борьба Ярослава с Мстиславом Тмутараканским и новое объединение Руси

§ 4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром

§ 5. Церковь и религия при Ярославе. Митрополит Иларион. Печерские святители

§ 6. Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия

§ 7. От языческих мятежей к социальному протесту

Глава (Лекция)5. Русь на перепутье

§ 1. Междоусобица на Руси в 70-е годы XI в.

§ 2. Мятеж Олега Гориславича и новая распря

§ 3. Начало военной деятельности Владимира Мономаха

§ 4. Трагедия 1096—1097 гг.

§ 5. Крестовый поход в степь 1111 г .

§ 6. Восстание 1113 г . и эпоха Владимира Мономаха

Глава(Лекция) 6. Политический распад Руси

§ 1. Смерть Мстислава Великого и начало очередной смуты

§ 2. Начало политической раздробленности Руси

Глава (Лекция)7. Образование на территории Руси княжеств - государств

§ 1. Киевское княжество

§ 2. Черниговское и Северское княжества

§ 3. Галицко-Волынское княжество

§ 4. «Господин Великий Новгород»

§ 5. Владимиро-Суздальское княжество

   Культура Руси X — начала XIII в.

Как зарождалась культура Руси

Письменность, грамотность, школы

Летописи

Литература

Архитектура

Искусство

Быт народа

Глава (Лекция)9. Начало монголо-татарского вторжения на Русь

§ 1. Рождение монгольской державы

§ 2. Чингисхан

§ 3. Завоевания монголов

§ 4. Трагедия на Калке

Раздел II. Северо-Восточная Русь

Глава (Лекция)10. Ордынское владычество

§ 1. Батыево нашествие

§ 2. Натиск с северо-запада

§ 3. Система ордынского господства

§ 4. Ордынские «рати» и восстания на Руси

Глава (Лекция)11. Начало возрождения Руси

§ 1. Новые условия и рубежи

§ 2. Жизнь возрождается

§ 3. Города

Глава (Лекция)12. Москва и объединение земель

§ 1. Младший сын Невского на уделе

§ 2. Политическая система. Борьба за первенство

§ 3. Собирание сил

§ 4. Куликовская победа

Глава(Лекция) 13. В борьбе за единство и независимость: Русь в конце XIV — середине XV в.

§ 1. Политическая карта Восточной Европы в конце XIV в. Два центра объединения русских княжеств

§ 2. Между Сараем и Вильно: внутренняя и внешняя политика Василия I

§ 3. Феодальная смута второй трети XV в. и кризис московской династии

§ 4. Северо-Восточная Русь в канун последней трети XV столетия

РАЗДЕЛ III. Становление Российского централизованного государства

  1.  Глава(Лекция) 14. Государь «всея Руси»

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16400. Финансовые функции Excel 97.5 KB
  Финансовые функции Excel. Финансовая функция ППЛАТ. Рассмотрим пример расчета 30летней ипотечной ссуды со ставкой 8 годовых при начальном взносе 20 и ежемесячной ежегодной выплате с помощью функции ППЛАТ Pmt. Для приведенного на левом рисунке ипотечного расчета в я
16401. Финансовые функции Excel БС, КПЕР и СТАВКА 40.5 KB
  Финансовые функции Excel БС КПЕР и СТАВКА. Функция БС FV вычисляет будущее значение вклада на основе периодических постоянных платежей и постоянной процентной ставки. Функция БС подходит для расчета итогов накоплений при ежемесячных банковских взносах. Синтаксис: БСс...
16402. Финансовые функции Excel БЗ, КПЕР и НОРМА 60.74 KB
  Финансовые функции Excel БЗ КПЕР и НОРМА. Функция БЗ FV вычисляет будущее значение вклада на основе периодических постоянных платежей и постоянной процентной ставки. Функция БЗ подходит для расчета итогов накоплений при ежемесячных банковских взносах. Синтаксис: БЗ ст...
16403. Пример расчета эффективности неравномерных капиталовложений с по-мощью функций ЧПС, ВНДОХ и Подбор параметра 112 KB
  Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности неравномерных капиталовложений с помощью функций ЧПС ВНДОХ и Подбор параметра. Рассмотрим следующую задачу. Вас просят дать в долг 10000 руб. и обещают вернуть через год 2000 руб. через два года 4000 руб через три год
16404. Пример расчета эффективности неравномерных капиталовложений с по-мощью функций НПЗ, ВНДОХ и Подбор параметра 111 KB
  Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности неравномерных капиталовложений с помощью функций НПЗ ВНДОХ и Подбор параметра. Рассмотрим следующую задачу. Вас просят дать в долг 10000 руб. и обещают вернуть через год 2000 руб. через два года 4000 руб через три год
16405. Финансовые функции Excel ПЛПРОЦ, ОСНПЛАТ 71 KB
  Финансовые функции Excel ПЛПРОЦ ОСНПЛАТ. Рассмотрим пример вычисоения основных платежей платы по процентамобщей ежегодной платы и остатка долга на примере ссуды 100000руб. на срок 5 лет при годовой ставке 2 представленной на рисунке: Ежегодная плата вычисляется в ячей
16406. Финансовые функции Excel ПРОЦПЛАТ, ОСПЛТ 72.5 KB
  Финансовые функции Excel ПРОЦПЛАТ ОСПЛТ. Рассмотрим пример вычисления основных платежей платы по процентам общей ежегодной платы и остатка долга на примере ссуды 100000руб. на срок 5 лет при годовой ставке 2 представленной на рисунке: Ежегодная плата вычисляется в ячей...
16408. Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности капиталовложений с помощью функции ПС 145.5 KB
  Финансовые функции Excel. Пример расчета эффективности капиталовложений с помощью функции ПС. Рассмотрим следующую задачу. Вас просят дать в долг 10000 руб. и обещают возвращать по 2000руб. в течении 6 лет. Будет ли выгодна эта сделка при годовой ставке 7 В приведенно на рисунке...