41225

КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ

Лекция

Логистика и транспорт

Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные информационнопрограммные модули MRP I MRP II DRP OPT QR CR и т. К числу ее важнейших функций относятся в частности контроль за состоянием запасов включая расчет точки заказа формирование связей производства снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса системы MRP. Работа системы DRP осуществляется поэтапно: 1 агрегированное планирование с использованием прогнозов и данных о фактически поступивших заказах; 2...

Русский

2013-10-23

125 KB

70 чел.

PAGE  1


EMBED Word.Picture.8  

Тема 4.  КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ

  1.  Логистическая миссия, стратегия  и логистическая среда фирмы
  2.  Основные логистические концепции.

3. Основные логистические технологии для построения логистических систем.

  1.  Логистическая миссия, стратегия  и логистическая среда фирмы.

Вернемся к фундаментальному понятию логистики - понятию о логистической системе. Мы рассматривали логистическую систему как функциональную модель и говорили о логистических функциях и операциях, мы рассматривали структурно-организационную модель и говорили о звеньях логистической системы и элементах логистической системы. Теперь предлагаю перейти от логистики как теоретической науки, которая узучает закономерности образования и функционирования логистических систем, к логистике как практической деятельности, т.е. созданию логистических систем и обеспечению их функционирования. Изучим вопрос о том как строится логистическая система в отдельной компании, являющейся «хозяином» логистического процесса. И какие конкретные логистические стратегии, концепции, технологии используются отечественным и мировым логистическим менеджментом.

На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия и корпоративная стратегия фирмы, на основе которых последовательно формулируются логистическая миссия - стратегия - технология - бизнес-процесс - и т.д.

При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два вопроса: что компания представляет собой в настоящее время и куда стремится? Логистическая миссия, являясь частью выбранной миссии компании, формулируется с учетом логистической концепции, которую фирма выбирает исходя из своих стратегических целей и состояния бизнеса. Например, сегодня развитие международной интеграции экономики привело к тому, что потребители требуют более высокого качества товаров и услуг по самой низкой цене, быстрого реагирования на их запросы, доступности во время приобретения и использования. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило 7R, в переводе как: «Обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами». В правиле отражены существенные черты логистической миссии любой организации, ключевыми из которых являются качество, время и затраты.

Далее логистическая стратегия. Ее назначением является поддержка корпоративной (маркетинговой, производственной) стратегии компании. Она ориентирована на один или несколько ключевых показателей, отражающих в целом эффективность логистических процессов в компании. К таким ключевым показателям эффективности логистики относятся:

общие логистические издержки

качество логистического сервиса

продолжительность логистических циклов

производительность

возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру

Логистическая стратегия строится на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких из вышеперечисленных показателей. Эти показатели лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Наиболее широко применяемые в бизнесе при построении логистических систем логистические стратегии так и выделяются:

Стратегия оптимизации общих логистических издержек

Стратегия улучшения качества логистического сервиса

Стратегия       минимизации       инвестиций       в       логистическую
инфраструктуру

Логистический аутсорсинг и др.

Многие ведущие мировые компании делают акцент на стратегической логистике, которая находится за пределами собственной деловой структуры, что позволяет охватить поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая логистика определяется как использование логистической компетентности и многоканальных партнерских отношений для достижения конкурентных преимуществ.

В теории логистическая стратегия должна быть таким же естественным элементом стратегического планирования в бизнесе, как маркетинговая, финансовая, производственная и другие виды стратегий. Однако на практике в нашей стране это далеко не так. Причины отсутствия логистической стратегии кроются, прежде всего, в общем недопонимании персоналом топ-менеджмента назначения логистики как интегрированного инструмента управления, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы компании. Не хватает квалифицированных логистических менеджеров.

Следующим этапом построения логистической системы является выбор подходящих логистических технологий и соответствующих им базовых логистических подсистем/программных модулей корпоративных информационных систем.

Для более четкого понимания места логистики (логистического менеджмента) на фирме необходимо рассмотреть ее окружение - логистическую среду фирмы, которую обычно подразделяют на внешнюю (макросреду) и внутреннюю (микросреду). На рисунке представлена схема, отражающая воздействия на логистику факторов внешней и внутренней (внутрифирменной) среды.

2. Основные логистические концепции.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются:

Информационная

Маркетинговая

Интегральная

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-хг. И тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения,     производства,     продаж)     и     одновременно     синтезировать

информационно-компьютерное обеспечение        решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, применяемый в данной случае, как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения задач логистической оптимизации. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции. Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, OPT, QR, CR, и т.п. применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управления запасами и закупками материального ресурса, а также производства и поставок готовой продукции потребителям. Подробнее о информационно-программных модулях мы поговорим позже.

В тоже время логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.

С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концеция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая логистическая система должна поддерживать

стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения.

В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

  1.  Новое    понимание    механизмов    рынка    и    логистики    как
    стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.
  2.  Новые организационные (структурные) отношения, перспективы
    интеграции между логистическими партнерами.
  3.  Новые технологические возможности,  в частности,  в области
    гибких       производств       и       информационно-компьютерных
    технологий, контроля и управления во всех сферах производства
    и распределения продукции.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводит к трансформации логистической системы, выражающейся в следующих основных тенденциях:

  1.  Возрастают скорость, интенсивность и сложность материальных
    и информационных потоков. Усложняются информационные и
    финансовые       взаимоотношения       между       логистическими
    партнерами.
  2.  Сокращается число звеньев логистических систем. Уменьшается
    количество      организационно-экономических     отношений      в
    логистических системах, но сложность в них возрастает.
  3.  Снижается надежность логистических цепей  (каналов),  т.к.  в
    производстве  и  дистрибутивных сетях практически  исчезают
    страховые запасы.

Следствием этих тенденций является повышение потенциальной неустойчивости логистической системы. Для повышения ее устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как внутри самой системы, так и с динамической внешней средой. Логистическая система (согласно интегральной концепции) рассматривается как единое целое - интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). Таким образом, в интегрированных логистических системах корпораций материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия:

от идеи к конструкции, затем к производству, распределения, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей.

Профессор Д. Дж. Бауэрсокс отмечает, что сам термин «интегрированная логистика» возник в 1980-х и приобрел широкую популярность в 1990-х годах, и поясняет что система интегрированной логистики обеспечивает продвижение продукции ч\з непрерывную и последовательную цепь пошагового добавления стоимости. Добавочная стоимость означает, что каждая сторона логистической системы («три стороны» в логистике) включает действия, повышающие стоимость продукта или услуги для тех, кто будет получать товар. Поэтому наилучших результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющую объединить усилия фирмы «хозяина» логистического процесса (ее управляющего персонала, структурных подразделений) и логистических партнеров для сквозного управления основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса.

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы на рынке обеспечивается персоналом логистического менеджмента в ходе межфункциональной и межорганизационной координации, позволяющей устранить конфликты между подразделениями компании и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу. Данная логистическая концепция выдвигает перед менеджерами в области логистики трудную задачу - преодолеть «местническое» мышление, характерное для относительно изолированных функциональных подразделений компании. Высшие руководители логистики играют роль межфункциональных координаторов и в качестве таковых рассматривают функциональные области логистики как ресурсы, которые необходимо интегрировать в единую общую систему менеджмента фирмы.

3. Основные логистические технологии для построения логистических систем.

Одна из наиболее популярных в мире есть Система JIT (Just-in-time) предназначена для производства и поставки деталей, комплектующих изделий к месту производственного потребления или в торговое предприятие в требуемом количестве и в нужное время. Система обеспечивает приспособление производства к изменениям, обусловленным сбоями в технологических линиях, колебаниями спроса на выпускаемую продукцию в торговле. Если система ЛТ действует в масштабе всей фирмы и применяется также ее основными поставщиками, то обеспечивается ритмичность выпуска готовой продукции и повышается ее качество, резко сокращаются производственные и товарные запасы, что дает возможность фактически высвободить часть складских помещений и использовать их для других нужд. Применение системы ЛТ позволяет подойти к реализации концепций "производства с нулевым запасом" (производство без склада). Наиболее полно принципы системы ЛТ воплощены в системе Kanban.

К 1988 г. почти 80% объема перевозок осуществлялось по этой системе. Автомобили ежедневно выполняли более тысячи ездок от 320 поставщиков. В результате окончательного внедрения системы общее число поставщиков составило 1900 и все они были завязаны в одну цепочку.

Преимуществом системы ЛТ является обеспечение экономии капитала, повышение эффективности капиталовложений, сокращение промежуточного складирования.

Недостатком является увеличение числа рейсов автомобилей, повышение скоростей движения на автомагистралях. Повышение требований потребителей по параметрам срока доставки и качеству материалов приводит к увеличению расходов поставщиков и транспортных предприятий на складирование, контроль качества материалов, формирование партий отправок, перевозки меньших партий.

Система SDP (вариант усовершенствованной системы ЛТ) представляет собой систему планирования потребностей в материалах для упорядочения организации перевозок материалов и обеспечения прогнозирования их количества. Система разработана корпорацией Chrysler на основе использования системы SDI.

Основным положением системы SDP является планирование замкнутой цепочки перевозок. Снабжение, загрузка определенным материалом у поставщиков и перевозка в производственное подразделение осуществляются в соответствии с заданным графиком. Вместе с перевозкой материалов осуществляется возврат повторно используемой тары и контейнеров.

В системе SDP на каждого из партнеров налагаются жесткие обязательства. Каждое утро корпорация передает службам перевозок и снабжения информацию о потребностях в материале и порядке его доставки поставщикам на данный день, а также декадный прогноз. Данные прогноза могут меняться, но дают представление о перспективном объеме перевозок, позволяя тем самым их планировать.

Маршруты, разработанные транспортными службами, подлежат согласованию с корпорацией. Внесение изменений в маршрут требует предварительного согласования его со всеми партнерами. При возникновении каких-либо проблем транспортные службы должны достаточно гибко подойти к их решению.

Водитель, выполняющий поездку по данному маршруту, перед началом погрузки сверяет номера и количество деталей, подлежащих транспортировке, с имеющимся перечнем. В случае расхождений он по телефону сообщает в офис о возникших проблемах, а менеджер по перевозкам в свою очередь обращается за инструкциями в корпорацию. Как правило, в течение получаса все проблемы разрешаются.

Организация перевозок по системе SDP позволила получить экономию за счет сокращения расходов на транспортировку и погрузку. С наличием информации о погрузке, поступающей в реальном масштабе времени и имеющейся в распоряжении корпорации, повысилась надежность доставки, что позволяет снизить объемы внутризаводских запасов с 2-дневной потребности до 4-6-часовой.

Система DRP предназначена для управления распределением продукции. К числу ее важнейших функций относятся, в частности, контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса системы MRP. Работа системы DRP осуществляется поэтапно:

1) агрегированное планирование с использованием прогнозов и данных о фактически поступивших заказах;

2) формирование графика производства, дезагрегирование плана производства с указанием конкретных дат, количества комплектующих изделий, готовой продукции;

3) расчет потребности в материальных ресурсах и производственных мощностях под график производства (с помощью системы MRP).

Система DRP может служить базой для интегрального планирования логистических и маркетинговых функций и их увязки, позволяет

Спрогнозировать рыночную конъюнктуру, оптимизировать логистические издержки, планировать поставки и запасы на различных уровнях.

Важной функцией системы DRP является планирование перевозок. В системе обрабатываются заявки на транспортно-экспедиторское обслуживание, составляются и корректируются в реальном масштабе времени графики перевозок. Графики работ складов служат основой для расчета потребности в услугах транспорта. Корректировка потребности осуществляется с учетом оперативной обстановки.

Система DRP-2 является расширенным аналогом системы DRP, рассматриваемым как ее второе поколение. В отличие от системы I DRP прогнозирование в системе DRP-2 может быть средне- и долгосрочным. В системе осуществляется также разработка средне- и долгосрочных планов загрузки производственных мощностей и складов, использование рабочей силы и др.

Система LRP предназначена для планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материальных потоков на уровне предприятия. Система обеспечивает интегрированный подход к управлению запасами в каналах сферы обращения, производственными и товарными запасами, незавершенным производством; прогнозирование потребности в продукции транспорта, спроса на товары, выпускаемые фирмой; определение оптимальной звенности логистических цепей и т.п. В системе LRP используются компьютерные "программы, применяемые в рамках систем MRP и DRP.

Метод быстрого реагирования используется для планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной и оптовой торговли и в распределительные центры. Он предполагает тесное взаимодействие между торговым предприятием и его поставщиками, оптимизацию товарных запасов предприятия торговли и их уменьшение, но не ниже уровня, обеспечивающего немедленное удовлетворение большей части заявок покупателей. Решение о поставке товаров ia предприятие торговли предприятием-изготовителем принимается тогда, когда достаточно высока вероятность возникновения реальной потребности в товаре данного вида. Реализация метода предполагает способность предприятия-поставщика оперативно перестраивать производство на выпуск новых товаров мелкими партиями, наличие информационного обмена между предприятием торговли и предприятием-поставщиком.

В своей практической деятельности фирмы применяют различные сочетания рассмотренных систем. Например, в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без существенных запасов компонентов основного производства (система Kanban), в то время как на стадии закупки и сбыта предусматриваются поставки в строго определенное время через короткие интервалы (система JIT). Подача грузов в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты, например к началу рабочей смены, к выполнению определенной технологической операции и т.д. Так, на заводах компании "Nissan" запас комплектующих изделий рассчитан всего на два часа работы главного конвейера.

MRP и MRP II

MRP (Material Requirements Planning)

MRP системы, интенсивная разработка теории которых осуществлялась с начала 60 годов, в настоящее время присутствуют практически во всех интегрированных информационных системах управления предприятием.

В настоящее время использование современных интегрированных систем на отечественных предприятиях пока не нашло широкого распространения, тем более функциональности планирования материальных ресурсов (MRP)

В каких случаях использование MRP систем является целесообразным?

Прежде всего, необходимо заметить, что MRP системы разрабатывались для использования на производственных предприятиях. Если предприятие имеет дискретный тип производства (Сборка на заказ - ATO, Изготовление на заказ - MTO, Изготовление на склад - MTS, Серийное – RPT, ...), т.е. когда для выпускаемых изделий имеется ведомость материалов и состав изделия, то использование MRP системы является логичным и целесообразным. Если предприятие имеет процессное производство (Process Industry, Continuous-Batch Processing), то применение MRP функциональности оправдано в случае длительного производственного цикла.

MRP системы редко используются для планирования материальных потребностей в сервисных, транспортных, торговых и других организациях непроизводственного профиля, хотя потенциально идеи MRPсистем могут быть с некоторыми допущениями применены и для непроизводственных предприятий, деятельность которых требует планирования материалов в относительно длительном интервале времени.

MRP системы базируются на планирование материалов для оптимальной организации производства и включают непосредственно функциональность MRP, функциональность по описанию и планированию загрузки производственных мощностей CRP (Capacity Resources Planning) и имеют своей целью создание оптимальных условий для реализации производственного плана выпуска продукции.

Основная идея MRP системы

Основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.

Основным преимуществом MRP систем является формирование последовательности производственных операций с материалами и комплектующими, обеспечивающей своевременное изготовление узлов (полуфабрикатов) для реализации основного производственного плана по выпуску готовой продукции.

Основные элементы MRP

Основные элементы MRP системы можно разделить на элементы, предоставляющие информацию, программная реализация алгоритмической основы MRP и элементы, представляющие результат функционирования программной реализации MRP.


Элементы MRP

В упрощенном виде исходную информацию для MRP системы представляют следующие элементы:

Основной производственный план-график (ОПП) - Master Production Schedule (MPS) 

Основной производственный план, как правило, формируется для пополнения запаса готовой продукции или удовлетворения заказов потребителей.

На практике разработка ОПП представляется петлей планирования. Первоначально формируется черновой вариант для оценки возможности обеспечения реализации по материальным ресурсам и мощностям.

Система MRP осуществляет детализацию ОПП в разрезе материальных составляющих. Если необходимая номенклатура и ее количественный состав не присутствует в свободном или заказанном ранее запасе или в случае неудовлетворительных по времени планируемых поставок материалов и комплектующих, ОПП должен быть соответствующим образом скорректирован.

После проведения необходимых итераций ОПП утверждается как действующий и на его основе осуществляется запуск производственных заказов.

Ведомость материалов и состав изделия

Ведомость материалов (ВМ) представляет собой номенклатурный перечень материалов и их количеств для производства некоторого узла или конечного изделия. Совместно с составом изделия ВМ обеспечивает формирование полного перечня готовой продукции, количества материалов и комплектующих для каждого изделия и описание структуры изделия (узлы, детали, комплектующие, материалы и их взаимосвязи).

Ведомость материалов и состав изделия представляют собой таблицы базы данных, информация которых корректно отражает соответствующие данные, при изменении физического состава изделия или ВМ состояние таблиц должно быть своевременно скорректировано.

Состояние запасов

Текущее состояние запасов отражается в соответствущих таблицах базы данных с указанием всех необходимых характеристик учетных единиц. Каждая учетная единица, вне зависимости от вариантов ее использования в одном изделии или многих готовых изделиях должна иметь только одну идентифицирующую запись с уникальным кодом. Как правило, идентификационная запись учетной единицы содержит большое количество параметров и характеристик, используемых MRP системой, которые можно классифицировать следующим образом:

  •  общие данные код, , описание, тип, размер, вес и т.д.
  •  данные запаса единица запаса, единица хранения, свободный запас, оптимальный запас, запланированный к заказу, заказанный запас, распределенный запас, признак партии/серии и т.д.
  •  данные по закупкам и продажам единица закупки/продажи, основной поставщик, цена,...
  •  данные по производству и производственным заказам и т.д.

Записи учетных единиц обновляются всякий раз при выполнении операций с запасами, например, запланированные к закупке, заказанные к поставке, оприходованные, брак и т.д.

На основании входных данных MRP система выполняет следующие основные операции:

  •  на основании ОПП определяется количественный состав конечных изделий для каждого периода времени планирования
  •  к составу конечных изделий добавляются запасные частей, не включенных в ОПП
  •  для ОПП и запасных частей определяется общая потребность в материальных ресурсах в соответствии с ВМ и составом изделия с распределением по периодам времени планирования
  •  общая потребность материалов корректируется с учетом состояния запасов для каждого периода времени планирования
  •  осуществляется формирование заказов на пополнение запасов с учетом необходимых времен опережения

Результатами работы MRP системы являются:

  •  план-график снабжения материальными ресурсами производства - количество каждой учетной единицы матриалов и комплектующих для каждого периода времени для обеспечения ОПП.
    Для реализации плана-графика снабжения система порождает график заказов в привязке к периодам времени, который используется для размещения заказов поставщикам материалов и комплектующих или для планирования самостоятельного изготовления
  •  изменения плана графика снабжения – внесение корректировок в ранее сформированный план-график снабжения производства
  •  ряд отчетов, необходимых для управления процессом снабжения производства

Одной из составляющих интегрированных информационных систем управления предприятием класса MRP является система планирования производственных мощностей (CRP).

Основной задачей системы CRP является проверка выполнимости MPS с точки зрения загрузки оборудования по производственным технологическим маршрутам с учетом времени переналадки, вынужденных простоев, субподрядных работ и т.д. Входной информацией для CRP является план-график производственных закзаов и заказов на поставку материалов и комлектующих, который преобразуется в соответствии с технологическими маршрутами в загрузку оборудования и рабочего персонала.

Типовая функциональность MRP систем:

MRS

  •  описание плановых единиц и уровней планирования
  •  описание спецификаций планирования
  •  формирование основного производственного плана графика

MRP

  •  управление изделиями (описание материалов, комплектующих и единиц готовой продукции)
  •  управление запасами
  •  управление конфигурацией изделия (состав изделия)
  •  ведение ведомости материалов
  •  расчет потребности в материалах
  •  формирование MRP заказов на закупку
  •  формирование MRP заказов на перемещение
  •  ...

CRP

  •  рабочие центры (описание структуры производственных рабочих центров с определением мощности)
  •  машины и механизмы (описание производственного оборудования с определением нормативной мощности)
  •  производственные операции, выполняемых в привязке к рабочим центрам и оборудованию
  •  технологические маршруты, представляющих последовательность операций, выполяемых в течение некоторого времени на конкретном оборудовании в определенном рабочем центре
  •  расчет потребностей по мощностям для определения критической загрузки и принятия решения
  •  ...

MRP II (Manufacturing Resources Planning)

Системы MRP II являются дальнейшим развитием систем MRP и ориентированы на эффективное планирование всех ресурсов производственного предприятия. В общем случае можно выделить следующие направления

  •  планирование бизнеса
  •  планирование производства
  •  формирование основного производственнгго плана-графика
  •  MRP
  •  CRP
  •  ...

Системы MRP II предполагают вовлечение в информационную интеграцию финансовой составляющей (планирование бизнеса). В системах MRP II предполагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных средств, на основании которых определяется возможность реализации производственного плана с точки зрения наличных и предополагаемых денежных средств..

ERP системы

ERP системы (Enterprise Resources Planning), как дальнейшее развитие интегрированных информационных систем управления предприятием кроме вышеуказанной функциональности, как правило, включают планирование ресурсов распределения (DRP – I, DRP – II), и ресурсов для проведения технологического обслуживания и выполнения ремонтов.

Системы DRP обеспечивают оптимальное решение (планирование, учет и управление) транспортных задач по перемещению материально-технических ресурсов и готовой продукции.

Кроме этого для MRPII и ERP систем характерно наличие специальной подсистемы управления реализацией долгосрочных проектов (Project Management), предполагающей полнофункциональное планирование материальных ресурсов, трудовых ресурсов, оборудования, формирования сетевых графиков работ, управление ходом выполнения и фактурирование реализуемых проектов.

С конца 1980-х г.  и до сих пор во многих западных производственных фирмах получила распространение логистическая технология Lean production, что можно буквально перевести как «стройное/тощее» производство. Идея такой технологии по существу является развитием подхода JIT и включает такие элементы, как система KANBAN и MRP II. Суть данной логистической технологии в творческом соединении следующих основных компонентов:

высокого качества

мелких размеров производственных партий

низкого уровня запасов

высококвалифицированного персонала

гибкого оборудования

Идея такой технологии получила название «тощее» производство, потому что стремиться выполнять каждую операцию используя меньше каждого вида ресурсов - меньше запасов, меньше времени на производство и единицы продукции, возникает меньше потерь от брака и т.д. Таким образом, Lean production соединяет преимущества массового (большие объемы производства - низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкий ассортимент).

Базовыми логистическими подсистемами/модулями для логистической технологии Lean production являются: KANBAN, MRP II, модуль «LP» в ERP.

Концепция Supply Chain Management - «управление цепью/цепями поставок».

С конца 80-х годов, вплоть до настоящего времени среди специалистов по логистике и менеджменту нет единого мнения по поводу определения и содержания понятия «управление цепями поставок». Многие применяют этот термин как синоним «логистики» или «интегрированной логистики». Однако сейчас акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания Supply Chain Management - как технологии бизнеса.

Одно из наиболее распрастраненных определений цепи поставок, основанное на обощении мнений многих ведущих зарубежных специалистов, звучит следующим образом: «Цепь поставок - три или более экономических единиц (юридические или физические лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя».

Концепция/технология SCM позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического роцесса фирмы с «тремя сторонами» в логистике.

Базовым программным модулем для логистической технологии Supply Chain Management является «модуль SCM», который присутствует в интегрированных корпоративных системах управления, в частности в ERP/CSRP, составляя в информационно-технологическом аспекте их часть. Опыт многих компаний показывает, что системы ERP с модулем SCM позволяют увеличить скорость прохождения заказа в 6 раз.

Мы рассмотрели модели западной логистики, которые не всегда подходят к отечественной хозяйственной практике. Логистические системы -это живые системы, которые нельзя рассматривать вне органичной связи с окружающей средой. Стратегия копирования западных систем - это стратегия ведомого, но не лидера. Внедрять в отечественную экономику необходимо в первую очередь философию логистики, позволяющую повысить эффективность процессов, складывающихся имеенно в наших условиях.