4124

Исследование методов построения, логики функционирования асинхронных и синхронных пересчетных устройств и переходных процессов в них

Лабораторная работа

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Счетчики Цель работы – исследование методов построения, логики функционирования асинхронных и синхронных пересчетных устройств и переходных процессов в них. Теоретические сведения Счетчиками называют последовательностные цифровые...

Русский

2012-11-13

208 KB

6 чел.

PAGE  153

Счетчики

Цель работы – исследование методов построения, логики функционирования асинхронных и синхронных пересчетных устройств и переходных процессов в них.

Теоретические сведения

Счетчиками называют последовательностные цифровые устройства, предназначенные для подсчета и хранения числа импульсов, поданных в определенном временном интервале на его счетный вход.  Помимо счетного входа счетчики могут также иметь входы асинхронной и/или синхронной установки начальных состояний, очистки содержимого счетчика (сброса в 0), управления направлением счета (сложение/вычитание) и другие входы управления режимами работы.

Чтобы понять работу счетчика-делителя частоты с произвольным коэффициентом деления «k», рассмотрим вначале схему простейшего делителя частоты на 2, построенную на одном триггере. Такой делитель должен реализовать импульсную диаграмму, приведенную на рис.1.

Из рисунка видно, что сигнал на выходе триггера должен инвертироваться  при прохождении заднего фронта счетного импульса.

Проще всего такую диаграмму реализовать на JK-триггере, в котором имеется режим инвертирования выходного сигнала. Для этого необходимо подать логическую «1» одновременно на входы J и K (рис. 2а).

Для построения схемы делителя на D-триггере необходимо на D-вход подать сигнал , инверсный по отношению к выходу Q, который будет переписан на выход по заднему фронту счетного импульса (рис. 2б).

Инвертирование сигнала на выходе синхронного RS-триггера будет происходить, если подать логическую «1» на вход R при условии Q=1, и на вход S при условии Q=0, т.е. =1(рис. 2в).

Чтобы создать схему делителя частоты с коэффициентом деления k= необходимо последовательно соединить «n» делителей на 2 любого описанного типа. На рис. 3 приведена схема делителя на 16, построенная на JK-триггерах.

На следующем рисунке ( 4(а) ) приведены импульсные диаграммы такого делителя. Если рассматривать сигналы на выходах Q1, Q2, Q3, Q4 как некоторое число «А», представленного в двоичном коде, то, очевидно, что это число соответствует остатку от деления количества прошедших счетных импульсов на 16, т.е. изменяется в пределах от 0 до 15 (в общем случае от 0 до -1).

Если мы хотим построить счетчик с коэффициентом деления k, меньшим, чем , необходимо чтобы k-тый импульс переводил счетчик не в состояние с кодом А=k, а в ноль, т.е. импульсная диаграмма как бы обрывается после прохождения (k-1)-ого импульса. На рис 4(б) представлена импульсная диаграмма делителя с коэффициентом деления k=10.

В общем случае это можно реализовать двумя способами.

  •  Когда на выходах Q1, Q2, Q3, Q4 сформировано число А= k-1, подать на информационные входы всех триггеров коды, соответствующие установке в 0, которые перепишутся на выход следующим счетным импульсом.
  •  Когда на выходах Q1, Q2, Q3, Q4 сформировано число А= k-1, по спаду счетного импульса выполнить асинхронный сброс всех триггеров по R-входу.

Второй способ легче реализовать, однако есть опасность нестабильности работы из-за разной скорости распространения сигнала внутри микросхем. Поэтому необходим дополнительный триггер для формирования устойчивого сигнала обнуления.

Если необходимо построить делитель частоты таким образом, чтобы выходной сигнал был максимально приближен к меандру, т.е. чтобы длительность положительной и нулевой части периода были примерно одинаковыми, используются специальные схемы делителей без дешифрации состояний, в которых коды на выходах триггеров не соответствуют двоичным кодам номера счетного импульса внутри периода. Такие схемы реализуют деление с коэффициентами 3, 5, 7 и т.д. Соединив последовательно несколько делителей с коэффициентами , получим счетчик делитель с коэффициентом деления . Таким  образом можно построить делители с коэффициентами деления 4, 6, 10 и т.д.

На рис. 5(а) представлена импульсная диаграмма делителя с коэффициентом  k=3, а на рис. 5(б) – схема такого делителя.

 

На рис. 6(а) представлена импульсная диаграмма делителя с коэффициентом  k=5, а на рис. 6(б) – схема такого делителя.

 

Если проанализировать рис. 5(б) и 6(б), то можно сделать вывод, что между входным и выходным триггерами можно включить любое число «n» делителей на 2 и таким образом получить делитель с коэффициентом k=2n+1.

Пример обобщённой схемы делителя с коэффициентом k=2n+1 показан на рис. 6(в).

Счетчики с дешифрацией состояний позволяют построить делитель с переменным коэффициентом деления k, который может изменяться в пределах от 2 до , где n – число триггеров в счетчике. На рис.7 показана схема такого делителя. Его коэффициент деления определяется по формуле:

.

После прохождения k-1 импульсов на выходах микросхем 2И-НЕ устанавливаются логические уровни:

,

которые через схему совпадения подаются на S- вход асинхронного RS-триггера и устанавливает его в «1». Инверсный сигнал с выхода этого триггера поступают на входы асинхронного сброса всех счетных триггеров и возвращают счетчик в исходное состояние. После этого на S- входе асинхронного RS-триггера устанавливается «1» и последующий отрицательный полупериод счетного импульса установит его в «0» и разрешит дальнейший счет.

20.2 Синхронные счетчики-делители частоты.

Для увеличения быстродействия и обеспечения одновременного переключения всех разрядов счётчика, используются синхронные структуры. В таких схемах синхросигнал подаётся на С-входы всех триггеров, а момент переключения каждого триггера определяется сигналом на входах данных (JK или D). Переключение в «1» каждого последующего каскада происходит при условии, что на выходах всех предыдущих каскадов установлены «1». При этом все предыдущие каскады устанавливаются в «0».

Самая простая из них приведена на рис 8(а). Однако такая схема имеет низкую помехоустойчивость, поэтому обычно применяется схема, показанная на рис 8(в).

Рис 8(а)

рис 8(б)

Импульсные диаграммы схем 8(а) и 8(в) приведены на рисунках 8(б) и 8(г) соответственно.

рис 8(в)

рис8(г)


20.1 Счётчик-делитель на
k cч. = 2*n+1.

 

Домашнее задание

  1.  Изучить работу различных типов триггеров в режиме деления частоты.
  2.  Изучить работу асинхронных счётчиков-делителей частоты с нечётными коэффициентами            деления.
  3.  Синтезировать счётчик с k сч. = _____ (задаётся преподавателем).

Рабочее задание

Выполняется в пакете “Electronics WorkBench

  1.  Собрать схему делителя на _____, аналогично схеме, приведенной на рис.
  2.  Исследовать динамические характеристики (задержку распространения сигнала, длительность переднего и заднего фронта) микросхем, выполненных по технологии ТТЛ или КМОП.
  3.  Исследовать влияние параметров нагрузки на величину выходного напряжения.

Методические указания

п.1.  

После того, как вы собрали схему, для её проверки подайте на синхровход счётчика сигнал с функционального генератора. Выход счётчика подключите на вход канала «В» осциллографа. На вход канала «А» подайте сигнал с выхода генератора. Проверьте работу счётчика на разных частотах, и определите максимальную, при которой счётчик сохраняет работоспособность.

п.2.

Повторить данное исследование на технологиях ТТЛ и КМОП.  

п.3.

Нагрузку подключить к выходу первого каскада, и определить при каком сопротивлении нагрузки счётчик перестанет работать.

Контрольные вопросы

  1.  Зачем нужна обратная связь в схеме делителя на 2, построенной на D-триггере?
  2.  Почему в схеме делителя на 3 на вход второго триггера подаётся синхросигнал, а не сигнал с выхода первого триггера?
  3.  На какой максимальной частоте будет работать делитель частоты на __ построенный на ТТЛ микросхемах?
  4.  Что такое меандр?
  5.  Что такое схема с дешифрацией состояний?
  6.  Сигнал с какого выхода необходимо подавать на сихровход следующего каскада при каскадировании счётчиков?
  7.  Какое минимальное количество триггеров необходимо для построения делителя частоты на N?
  8.  В чём преимущество синхронных счетчиков над асинхронными?

Литература

В.И  Зубчук. А.Н. Шкуро "Функциональные узлы цифровой схемотехники"

20.2 Двоичный синхронный счётчик.

 

Домашнее задание

  1.  Изучить работу различных типов триггеров в режиме деления частоты.
  2.  Изучить работу синхронных счётчиков-делителей частоты с различными коэффициентами деления.
  3.  Синтезировать счётчик с k сч. = _____ (задаётся преподавателем).

Рабочее задание

Выполняется в пакете “Electronics WorkBench

  1.  Собрать схему делителя на _____, аналогично схеме, приведенной на рис.7(в)
  2.  Исследовать динамические характеристики (задержку распространения сигнала, длительность переднего и заднего фронта) микросхем, выполненных по технологии ТТЛ или КМОП.
  3.  Исследовать влияние параметров нагрузки на работоспособность счётчика.

Методические указания

п.1.  

После того, как вы собрали схему, для её проверки подайте на синхровход счётчика сигнал с функционального генератора. Выход счётчика подключите на вход канала «В» осциллографа. На вход канала «А» подайте сигнал с выхода генератора. Проверьте работу счётчика на разных частотах, и определите максимальную, при которой счётчик сохраняет работоспособность.

п.2.

Повторить данное исследование на технологиях ТТЛ и КМОП.  

п.3.

Нагрузку подключить к выходу первого каскада, и определить при каком сопротивлении нагрузки счётчик перестанет работать.

Контрольные вопросы

  1.  Зачем нужна обратная связь в схеме делителя на 2, построенной на D-триггере?
  2.  Почему в схеме делителя на 3 на вход второго триггера подаётся синхросигнал, а не сигнал с выхода первого триггера?
  3.  На какой максимальной частоте будет работать делитель частоты на __ построенный на ТТЛ микросхемах?
  4.  Что такое меандр?
  5.  Что такое схема с дешифрацией состояний?
  6.  Сигнал с какого выхода необходимо подавать на сихровход следующего каскада, при каскадировании счётчиков?
  7.  Какое минимальное количество триггеров необходимо для построения делителя частоты на N?
  8.  В чём преимущество синхронных счетчиков над асинхронными?

Литература

В.И  Зубчук. А.Н. Шкуро "Функциональные узлы цифровой схемотехники"

PAGE  

PAGE  153


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44023. Организация и проведение маркетинговых исследований на базе сети магазинов «Л'Этуаль» 2.14 MB
  Проанализировать процесс организации и проведения маркетинговых исследований на базе сети магазинов «Л'Этуаль», выявить основные проблемы, возникающие при их реализации, и разработать пути совершенствования существующих бизнес процессов с целью усовершенствования качества услуг, предоставляемых предприятием.
44024. Создание и публикация веб-узла учебного заведения 990.5 KB
  Принципы функционирования дистанционного обучения. Технология обучения в системе дистанционного образования ДО. Информационные службы Интернета. Очень ценно что доступ к Internet–учебнику возможен с любой машины подключенной к сети Internet что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения. Дистанционное обучение ДО является формой получения образования наряду с очной и заочной при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и...
44025. Организация расчетно-кассового обслуживания населения филиалом 614 ОАО «АСБ Беларусбанк» 1006 KB
  Первые попытки теоретически осмыслить природу денег были сделаны еще выдающимися мыслителями древности Ксенофонтом Платоном и в частности Аристотелем которого по праву считают родоначальником экономической науки в том числе науки о деньгах. Во многом сложность денег объясняется их необычным свойством быть воплощением способности товаров подвергаться обмену различным образом проявляющейся в разные исторические эпохи. Такой эквивалентной формой становится денежный товар функционирующий в...
44026. Учет, анализ денежных средств и управление денежными потоками ООО «транстехсервис» 777.5 KB
  Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
44027. Разработка путей повышения эффективности использования основных производственных фондов ООО «Нижнетагильский мельзавод» 700 KB
  Экономическая сущность основных фондов предприятия. Методика анализа эффективности использования основных фондов предприятия Анализ технического состояния и движения основных производственных фондов
44028. Модернизация возбудителя синхронно двигателя электропривода насоса 200Д-90 1.33 MB
  Это в свою очередь вызывает ряд нежелательных явлений как в отношении потерь в двигателе и использование его по моменту как и в отношении питающей системы а именно – снижение отдачи реактивной энергии дополнительные потери энергии в сети колебание напряжения в системе электроснабжения и т. При исчезновении напряжения 6 кВ на секции которая питает работающий двигатель отсутствие напряжения в сети 100 В от трансформатора напряжения НТМИ – отключается масляный выключатель работающего эл. При падении напряжения в сети 6 кВ до 80 ...
44029. Анализ правового положения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в рамках уголовно-исполнительной системы Чувашской Республики за 2007-2008 г.г. 364.5 KB
  Поэтому закономерности, присущие законопослушным гражданам, в той или иной степени характерны и для осужденных. Психологией и педагогикой выявлены многие закономерности, позволяющие учитывать в воспитательной работе те или иные особенности граждан разного пола, возраста, образовательного уровня и т.п. Это может быть использовано и в работе с осужденными.
44030. Организация участка по восстановлению и ремонту деталей автотранспорта на примере восстановления шестерни КПП трактора Т150 1.09 MB
  Машины в процессе эксплуатации могут достичь такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП уже технически невозможен или экономически не выгоден. До такого состояния автомобиль может быть доведён в очень короткий срок, вследствие
44031. Психолого-педагогические исследования задержки психического развития 201.5 KB
  Такой подход является односторонним и не раскрывает всей сложности проблемы ЗПР. В нашей стране первые клинические и педагогические исследования проблемы ЗПР появились в конце 60х годов. Значительное количество работ отечественных клиницистов было посвящено анализу причин возникновения ЗПР в детском возрасте. причинах возникновения ЗПР Г.