413

Инженерные решения в разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

Курсовая

География, геология и геодезия

Решения инженерных задач горной промышленности. Принятия управленческих и проектных решений в недропользовании на примере открытых горных работ, формирующих наибольшую нагрузку на окружающую среду.

Русский

2013-01-06

320.5 KB

85 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОДГОТОВКА ГОРНЫХ ПОРОД К ВЫЕМКЕ

1.1. Выбор способа подготовки горных пород к выемке.

Техническая характеристика СБШ-400-55

1.2. Параметры взрывных работ

1.3. Определение парка буровых станков

2. ЭКСКАВАЦИЯ

2.1. Выбор модели экскаватора.

3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ

4. БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ

4.1. Обоснование параметров отвала

4.2. Выбор модели бульдозера, фронта разгрузки отвала и числа бульдозеров

Меры безопасности при эксплуатации автотранспорта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Как и любое производство, добыча полезного ископаемого и извлечение вмещающих пустых пород в карьере состоит из ряда основных и вспомогательных технологических процессов. К основным процессам горного производства относят: подготовку горной массы к выемке; выемочно-погрузочные работы; перемещение горной массы от пунктов погрузки в пункты приема полезного ископаемого и пустых пород; отвалообразование.

Цель курсового проекта – овладение практическими навыками принятия технических решений в инженерных вопросах при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.

Курсовое проектирование решает следующие основные задачи:

  1.  закрепление теоретических основ пройденного материала;
  2.  знакомство с методами принятия управленческих и проектных решений в недропользовании на примере открытых горных работ, формирующих наибольшую нагрузку на окружающую среду;
  3.  приобретение навыков решения инженерных задач горной промышленности, овладение основами определения параметров карьера, выбора основного горно-транспортного оборудования, а также технологических показателей открытой разработки месторождений с учетом современных горнотехнических условий разработки.


1. ПОДГОТОВКА ГОРНЫХ ПОРОД К ВЫЕМКЕ

1.1. Выбор способа подготовки горных пород к выемке.

 Способ подготовки.

Подготовка горных пород к выемке является первым основным технологическим процессом и производится с целью обеспечения безопасности горных работ, получения необходимого качества добываемого сырья, технической возможности и наилучших условий применения средств механизации.

Различают невзрывные и взрывные способы подготовки горных пород к выемке. Взрывные работы производятся в тех случаях, когда непосредственная выемка пород невозможна или затруднена без предварительного их отделения от массива. В нашем случае используется буровзрывной способ отбойки горной массы вертикальными скважинными зарядами.

 Расчет величины диаметра скважины

,

         

где – высота добычного уступа;

– удельный расход ВВ;

– плотность заряжания сыпучих и гранулированных ВВ.

Выбор бурового станка.

С учетом величины диаметра скважины и крепости пород выбираем шарошечный буровой станок СБШ-400-55. Поэтому  – диаметр скважины для выбранной модели бурового станка (табл.1).

Техническая характеристика СБШ-400-55

Таблица 1

Показатели

СБШ-400-55

Диаметр скважины

400

Глубина бурения

55

Крепость горных пород

8 – 18

Техническая производительность

м/ч

25-12

1.2. Параметры взрывных работ

Расчет величины линии сопротивления по подошве :

,               

где – диаметра скважины для СБШ-400-55.

Проверка величины линии сопротивления по подошве по возможности безопасного обуривания уступа: .

Рассчитанная величина линии сопротивления по подошве удовлетворяет данному условию: .

Таким образом, при безопасное обуривание уступа воможно, что свидетельствует о правильном выборе бурового станка.

  •  ,              

где – угол откоса уступа, ;

– безопасное расстояние от гусениц станка до верхней бровки уступа.

  •  .

              

Расчет величины глубины перебура :

.

            

Расчет величины длины забойки :

.

              

Расчет величины длины заряда ВВ :

.               

Расчет величины глубины скважины :

.                

Расчет величины расстояния между скважинами в ряду :

,       

где – коэффициент сближения скважин.

Расчет величины общего заряда ВВ :

.

Расчет величины вместимости  скважины :

,            

где – диаметра скважины для СБШ-400-55.

Проверка массы заряда ВВ по условию вместимости в скважину: .

Рассчитанная величина вместимости  скважины удовлетворяет данному условию: .

.

     

Расчет величины расстояния между рядами скважин при многорядном короткозамедленном взрывании (КЗВ) :

.

           

Расчет величины ширины взрывной заходки :

,    

где – число рядов скважин.

Расчет величины высоты развала при многорядном КЗВ :

.

    

Расчет величины ширины развала (от линии первого ряда скважин) :

,

где F =10 – группа пород по СНиПУ;

угол между направлением линии откоса уступа и линией одновременно взрываемых скважин,

Расчет ширины развала взорванного уступа :

.            

Расчет величины объема взрывного блока из расчета подготовленности для экскаватора запаса взорванной горной массы на двухнедельный срок :

,            

где – сменная эксплуатационная производительность экскаватора (см. раздел «Экскавация», формула (*));

– согласно режиму работы экскаваторного оборудования.

Расчет величины длины взрывного блока :

.              

Расчет числа скважин во взрывном блоке :

           

Расчет величины выхода горной массы с  скважины :

.             

1.3. Определение парка буровых станков

Расчет величины общей длины скважин, которую необходимо пробурить за год, :

,            

где – годовая производительность карьера по скальной горной массе;

– коэффициент потерь скважин.

  •  Расчет величины годовой производительности карьера по скальной горной массе .

Поскольку подготовка всей горной массы в карьере осуществляется буровзрывным способом, то  вычисляем по следующей формуле:

,          

где – годовая производительность карьера по вскрышным породам;

– годовая производительность карьера по полезному ископаемому.

  •  Расчет величины годовой производительности карьера по полезному ископаемому :

,             

где   – годовая производительность карьера по полезному ископаемому согласно исходным данным;

– плотность полезного ископаемого.

  •  Расчет величины годовой производительности карьера по вскрышным породам :

     ,

где   – текущий коэффициент вскрыши.

Расчет необходимого количества буровых станков в карьере :

,            

где – общая длина скважин, которую необходимо пробурить за       год;

– производительность бурового станка;

– количество смен бурения одним станком в году.

  •  Сменная производительность бурового станка:

где       - продолжительность смены;

 - продолжительность выполнения основных операций;

Тв – продолжительность выполнения вспомогательных операции, приходящаяся

     на 1 м скважины; Тв можно применять 2-5 мин для станков типа СБШ;  

     Тв = 3 мин = 0,05 ч

 - коэффициент использования сменного времени.

  •  Коэффициент использования сменного времени

где Тп.з. – продолжительность подготовительно-заключительных операций; ч.

Тр – продолжительность регламентированных перерывов; ч.

Тп.з., Тр  - в сумме составляют 0,5-1 часа; Тп.з.р =0,6

Твп – продолжительность  внеплановых простоев в течение смены(1-1,5); Твп=1,0ч.

  •   Продолжительность основных операций, приходящихся на 1 м скважины:

где  - техническая скорость бурения для f = 16

Зависимость технической производительности от крепости пород

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

25

23,7

22,4

21,1

19,8

18,5

17,2

15,9

14,6

13,3

12

При крепости породы f = 16 техническая производительность будет равна 14,6.

Расчет списочного количества буровых станков :

,             

где – коэффициент резерва.

Вывод:  

  •  ширина развала при многорядном взрывании составляет 48,35 м, ширина взрывной заходки – 40,7 м
  •  в ходе расчетов был принят буровой станок СБШ-400-55 с технической производительностью 14,6 м/ч.  
  •  списочное количество используемых буровых станков – 7 штук.


2. ЭКСКАВАЦИЯ

2.1. Выбор модели экскаватора.

Экскавация является вторым основным процессом. Выемочно-погрузочные работы заключаются в выемке горной массы из забоя и погрузке её в средства транспорта. Для данных процессов в карьерах необходим выбор модели экскаватора, который осуществляется на основе сопоставления технических характеристик серийно выпускаемых экскаваторов с параметрами (ширина и высота) развала пород взрывной заходки.

  •  Величина высоты расположения напорного вала и величина максимальной высоты черпания экскаватора должны удовлетворять следующему неравенству:

,

где      , – высота расположения напорного вала       экскаватора;

– высота развала пород взрывной заходки;

– максимальная высота черпания экскаватора.

Рассчитанная величина высоты развала пород взрывной заходки удовлетворяет данному условию, так как ; .

  •  С учетом этого выбираем одну модель экскаватора для ведения вскрышных и добычных работ: ЭКГ-12 (табл.2). Поэтому .

Техническая характеристика карьерной мехлопаты ЭКГ-12

                                                                                                                   Таблица 2

Показатели

ЭКГ-12

Вместимость ковша

12

Радиус черпания на уровне стояния

14,3

Максимальный радиус черпания

21

Максимальный радиус разгрузки

18,5

Максимальная высота черпания

15

Максимальная высота разгрузки

10,0

Рабочая скороть передвижения

н.д.

Установленная мощность двигателя

1250

Масса экскаватора с противовесом

600

Продолжительность цикла (при угле поворота )

26

 

Расчет величины ширины экскаваторной заходки :

,             

где – радиус черпания экскаватора на уровне стояния.

При ширине развала  данная ширина экскаваторной заходки обеспечивает отгрузку за кратное число проходов.

 Расчет величины сменной эксплуатационной производительности экскаватора :

,         (*)

где – емкость ковша экскаватора;

– продолжительность рабочей смены;

– коэффициент наполнения ковша экскаватора;

– коэффициент использования экскаватора во времени;

– продолжительность рабочего цикла экскаватора;

– коэффициент разрыхления горной массы в ковше экскаватора.

Расчет величины годовой эксплуатационной производительности экскаватора :

,           

где – количество смен работы экскаватора в году.

Расчет необходимого количества экскаваторов для вскрышных работ в карьере :

,             

где   – годовая производительность карьера по вскрыше.

Расчет списочного количества экскаваторов:

,              

где – коэффициент резерва экскаваторов.

Вывод: в ходе расчетов был принят экскаватор ЭКГ-12  с радиусом черпания на уровне стояния 14,3 м. Списочное количество используемых экскаваторов 3 штуки.

Перейдем к транспортированию горных пород на карьере.


3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГОРНОЙ МАССЫ

Третьим технологическим процессом является транспортирование, используемое для перемещения вскрышных пород от забоя до отвала и полезного ископаемого от забоя до обогатительной фабрики.

Вид карьерного транспорта – автомобильный.

 Выбор модели автосамосвала.

  •  Модель автосамосвала выбирается по оптимальному соотношению между емкостью кузова автосамосвала и ковша экскаватора  = 4÷5 (количество ковшей экскаватора):

,                

где – геометрический объём кузова автосамосвала;

– емкость ковша экскаватора.

, то выбираем автосамосвал  – Эвклид R170 (табл.3).

Техническая характеристика автосамосвала
Эвклид
R170

Таблица 3

Показатели

Эвклид R170

Грузоподъемность

154

Объем кузова

 

         54

Габариты:

длина

ширина

высота

11900

6650

5690

Радиус поворота (min)

12,5

Погрузочная высота

5300

Мощность двигателя

1190

Масса

101

  •  Проверка возможности перевозки установленного объема горной массы выбранной моделью автосамосвала по грузоподъемности:

где – техническая грузоподъемность автосамосвала;

– вес фактически перевозимого автосамосвалом груза;

– плотность пород вскрыши в массиве или полезного ископаемого;

– плотность полезного ископаемого;

– плотность пород вскрыши;

kн – коэффициент наполнения кузова автосамосвала (0,9-1,05); kн=1;

kр – коэффициент разрыхления пород при погрузке; kр=1,5.

а)По руде:  - верно

б)По вскрыше:  - верно

 Расчет величины продолжительности рейса автосамосвала :

,               

где  – продолжительность погрузки автосамосвала;

– продолжительность разгрузки автосамосвала;

– продолжительность движения груженого и порожнего автосамосвала;

– продолжительность маневровых операций и ожидания за рейс.

Для вскрышной породы:

Для полезного ископаемого:

  •  Расчет величины продолжительности погрузки автосамосвала :

,             

где  – продолжительность рабочего цикла экскаватора;

– коэффициент экскавации.

  •  Расчет величины коэффициента экскавации :

.              

  •  Расчет величины продолжительность движения груженого и порожнего автосамосвала :

,             

где  – продолжительности движения груженого автосамосвала;

– продолжительность движения порожнего автосамосвала;

– коэффициент учитывающий разгон и торможение самосвала;

– длина пути в грузовом направлении;

– скорость движения груженого автосамосвала;

– длина пути в порожнем направлении;

– скорость движения порожнего автосамосвала.

Для вскрышной породы:

;

Для полезного ископаемого:

 Расчет величины эксплуатационной производительности автосамосвала :

,                

где  – коэффициент использования грузоподъемности;

– продолжительность рабочей смены;

Для вскрышной породы:  

 

Для полезного ископаемого:

Расчет количества автосамосвалов, необходимых для обслуживания экскаватора, :

,                

Для вскрышной породы и полезного ископаемого:

 

Расчет величины суточного грузооборота карьера по горной массе :

,            

где   – годовая производительность карьера по горной массе;

– количество суток работы автотранспорта в год.

Для вскрышной породы: ;

Для полезного ископаемого: .

 Расчет величины рабочего парка автосамосвалов, обеспечивающего суточный грузооборот карьера :

,                

где – суточный грузооборот карьера по горной массе;

– коэффициент неравномерности работы автотранспорта;

– количество смен работы экскаватора в сутки.

Для вскрышной породы: .

Для полезного ископаемого: .

 Расчет величины инвентарного (списочного) парка автосамосвалов :

,                

где   – коэффициент резерва автосамосвалов.

Для вскрышной породы: .

Для полезного ископаемого: .

Вывод:

  •  Для обеспечения транспортирования вскрышной породы и руды был выбран автосамосвал типа Эвклид R170 с грузоподъёмностью 154 т и объёмом кузова 54 м3.
    •  Суточный грузооборот руды составляет 19607,84 т/сутки; суточный оборот вскрышной породы составляет 37254,91 т/сутки.
    •  Для транспортирования руды необходимо использовать 6 автосамосвалов.
    •  Для транспортирования вскрышной породы необходимо использовать 12 автосамосвалов.


4. БУЛЬДОЗЕРНОЕ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ

4.1. Обоснование параметров отвала

Открытая разработка месторождений полезных ископаемых связана с необходимостью выемки и перемещения значительных объёмов вскрышных пород, которые складируются на специально отводимых для этой цели площадях. Насыпь, образующаяся в результате складирования вскрышных пород, называется отвалом, а совокупность производственных процессов по размещению вскрышных пород в отвал – отвальными работами. Способ отвалообразования зависит от физико-механических свойств пород, схемы механизации работ и вида транспорта.

При автомобильном транспорте наибольшее распространение получил бульдозерный способ отвалообразования. Развитие отвала принимается периферийное, отвал – одноярусный.

Высота отвала для полускальных пород согласно рекомендациям НТП составляет 40 м. В целях безопасности ведения работ ширина отвала должна быть не менее 100 м, а в пределах фронта разгрузки автосамосвала предусматривается отсыпка предохранительного вала из породы высотой 1м и шириной основания 2 м.

Расчет годового приращения площади отвала:

где  - объем вскрыши, подлежащей размещению в отвале в течение года;

- остаточный коэффициент разрыхления породы в отвале, ;

 - высота отвала;

 - коэффициент, учитывающий использование площади отвала при

одноярусном отвале, .

Для ведения работ на отвале, учитывая технические характеристики принятой модели автосамосвала, выбираем модель бульдозера: ДЗ-141ХЛ (табл.4).

Техническая характеристика бульдозера отечественного производства
(с неповоротным отвалом) ДЗ-141ХЛ

Таблица 4

Показатели

ДЗ-141ХЛ

Базовый трактор

Т-500Р-1

Мощность двигателя

367

Длина отвала

4800

Высота отвала

2000

Масса с трактором

59,9

4.2. Выбор модели бульдозера, фронта разгрузки отвала и числа бульдозеров

Выбор модели бульдозера, фронта разгрузки отвала и числа бульдозеров.

Для ведения работ на отвале, учитывая технические характеристики принятой модели автосамосвала, выбираем модель бульдозера ДЗ-141ХЛ.

Расчет величины суточного вскрышного грузопотока карьера :

,            

где   – годовая производительность карьера по вскрышным породам;

– количество суток работы отвала в год.

Расчет величины приемной способности  длины отвального фронта :

,              

где  – фактическая вместимость кузова автосамосвала;

– коэффициент кратности разгрузки;

– ширина кузова автосамосвала.

 Расчет количества автосамосвалов, разгружающихся на отвале в течение часа, :

,          

где  – коэффициент неравномерности работы автотранспорта;

– коэффициент разрыхления породы в кузове автосамосвала;

– число рабочих смен в сутки отвального цеха;

– продолжительность рабочей смены;

– объем породы, фактически перевозимой автосамосвалом за рейс.

 Расчет количества одновременно разгружающихся на отвале автосамосвалов :

,            

где  – количество автосамосвалов, разгружающихся на отвале в течение часа;

– продолжительность разгрузки автосамосвала на отвале;

– время на маневры автосамосвала при разгрузке отвале.

 

Расчет величины длины фронта разгрузки :

,              

где  – ширина полосы по фронту, занимаемой одним автосамосвалом при маневрировании.

 Расчет количества отвальных участков, на которых одновременно осуществляется разгрузка автосамосвалов :

,               

где  – длина фронта одного разгрузочного участка.

 Расчет количества участков, находящихся в одновременной планировке, :

               

 Расчет количества резервных участков :

            

 Расчет величины общей длины отвального фронта :

.              

 Расчет величины сменной эксплуатационной производительности бульдозера (в целике) :

где  – объем породы в плотном теле, перемещаемый отвалом бульдозера;

– продолжительность рабочей смены;

– продолжительность подготовительно-заключительных операций;

– коэффициент использования бульдозера во времени;

– коэффициент учитывающий потери породы в процессе работы бульдозера;

– коэффициент учитывающий уклон на участке работы;

– продолжительность рабочего цикла бульдозера;

– коэффициент разрыхления отсыпанной породы.

 Расчет величины объем породы в плотном теле, перемещаемый отвалом бульдозера, :

,             

где  – длина отвала бульдозера;

– высота отвала бульдозера;

 – угол естественного откоса перемещаемой бульдозером породы, .

 Расчет количества бульдозеров в работе :

,     

где  – суточный вскрышной грузопоток карьера;

– производительность бульдозера;

– число рабочих смен в сутки отвального цеха.

 Расчет величины инвентарного парка бульдозеров :

,            

где  – количество бульдозеров в работе;

– ремонтный парк бульдозеров;

– резервный парк бульдозеров.

  •  Расчет величины ремонтного парка бульдозеров :

,             

  •  Расчет величины резервного парка бульдозеров :

,             

Вывод:

Были определены параметры отвала: высота отвала – 40 м, годовое приращение площади отвала – 37803,6 м2/год. Также был определен фронт разгрузки отвала.

В соответствие с существующими рекомендациями для автосамосвала Эвклид R170 была выбрана рациональная модель бульдозера ДЗ-141ХЛ, с базовым трактором Т-500Р-1. Также был рассчитан ремонтный парк бульдозеров – 1 шт, резервный парк бульдозеров – 1 шт и инвентарный парк бульдозеров – 5 единиц техники.

Меры безопасности при эксплуатации автотранспорта

Проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог (как наземных, так и внутрикарьерных) должны осуществляться с соблюдением требований СНиП в части обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» ответственность за соответствие дорог установленным требованиям по безопасности дорожного движения в части плана и профиля на этапе проектирования возлагается на проектировщика, а на этапах эксплуатации, реконструкции и строительства – на руководителя предприятия (организации), в ведении которого находятся эти дороги.

Временные въезды в траншеи должны устраиваться так, чтобы вдоль их при движении транспорта оставался свободный проход шириной не менее 1,5 м. При затяжных уклонах дорог (i более 0,06) должны устраиваться горизонтальные площадки с уклоном i меньше 0,02, длиной не менее 50 м и не более чем через 600 м длины затяжного уклона.

Проезжая часть дороги внутри контура карьера должна быть ограждена от призмы обрушения земляным валом или защитной стенкой, при этом внутренняя бровка вала должна быть вне призмы обрушения.

В зимнее время автодороги должны систематически очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или мелким щебнем.

Автомобиль должен быть технически исправным и иметь зеркало заднего вида, действующую световую и звуковую сигнализации, освещение и исправные тормоза.

Скорость и порядок движения автомобилей на дорогах карьера устанавливаются администрацией предприятия с учетом местных условий, качества дорог и состояния транспортных средств.

Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью больше 15 т должна осуществляться специальными тягачами.

Запрещается оставлять на проезжей части дорог неисправные автосамосвалы (допускается кратковременное оставление транспорта в случае его аварийной поломки при ограждении автомобиля с двух сторон предупредительными знаками).

Шиномонтажные работы должны осуществляться в отдельных местах или на специальных участках. Контроль за техническим состоянием, соблюдением ПДД должны обеспечиваться автохозяйством.

Разовый заезд в карьер автомобилей другого предприятия допускается только с разрешения администрации карьера, после инструктажа с записью в журнал.

Инструктирование по ТБ производится администрацией карьера совместно с администрацией автохозяйства, и после практического ознакомления с маршрутами движения должны выдаваться удостоверения на право работы в карьере. На карьерных автомобильных дорогах движение автомашин должно производиться без обгона.

При погрузке автомобилей экскаваторами должны выполняться следующие условия:

а)  ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

б) находящийся под погрузкой автомобиль должен быть заторможен

в) погрузка в кузов должна производиться только сбоку или сзади, запрещается перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля;

г) нагруженный автомобиль должен следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

При отсутствии защитного козырька водитель грузовика обязан выйти при погрузке из кабины и находиться за пределами радиуса действия ковша экскаватора.

При работе автосамосвала в карьере запрещается:

а) движение автосамосвала с поднятым кузовом;

б) ремонт и разгрузка под ЛЭП;

в) движение задним ходом к месту погрузки на расстояние более 30 м (за исключением случаев проведения траншей);

г) переезжать через кабели, проложенные по почве без специальных предохранительных укрытий;

д) перевозить посторонних людей в кабине;

е) оставлять автомобили на уклонах и подъемах;

ж) производить запуск двигателя, используя движение автомобиля под уклон.

Во всех случаях при движении автосамосвала задним ходом должен подаваться непрерывный звуковой сигнал (при грузоподъемности больше 10 т должна быть автоматическая подача звукового сигнала).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В результате выполнения данной работы был составлен  проект отработки участка месторождения при заданных условиях.

Выполнение проекта позволило закрепить знания, полученные при изучении дисциплины «Основы геологии и горного дела при открытых горных работах», а также детально ознакомиться с основными технологическими процессами: подготовка горной массы к выемке, выемочно-погрузочные работы; перемещение горной массы от пунктов погрузки в пункты приема полезного ископаемого и пустых пород; отвалообразование.

В соответствии с горно-геологическими условиями произведен расчет основных параметров технологических процессов при открытой разработке месторождения, определен необходимый парк горно-транспортного оборудования.

Для подготовки горных пород к выемке буровзрывным способом необходимо иметь в наличии 7 буровых станков типа СБШ-400-55. Для выемочно-погрузочных работ необходимое количество экскаваторов модели ЭКГ-12 в карьере – 3 единицы. Требуется 18 автосамосвалов модели Эвклид R170 в карьере для транспортирования горной массы. При отвалообразовании необходимо 15 бульдозеров в карьере.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. Федеральный горный и промышленный надзор России, 2002.
  2.  Ржевский В.В. Открытые горные работы. Учебник для вузов, ч.1. Производственные процессы. М.: Недра, 1985.
  3.  Томаков П.И., Наумов И.К. Технология, механизация и организация открытых горных работ: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. –М.: Изд-во Моск. горного ин-та,1992. – 464 с.
  4.  Шпанский О.В., Буянов Ю.Д. Технология и комплексная механизация добычи нерудного сырья для производства строительных материалов. М.: Недра, 1996.
  5.  Фомин С.И. Основы  технологии  горного  производства. Учебное пособие. СПГГИ, СПб., 1993.
  6.  Справочник. Открытые горные работы. М.: Горное бюро, 1994.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51164. ФЛЭШ-ПЯМЯТЬ 362 KB
  В схемах флэш-памяти не предусмотрено стирание отдельных слов, стирание информации осуществляется либо для всей памяти одновременно, либо для достаточно больших блоков. Это позволяет упростить схему ЗУ и позволяет повысить степень интеграции и быстродействия.
51165. Введение в лингвистику 2.86 MB
  Лингвистика как наука о языке возникла лишь в XIX веке, но интерес людей к языку насчитывает уже более двух тысячелетий. Почему столько веков человек пытается познать природу языка. Ведь в отличие от медицины, генетики, химии и других наук успехи лингвистики лишь косвенно связаны с проблемами выживания человеческого рода. Да и научились ли мы лучше понимать друг друга, изучая основное средство общения - язык...
51168. Исследование интегрального датчика температуры LM60 89.22 KB
  Цель: изучить конструкцию интегрального датчика температуры LM60 его свойства применение научиться снимать статистическую характеристику. Вывод: изучили свойства интегрального датчика температуры LM60 его применение научились снимать...
51169. Исследование работы термометра сопротивления 56.06 KB
  Цель: изучить конструкцию термометра сопротивления его свойства применение научиться снимать статистическую характеристику.
51170. Исследование работы термоэлектрического преобразователя 56.5 KB
  Цель: изучить конструкцию термоэлектрического преобразователя его свойства применение научиться снимать статистическую характеристику.
51172. Елизавета Петровна - русская императрица 86.35 KB
  Смерть жениха расстроила и этот брак а за последовавшей вскоре после того кончиной Екатерины I заботы о замужестве Елизаветы совершенно прекратились. Но теперь за изменение участи Елизаветы взялось само общество. Путем возведения на престол Елизаветы первый думал отвлечь Россию от союза с Австрией а второй вернуть Швеции завоеванные Петром Великим земли. Арест Брауншвейгской фамилии произошел очень быстро не вызвав никакого кровопролития и на другой день появился манифест кратко возвещавший о вступлении Елизаветы на престол.