4141

Мультиплексоры и демультиплексоры

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Мультиплексоры и демультиплексоры относятся к классу комбинационных устройств, которые предназначены для коммутации потоков данных в линиях связи по заданным адресам. Большая часть данных в цифровых системах передае...

Русский

2012-11-13

372.5 KB

497 чел.

Мультиплексоры и демультиплексоры

Мультиплексоры и демультиплексоры относятся к классу комбинационных устройств, которые предназначены для коммутации потоков данных в линиях связи по заданным адресам. Большая часть данных в цифровых системах передается непосредственно по проводам и проводникам печатных плат. Часто  возникает необходимость в передаче информационных двоичных сигналов (или аналоговых в аналого-цифровых системах) от источника сигналов к потребителям. В некоторых случаях нужно передавать данные на большие расстояния по телефонным линиям, коаксиальным и оптическим  кабелям. Если бы все данные передавались одновременно по параллельным линиям связи, общая длина таких кабелей была бы слишком велика и они были бы слишком дороги. Вместо этого данные передаются по одному проводу в последовательной форме и группируются в параллельные данные на приемном конце этой единственной линии связи. Устройства,  используемые для подключения одного из источников данных с заданным номером (адресом) к линии связи, называются мультиплексорами. Устройства,  используемые для подключения линии связи к одному из приемников информации с указанным адресом, называются демультиплексорами. Параллельные данные одного из цифровых устройств с помощью мультиплексора могут быть преобразованы в последовательные информационные сигналы, которые передаются по одному проводу. На выходах демультиплексора эти последовательные входные сигналы могут быть снова сгруппированы в параллельные данные.

1. Мультиплексоры

Теоретические  сведения

В цифровых устройствах часто возникает необходимость передать цифровую информацию от    m   различных устройств к   n приёмникам через канал общего пользования. Для этого на входе канала, устанавливают   устройство М (рис.1.1), называемое мультиплексором, которое согласно коду адреса Аm подключает к каналу один из m («1 из m») источников информации, а на выходе канала устройство DM (демультиплексор) обеспечивает передачу информации к приемнику, имеющему цифровой адрес Аn.

То есть мультиплексор – это комбинационное устройство, предназначенное для подключения одного из n входных сигналов к общему выходу в соответствии с кодом адреса. Применительно к  компьютерной схемотехнике: мультиплексор – это функциональный узел цифровой системы, предназначенный для коммутации (переключения) информации от одного из m адресуемых входов на общий выход. Номер конкретной входной линии, подключаемой к выходу, в каждый такт машинного времени определяется адресным кодом А0,…Аk-1. Связь между числом информационных m и адресных k входов определяется соотношением m2k. Таким образом, мультиплексор реализует управляемую передачу данных от нескольких входных линий в одну выходную.

Принцип работы мультиплексора (и демультиплексора) наглядно демонстрирует  рис. 1.1.

Рис. 1.1

Функция мультиплексоров в поле типа ЛЭ записывается буквами MUX (multiplexor). Условное графическое обозначение (УГО) мультиплексора показано на  рис.1.2.

Рис. 1.2

Мультиплексоры применяются для коммутации отдельных линий или групп линий (шин), преобразования параллельного кода в последовательный, реализации логических функций нескольких переменных, построения схем сравнения, генераторов кодов. Применительно к мультиплексорам пользуются так же термином «селекторы» данных.

Мультиплексоры включают в себя дешифратор адреса. Сигналы дешифратора управляют логическими вентилями, разрешая передачу информации только через один из них. Логика функционирования  мультиплексора для    m=4 описывается табл.1.1, где     x0,...,x3 – выходы независимых источников информации, а переменные А0, А1 являются адресными, т.е. представляют в двоичном коде номер информационного входа, подключаемого в данный момент к выходу Y. Тогда функционирование мультиплексора описывается  таблицей истинности табл. 1.1:

Информ.

входы

Адрес

А1  А0

Выход Y =

х3х2х1х0

0    0

0    1

1    0

1   1

х0

х1

х2

х3

Табл. 1.1

В  терминах  булевой алгебры  функция мультиплексора имеет вид:

.

Простейший мультиплексор, реализующий заданное табл.1.1 преобразование, может быть построен на логических элементах И, ИЛИ в сочетании с дешифратором адреса. В такой структуре сигнал на выходе мультиплексора Y устанавливается с задержкой адресных сигналов в логических ступенях дешифратора (рис.1.3,а).

Быстродействие мультиплексора можно увеличить, если совместить дешифратор адреса и информационные вентили (рис.1.3,б).

Стробирующий вход С (на рис.1.3,б) используется для исключения несанкционированного подключения к выходу случайных входов на время смены адресов. Короткий запирающий импульс (строб-импульс) обеспечивает отключение выхода от входов на время переадресации.

Рассмотрим некоторые схемотехнические применения мультиплексоров. Вполне очевидным является использование мультиплексора в качестве преобразователя параллельного m-разрядного двоичного кода в последовательный. Для этого достаточно на входы мультиплексора подать параллельный код и затем последовательно изменять код адреса в требуемой последовательности. При этом во избежание появления ложного сигнала на выходе мультиплексора строб-импульс на время переключения адреса должен отключать выход от входов.

  а).      б).

Рис. 1.3

Мультиплексоры могут быть использованы для построения логических функций нескольких переменных в виде дизъюнктивной нормальной формы. Пусть логическая функция определена пятью независимыми переменными. Если их подать на адресные входы, соответствующего мультиплексора на 25 = 32 информационных входа (мультиплексорное дерево), то для получения на выходе Q любой функции пяти переменных достаточно подать логические   единицы   на информационные входы, адрес которых совпадает с минтермами синтезируемой функции. На остальные входы необходимо подать логические нули, исключив тем самым соответствующие комбинации из выходной функции. Такой метод приемлем, если функция m переменных содержит близкое к 2m   количество минтермов, в противном случае схема получается избыточной.

Мультиплексор может быть использован более эффективно, если аргументы функций подавать не только на адресные, но и на информационные входы. Для этого аргументы синтезируемой функции f(х1…,хm) разделяются на информационные входы Di и адресные входы   (Аj) так, чтобы последними управляли переменные, наиболее часто входящие в минтермы функции.

В интегральном исполнении мультиплексоры выпускают на четыре, восемь или шестнадцать входов. Каскадирование мультиплексоров позволяет реализовать коммутацию произвольного числа входных линий на базе серийных микросхем мультиплексора меньшей разрядности. Пример построения схемы мультиплексоров на 16 входов на основе типовых 4-входовых мультиплексоров показан на рисунке 1. Такая схема называется мультиплексорным деревом.

Рис. 1.4

Алгоритм синтеза устройства, реализующего логическую функцию на основе мультиплексора, включает в себя следующие операции:

  •  представить функцию в виде СДНФ;
  •  для данной СДНФ заполнить карту Карно (Вейча);
  •  на карте Карно (Вейча) выделить области по количеству информационных входов мультиплексора. Количество строк m и столбцов n в таких областях должно удовлетворять условию: m,n=2k, где k=0,1,2,…Переменные, сохраняющие свое значение в пределах выделенных областей, являются адресными, а остальные – информационными;
  •  подать адресные переменные любым способом на адресные входы выбранного (или заданного) мультиплексора, определив таким образом однозначное соответствие адресных областей определенному информационному входу;
  •  для каждой области найти МДНФ/МКНФ относительно информационных переменных, для управления информационными входами;
  •  с помощью тождественных преобразований МДНФ/МКНФ привести к виду, удобному для совместной реализации;
  •  реализовать схемы по каждому информационному входу мультиплексора в выбранном элементном базисе.

Приведем пример построения мультиплексора, реализующего некоторую функцию:

Для данной функции построим карту Карно:

2. Пусть задан мультиплексор с 4 информационными входами (2 входа – адресные). На карте Карно выделим адресные области. Для выбранного варианта разбиения на адресные области адресными стали переменные X1, X3. Их можно двумя способами подать на адресные входы: A1=X1, A0=X3 либо A1=X3, A0=X1 (способ подачи не имеет значения). Тогда адресным областям  соответствуют информационные входы D0, D1, D2, D3  (показаны на карте Карно). Адресные области определяют функции управления соответствующим информационным входом мультиплексора.

  1.  Минимизируем функции управления:

,  D1=X0,  D2=X0,

Реализуем полученные функции  (рис. 1.5):

Рис. 1.5

Исследование мультиплексора

Цель работы – исследование логики функционирования, статических и динамических параметров комбинационных устройств на примере четырехвходового мультиплексора, построенного на элементах Шеффера.

Принципиальная схема четырехвходового мультиплексора приведена на рис. 1.6.

Рис. 1.6

Рабочее задание

  1.  Собрать исследуемую схему мультиплексора (рис. 1.7).  На схеме генераторы прямоугольных импульсов G1, G2, G3, G4 имитируют источники входных данных, а 2-разрядный двоичный счетчик на триггерах Тг1, Тг2 обеспечивает периодическую смену адресов мультиплексора.

Рис. 1.7

  1.  Установить параметры генераторов на информационных входах D0, D1, D2, D3 и параметры нагрузки (Rн,  Cн).
  2.   Исследовать переходные процессы в мультиплексоре. Определить по осциллограммам входных и выходных сигналов статические ,  и динамические параметры схемы , , , ,  а также .
  3.  С помощью логического анализатора исследовать логику работы мультиплексора.
  4.  Задокументировать для отчета снятые в экспериментах временные диаграммы и характеристики. Сформулировать в отчете по выполненной работе выводы по результатам исследований и подготовить ответы на контрольные вопросы.

Методические указания

  1.  В схеме (рис. 1.7) использовать модели идеальных компонентов или серии ЛЭ, заданные преподавателем.
  2.  Подать сигналы от генераторов с частотами f0, f1, f2, f3, f4 – по заданию преподавателя, источник напряжения V1 = Uип .
  3.  При нормальном функционировании мультиплексора на его выходе должны сформироваться серии импульсов с частотами f1, f2, f3, f4 (вход осциллоскопа В).  Для исследования переходных процессов в мультиплексоре отключите генератор G0 от входа триггера Тг1 и подключите его ко входам R триггеров.. Определите частоту статические и динамические параметры сигнала на выходе мультиплексора.
  4.  Подключите генератор G0 ко входу триггера Тг1, а входы Logic Analyzer -  в точки схемы, как показано на рис. 1.7.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое мультиплексор и для чего мультиплексоры используются?
  2.  Приведите уравнение, описывающее работу четырехвходового мультиплексора.
  3.  Объясните назначение адресных входов.
  4.  Объясните назначение информационных входов.
  5.  Для чего в мультиплексорах  используется стробирующий вход?
  6.  От чего зависит быстродействие мультиплексора?
  7.  Для чего применяют каскадирование мультиплексоров?

2. Демультиплексоры

Теоретические сведения

Демультиплексором называется функциональный узел компьютера, предназначенный для коммутации (переключения) сигнала единственного информационного входа D на один из n информационных выходов. Номер выхода, на который в каждый такт машинного времени подается значение входного сигнала, определяется адресным кодом A0,A1…,Am-1. Адресные входы m и информационные выходы n связаны соотношением n2m. В  качестве  демультиплексора  может быть использован дешифратор  DC.  При  этом  информационный сигнал  подается  на  вход  разрешения  Е (от  англ.  enable – разрешение).   Стробируемый  демультиплексор  с информационным входом D, адресными входами А1, А0 и стробирующим входом С показан на рисунке 2.1. Демультиплексор выполняет функцию, обратную функции мультиплексора. Применительно к мультиплексорам и демультиплексорам пользуются так же термином «селекторы» данных.

Рис. 2.1

Демультиплексоры используют для коммутации отдельных линий и многоразрядных шин, преобразования последовательного кода в параллельный. Как и мультиплексор, демультиплексор   включают в себя дешифратор адреса. Сигналы дешифратора управляют логическими вентилями, разрешая передачу информации только через один из них (рис.1.1)

Логика функционирования демультиллексора для случая n=4 иллюстрируется табл. 2.1, где y0,…,у3 – входы приемников информации.

Вход

Адрес А1   А0

Выход Y0Y1Y2Y3

D

0    0

0    1

1    0

1    1

0 0 0 D

0 0 D 0

0 D 0 0

D 0 0 0

Табл. 2.1

Рис. 2.2

Рабочее задание

  1.  Собрать исследуемую схему мультиплексора (рис. 2.4).  На схеме генератор прямоугольных импульсов G1 имитирует источник входных данных, а 2-разрядный двоичный счетчик на триггерах Тг1, Тг2 обеспечивает периодическую смену адресов мультиплексора. (рис. 2.4).

Рис. 2.3

Рис. 2.4

  1.  Установить параметры генераторов (информационный – G1, адресный – G0) и параметры нагрузки (Rн,  Cн).
  2.  Исследовать переходные процессы в демультиплексоре. Определить по осциллограммам входных и выходных сигналов статические ,  и динамические параметры схемы , , , ,  а также .
  3.  С помощью логического анализатора исследовать логику работы демультиплексора.
  4.  Задокументировать для отчета по лабораторной работе снятые в экспериментах временные диаграммы и характеристики. Сформулировать в отчете по выполненной работе выводы по результатам исследований и подготовить ответы на контрольные вопросы.

Методические указания

  1.  В схеме (рис. 2.4) использовать модели идеальных компонентов или серии ЛЭ, заданные преподавателем.
  2.  Подать сигналы от генераторов с частотами fD, fA – по заданию преподавателя.
  3.  При нормальном функционировании демультиплексора на его выходах должны сформироваться пачки импульсов с частотой  fA и частотой в пачке fD.  Для исследования переходных процессов в мультиплексоре отключите генератор G0 от входа триггера Тг1 и подключите его ко входам R триггеров.. Определите статические ,  и динамические , , , ,  .параметры сигнала на выходе демультиплексора.
  4.  Подключите генератор G0 ко входу триггера Тг1, а входы Logic Analyzer -  в точки схемы, как показано на рис. 2.

Контрольные вопросы

  1.  Что такое демультиплексор и для чего демультиплексоры используются?
  2.  Приведите уравнения, описывающие работу демультиплексора на четыре выхода.
  3.  Объясните назначение адресных входов.
  4.  Для чего в демультиплексорах  используется стробирующий вход?
  5.  От чего зависит быстродействие демультиплексора?
  6.  Для чего применяют каскадирование демультиплексоров?

Литература

  1.  Элементы цифровой схемотехники: Учеб. пособие/ В.П.Сигорский,  В.И. Зубчук, А.Н. Шкуро.  –Киев: УМК ВО, 1990.
  2.  Бабіч Н.П., Жуков І.А. Комп’ютерна схемотехніка. Київ 200
  3.  Зубчук В.И., Сигорский В.П., Шкуро А.Н. Справочник по цифровой схемотехнике. – К.: “Техніка”, 1990.  
  4.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41477. Нестандартні уроки як засіб підвищення якості знань учнів на уроках математики 111.46 KB
  Головним завданням педагога – є не тільки чітке усвідомлення мети кожного окремого уроку, а й розуміння важливості проведеного заняття як органічної ланки загального ланцюжка даної теми, розділу, курсу, циклу, всього навчально-виховного процесу.
41478. Жизнь первобытных людей 12.4 MB
  Животный мир пестрел удивительными видами осанки, которые находят во время раскопок. Климат был теплым и влажным. Исполинские папоротники покрывали землю.
41479. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан 601.01 KB
  Целью фундаментальной юридической дисциплины «Уголовное процессуальное право Республики Казахстан» является усвоение студентами сложной и многогранной деятельности государственных органов и должностных лиц по возбуждению, предварительному расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
41480. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 948 KB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология человека» является составной частью учебно-методических материалов по данной учебной дисциплине (УМК «Психологии человека. Часть I».) и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
41481. Входная информация формирования объема предложений по организации грузовых автомобильных перевозок 281 KB
  Оборотные средства включают в свой состав, как производственные запасы, так и денежные ресурсы, находящиеся в обращении. Стоимость оборотных средств определяем
41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...